Напоминание

Экологическое воспитание дошкольников как психолого-педагогическая проблема


Автор: Ермолаева Дарья Олеговна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 125
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: Экологическое воспитание дошкольников как психолого-педагогическая проблема
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экологическое

воспитание

дошкольников

как

психолого-

педагогическая проблема

Экологическое образование дошкольников - это процесс формирования

у детей осознанно-правильного отношения к объектам природы, с которыми

они

непосредственно

контактируют.

Такое

отношение

возникает

во

взаимосвязи интеллектуальных, эмоциональных и действенных компонентов.

Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, проявляющуюся в

разных формах его поведения.

Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях

представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте

окружающей среды.

Экологическое образование это:

непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и

развития личности, направленный на формирование норм нравственного

поведения людей;

формирование

ценностных

ориентаций,

поведенческих

норм

и

специальных знаний.

Экологическое

воспитание

-

это

процесс

непрерывного,

систематического

и

целенаправленного

формирования

эмоционально-

нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и

морально-этических норм поведения в окружающей среде.

Проблема

экологического

воспитания

подрастающего

поколения

возникла,

в

первую

очередь,

в

связи

внимательным

исследованием

современными учеными взаимодействия человеческого общества и природы.

Вопрос о характере отношений человека и природы сегодня впрямую

связывается с сохранением жизни на Земле. Острота этой проблемы

обусловлена реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью

человека в природе, ростом промышленного производства, использованием

природных

ресурсов

без

учета

биологических

и

экологических

закономерностей, интенсивным ростом народонаселения планеты.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, имеет важное

значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической

культуры личности, что является частью духовной культуры.

Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным

экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и

деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением [4, с.

254].

Результатом

экологического

воспитания

является

экологическая

культура

личности.

Составные

экологической

культуры

личности

дошкольника - это знания о природе и их экологическая направленность,

умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной

деятельности (в играх, труде, быту).

Становление экологически воспитанной личности в педагогическом

процессе дошкольного образовательного учреждения возможно при решении

следующих задач:

- формирование у детей элементов экологического сознания. Освоение

ребенком элементов экологического сознания определяется содержанием и

характером (степенью сложности) знаний о природе. Это должны быть

знания экологического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи

природных явлений.

-

формирование

у

детей

практических

навыков

и

умений

в

разнообразной деятельности в природе; при этом деятельность детей должна

иметь природоохранительный характер. В ходе реальной деятельности в

природе (уход за животными и растениями в уголке природы и на участке,

участие в природоохранительной работе) дети осваивают умения создавать

для животных и растений условия, близкие к природным, с учетом

потребностей живых организмов. Важным являются осваиваемые детьми

умения предвидеть последствия негативных поступков, правильно вести себя

в природе, сохранять целостность отдельных живых организмов и систем.

Именно освоение детьми практических навыков и умений делает отношение

к природе не созерцательным, а осознанно-действенным.

-воспитание гуманного отношения к природе. Отношение к природе -

гуманное, познавательное, эстетическое - теснейшим образом связанно с

содержанием

осваиваемых

ребенком

знаний.

Знания

экологического

содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в

природе. Особое место в формировании отношения к природе занимают

знания

о

законах

природы,

доступные

пониманию

детей.

Развитие

отношения к природе тесно связано с особой организацией педагогического

процесса, основанной на нравственно-положительных переживаниях ребенка

в различных жизненных ситуациях, на прогулках, экскурсиях, на занятиях и

т.д. Педагог должен уметь вызвать у детей сострадание к живому существу,

желание позаботиться о нём, радость и восхищение от встречи с природой,

удивление, гордость за правильный поступок, удовольствие от хорошо

выполненного поручения.

Не менее важно научить детей оценивать свои поступки и поступки

сверстников, взрослых в процессе общения с природой.

Педагогический процесс экологического образования требует решения

всех перечисленных задач в единстве.

Реализация задач экологического образования возможна только при

условии экологической культуры педагога и его готовности осуществлять эту

деятельность.

