Напоминание

«В детский сад без слез!»


Автор: Бобровская Анна Денисовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 44"
Населённый пункт: Город "Усолье-Сибирское"
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «В детский сад без слез!»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка: «В детский сад без слез!»

Организация успешной адаптации детей раннего возраста (1-2 года) к

условиям дошкольного образовательного учреждения

1. Пояснительная записка

Актуальность: Поступление в детский сад – сложный период в жизни ребенка раннего

возраста. Резкое изменение окружающей среды, режима дня, разлука с мамой являются

мощным стрессовым фактором. Успешная адаптация закладывает фундамент для

полноценного психического, физического и эмоционального развития ребенка в ДОУ.

Цель: Создание благоприятных психолого-педагогических условий для мягкой и

безболезненной адаптации детей 1-2 лет к новой социальной среде.

Задачи:

o

Преодоление стрессового состояния у детей в период поступления в детский сад.

o

Формирование положительного эмоционального отношения к детскому саду,

воспитателю, другим детям.

o

Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

o

Развитие навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

o

Обеспечение тесного сотрудничества и единства требований ДОУ и семьи.

Целевая группа: Дети 1-2 года, родители (законные представители), воспитатели группы.

Продолжительность: Адаптационный период (средний срок – 2-3 месяца).

2. Этапы адаптационной работы

Этап I. Подготовительный (до поступления ребенка в ДОУ)

Работа с родителями:

1.

Анкетирование: «Готов ли ваш ребенок к детскому саду?», «Индивидуальные

особенности вашего ребенка».

2.

Знакомство с ДОУ: Проведение «Дня открытых дверей», экскурсия по группе.

3.

Консультации: «Как подготовить ребенка к детскому саду», «Режим дня и его

важность», «Кризис одного года».

4.

Памятки для родителей: «Что нужно принести в сад», «Как облегчить расставание

утром».

Создание предметно-развивающей среды в группе:

1.

Эмоциональный комфорт: Размещение в группе фотографий детей с семьями,

любимых игрушек из дома.

2.

Безопасность: Пространство, организованное по принципу «безопасной среды», без

острых углов, с устойчивой мебелью.

3.

Зонирование: Создание уютных «уголков уединения» (палатка, домик с мягкими

подушками), уголка с сенсорными игрушками (пирамидки, матрешки, вкладыши),

двигательной зоны.

Этап II. Основной (реализация адаптационных мероприятий)

Организация постепенного привыкания:

o

1-я неделя: Ребенок находится в группе 1-2 часа вместе с мамой (или другим близким

человеком). Цель – позитивное знакомство с новой обстановкой.

o

2-я неделя: Ребенок остается один на 2-3 часа (до прогулки или после нее). Важен

ритуал прощания: спокойно, с улыбкой, без затягивания.

o

3-4-я неделя: Ребенок остается на сон. После пробуждения его нужно сразу забрать.

o

С 1-2 месяца: Ребенок остается на полный день.

Алгоритм работы воспитателя в период острой адаптации:

1.

Тактильный контакт: Чаще брать на руки, гладить по головке, обнимать. Это дает

чувство защищенности.

2.

Эмоциональное общение: Разговаривать спокойным, ласковым голосом, улыбаться,

устанавливать зрительный контакт.

3.

Отвлечение и переключение внимания: Использовать яркие игрушки, мыльные

пузыри, музыкальные инструменты, элементы театрализации (кукольный театр).

4.

Следование режиму: Четкий режим дня дает ребенку чувство предсказуемости и

стабильности.

5.

Организация питания: Не кормить насильно. Предлагать еду в игровой форме

(«Ложка летит в ротик, как самолетик!»).

Этап III. Заключительный (анализ и подведение итогов)

Наблюдение за ребенком и заполнение «Листа адаптации».

Анализ результатов адаптации (легкая, средняя, тяжелая, дезадаптация).

Итоговое родительское собрание «Мы уже привыкли!» с обсуждением результатов.

3. Система игр и занятий в адаптационный период

ПРИНЦИП: От индивидуальной игры – к наблюдению за действиями сверстника – к

кратковременной совместной деятельности.

Направление

Название

игры

Цель

Краткое описание

Снятие

эмоционального

напряжения

«Привет,

ладошка!»

Установить тактильный

и эмоциональный

контакт.

Взрослый поочередно

прикасается к пальчикам

ребенка, называет их,

поглаживает ладошку.

«Догоню-

догоню!»

Снять напряжение,

создать радостное

настроение.

Взрослый догоняет

ребенка и, догнав,

обнимает его.

«Мыльные

пузыри»

Снять напряжение,

переключить внимание.

Воспитатель надувает

мыльные пузыри, дети

наблюдают, ловят их.

Развитие предметной

деятельности

«Что в

сундучке?»

Вызвать интерес к

игрушкам,

стимулировать

познавательную

активность.

Воспитатель достает из

красивой коробки разные

игрушки (машинка,

погремушка, мячик),

обыгрывает их.

«Собери

Развивать

Дети собирают

Направление

Название

игры

Цель

Краткое описание

шарики»

координацию, учить

простым действиям с

предметами.

разноцветные шарики

или мячики в корзину.

Формирование

положительного

отношения к

воспитателю

«Прятки с

платочком»

Вызвать

положительные эмоции,

связанные с

воспитателем.

Воспитатель накрывает

свой лицо платочком

(«Ку-ку, где Наталья

Ивановна?»), потом

накрывает личико

ребенка.

«Катаем

матрешек на

машинке»

Наладить контакт,

организовать

совместную игру.

Воспитатель вместе с

ребенком катает

игрушки, проговаривая

действия.

Развитие

взаимодействия со

сверстниками

«Хоровод»

Создать чувство

общности, единства.

Дети вместе с

воспитателем водят

хоровод («Каравай»,

«Пузырь»).

«Передай

мишку»

Учить наблюдать за

действиями сверстника,

выполнять простое

действие в группе.

Дети сидят в кругу и

передают друг другу

игрушку под музыку.

4. Критерии оценки успешности адаптации

Эмоциональное состояние: Ребенок спокоен, улыбается, редко плачет.

Социальные контакты: Ребенок идет на контакт с воспитателем, наблюдает за другими

детьми, пытается взаимодействовать.

Сон: Засыпает спокойно, сон глубокий и продолжительный.

Аппетит: Ест с аппетитом, не отказывается от пищи.

Познавательная и игровая активность: Проявляет интерес к игрушкам, окружающей

обстановке, активно исследует пространство.

5. Ожидаемые результаты

Для ребенка: Снижение уровня тревожности, формирование чувства защищенности и

доверия к воспитателю, положительное отношение к ДОУ, проявление активности в освоении

нового пространства.

Для родителей: Снижение родительской тревожности, установление партнерских,

доверительных отношений с воспитателями, получение знаний об особенностях развития

детей раннего возраста.



В раздел образования