Автор: Бобровская Анна Денисовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 44"
Населённый пункт: Город "Усолье-Сибирское"
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «В детский сад без слез!»
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка: «В детский сад без слез!»
Организация успешной адаптации детей раннего возраста (1-2 года) к
условиям дошкольного образовательного учреждения
1. Пояснительная записка
Актуальность: Поступление в детский сад – сложный период в жизни ребенка раннего
возраста. Резкое изменение окружающей среды, режима дня, разлука с мамой являются
мощным стрессовым фактором. Успешная адаптация закладывает фундамент для
полноценного психического, физического и эмоционального развития ребенка в ДОУ.
Цель: Создание благоприятных психолого-педагогических условий для мягкой и
безболезненной адаптации детей 1-2 лет к новой социальной среде.
Задачи:
o
Преодоление стрессового состояния у детей в период поступления в детский сад.
o
Формирование положительного эмоционального отношения к детскому саду,
воспитателю, другим детям.
o
Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
o
Развитие навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
o
Обеспечение тесного сотрудничества и единства требований ДОУ и семьи.
Целевая группа: Дети 1-2 года, родители (законные представители), воспитатели группы.
Продолжительность: Адаптационный период (средний срок – 2-3 месяца).
2. Этапы адаптационной работы
Этап I. Подготовительный (до поступления ребенка в ДОУ)
Работа с родителями:
1.
Анкетирование: «Готов ли ваш ребенок к детскому саду?», «Индивидуальные
особенности вашего ребенка».
2.
Знакомство с ДОУ: Проведение «Дня открытых дверей», экскурсия по группе.
3.
Консультации: «Как подготовить ребенка к детскому саду», «Режим дня и его
важность», «Кризис одного года».
4.
Памятки для родителей: «Что нужно принести в сад», «Как облегчить расставание
утром».
Создание предметно-развивающей среды в группе:
1.
Эмоциональный комфорт: Размещение в группе фотографий детей с семьями,
любимых игрушек из дома.
2.
Безопасность: Пространство, организованное по принципу «безопасной среды», без
острых углов, с устойчивой мебелью.
3.
Зонирование: Создание уютных «уголков уединения» (палатка, домик с мягкими
подушками), уголка с сенсорными игрушками (пирамидки, матрешки, вкладыши),
двигательной зоны.
Этап II. Основной (реализация адаптационных мероприятий)
Организация постепенного привыкания:
o
1-я неделя: Ребенок находится в группе 1-2 часа вместе с мамой (или другим близким
человеком). Цель – позитивное знакомство с новой обстановкой.
o
2-я неделя: Ребенок остается один на 2-3 часа (до прогулки или после нее). Важен
ритуал прощания: спокойно, с улыбкой, без затягивания.
o
3-4-я неделя: Ребенок остается на сон. После пробуждения его нужно сразу забрать.
o
С 1-2 месяца: Ребенок остается на полный день.
Алгоритм работы воспитателя в период острой адаптации:
1.
Тактильный контакт: Чаще брать на руки, гладить по головке, обнимать. Это дает
чувство защищенности.
2.
Эмоциональное общение: Разговаривать спокойным, ласковым голосом, улыбаться,
устанавливать зрительный контакт.
3.
Отвлечение и переключение внимания: Использовать яркие игрушки, мыльные
пузыри, музыкальные инструменты, элементы театрализации (кукольный театр).
4.
Следование режиму: Четкий режим дня дает ребенку чувство предсказуемости и
стабильности.
5.
Организация питания: Не кормить насильно. Предлагать еду в игровой форме
(«Ложка летит в ротик, как самолетик!»).
Этап III. Заключительный (анализ и подведение итогов)
Наблюдение за ребенком и заполнение «Листа адаптации».
Анализ результатов адаптации (легкая, средняя, тяжелая, дезадаптация).
Итоговое родительское собрание «Мы уже привыкли!» с обсуждением результатов.
3. Система игр и занятий в адаптационный период
ПРИНЦИП: От индивидуальной игры – к наблюдению за действиями сверстника – к
кратковременной совместной деятельности.
Направление
Название
игры
Цель
Краткое описание
Снятие
эмоционального
напряжения
«Привет,
ладошка!»
Установить тактильный
и эмоциональный
контакт.
Взрослый поочередно
прикасается к пальчикам
ребенка, называет их,
поглаживает ладошку.
«Догоню-
догоню!»
Снять напряжение,
создать радостное
настроение.
Взрослый догоняет
ребенка и, догнав,
обнимает его.
«Мыльные
пузыри»
Снять напряжение,
переключить внимание.
Воспитатель надувает
мыльные пузыри, дети
наблюдают, ловят их.
Развитие предметной
деятельности
«Что в
сундучке?»
Вызвать интерес к
игрушкам,
стимулировать
познавательную
активность.
Воспитатель достает из
красивой коробки разные
игрушки (машинка,
погремушка, мячик),
обыгрывает их.
«Собери
Развивать
Дети собирают
Направление
Название
игры
Цель
Краткое описание
шарики»
координацию, учить
простым действиям с
предметами.
разноцветные шарики
или мячики в корзину.
Формирование
положительного
отношения к
воспитателю
«Прятки с
платочком»
Вызвать
положительные эмоции,
связанные с
воспитателем.
Воспитатель накрывает
свой лицо платочком
(«Ку-ку, где Наталья
Ивановна?»), потом
накрывает личико
ребенка.
«Катаем
матрешек на
машинке»
Наладить контакт,
организовать
совместную игру.
Воспитатель вместе с
ребенком катает
игрушки, проговаривая
действия.
Развитие
взаимодействия со
сверстниками
«Хоровод»
Создать чувство
общности, единства.
Дети вместе с
воспитателем водят
хоровод («Каравай»,
«Пузырь»).
«Передай
мишку»
Учить наблюдать за
действиями сверстника,
выполнять простое
действие в группе.
Дети сидят в кругу и
передают друг другу
игрушку под музыку.
4. Критерии оценки успешности адаптации
Эмоциональное состояние: Ребенок спокоен, улыбается, редко плачет.
Социальные контакты: Ребенок идет на контакт с воспитателем, наблюдает за другими
детьми, пытается взаимодействовать.
Сон: Засыпает спокойно, сон глубокий и продолжительный.
Аппетит: Ест с аппетитом, не отказывается от пищи.
Познавательная и игровая активность: Проявляет интерес к игрушкам, окружающей
обстановке, активно исследует пространство.
5. Ожидаемые результаты
Для ребенка: Снижение уровня тревожности, формирование чувства защищенности и
доверия к воспитателю, положительное отношение к ДОУ, проявление активности в освоении
нового пространства.
Для родителей: Снижение родительской тревожности, установление партнерских,
доверительных отношений с воспитателями, получение знаний об особенностях развития
детей раннего возраста.