Среди множества проблем, связанных с пониманием экологии, одна из

важнейших - экологическое воспитание и экологическое образование. Ей

уделяли внимание многие видные экологи, академики Н.Н. Моисеев,

А.Л.Яншин, Г.Н. Ягодин, Н.Н. Тарасова, Г.Н. Розенберг.

Николаева С.Н. в программе «Юный эколог» пишет о дошкольном

возрасте, как самоценном этапе в развитии экологической культуры

человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе

позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте

ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается

эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы

нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во

взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.

Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний,

норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней,

активность в решении некоторых экологических проблем. При этом

накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью.

Они - необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и

действенного отношения к миру.

Детский

сад

является

первым

звеном

системы

непрерывного

экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает

задача формирования у дошкольников основ культуры рационального

природопользования[7, с. 18-23].

Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у

детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в

дошкольные годы в детском саду.

Программа выдвигает две важные задачи:

1) воспитание у детей любви к родной природе, способности

воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться

к растениям и животным;

2) сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и

формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных

представлений о явлениях живой и неживой природы. Дошкольник владеет

навыками самообслуживания; вместе со взрослым ухаживает за растениями и

животными; выполняет простые кратковременные поручения, помогает

убирать в комнате; соблюдает правила природопользования (не сорит,

выбрасывает мусор в надлежащее место, не ловит и не носит в руках и

коробочках насекомых, не срывает цветы на клумбах, собирает осенние

листья в компостную яму); моет листья комнатных растений; высаживает

семена овощей, декоративных цветов, зерновых; помогает взрослому убирать

снег, разбивать на огороде грядки, разрыхлять почву, упорядочивать орудия

труда. Знает и соблюдает основные правила поведения в природе,

напоминает о них сверстникам; с разрешения взрослых осторожно общается

с животными ближайшего окружения: наблюдает за дождевыми червями,

жуками, бабочками, кузнечиками, рыбками, птичками, собаками, кошками;

выполняет несложные поручения взрослого, посильно помогает в уходе за

животными; подкармливает птиц зимой, устраивает поилки в жару;

инициирует готовность ухаживать за растением или животным, проявлять

заботу о них; упорядочивает использованное орудие труда (очищает,

просушивает, относит в отведенное для него место); осознает социальную

значимость своей деятельности.

Предметно-практическая

деятельность.

Охотно

и

самостоятельно

ухаживает за обитателями уголка природы, за огородом, цветником; замечает

разные состояния растений и животных; высеивает семена овощей, цветов,

зерновых; высаживает рассаду, размножает разными способами комнатные

растения; рационально использует воду, электроэнергию, тепло; соблюдает

чистоту вокруг себя; действует умело, уверенно; фиксирует состояние

погоды, находит аналогичные народные приметы; для наблюдений за

объектами природы, их изображениями пользуется разными приборами,

оборудованием.

Сакирдинова Т.И. и Сединкин А.Н. в своих работах отмечают, что без

переживания

ребенком

чувства

удовольствия,

заинтересованности,

любопытства в различных видах игровой, трудовой, учебной творческой

деятельности нельзя воспитать бережное, любовное отношение к природе.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь

педагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях. В реализации

задач экологического воспитания большое значение имеет природное

окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната

природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок,

дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой;

организация систематических наблюдений за природными явлениями и

объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участке можно

создать

специальную

площадку

природы,

естественный

уголок

с

дикорастущими растениями, заложить питомник, наметить экологическую

тропу, выделить уголок помощи живому «Айболит», уголок «Зеленой

аптеки», сделать ручеек, бассейн и т. д.

Современная

дошкольная

педагогика

разрабатывает

проблему

трудового воспитания детей дошкольного возраста. Главная задача трудового

воспитания - формирование правильного отношения детей к труду.

Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цель, находить

пути её достижения, получать результат, соответствующий цели. При этом

надо строго учитывать особенности трудовой деятельности дошкольников.

Большой вклад в развитии этой проблемы внесли исследования Н.К.

