Автор: Смирнова Александра Валерьевна
Должность: инструктор по труду
Учебное заведение: ЛОГБУ ВКЦСОН "Береника"
Населённый пункт: город Волхов, Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Лепка из глины как одно из направлений коррекционной работы по развитию ручной моторики у детей с ДЦП"
Раздел: дополнительное образование
Лепка из глины как одно из направлений коррекционной работы по
развитию ручной моторики у детей с ДЦП.
Глина – это удивительный, пластичный, природный материал, который не
пропускает воду и не гниёт. Она может превратиться во что угодно, от
детской игрушки до удивительной вазы или изящного подсвечника. Это как
раз тот материал, с которым дети могут легко справиться. Она лучше
пластилина, потому что гораздо мягче, из нее получается реальная вещь,
которую можно взять в руки и поиграть. Работа с глиной благотворно
действует на нервную систему, расслабляет и снимает нервное напряжение.
В течение последних лет отмечается четкая тенденция роста детской
инвалидности. Примерно пятую часть всей детской инвалидности
формируют болезни нервной системы, в структуре которых более 50%
приходится на ДЦП – одну из наиболее актуальных проблем детской
неврологии.
Коррекционные занятия лепкой из глины позволяют решать следующие
задачи:
- развитие крупной и мелкой моторики;
- развитие самоконтроля, повышение уровня концентрации внимания;
- стимулирование развития познавательных функций;
- развитие пространственных представлений;
- развитие межполушарных связей;
- развитие эмоционального интеллекта;
- социализация ребенка.
Во время работы с глиной у ребенка развивается моторика рук, сила и
подвижность пальчиков, он учится координировать движение обеих рук,
соответственно приобретает сенсорный опыт. При создании своей подделки
ребенок использует сразу обе руки, в этот момент задействованы все пальцы
и внутренняя поверхность ладоней. Удивительно, но лепка из глины даёт тот
же эффект, что и массаж рук.
Многие дети отдают предпочтение лепке из глины, а не из пластилина. А все
потому, что из исходного материала ребенок своими руками создает
неповторимые чудесные фигурки. А также, потому что подделку, созданную
из глины, можно хранить годами и раскрасить на свое усмотрение.
Принципы коррекционной работы – это, прежде всего дифференцированный
подход во время занятий, который будет учитывать возможности ребенка, а
также построение соответствующей системы упражнений. А также следует
творчески использовать такие основные дидактические принципы, как
индивидуальный подход, систематичность и последовательность в
преподнесении материала, активность и наглядность. Эти принципы
обучения связаны друг с другом и взаимообусловлены, но должны
использоваться с учетом специфических особенностей детей, страдающих
ДЦП.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что развитие мелкой
моторики при помощи лепки из глины у детей с ДЦП не только
способствуют развитию двигательных функций и речи, но и положительно
влияют на развитие личности ребенка в целом. Помимо коррекции
двигательных нарушений, у детей в процессе работы с пластическими
материалами развивается внимание, память, формируется устойчивый
интерес к занятиям.