Напоминание

Литературно-музыкальная гостиная, посвящённая 130-летию С.Есенина


Автор: Слепнева Наталья Петровна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ РБ "БРМТИТ"
Населённый пункт: РБ. г.Северобайкальск
Наименование материала: Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе
Тема: Литературно-музыкальная гостиная, посвящённая 130-летию С.Есенина
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГАПОУ РБ «БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ

МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ ИННОВАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО

МЕРОПРИЯТИЯ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ

«ОТГОВОРИЛА РОЩА ЗОЛОТАЯ»

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СЛЕПНЁВОЙ НАТАЛЬИ ПЕТРОВНЫ

2025-2026 учебный год

г. Северобайкальск

Сценарий литературно-музыкальной гостиной, посвященной 130-летию

со дня рождения С.А.Есенина.

Тема: «Отговорила роща золотая».

Цели: познакомить студентов с жизнью и творчеством С.Есенина.

Задачи: Формирование у обучающихся интереса к поэзии, навыков публичного

выступления; привить интерес к творчеству поэта; содействовать творческому

развитию.

Оборудование и оформление: интерактивная панель, презентации, выставка

книг поэта, видеоролики, музыка.

1 ведущий: Добрый день. «Отговорила роща золотая» - так называется наша

литературно-музыкальная гостиная, посвященная 130-летию со дня рождения

С.Есенина,

который

праздновался

3

октября

2025

года.

И

именно

так

начинались некрологи на смерть С.Есенина в декабре 1925 года. Две даты 3

октября 1895 года и 28 декабря 1925 года. Первая – дата рождения, вторая –

дата смерти поэта.

2 ведущий: Тридцать прожитых поэтом на этой земле лет… Это много или

мало? В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: «30 лет

человек должен учиться, 30 – путешествовать и 30 – писать, рассказывая людям

всё, что он увидел, узнал, понял». Есенину было отпущено в 3 раза меньше. Его

судьба – подтверждение другого старого изречения – «Жизнь ценится не за

длину». «Ведь я мог дать не то, что дал», - признавался поэт незадолго до

гибели. Но и то, что он дал, - это очень много, это целый мир, он живёт,

движется, переливается всеми цветами радуги. Это задушевная песнь о великом

и вечном – о России, которую поэт любил всем сердцем!

1 чтец: Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты — в ризах образа...

Не видать конца и края —

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

1 ведущий: Что, собственно, мы знаем о Есенине, для которого стихи были

лучшей,

главнейшей частью

его

жизни?

Поймём

ли

мы

этот

дневник,

не

понимая,

что

за

человек

создал

его?

Если

каждое

или

почти

каждое

стихотворение Есенина – совершенное художественное целое, то жизнь его –

раздёрганную, странную, противоречивую – художественным целым никак не

назовешь.

Написав

несколько

скупых

автобиографических

строк,

поэт

заканчивает словами: «Остальное – в моих стихах».

2 ведущий: О чем писал поэт? Обо всём! Любовь к деревне, любовь к природе,

любовь к женщине, любовь к самой поэзии – все слилось в его душе, в его

творчестве в одну огромную, великую любовь, которая, собственно, и творит

все лучшее, что есть на земле. Работу поэт Есенин называл «каторгой чувств».

Он жил «волнуясь сердцем и стихом». Легенды, легенды, легенды… сколько

рождается их в мире. Одни умирают бесславно и бесследно. Другие - народ

свято веками хранит в памяти. В них – мудрость жизни, истина истории,

сокровенные народные мечты. Такие легенды, словно сказочная «живая вода»,

извечно

обогащают

духовную

жизнь

нации,

питают

фантазией

народное

творчество, озаряют романтической мечтой классическое искусство, особенно

поэзию! Они усиливают в литературе нравственное начало, чувство Родины.

Чем

личность

неповторимее,

масштабнее,

талантливее,

тем

больше

о

ней

легенд:

близких

к

истине

и

далеких

от

нее,

как

фальшивая

монета

действительно реальных и мнимо-«сочиненных», иногда, явно надуманных и

ложных. Судьба поэта здесь на редкость характерна и поучительна. Легендарно

стремительное вхождение, а точнее, дерзкое вторжение двадцатилетнего поэта

в большую русскую поэзию. Три издания первой книги поэта «Радуница».

Почти невероятный случай…

1

ведущий:

Сергей

Есенин

рано

стал

известен

и

признан.

