Кооперация в обучении младших школьников как способ повышения эффективности учебного процесса
Автор: Аширов Альвиан Дамианович Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ СОШ №153 Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: статья Тема: Кооперация в обучении младших школьников как способ повышения эффективности учебного процесса Раздел: начальное образование
Аширов Альвиан Дамианович,
учитель начальных классов
Санкт-Петербург, ГБОУ СОШ №153
Кооперация в обучении младших школьников как способ повышения эффек-
тивности учебного процесса
В статье описана технология групповой работы, а также вариант построения учеб-
ного процесса через кооперацию в обучении. Работа в группе позволяет научиться младшим
школьникам взаимодействовать друг с другом, ведению диалога, аргументированию своей
позиции, принятии другого мнения. Групповая работа повышает эффективность достиже-
ния планируемых результатов и освоения программы. В каждой школе возможно за счёт ор-
ганизационных ресурсов внедрить и использовать такую форму работы.
Одно из требований федерального государственного образовательного стандарта на-
чального общего образования – обучение младших школьников работать в малой группе (3-5
человек) [1].
Детей возможно учить работать в группе с 1 класса. Кооперация в обучении начинает-
ся с парного взаимодействия. Со второй четверти фронтальное расположение парт заменяет -
ся групповым: парты стоят по четыре и в классе образуются шесть - семь групп. На всех уро-
ках во всей начальной школе дети сидят и работают в группах. Группы динамичные, т.е. они
могут меняться в зависимости от результатов контроля, от урока, по мере выполнения проек-
та и перехода к следующему.
На уроках чередуется фронтальная форма работы с групповой. Новый материал – вме-
сте, а дальше – по группам. Каждая группа живёт своей жизнью: эта группа уже выполнила
задание и сделала взаимопроверку; другая группа обсуждает, чьё решение верно; третья
группа, обсудив, решила позвать учителя на помощь. Дети учатся разрешать учебные ситуа -
ции с помощью группы и учебника, а не только с учителем. За счёт параллельного взаимо-
действия происходит экономия времени на уроке: за материалами подходят по одному чело-
веку от группы, одновременно отвечает не один человек, а шесть или семь человек, и группа
слушает, ведь каждый в ней знает, что скоро наступит его очередь выступать. Такая форма
учебной деятельности мотивирует каждого ученика на активность. Выступает на уроке или
один человек от группы, или каждый в группе рассказывает частичку задания. Командный
ответ у доски для детей легче индивидуального: даже самые робкие выходят вместе с груп -
пой, чтобы ответить или высказать мнение. В группе существуют разные роли, например,
координатор, хранитель времени, секретарь, докладчик и т.п. Один раз в неделю проводится
занятие внеурочной деятельности, на котором происходит выполнение проектного, исследо-
вательского или творческого задания, в процессе которого дети обучаются работать в группе.
Происходит разделение на группы (каждый раз по-разному), распределение ролей (так, что-
бы каждый попробовал все роли), сам проект и групповая рефлексия по итогам. В четвертом
классе дети уже умеют работать в группе и выполнять задания, поэтому учителю остаётся
только ввести новый материал, а дальше группы могут работать по плану урока автономно
друг от друга.
Кооперация в малых группах позволяет учесть индивидуальные особенности детей,
например, темп работы, уровень знаний, темперамент, тип мышления и т.п. У детей снижает -
ся тревожность, они знают, что их выслушают, помогут при необходимости. Младшие школь-
ники получают опыт деятельности в различных ролях, в том числе и опыт организаторской
деятельности и коллективной ответственности за общее дело. Дети очень любят работать та -
ким образом и быстро привыкают к такой форме обучения.
Приложение 1. Памятка по организации групповой работы [2]
1.
Для успешной работы групп в классе необходимо:
а.
создать условия для позитивной взаимозависимости членов групп (у всех общая
цель, оценка учитывает вклад каждого, задания и материалы распределены меж-
ду всеми, у каждого своя роль);
б.
научить детей навыкам работы в группе (вводить поэлементно и по началу чётко
регламентировать их деятельность);
в.
систематически проводить рефлексию в группах (Что сегодня делали? Что полу-
чилось? Что не получилось? Как сделать так, чтобы в следующий раз получи-
лось?);
г.
использовать структуры взаимодействия (например, сначала каждый выполняет
сам задание, после каждый по очереди рассказывает группе, группа готовит об-
щий ответ);
д.