Крупской, А.С Макаренко, В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой, З.Н. Борисовой,

Г.П. Лесковой, Я.З. Неверович. В них разработаны содержание, методы и

средства трудового воспитания, выявлены пути обеспечения единства

трудового и нравственного воспитания. Острота и своевременность данной

проблемы побудили исследователей продолжить её разработку.

А. С. Макаренко в «Лекции о трудовом воспитании» раскрыл важную

роль элементарных видов бытового труда детей, отметив, что в нем

формируется

самостоятельность,

ответственность,

самоорганизация,

целенаправленность их поведения. Дети, которые умеют трудиться, знают

цену трудовых усилий, уважают и труд других людей, скорее обратят

внимание на человека, который нуждается в помощи.

Как и Крупская Н. К., Макаренко А. С. особое значение придавал

коллективному

детскому

труду,

в

котором

возникает

взаимная

ответственность участников.

«Совместное трудовое усилие, работа в коллективе, трудовая помощь

людей и постоянная их взаимная трудовая зависимость только и могут

создать правильное отношение человека друг к другу,- писал он.- Это

правильное отношение состоит не только в том, что каждый человек отдает

свои силы обществу, но и в том, что он и от других требует того же, что он не

хочет рядом с собой переносить жизнь дармоеда». В работах А. С.

Макаренко содержатся рекомендации об организации труда детей с

постепенным усложнением его содержания, повышением уровня требований

к самоорганизации, подчеркивается необходимость постоянных трудовых

обязанностей детей в семье, участия их в общих заботах.

Условия воспитания дошкольников в труде. Для того, чтобы дети

трудились

с

удовольствием

необходимо

создавать

эмоционально-

положительную атмосферу. Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с

удовольствием, не «ропщут» на трудности, радуются удаче, результату, ему

хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям

радость. Для этого хорошо использовать музыку. Во время труда, не

требующего

большой

умственной

нагрузки,

воспитатель

включает

магнитофон, проигрыватель с любимыми песнями детей или со спокойной

красивой мелодией (если дети заняты ручным трудом), или с веселой бодрой

музыкой (если идет уборка групповой комнаты перед праздником). Музыка

не должна звучать громко. Она должна быть фоном для создания хорошего

настроения. К сожалению, воспитатели недооценивают этот важный фактор

при организации труда детей.

Эмоциональный накал повышается, когда вместе с детьми трудятся

взрослые, особенно родители. Поэтому приглашение родителей для участия в

уборке помещения, озеленении участка, изготовлении елочных игрушек и

маскарадных костюмов всегда желательно. И совсем необязательно, чтобы

всякий раз приходили родители всех детей. Важно, чтобы каждый ребенок

знал, что и его мама и папа когда-то будут трудиться вместе с ним.

Хорошую

эмоциональную

атмосферу

создают

и

обсуждение

результатов труда, вручение наград. Награда за труд может быть моральной,

но может быть и материализованной. Например, все, кто очень хорошо

трудился, получают значок «Золотые руки», кто по своей инициативе

помогал товарищам - значок «Кому помочь?» и т. п. Воспитатель может

вместе с детьми придумать и сделать множество подобных наград. Наградой

для всех может быть и общее чаепитие. Красиво расставленные и

сервированные столы, цветы и вкусные булочки, которые «специально для

нас испекла повар Алла Анатольевна» создадут атмосферу праздника.

Условием,

обеспечивающим

воспитательный

успех

трудовой

деятельности, является организация материальной среды и трудового

оборудования.

Существуют

определенные

требования

к

трудовому

оборудованию - к их размеру, материалу, окраске - и к организации труда

дошкольников. Следовать требованиям обязательно, так как это является

гарантией здоровья детей, а иногда и жизни. С точки зрения нравственного

воспитания

правильный

подбор

оборудования

также

важен.

Это

обстоятельство

способствует

более

четкой

организации

труда,

своевременному включению в труд. Оборудования должно хватать для всех

детей. Конечно, можно сказать ребенку: «Подожди, сейчас Сережа покопает,

а потом отдаст лопату тебе. И ты будешь копать». Но лучше, чтобы

воспитатель заранее отбирал нужное количество оборудования, а если его

мало,

продумывал,

чем

будут

заниматься

остальные

дети.