Повезло?

Был

счастлив? Нет! Жизнь Есенина была драматична, путана, скандальна. Говорят

про него, что был он, конечно, одарённым, но слабохарактерным. А я думаю,

что это был человек необычайной силы воли, потому что жить с тем, что он

носил в душе, это значило терпеть непрерывную мучительную пытку, а он с

этим жил и писал прекрасные стихи. Его душа изведала взлеты и падения,

радость и смертельную тоску. В его творчестве сталкивались свет и тьма, добро

и зло, будущее и прошлое. Драматизм этой борьбы своеобразен: она шла в

сердце нежном и легко ранимым. «Нежным дается печаль» - обронил однажды

Есенин. Он знал это по себе. Его настроение – в его стихах. Грусти больше, чем

радости. Он хорошо сказал: «Я, наверно, навеки имею нежность грустную

русской души».

Звучит песня «Над окошком месяц».

2

ведущий:

Итак,

3

октября

1895

года

в

селе

Константиново

в

семье

потомственных рязанских хлеборобов родился ребенок – Сергей. Отец его,

Александр Никитович, правда, жил и работал в городе, хотя, семьей обзавелся в

деревне,

женившись

на

крестьянке

Татьяне

Титовой.

С

юных

лет

Сергей

отличался от иных крестьянских детей. «Татьяна, твой сын отмечен Богом», -

утверждал сельский священник. Можно сказать, что Сережа рос сиротой при

живых родителях. Отношения в их семье не сложились. Отец служил в Москве,

мать

где-то

искала

счастья.

В

3-х

летнем

возрасте

Сергей

был

отдан

на

воспитание родителям матери. Рос, как сам рассказывал, в атмосфере народной

поэзии,

что

и

сформировало

его

как

поэта,

повлияло

на

его

творчество.

Приобщение с детства к красоте русского языка, к русскому фольклору очень

важно и необходимо, и, как Пушкин, Сергей Есенин мог бы тоже о себе

сказать, что он «лирных звуков наслажденье ребенком чувствовать умел».

1 ведущий: Читать Сергей начал с 5 лет и это наполнило новым содержанием

его мальчишескую жизнь. Читал Сережа много и порой, забывшись в книге,

начинал громко хохотать. Чем приводил в ужас малообразованных родных:

мамочка опасалась, что мальчик сходит с ума. Отношения со сверстниками не

ладились – он все думал о стихах, а сельские дети считали его зазнайкой. В 9

лет

поступил в

Константиновское земское 4-х

годичное училище, которое

закончил с похвальным листом. Бабушка будущего поэта была очень набожна.

В

доме

постоянно

останавливались

странники,

богомольцы

распевали

духовные стихи. В семье поэта пели все, особенно певуньей была мама. Дед,

обладавший

прекрасной

памятью,

знал

кроме

духовных

стихов

великое

множество народных песен. Особенно надо отметить красоту Рязанской земли,

ту красоту, которой поэт всю жизнь восхищался и воспевал ее.

2 чтец: Стихотворение «Закружилась листва золотая».

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,

Близок сердцу желтеющий дол.

Отрок-ветер по самые плечи

Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада,

Синий сумрак как стадо овец,

За калиткою смолкшего сада

Прозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливо

Так не слушал разумную плоть,

Хорошо бы, как ветками ива,

Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,

Мордой месяца сено жевать…

Где ты, где, моя тихая радость —

Все любя, ничего не желать?

2

ведущий:

Закончив

в

мае

1912

года

церковно-учительскую

школу,

продолжать учебу в Московском учительском институте не захотел, к тому

времени Есенин почувствовал себя поэтом. Стихи писал с детства, но в деревне

такое занятие не поощрялось, над мальчиком смеялись, дразнились. Отец так

же не одобрял занятий сына стихами.

1 ведущий: Есенин уезжает в Москву, пытается работать вначале у купца – не

сработался, ушел, поступил корректором в типографию, на стихи времени не

оставалось. И хотя на расстоянии многих лет Есенинский дебют выглядел

триумфально - приехал в Москву, покорил ее, но это не так. Начинал Есенин

далеко не блистательно. Москва, куда он приехал в 1912 году, чуть было не

вернула Есенина в его «Рязани», не признав будущего знаменитого поэта. Но

Есенин слишком верил в свою звезду, чтобы отступить. Он скоро понял, что в

Москве,

«бездушном»

по

его

тогдашнему

определению,

городе,

не

будет

благожелательно настроенной к нему аудитории. «Думаю, во что бы то ни

стало удрать в Питер». Расчет на столицу был совершенно точным. В марте

1915 он года уезжает в Петербург. По сравнению с тем юношей, который

появился в Москве 3 года назад, Есенин, идущий по Невскому, был уже другим

человеком. Его стихи не могли не нравиться. «Свежий, чистый, голосистый!».

