Автор: Баснаева Светлана Афанасьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Чурапчинская СОШ им. С.А.Новгородова
Населённый пункт: с. Чурапча, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Конспект урока по деятельностному методу обучения. русский язык 2 класс
Тема: Звонкие и глухие согласные
Раздел: начальное образование
Сценарий урока в структуре системно-деятельностного подхода
1.Организационный момент (1-2 минуты).
Цель: включение учащихся в деятельность, с помощью улыбки повысить мотивацию
каждому ученику.
- Добрый день, ребята! Давайте, посмотрим друг на друга, пожмем руки и улыбнемся, ведь
«от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение
и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не
сомневаюсь. Помогите мне, пожалуйста, ответить на вопрос, а что пригодится нам для
успешной работы на уроке? (Ответы учащихся)
II. Актуализация знаний (4-5 минут).
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и
выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
- Ребята, на доске прикреплены карточки со словами, в которых пропущены буквы,
вспомните, как мы называем пропущенные буквы? (это орфограммы)
- Что такое орфограмма? (опасные места при письме).
- А для чего мы должны изучать орфограммы? (чтобы писать правильно, стать грамотными
людьми).
- Пригодится ли в жизни это качество – быть грамотным человеком? (да).
- Перечислите, какие вы знаете орфограммы? (перечисляют).
- Предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы по виду
орфограмм, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы (слова проецируются на
экране):
Тиш.на, ч.до, то.ный, щ.вель, ч.сы, щ.ка, ру.ка, ж.вотные, сугро. .
- Все ли справились с заданием? Всё ли вам было понятно в задании? (не совсем, возникли
затруднения). Какие затруднения? Почему они возникли? Может, мы чего-то не знаем?
(Дети не знают, как правильно написать слово сугроб). Проверка по эталону: (на доске)
слова
орфограммы
Тиш.на
жи-ши пиши с буквой И
Ч.до
чу-щу пиши с буквой У
То.ный
чк, чн, чт пишутся без мягкого знака
Щ.вель
ча-ща пиши с буквой А
Ч.сы
ча-ща пиши с буквой А
Щ.ка
чу-щу пиши с буквой У
Ру.ка
чк, чн, чт пишутся без мягкого знака
Ж.вотные
жи-ши пиши с буквой И
Сугро.
?
III. Постановка учебной задачи (4-5 минут).
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не
знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в
виде темы урока.
- Итак, какова наша с вами учебная задача? Какую цель преследуем на уроке? Что сегодня
предстоит нам выяснить? (Дети высказываются, формулируют тему и цель урока).
«IV. «Открытие нового знания» - построение проекта выхода из затруднения (7-8 мин).
Цель: выполнение заданий по теме и обсуждение проекта их решения.
-Ребята, а как мы можем с вами узнать правила написания звонких и глухих согласных?
(можем прочитать в учебнике, а можем понаблюдать за словами и самостоятельно выявить
определенные закономерности).
- Предлагаю следующее задание выполнить в парах.
Перед вами слова с пропущенными согласными. Прочитайте их, запишите, сравнивая с
проверочными словами.
Звонкие и глухие согласные
Проверочное слово
Сугро.
Стри.
Наро.
Моро.
Сугробы
Стрижи
Народы
Морозы
Все ли справились с заданием? (да). Итак, выполнив это задание, сможете вы ответить, от
чего зависит орфограмма звонких и глухих согласных? Сформулируйте, пожалуйста, правило
написания звонких и глухих согласных в конце слова. (Чтобы проверить написание звонких
и глухих согласных нужно подобрать проверочное слово или изменить исходное так,
чтобы после согласного стоял гласный звук)
- А теперь вместе давайте посмотрим на другой пример звонких и глухих согласных в
середине слова.
Звонкие и глухие согласные
Проверочное слово
Берё.ки
Доро.ка
Лё.кий
У.кий
Берёзоньки
Дороженька
Лёгок
Узок
Все ли справились с заданием? (да). Итак, выполнив это задание, сможете вы ответить, как
проверить звонких и глухих согласных в середине слова? (Дети высказываются.)
V. Первичное закрепление (4-5 минут).
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
Алгоритм проверки написания звонких и глухих согласных
Определите в слове сомнительную согласную. Например, «травка».
Измените слово или подберите однокоренное слово так, чтобы после согласной стояла
гласная. Например, «травка» — «трава».
Запишите букву, соответствующую проверочному слову. В слове «травка» пишется
«в», потому что в слове «трава» пишется «в».
Если подобрать проверочное слово не удается, написание проверяется по словарю.
Например, «кобчик»
А теперь откроем учебник на стр. 18, прочитаем правило и сопоставим с нашим алгоритмом
(дети высказываются).
Выполним упражнение на новое правило из учебника – стр. 19, упражнение 31. Парная
работа. Прочитайте слова и докажите, где проверочное слово, а где проверяемые слова.
Ученики проговаривают в парах условия написания звонких и глухих согласных,
осуществляют взаимопроверку.
- Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (нужно поработать самостоятельно).
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
(4-5 минут).
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
Стр 20 Упражнение 33. Спишите, проверяйте выделенные буквы.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 минут).
• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат
новый алгоритм или новое понятие;
• Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с
изученными ранее.
При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные
персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует
развитию у детей интереса к урокам.
VIII. Рефлексия деятельности, итог урока (2-3 минуты).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов
деятельности своей и всего класса.
Вопросы:
· Какую цель ставили на уроке?
· Удалось ли достигнуть ее?
· Каким способом?
· Какие получили результаты, чему научились?
· Где можно применить новые знания?