Неорганизованность расхолаживает детей и снижает интерес к труду. Надо,

если это возможно, использовать бытовую технику. Прежде чем дети начнут

применять оборудование, следует обучить их соответствующим способам и

приемам: дать возможность подержать в руках, даже обыграть, затем

показать способ действия и только после этого объявлять о начале работы.

Очень важно учитывать нагрузку, которую может испытать ребенок,

выполняя трудовые задания. Опасно перегружать детей. Недопустимо, чтобы

ребенок поднимал слишком тяжелые для него ведра с водой, песком, долго и

много копал, продолжительный отрезок времени находился в одной позе и т.

п. Утомление не только снижает интерес к труду, но и вредит здоровью.

Однако плохо и обратное, когда ребенку предлагаются слишком легкие для

него задания или дают «детские» инструменты, такие, которые пригодны

только для самых маленьких или игрушечные и не подходят для серьезной

работы.

Условием, поддерживающим у детей желание трудиться, является учет

индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда. Этот

вопрос всегда был и остается предметом дискуссий для специалистов. Нужно

ли принимать во внимание интересы детей, ведь важно научить их любой

труд выполнять охотно и с интересом? Ответ на этот вопрос может быть

разным в зависимости от исходной методологической позиции. Если мы

реализуем личностно-ориентированную модель воспитания, то учитывать

интересы детей обязательно. Правда, при этом нужно показывать ребенку

преимущество,

которым

обладает

человек,

умеющий

многое

и

не

отказывающийся от любого труда. Нельзя насильно заставлять ребенка

работать. Тонкость воспитательных воздействий как раз и заключается в

умении педагога создавать такие условия, в которых он сам захочет работать.

Трудом нельзя наказывать. Это правило ввел еще А.С. Макаренко, но

оно не утратило актуальности и сегодня.

Труд для дошкольника - полезная и важная деятельность. Она

оказывает влияние на общее развитие ребенка: на познавательную сферу,

волевое, эмоциональное развитие; способствует воспитанию эстетических

чувств, нравственных качеств, влияет на развитие самооценки.

Саморукова П. Г. в своих работах учитывает возрастные знания и

умения общения с природой. В младшем возрасте у ребенка должны

формироваться первые представления о некоторых предметах и явлениях

неживой природы, о наиболее часто встречающихся цветущих растениях,

учить различать особенности внешнего вида животных, некоторые части

тела, особенности движения, издаваемые звуки. Обучать малышей не

сложным трудовым умениям: полить растения, обтереть листья влажной

тряпочкой, разрыхлить почву комнатных растений в уголке природы. В

среднем возрасте учить детей видеть в предметах характерные свойства,

сравнивать и группировать предметы по этим свойствам, формировать

первые элементарные обобщения, приводить к установлению простейших

связей между некоторыми явлениями. Дети получают первые представления

о том, что для роста растений нужны влага, свет, тепло. Овладевают и

первоначальными умениями выращивания растений. У детей старшего

возраста развивается способность к аналитико-синтетической деятельности.

Они не ограничиваются узнаванием отдельных конкретных факторов,

внешних свойств явлений, а стремятся проникнуть в суть, понять причины

явлений. С учетом этого в данном возрасте усложняются задачи и программа

ознакомления с природой. У детей формируют систему представлений и

простейших понятий о предметах и явлениях неживой природы: они узнают

причину продолжительности дня и ночи, особенности осадков, погоды в

разные сезоны; учатся различать и правильно называть растения, усваивают

правила ухода; учатся видеть основные стадии роста и развития растений,

понимать основные изменения в состоянии растений по сезонам, узнают о

некоторых особенностях ухода за растениями; учатся видеть своеобразие

внешнего строения и повадки животных, получают знания о развитии

некоторых видов, о способах защиты животных от врагов, овладевают

основными навыками ухода за обитателями уголка природы.

Экологическое воспитание начинается с раннего возраста, но только в

среднем возрасте дети особенно готовы воспринимать информацию о

природе, бережного и заботливого отношения к ней.



В раздел образования