2 ведущий: Есенин становится модным, о нём говорит весь Петербург. За эти 3

года

он

навсегда

расстался

с

мыслью

о

работе,

о

службе,

о

постоянном

заработке. Его будущая жизнь виделась ему только как жизнь поэта, как жизнь

свободного художника. Он окончательно понял, что поэзия навсегда взяла его

душу, и не его судьба, не его дело – семья, дети, уют, спокойствие. Ни сил, ни

желания

у

него

для

столь

необходимой

каждому

нормальному

человеку

стороны его жизни не будет. Женщины, романы, увлечения – другое дело, как

же поэту без них!..

1

ведущий:

Женщины

в

творчестве

Есенина

играют

особую

роль.

Анна

Изряднова, Зинаида Райх, Айседора Дункан, Галина Бениславская, Надежда

Вольпин, Августа Миклашевская, Софья Толстая, «Шаганэ ты моя, Шаганэ» –

все

они

расцветили

жизнь

Есенина,

но

всё

как-то

прошли

мимо

и

не

перевернули его душу. Вспомним знаменитое стихотворение.

3 чтец: «Ты меня не любишь, не жалеешь…»

Ты меня не любишь, не жалеешь,

Разве я немного не красив?

Не смотря в лицо, от страсти млеешь,

Мне на плечи руки опустив.

Молодая, с чувственным оскалом,

Я с тобой не нежен и не груб.

Расскажи мне, скольких ты ласкала?

Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?

Знаю я — они прошли, как тени,

Не коснувшись твоего огня,

Многим ты садилась на колени,

А теперь сидишь вот у меня.

Пусть твои полузакрыты очи

И ты думаешь о ком-нибудь другом,

Я ведь сам люблю тебя не очень,

Утопая в дальнем дорогом.

Этот пыл не называй судьбою,

Легкодумна вспыльчивая связь, —

Как случайно встретился с тобою,

Улыбнусь, спокойно разойдясь.

Да и ты пойдешь своей дорогой

Распылять безрадостные дни,

Только нецелованных не трогай,

Только негоревших не мани.

И когда с другим по переулку

Ты пройдешь, болтая про любовь,

Может быть, я выйду на прогулку,

И с тобою встретимся мы вновь.

Отвернув к другому ближе плечи

И немного наклонившись вниз,

Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер!»

Я отвечу: «Добрый вечер, miss».,

И ничто души не потревожит,

И ничто ее не бросит в дрожь, —

Кто любил, уж тот любить не может,

Кто сгорел, того не подожжешь.

2 ведущий: Есенин ни в одной из женщин не нашел опоры для себя, хотя почти

все женщины прилагали к этому усилия и пытались отучить его хотя бы пить.

Какие уговоры? Сам Есенин чувствовал, что все идет к концу. «А мой удел –

катиться дальше вниз…». Стихотворение «Письмо к женщине».

4 чтец: «Письмо к женщине».

Вы помните,

Вы всё, конечно, помните,

Как я стоял,

Приблизившись к стене,

Взволнованно ходили вы по комнате

И что-то резкое

В лицо бросали мне.

Вы говорили:

Нам пора расстаться,

Что вас измучила

Моя шальная жизнь,

Что вам пора за дело приниматься,

А мой удел —

Катиться дальше, вниз.

Любимая!

Меня вы не любили.

Не знали вы, что в сонмище людском

Я был, как лошадь, загнанная в мыле,

Пришпоренная смелым ездоком.

Не знали вы,

Что я в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь, что не пойму —

Куда несет нас рок событий.

Лицом к лицу

Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье.

Когда кипит морская гладь,

Корабль в плачевном состоянье.

Земля — корабль!

Но кто-то вдруг

За новой жизнью, новой славой

В прямую гущу бурь и вьюг

Ее направил величаво.

Ну кто ж из нас на палубе большой

Не падал, не блевал и не ругался?

Их мало, с опытной душой,

Кто крепким в качке оставался.

