Напоминание

Звонкие и глухие согласные


Автор: Баснаева Светлана Афанасьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Чурапчинская СОШ им. С.А.Новгородова
Населённый пункт: с. Чурапча, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Конспект урока по деятельностному методу обучения. русский язык 2 класс
Тема: Звонкие и глухие согласные
Раздел: начальное образование





Назад




Сценарий урока в структуре системно-деятельностного подхода

1.Организационный момент (1-2 минуты).

Цель: включение учащихся в деятельность, с помощью улыбки повысить мотивацию

каждому ученику.

- Добрый день, ребята! Давайте, посмотрим друг на друга, пожмем руки и улыбнемся, ведь

«от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение

и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не

сомневаюсь. Помогите мне, пожалуйста, ответить на вопрос, а что пригодится нам для

успешной работы на уроке? (Ответы учащихся)

II. Актуализация знаний (4-5 минут).

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и

выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

- Ребята, на доске прикреплены карточки со словами, в которых пропущены буквы,

вспомните, как мы называем пропущенные буквы? (это орфограммы)

- Что такое орфограмма? (опасные места при письме).

- А для чего мы должны изучать орфограммы? (чтобы писать правильно, стать грамотными

людьми).

- Пригодится ли в жизни это качество – быть грамотным человеком? (да).

- Перечислите, какие вы знаете орфограммы? (перечисляют).

- Предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы по виду

орфограмм, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы (слова проецируются на

экране):

Тиш.на, ч.до, то.ный, щ.вель, ч.сы, щ.ка, ру.ка, ж.вотные, сугро. .

- Все ли справились с заданием? Всё ли вам было понятно в задании? (не совсем, возникли

затруднения). Какие затруднения? Почему они возникли? Может, мы чего-то не знаем?

(Дети не знают, как правильно написать слово сугроб). Проверка по эталону: (на доске)

слова

орфограммы

Тиш.на

жи-ши пиши с буквой И

Ч.до

чу-щу пиши с буквой У

То.ный

чк, чн, чт пишутся без мягкого знака

Щ.вель

ча-ща пиши с буквой А

Ч.сы

ча-ща пиши с буквой А

Щ.ка

чу-щу пиши с буквой У

Ру.ка

чк, чн, чт пишутся без мягкого знака

Ж.вотные

жи-ши пиши с буквой И

Сугро.

?

III. Постановка учебной задачи (4-5 минут).

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не

знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в

виде темы урока.

- Итак, какова наша с вами учебная задача? Какую цель преследуем на уроке? Что сегодня

предстоит нам выяснить? (Дети высказываются, формулируют тему и цель урока).

«IV. «Открытие нового знания» - построение проекта выхода из затруднения (7-8 мин).

Цель: выполнение заданий по теме и обсуждение проекта их решения.

-Ребята, а как мы можем с вами узнать правила написания звонких и глухих согласных?

(можем прочитать в учебнике, а можем понаблюдать за словами и самостоятельно выявить

определенные закономерности).

- Предлагаю следующее задание выполнить в парах.

Перед вами слова с пропущенными согласными. Прочитайте их, запишите, сравнивая с

проверочными словами.

Звонкие и глухие согласные

Проверочное слово

Сугро.

Стри.

Наро.

Моро.

Сугробы

Стрижи

Народы

Морозы

Все ли справились с заданием? (да). Итак, выполнив это задание, сможете вы ответить, от

чего зависит орфограмма звонких и глухих согласных? Сформулируйте, пожалуйста, правило

написания звонких и глухих согласных в конце слова. (Чтобы проверить написание звонких

и глухих согласных нужно подобрать проверочное слово или изменить исходное так,

чтобы после согласного стоял гласный звук)

- А теперь вместе давайте посмотрим на другой пример звонких и глухих согласных в

середине слова.

Звонкие и глухие согласные

Проверочное слово

Берё.ки

Доро.ка

Лё.кий

У.кий

Берёзоньки

Дороженька

Лёгок

Узок

Все ли справились с заданием? (да). Итак, выполнив это задание, сможете вы ответить, как

проверить звонких и глухих согласных в середине слова? (Дети высказываются.)

V. Первичное закрепление (4-5 минут).

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Алгоритм проверки написания звонких и глухих согласных

Определите в слове сомнительную согласную. Например, «травка».

Измените слово или подберите однокоренное слово так, чтобы после согласной стояла

гласная. Например, «травка» — «трава».

Запишите букву, соответствующую проверочному слову. В слове «травка» пишется

«в», потому что в слове «трава» пишется «в».

Если подобрать проверочное слово не удается, написание проверяется по словарю.

Например, «кобчик»

А теперь откроем учебник на стр. 18, прочитаем правило и сопоставим с нашим алгоритмом

(дети высказываются).

Выполним упражнение на новое правило из учебника – стр. 19, упражнение 31. Парная

работа. Прочитайте слова и докажите, где проверочное слово, а где проверяемые слова.

Ученики проговаривают в парах условия написания звонких и глухих согласных,

осуществляют взаимопроверку.

- Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (нужно поработать самостоятельно).

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

(4-5 минут).

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Стр 20 Упражнение 33. Спишите, проверяйте выделенные буквы.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 минут).

• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат

новый алгоритм или новое понятие;

• Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с

изученными ранее.

При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные

персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует

развитию у детей интереса к урокам.

VIII. Рефлексия деятельности, итог урока (2-3 минуты).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов

деятельности своей и всего класса.

Вопросы:

· Какую цель ставили на уроке?

· Удалось ли достигнуть ее?

· Каким способом?

· Какие получили результаты, чему научились?

· Где можно применить новые знания?



В раздел образования