Автор: Исхакова Рамиля Разильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ детский сад "Совушка"
Населённый пункт: с.Миловка
Наименование материала: Выступление на педагогическом совете
Тема: Развитие речи дошкольного возраста посредством театра на ложках
Раздел: дошкольное образование
муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад «Совушка» с. Миловка
муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан
Выступление на педагогическом совете на тему:
«Развитие речи дошкольного возраста посредством театра на ложках»
Воспитатель МДОБУ детский сад
«Совушка» с.Миловка
Исхакова Рамиля Разильевна
Актуальность моего мастер-класса заключается в том, что театрализованная
деятельность
является
одним
из
самых
популярных
и
увлекательных
направлений
в
дошкольном
воспитании.
Театрализованная
деятельность
направлена на развитие у ее участников не только ощущений (сенсорики),
чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а
также
многих
умений
и
навыков
(коммуникативных,
организаторских,
двигательных и так далее), она также оказывает большое влияние на речевое
развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного
запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство
родного
языка.
Используя
выразительные
средства
и
интонации,
соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и
понятно для окружающих.
Цель мастер-класса: повышение компетентности педагогов в применении
театрализованной деятельности для развития речи в детском саду, развитие
фантазии и творческих способностей.
Задачи:
-Создать условия для развития речи детей через творческую активность в
театрализованной деятельности.
- Побудить к широкому использованию театральной деятельности в детском
саду.
- Научить педагогов изготавливать некоторые виды театральных кукол.
Ход работы:
Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом
деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная
деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в
котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Цель, которую ставлю, занимаясь с детьми – сделать жизнь воспитанников
интересной, содержательной, наполненной радостью творчества. Как сделать
каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво
рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как
интересно можно жить в нем?
С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи,
так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей,
собственных
высказываний
незаметно
активизируется
словарь
ребенка,
совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй,
улучшается диалогическая речь, грамматический строй. В театрализованной
игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше
усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их
развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют
усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация,
модуляция голоса).
При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок
становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он
придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их
переживания. Ребенок впитывает богатство русского языка, выразительные
средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить
правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Во время игры в кукольный
театр еще более интенсивно развивается речь, обогащается опыт общения в
различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный
запас.
Театрализованная игра универсальна – ее можно использовать в совместной
деятельности с детьми, в любых режимных моментах и на занятиях.
На своих занятиях я использую театрализованную игру как игровой прием и
форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям
усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения
занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и
игры. В руках взрослых кукла – помощник в решении многих педагогических
задач. С помощью куклы можно создать игровую мотивацию продуктивной
деятельности детей, давать от лица куклы адекватную оценку продукта
деятельности ребенка без риска вызвать обиду или сопротивление.
Вы прослушали теоретическую часть моего мастер-класса. А теперь мы
преступим к практической.
Подведение
общего
итога: Несомненно,
элементы
театрализованной
деятельности могут быть эффективно использованы на занятиях с детьми. Но,
обязательно, в комплексе с другими дидактическими средствами.
В современном детском саду существуют множество видов кукол для
театрализованной деятельности. Но наибольшую воспитательную ценность
имеют игрушки, изготовленные самими детьми, что развивает изобразительные
навыки, ручные умения, творческие способности.
Нужно создавать и постоянно обновлять развивающую среду в театральных
уголках детского сада. «Актёры» и «актрисы» в них должны быть яркими,
легкими, доступными в управлении. Для организации детского театра нужны
куклы различных систем, формирующие у детей определённые умения и
навыки, развивающие речь и стимулирующие детское творчество.
Многие куклы просты в своем изготовлении. Я предлагаю вам сегодня
научиться
создавать
куклы-ложки.
Театр
ложек,
являясь
упрощённым
вариантом представления с участием верховых кукол.
Изготовление театра из ложек.
Пошаговый процесс работы
Необходимые материалы и инструменты:
· Деревянные ложки;
· Ножницы:
· Ткань разных цветов и фактуры;
· Глазки
-Гуашь,кисточка
· Клей «Момент»;
Итак, возьмем каждый по: ложке, ткани, пара глаз, ленты,. Оденем нашу ложку
в одежду. Заворачиваем ложку в лоскуток. Также нам понадобится клей и
маленькие детали. Нужно приклеить глазки. Дополним образ – можно сделать
определенную прическу, сделать ротик и носик.
Игрушка готова!Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто
игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей,
обогащения словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и
памяти, что является психологической основой правильной речи.