Тогда и я,

Под дикий шум,

Но зрело знающий работу,

Спустился в корабельный трюм,

Чтоб не смотреть людскую рвоту.

Тот трюм был —

Русским кабаком.

И я склонился над стаканом,

Чтоб, не страдая ни о ком,

Себя сгубить

В угаре пьяном.

Любимая!

Я мучил вас,

У вас была тоска

В глазах усталых:

Что я пред вами напоказ

Себя растрачивал в скандалах.

Но вы не знали,

Что в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь,

Что не пойму,

Куда несет нас рок событий...

Теперь года прошли.

Я в возрасте ином.

И чувствую и мыслю по-иному.

И говорю за праздничным вином:

Хвала и слава рулевому!

Сегодня я

В ударе нежных чувств.

Я вспомнил вашу грустную усталость.

И вот теперь

Я сообщить вам мчусь,

Каков я был

И что со мною сталось!

Любимая!

Сказать приятно мне:

Я избежал паденья с кручи.

Теперь в Советской стороне

Я самый яростный попутчик.

Я стал не тем,

Кем был тогда.

Не мучил бы я вас,

Как это было раньше.

За знамя вольности

И светлого труда

Готов идти хоть до Ламанша.

Простите мне...

Я знаю: вы не та —

Живете вы

С серьезным, умным мужем;

Что не нужна вам наша маета,

И сам я вам

Ни капельки не нужен.

Живите так,

Как вас ведет звезда,

Под кущей обновленной сени.

С приветствием,

Вас помнящий всегда

Знакомый ваш

Сергей Есенин.

1ведущий:

Есенин

самой

природой не

был

создан

для

тихого

семейного

счастья.

Женщины

и

вино

были

необходимы

ему

лишь

как

допинг

для

творчества, как наркотик для взбадривания. Да, он загорался, вспыхивая в

любовном огне, но тут же быстро гас. Не женщины составляли главное в его

жизни.

Главным

было

творчество,

желание

самовыразиться,

излить

свои

чувства в стихах.

5 чтец: «Быть поэтом – это значит то же»

Быть поэтом — это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.

Быть поэтом — значит петь раздольно,

Чтобы было для тебя известней.

Соловей поет — ему не больно,

У него одна и та же песня.

Канарейка с голоса чужого —

Жалкая, смешная побрякушка.

Миру нужно песенное слово

Петь по-свойски, даже как лягушка.

Магомет перехитрил в Коране,

Запрещая крепкие напитки.

Потому поэт не перестанет

Пить вино, когда идет на пытки.

И когда поэт идет к любимой,

А любимая с другим лежит на ложе,

Влагою живительной хранимый,

Он ей в сердце не запустит ножик.

Но, горя ревнивою отвагой,

Будет вслух насвистывать до дома:

«Ну и что ж! помру себе бродягой.

На земле и это нам знакомо».

2 ведущий: Тема Родины стала основной темой творчества Есенина. Россия

была

не

только

единственной

сильной

любовью

поэта,

она

была

его

философией, миропониманием, самой главной жизненной ставкой. С Родиной у

Есенина связана и любовь к близким – матери и отцу, бабушке и деду, сестрам.

Матери: «Милая, добрая, старая, нежная, с думами грустными ты не дружись» -

успокаивает он тревогу материнского сердца.

6 чтец: Стихотворение «Письмо к матери».

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй того, что не сбылось, —

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

1 ведущий: А сколько любви и нежности в строках, посвященных сестре: «Я

красивых таких не видел…» и «Ты мое васильковое слово…».

7 чтец: «Я красивых таких не видел». (Сестре Шуре)

Я красивых таких не видел,

Только, знаешь, в душе затаю

Не в плохой, а в хорошей обиде —

Повторяешь ты юность мою.

Ты — мое васильковое слово,

Я навеки люблю тебя.

Как живет теперь наша корова,

Грусть соломенную теребя?

Запоёшь ты, а мне любимо,

Исцеляй меня детским сном.

Отгорела ли наша рябина,

Осыпаясь под белым окном?

Что поет теперь мать за куделью?

Я навеки покинул село,

Только знаю — багряной метелью

Нам листвы на крыльцо намело.

Знаю то, что о нас с тобой вместе

Вместо ласки и вместо слез

У ворот, как о сгибшей невесте,

Тихо воет покинутый пес.