осуществлять параллельное взаимодействие в группах (учащиеся общаются од-
новременно в группах).
2.
Для достижения общей цели члены группы должны:
а.
знать партнеров и доверять им;
б.
строго соблюдать правила вежливости при общении друг к другу (избегать оце-
ночных суждений, высказываться конкретно);
в.
конструктивно разрешать возникающие конфликты.
3.
Роли членов группы.
а.
Координатор. Следит за тем, чтобы каждого выслушали.
б.
Секретарь. Ведет записи хода обсуждений, фиксирует результаты работы группы.
в.
Докладчик. Выступает от группы. Доводит до всех общее мнение группы.
г.
Завхоз.Получает у учителя от имени группы все необходимые материалы.
д.
Идеолог. Следит, чтобы группа не теряла из виду поставленную задачу.
е.
Хранитель времени. Следит за временем выполнения заданий.
ж.
Ответственный за тишину. Следит за тем, чтобы члены группы не говорили слишком
громко и не мешали работе других групп.
Приложение 2. Фрагмент урока по русскому языку во 2 классе (УМК Перспектива)
Тема урока: типы предложений по цели высказывания.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока: создать условия для того, чтобы ученики научились различать предложения по
цели высказывания.
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Организация познавательной деятельности
Учитель раздаёт каждому ученику листочки
с тремя предложениями различными по це-
лям высказывания и сами цели.
Сопоставьте предложения и цели высказы-
вания самостоятельно. У вас 1 минута.
Ученики сопоставляют предложения и цели
высказывания.
Выберите голосованием одного человека в
группе.
Каждая группа выбирает одного человека.
Те, кого выбрали, помашите мне рукой.
Из каждой группы по одному человеку ма-
шут.
Прочитайте группе предложения и скажите
к каким целям вы их отнесли. Все осталь-
ные внимательно слушают. Если ваш вари-
ант отличается, скажите об этом. Группа го-
лосует за один вариант. Когда закончите
возьмитесь за руки в группе.
Читают предложения и цели. Слушают друг
друга. Определяют один вариант от группы.
Учитель выбирает по одному человеку от
группы (не того, кого выбрали голосовани-
ем), который будет отвечать.
Ученик 1 группы читает предложение и го-
ворит его цель. Если другие группы соглас-
ны, они один раз хлопают в ладоши, если
нет, то поднимают руки. Дальше слушают
ученика 2 и 3 группы.
Откройте учебники на с. 16 и прочитайте,
что говорит профессор Самоваров о типах
предложений.
Читают.
Придумайте по одному повествовательному
предложению. Теперь по одному вопроси-
тельному. По одному побудительному.
Придумывают.
Определите очередность в группе.
Определяют.
В группах по очереди расскажите свои по-
вествовательные предложения. Если не со-
гласны, скажите, какое это предложение по
цели высказывания и почему. Как будете го-
товы руки в замок. Теперь свои вопроси-
тельные. И побудительные.
Рассказывают друг другу, высказывают
свою точку зрения.
Учитель выбирает одного человека от каж-
Отвечают, соглашаются (хлопают) или опро-
дой группы и просит рассказать повествова-
тельное предложение. Потом побудитель-
ные. И вопросительные. При необходимости
учитель комментирует.
вергают (поднимают руку и говорят другую
цель).
Откройте тетради, напишите дату, классная
работа. Выполните упражнение №18 на
странице 17.
Выполняют.
В группах по кругу обменяйтесь тетрадями
и проверьте.
Проверяют.
Придумайте по одному предложению каж-
дого типа, связанного с семьёй. Запишите
их.
Придумывают и записывают.
Сделайте взаимопроверку в группах.
Выполняют.
Проведём соревнование. На доске будут
даны ситуации. Вам будет нужно сказать
предложение какого типа нужно использо-
вать в такой ситуации и придумать его. От-
вет от группы.
Итак, первая ситуация. По готовности руки
в замок.
Обсуждают. Показывают, что готовы.
Список источников
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образо-
вания: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.:
Просвещение. 2011. – 33 с.
2.
Уваров А.Ю., Кооперация в обучении. — М.: Изд-во МИРОС, 2001. — 224 с.
3.
Климанова Л.Ф. Русский язык. 2 класс. Учебник. Ч.1. – М.: Просвещение, 2011 – с. 15-
17.