Напоминание

Мини-музей - одна из эффективных форм работы по патриотическому воспитанию дошкольников


Автор: Нешатаева Мария Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Улыбка"
Населённый пункт: ЗАТО Первомайский Кировской области
Наименование материала: Методическая разработка из опыта работы
Тема: Мини-музей - одна из эффективных форм работы по патриотическому воспитанию дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мини-музей – одна из эффективных форм работы

по патриотическому воспитанию дошкольников

Как у маленького деревца, еле появившегося над землей

заботливый садовник укрепляет корень, от мощности

которого зависит жизнь растения на протяжении

нескольких десятилетий, так педагог должен

заботиться о воспитании у своих детей чувства

безграничной любви к Родине.

В.А.Сухомлинский

Одним из центральных направлений работы педагога с дошкольниками

является

патриотическое воспитание.

Приоритетной для формирования основ патриотизма,

является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье,

семейным традициям и обычаям.

Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению

задач патриотического воспитания дошкольников. Так, одним из них является работа по

созданию мини-музеев. Создание мини - музея помогает развить у детей дошкольного

возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции,

воспитывает

патриота.

Что же такое мини-музей?

«Мини» напоминание о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое

пространство. Это может быть часть группового помещения, как в нашей группе, а также

быть частью раздевалки, спальни, коридора.

Мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к

настоящим музеям. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не

только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, переставлять экспонаты,

брать их в руки и рассматривать.

В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор,

творец экспозиции.

Каждый мини-музей результат совместной работы воспитателей, детей и их

родителей. Поэтому особенно важно, что в создании принимают участие и сами ребята, и

их папы и мамы, бабушки, дедушки, братья и сёстры. Ведь именно взрослые приносят

многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные

поделки.

Мини - музей расширяет кругозор дошкольников, дает возможность обогатить

знания детей об окружающем мире и культуре, народным творчеством и традициям. Дает

ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать

творческие способности и коммуникативные навыки.

Отличительной чертой и преимуществом созданного нами мини-музея, является

возможность увидеть старинные редкие экспонаты.

Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки

национальной культуры. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий

своего прошлого, не знает ничего».

Чтобы ввести детей в особенный мир прошлого путём познания через предметы старины,

в

нашей группе оформлен мини-музей предметов русской старины

«Бабушкин

чуланчик».

Дети знакомятся с предметами быта наших предков, их названиями,

предназначением, способами действиями с ними.

В музее представлены различные старинные предметы: веретено, деревянные ложки,

корыто, шкатулка из соломы, набор из бересты, изделия из лозы (ветки ивы), счёты, доска

для стирки, самовар, радио, фотоаппарат.

Также есть женское рукоделие: вышитые полотенца и скатерть, связанные салфетки и

прихватки, половик.

Любой экспонат музея может подсказать тему для интересного разговора.

Например, скобель - это старинное орудие плотников в виде прямого или изогнутого

лезвия с рукоятями на обоих концах. Предназначен для сдирания коры с брёвен и их

первичного обстругивания. Используется для зачистки брёвен при рубке срубов. После

зачистки древесина становится светлой, без следов коры.

Нечасто на наших кухнях встретишь сейчас такой интересный предмет как сечка.

Использовали её для рубки мяса, капусты, других овощей, грибов. Мясо рубленное

вкуснее, чем молотое на мясорубке. Родители до сих пор так рубят.

Задача экспозиции не только показать детям старинный быт, но и донести до их

понимания, что это — неотъемлемая часть нашей культуры.

Рассматривая иллюстрации, экспонаты у детей возникает желание обсудить

увиденное. Таким образом, мы создаем условия для развития речи дошкольников,

пополняем словарный запас новыми, незнакомыми ранее словами. Экспонаты музея

используются на разных занятиях, в том числе занятиях по изобразительной деятельности

и ручного труда. В режимных моментах и свободной игровой деятельности детей

знакомим их с фольклором,

предметами быта, домашней утварью, обычаями и

традициями русского народа.

Познакомили ребят с интерьером крестьянской избы, домашней утварью и её

назначением. При просмотре презентации «Русская изба» погрузились в те времена, когда

в избах были печи и люди готовили в них еду; когда вместо металлических ложек были

деревянные; когда не было кастрюль, а использовали чугунки. Чудесная русская печка

согревает теплом.

В Красном углу висела икона – это самое сердце дома! В

старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях

заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать из нее носки,

варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами на столе горела лучина – сухая

щепка, закрепленная в специальный держатель, под которым ставился ковш с водой.

Стены горницы украшены рушниками с красивой вышивкой.

Что такое рушник? Это полотенце из домотканого холста для украшения стен избы в

праздничные дни, оформления красного угла, а также для совершения обрядов.

Дети увлеченно слушали, ведь старинные вещи они видели впервые.

В

результате

совместной

творческой

деятельности педагогов, родителей

и воспитанников в мини-музее появилась посуда из соленого теста, утварь из пластилина,

макет избы, альбом «Предметы старины», «Русский национальный костюм».

В результате проведенной работы у нас получилось создать условия для развития

познавательной активности дошкольников. Дети с интересом рассматривали и отгадывали

названия и назначения старинных атрибутов, развивая тем самым творческое мышление и

воображение.

Взаимодействие с родителями также оказалось продуктивным. Они с удовольствием

принимали

участие

в

организации

мини-музея,

добывали

предметы

старины,

рассказывали кому принадлежали вещи и где они были найдены. Эта совместная работа

позволила сблизиться членам семьи, т.к все были увлечены одним делом.

Напрашивается вывод о том, что тема патриотического воспитания подрастающего

поколения актуальна в наши дни и работа над ней имеет глубокий смысл.

Дети должны знать прошлое своей семьи, а когда подрастут, то и своей Родины. Не

зная истории - нельзя стать патриотом.

Интересная

и

увлекательная

работа

по

созданию

музейного

пространства

продолжается. Благодарю за внимание!



В раздел образования