Но и все ж возвращаться не надо,

Потому и достался не в срок,

Как любовь, как печаль и отрада,

Твой красивый рязанский платок.

2

ведущий:

Поражает

своей

силой

и

искренностью

выражение

любви

к

Родине.

8 чтец: «О, Русь – малиновое поле».

Запели тесаные дроги,

Бегут равнины и кусты.

Опять часовни на дороге

И поминальные кресты.

Опять я теплой грустью болен

От овсяного ветерка.

И на известку колоколен

Невольно крестится рука.

О Русь — малиновое поле

И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить —

Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи,

И не расстанусь с долгим сном,

Когда звенят родные степи

Молитвословным ковылем.

2 ведущий: Вне России не было ничего: ни жизни, ни любви, ни славы. Родину

чувствовал всем сердцем, «Русь» была его любимой рифмой. Как

пример

стихи:

«Русь

Советская»,«Русь

уходящая»,

«Гой

ты,

Русь

моя

родная»,

«Возвращение на Родину» и т.д.

9 чтец: Стихотворение «Русь Советская». (Выразительное чтение)

Тот ураган прошел. Нас мало уцелело.

На перекличке дружбы многих нет.

Я вновь вернулся в край осиротелый,

В котором не был восемь лет.

Кого позвать мне? С кем мне поделиться

Той грустной радостью, что я остался жив?

Здесь даже мельница — бревенчатая птица

С крылом единственным — стоит, глаза смежив.

Я никому здесь не знаком.

А те, что помнили, давно забыли.

И там, где был когда-то отчий дом,

Теперь лежит зола да слой дорожной пыли.

А жизнь кипит.

Вокруг меня снуют

И старые и молодые лица.

Но некому мне шляпой поклониться,

Ни в чьих глазах не нахожу приют.

И в голове моей проходят роем думы:

Что родина?

Ужели это сны?

Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый

Бог весть с какой далекой стороны.

И это я!

Я, гражданин села,

Которое лишь тем и будет знаменито,

Что здесь когда-то баба родила

Российского скандального пиита.

Но голос мысли сердцу говорит:

«Опомнись! Чем же ты обижен?

Ведь это только новый свет горит

Другого поколения у хижин.

Уже ты стал немного отцветать,

Другие юноши поют другие песни.

Они, пожалуй, будут интересней —

Уж не село, а вся земля им мать».

Ах, родина! Какой я стал смешной.

На щеки впалые летит сухой румянец.

Язык сограждан стал мне как чужой,

В своей стране я словно иностранец.

Вот вижу я:

Воскресные сельчане

У волости, как в церковь, собрались.

Корявыми, немытыми речами

Они свою обсуживают «жись».

Уж вечер. Жидкой позолотой

Закат обрызгал серые поля.

И ноги босые, как телки под ворота,

Уткнули по канавам тополя.

Хромой красноармеец с ликом сонным,

В воспоминаниях морщиня лоб,

Рассказывает важно о Буденном,

О том, как красные отбили Перекоп.

«Уж мы его — и этак и раз-этак, —

Буржуя энтого... которого... в Крыму...»

И клены морщатся ушами длинных веток,

И бабы охают в немую полутьму.

С горы идет крестьянский комсомол,

И под гармонику, наяривая рьяно,

Поют агитки Бедного Демьяна,

Веселым криком оглашая дол.

Вот так страна! Какого ж я рожна

Орал в стихах, что я с народом дружен?

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Ну что ж!

Прости, родной приют.

Чем сослужил тебе, и тем уж я доволен,

Пускай меня сегодня не поют —

Я пел тогда, когда был край мой болен.

Приемлю все.

Как есть все принимаю.

Готов идти по выбитым следам.

Отдам всю душу октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам.

Я не отдам ее в чужие руки,

Ни матери, ни другу, ни жене.

Лишь только мне она свои вверяла звуки

И песни нежные лишь только пела мне.

Цветите, юные! И здоровейте телом!

У вас иная жизнь, у вас другой напев.

А я пойду один к неведомым пределам,

Душой бунтующей навеки присмирев.

Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, —

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

1 ведущий: Позже, путешествуя с Айседорой Дункан за границей, осознавая и

оценивая все «прелести» западной жизни, Есенин пишет:

Из письма Мариенгофу (Анатолий Борисович Мариенгоф — русский поэт-

имажинист, теоретик искусства, прозаик и драматург, мемуарист.)

Выразительное чтение.

Милый

мой

Толёнок!

Я

думал,

что

ты

где-нибудь

обретаешься

в

краях

злополучных лихорадок и дынь нашего чудеснейшего путешествия 1920 г., и

вдруг из письма Ильи Ильича узнал, что ты в Москве. Милый мой, самый

близкий, родной и хороший, так хочется мне отсюда, из этой кошмарной

Европы, обратно в Россию, к прежнему молодому нашему хулиганству и всему

нашему

задору.

Здесь

такая

тоска,

такая

бездарнейшая

«северянинщина»

жизни, что просто хочется послать это все к энтой матери.

Сейчас сижу в Остенде. Паршивейшее Бель-Голландское море и свиные тупые

морды европейцев. От изобилия вин в сих краях я бросил пить и тяну только

сельтер. Очень много думаю и не знаю, что придумать.

Там, из Москвы, нам казалось, что Европа — это самый обширнейший рынок

распространения наших идей в поэзии, а теперь отсюда я вижу: Боже мой! до

чего прекрасна и богата Россия в этом смысле. Кажется, нет такой страны еще и

быть не может. Со стороны внешних впечатлений после нашей разрухи здесь

все прибрано и выглажено под утюг. На первых порах особенно твоему взору

это понравилось бы, а потом, думаю, и ты бы стал хлопать себя по колену и

скулить,

как

собака.

Сплошное

кладбище.

Все

эти

люди,

которые

снуют

быстрей ящериц, не люди — а могильные черви, дома их гробы, а материк —

склеп. Кто здесь жил, тот давно умер, и помним его только мы, ибо черви

помнить не могут.

Из всего, что я намерен здесь сделать, это издать переводы двух книжек по 32

страницы двух несчастных авторов, о которых здесь знают весьма немного в

литературных кругах. Издам на английском и французском...

2 ведущий: Был верен и предан ей всю жизнь. Сравните: 1914 год – Если

крикнет рать святая: «Кинь ты Русь – живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая,

дайте Родину мою!» И 1924 год –

«Но и тогда, когда по всей планете

Пройдёт вражда племён, исчезнет ложь и грусть,

Я буду воспевать всем существом в поэте

Шестую часть земли с названьем кратким Русь!»

1 ведущий: Время Есенина – время крупных перемен и поворотов в истории

России. Оно отмечено и пожарами мировой войны, и крушением самодержавия

в

феврале

1917

года

и

октябрьским

залпом

«Авроры».

Поэт

пытается

разобраться

в

происходящем:

«Учусь

постигать

в

каждой

липе

коммуной

вздыбленную Русь…». Принял революцию. Прекрасно понимая необходимость

перемен в России, но не принимая разрушения и разорения русской земли, ее

деревень, поэт всю жизнь мучился от своих противоречий.

10 чтец: Стихотворение «Русь уходящая». (выразительное чтение)

Русь уходящая

Мы многое еще не сознаем,

Питомцы ленинской победы,

И песни новые

По-старому поем,

Как нас учили бабушки и деды.

Друзья! Друзья!

Какой раскол в стране,

Какая грусть в кипении веселом!

Знать, оттого так хочется и мне,

Задрав штаны,

Бежать за комсомолом.

Я уходящих в грусти не виню,

Ну где же старикам

За юношами гнаться?

Они несжатой рожью на корню

Остались догнивать и осыпаться.

И я, я сам,

Не молодой, не старый,

Для времени навозом обречен.

Не потому ль кабацкий звон гитары

Мне навевает сладкий сон?

Гитара милая,

Звени, звени!

Сыграй, цыганка, что-нибудь такое,

Чтоб я забыл отравленные дни,

Не знавшие ни ласки, ни покоя.

Советскую я власть виню,

И потому я на нее в обиде,

Что юность светлую мою

В борьбе других я не увидел.

Что видел я?

Я видел только бой

Да вместо песен

Слышал канонаду.

Не потому ли с желтой головой

Я по планете бегал до упаду?

Но все ж я счастлив.

В сонме бурь

Неповторимые я вынес впечатленья.

Вихрь нарядил мою судьбу

В золототканое цветенье.

Я человек не новый!

Что скрывать?

Остался в прошлом я одной ногою,

Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю другою.

Но есть иные люди.Те

Еще несчастней и забытей.

Они, как отрубь в решете,

Средь непонятных им событий.

Я знаю их

И подсмотрел:

Глаза печальнее коровьих.

Средь человечьих мирных дел,

Как пруд, заплесневела кровь их.

Кто бросит камень в этот пруд?

Не троньте!

Будет запах смрада.

Они в самих себе умрут,

Истлеют падью листопада.

А есть другие люди,

Те, что верят,

Что тянут в будущее робкий взгляд.

Почесывая зад и перед,

Они о новой жизни говорят.

Я слушаю. Я в памяти смотрю,

О чем крестьянская судачит оголь.

«С Советской властью жить нам по нутрю...

Теперь бы ситцу... Да гвоздей немного...»

Как мало надо этим брадачам,

Чья жизнь в сплошном

Картофеле и хлебе.

Чего же я ругаюсь по ночам

На неудачный, горький жребий?

Я тем завидую,

Кто жизнь провел в бою,

Кто защищал великую идею.

А я, сгубивший молодость свою,

Воспоминаний даже не имею.

Какой скандал!

Какой большой скандал!

Я очутился в узком промежутке.

Ведь я мог дать

Не то, что дал,

Что мне давалось ради шутки.

Гитара милая,

Звени, звени!

Сыграй, цыганка, что-нибудь такое,

Чтоб я забыл отравленные дни,

Не знавшие ни ласки, ни покоя.

Я знаю, грусть не утопить в вине,

Не вылечить души

Пустыней и отколом.

Знать, оттого так хочется и мне,

Задрав штаны,

Бежать за комсомолом.

2 ведущий: Переживал за всё, происходящее в стране. Ему до боли в сердце

жаль

разрушенную

Гражданской

войной

страну,

ее

русские

деревни,

крестьянский быт, особо близкий ему.

11 чтец: Стихотворение «Россия! Сердцу милый край!»

Россия! Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли,

Уж сколько лет не слышит поле

Петушье пенье, пёсий лай.

Уж сколько лет наш тихий быт

Утратил мирные глаголы

Как оспой, ямами копыт

Изрыты пастбища и долы.

Немолчный топот, громкий стон,

Визжат тачанки и телеги.

Ужель я сплю и вижу сон.

Что с копьями со всех сторон

Нас окружают печенеги?»

2 ведущий: Его раздумья о собственной судьбе и печальны, и светлы. Поэт

грустит о проходящей молодости, любви и с печальной покорностью признает:

«Вот так же отцветем, и мы и отшумим, как гости сада.

Коль нет цветов среди зимы, так и грустить о них не надо…».

1 ведущий: Стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряных лебеды…»

Проникновенно, до озноба в душе Есенин писал об ушедших днях, о боли

расставания:

Мне грустно на тебя смотреть,

Какая боль, какая жалость,

Знать только ивовая медь

Нам в сентябре с тобой досталась».

-Прощание

с

молодостью,

с

отшумевшей

юностью

вот

основной мотив

лирики С.Есенина последних лет:

Ну что же?

Молодость прошла!

Пора приняться мне за дело,

Что б озорливая душа

Уже по-зрелому запела.

С. А. Есенин «Не бродить, не мять в кустах багряных» (видео).

1 ведущий: Человек, потерявший опору под ногами, растерянно взирающий на

движение жизни: «Куда несет нас рок событий?..» Не тогда ли начался разлад в

душе

поэта?

К

осени

1925

года

разлад

в

душе

осложнился

физическим

нездоровьем поэта. У него были явно расшатаны нервы. Одинок и неприкаян

был Есенин в последние месяцы перед гибелью.

«Устал, - говорил он. – Так отдохни! –

Не так устал. Душой…»

«Я усталым таким еще не был

В эту серую морозь и слизь.

Мне приснилось рязанское небо

И моя непутевая жизнь!»

2 ведущий: Тогда же появилась поэма «Черный человек» - это крик отчаяния.

Поэт чувствовал Черного человека, чувствовал обреченность. Русь была другая.

Его крестьянская Русь была другая – без крестьян, вместо Христа на стенах в

избах – улыбающийся Ильич. Кризис в душе. Поэт чувствует себя виноватым.

Иуда грозит ему удавкой. В результате всего этого оказался в клинике для

душевнобольных. В клинике не только лечится, но и пишет стихи – «Клен ты

мой опавший», «Не гляди на меня с упреком», «Ты меня не любишь, не

жалеешь» и др.

Звучит песня «Клен ты мой опавший». (видео)

2 ведущий: За время лечения у Есенина созрел обширный план предстоящей

работы. Поэт собирался приняться за большую прозаическую вещь – роман или

повесть.

В

голове

роились

новые

стихи.

Планировал

издавать

новый

литературный

журнал

в

Ленинграде,

собирался

стать

его

редактором.

Первоочередное

практическое

решение,

вытекавшее

из

этих

планов,

заключалось в том, чтобы покинуть Москву, изменить обстановку, оторваться

от мнимых, мешающих ему «друзей». 21 декабря сбежал из клиники, уехал в

Ленинград. Поселился в гостинице «Англетер», заняв 5-й номер на 2 этаже с

окнами

на

Исаакиевскую

площадь.

Но

и

здесь

поэт

очутился

в

той

же

обстановке, от которой бежал. Вот и в тот, последний для поэта день – 27

декабря, гости были до 5 утра. Потом ушли. Двое вернулись. О чем Клюев

говорил с Есениным? Что произошло в гостинице «Англетер»?

1 ведущий: Есенин остался один. Ночь с ветром и дождем. Что творилось у

него в душе? Стучал к соседям – не открыли. Есенин вернулся к себе, стал на

колени и веревкой привязался к трубе отопления. Ослабленный болезнью,

издёрганный, сбитый с принятых ранее решений, планов – поэт не выдержал

очередного приступа депрессии. «Не было мертвой петли, но из этой петли нет

силы вылезти». И остался Есенин в петле, прислоненный к батарее. Так и

нашли его утром. Осталось письмо, последнее его стихотворение, написанное

кровью – не было чернил.

12 чтец: Стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья».

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей,

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

1 ведущий: Его называли колдуном и сумасшедшим, кабачным повесой и

лириком, тонким и нервным. Жизнь его закуталась в тайны, смерть покрылась

роковой мглой.

2 ведущий: Трагическая гибель Сергея Есенина до сих пор является загадкой

не

только

для

исследователей

его

творчества,

но

и

для

криминалистов.

Свидетельства современников весьма противоречивы. Одни утверждают, что

поэт в последние годы жизни был в глубокой депрессии, и все говорило о том,

что он близок к самоубийству.

1 ведущий: Другие пишут, что он был полон духовных, творческих сил, хотел

жить и работать. Так ли это важно теперь?.. Он был очень гордым человеком и

сильным. Слабовольный человек так бы не смог сделать. Это был его способ

торжествовать над смертью – не ждать ее, а самому позвать, доказав, что она

ему не страшна. Если что-то и не удалось ему в жизни, то ему удалась смерть,

удалось уйти так, как он хотел и считал нужным, - гордо, в разгаре цветения.

Так он ушел, оставив нам свои стихи.

13 чтец: Стихотворение «Отговорила роща золотая»

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава.

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком.

Скажите так... что роща золотая

Отговорила милым языком.

1 ведущий: Ни у одного поэта России такого крупного масштаба не было более

трагической

судьбы,

ни

к

одному

так

жестоко

не

относились

власти,

заработавшие на издании его сочинений миллионы и мало что сделавшие,

чтобы восстановить доброе имя верного сына своей России. В нашей памяти он

навсегда останется молодым, красивым и непокорным, так рано сложившим

голову на плаху. Да светится имя его!

2 ведущий: Настоящая слава пришла к Есенину после смерти. Сергей Есенин

ушел от нас, но его стихи живут в сердце каждого истинного любителя поэзии.

Да, его любимая Русь, сто раз преображённая различными властями на свой

лад, осталась, несмотря на все нашествия и внутренние пагубы и вьётся по-

прежнему «неприглядная дорога, да любимая навек». Сергею Есенину ныне

130 лет.

Звучит песня «Отговорила роща золотая».(Сижажева Дарья)

1 ведущий: Маяковский рассказывал, как ему трудно писать стихи на смерть

Есенина:

«В

этой

жизни

умирать

не

трудно,

сделать

жизнь

значительно

трудней». А через пять лет Маяковский сидел и писал письмо: «В том, что я

умираю, не вините никого, и не сплетничайте. Покойный этого не любил». Но

это уже другая история.

2 ведущий: Дорогие друзья! Наша литературно-музыкальная гостиная,

посвященная великому русскому поэту Сергею Есенину, подошла к

завершению. Особая благодарность нашим чтецам, ведущим и всем, кто

сегодня был вместе с нами.



В раздел образования