Напоминание

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ МУЗЫКИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ


Автор: Тарасова Светлана Алексеевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ Центр образования "Полярная звезда" Структурное подразделение начальная общеобразовательная школа "Перспектива"
Населённый пункт: ЯНАО п,Тазовский
Наименование материала: статья
Тема: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ МУЗЫКИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Раздел: начальное образование





Назад




ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ МУЗЫКИ КАК

СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Тарасова Светлана Алексеевна , учитель музыки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Центр образования «Полярная звезда»

СП начальная школа «Перспектива»,

п. Тазовский

Аннотация. Проектная деятельность на уроках музыки содействует

развитию

метапредметных

компетенций,

переходя

к

активному

и

творческому обучению, что соответствует требованиям ФГОС. Метод

включает разнообразные формы проектов, способствующих критическому

мышлению

и

коммуникации.

Практические

примеры

демонстрируют

эффективность

подхода

в

формировании

универсальных

навыков

у

школьников.

Ключевые

слова:

проектная

деятельность

на

уроках

музыки,

развитие метапредметных компетенций, интеграция проектного метода,

формирование критического мышления, междисциплинарные проекты,

педагогические технологии.

Проектная деятельность на уроках музыки приобретает особую

значимость в контексте современной образовательной практики, в которой

ключевой задачей является не только формирование предметных знаний и

умений,

но

и

развитие

метапредметных

компетенций.

Интеграция

проектного метода в музыкальное образование способствует переходу от

традиционного репродуктивного обучения к активному, творческому и

самостоятельному освоению материала, что соответствует требованиям

Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и

современным педагогическим теориям. В рамках уроков музыки проектная

деятельность становится инструментом формирования навыков критического

мышления, коммуникации и самоорганизации, необходимых для успешной

социальной и профессиональной адаптации обучающихся. Таким образом,

проектный метод на занятиях музыкой является неотъемлемой частью

развития личности ученика и подготовки его к решению комплексных

образовательных и жизненных задач.

Метапредметные компетенции представляют собой универсальные

умения, которые учащиеся применяют в различных учебных и жизненных

ситуациях, выходящих за рамки отдельных предметных областей. В

контексте уроков музыки проектная деятельность позволяет развивать

следующие ключевые метапредметные умения: умение анализировать и

синтезировать

информацию,

критически

оценивать

музыкальные

произведения

и

собственные

работы,

выстраивать

конструктивное

взаимодействие

в

группе,

планировать

и

осуществлять

совместную

деятельность, а также самостоятельно контролировать и корректировать

учебную

деятельность.

Согласно

современным

педагогическим

исследованиям, такие компетенции обеспечивают формирование гибкости

мышления и эмоционального интеллекта, что особенно важно в творческих

дисциплинах. В итоге проектная деятельность становится платформой для

интеграции предметных знаний с универсальными умениями, стимулируя

комплексное личностное развитие школьников.

Организация проектной деятельности в музыкальном образовании

требует применения продуманных методических подходов, обеспечивающих

максимальную эффективность развития метапредметных компетенций. На

уроках музыки целесообразно использовать разнообразные формы проектов

творческие

коллективные

задания,

исследовательские

проекты,

мультимедийные презентации и междисциплинарные проекты. В работе

педагог может применять активные технологии, такие как проблемное

обучение, кооперативное обучение, рефлексивные сессии и методику

критического

мышления.

Например,

проект,

включающий

создание

музыкальной

композиции

с

использованием

цифровых

технологий,

стимулирует критическое осмысление музыкальных элементов, развитие

коммуникативных

навыков

при

обсуждении

идей

и

навыков

самоорганизации

при

планировании

этапов

работы.

Таким

образом,

выбранные формы и технологии проектной деятельности способствуют не

только усвоению музыкального материала, но и развитию универсальных

учебных действий.

Учитель играет ключевую роль в поддержке и сопровождении

проектной деятельности учащихся на уроках музыки. Для успешного

формирования

метапредметных

компетенций

педагог

применяет

разнообразные

инструменты

диагностики

например,

наблюдение,

анкетирование и самооценку учащихся, что позволяет выявить уровни

владения коммуникативными, регулятивными и познавательными умениями.

Мотивация

учащихся

обеспечивается

через

постановку

значимых

и

творческих задач, создание условий для выражения индивидуальности и

группового

успеха.

Для

оценки

результатов

проектов

используются

критерии,

ориентированные

на

качество

сотрудничества,

уровень

исследовательской активности и умение формулировать выводы. Важно

также проводить регулярные рефлексивные сессии, в ходе которых ученики

анализируют собственные достижения и затруднения. Такой педагогический

подход поддерживает развитие ключевых метапредметных компетенций и

способствует

формированию

ответственного

отношения

к

учебной

деятельности.

Интеграция музыкальных проектов с другими учебными предметами

расширяет

образовательное

пространство

и

создает

условия

для

межпредметного

взаимодействия,

что

усиливает

формирование

метапредметных компетенций. Музыкальные проекты могут сочетаться с

изучением

литературы,

истории,

изобразительного

искусства

и

информационных

технологий.

Например,

в

проекте

по

созданию

тематического музыкального альбома ученики исследуют исторический

контекст

произведений,

анализируют

лирическую

составляющую

в

литературных

текстах

и

создают

визуальное

оформление,

используя

компьютерные

программы.

Такая

междисциплинарность

способствует

комплексному восприятию материала и развитию навыков критического

мышления, анализа и синтеза информации из разных областей. В результате

расширяется кругозор учащихся и улучшается их способность видеть

взаимосвязи между разными предметами и явлениями.

Оценка эффективности проектной деятельности на уроках музыки

требует

комплексного

подхода,

ориентированного

на

формирование

метапредметных компетенций. Ключевыми критериями служат уровень

самостоятельности при выполнении учебных задач, качество взаимодействия

в группе, способность критически оценивать полученные результаты и

корректировать стратегию деятельности. Для объективного измерения этих

показателей используются методы портфолио, наблюдение за деятельностью

учащихся, анализ презентаций и защит проектов. Важным аспектом является

также количественная и качественная интерпретация полученных данных с

точки зрения развития умений и навыков, а не только конечного результата

продукта.

Такой

подход

позволяет

выявлять

проблемы

и

успехи,

корректировать педагогическую стратегию и стимулировать личностный

рост обучающихся.

Перспективы развития проектной методики на уроках музыки связаны

с

постоянным

совершенствованием

педагогических

технологий

и

возможностями

масштабирования

успешных

практик.

В

условиях

цифровизации

образования

появляется

все

больше

инструментов,

поддерживающих

коллективную

творческую

деятельность

онлайн-

платформы для совместного создания и редактирования музыкальных

композиций, интерактивные сервисы для взаимного обучения и оценки.

Масштабирование педагогического опыта через создание методических

комплексов и обмен успешными кейсами способствует распространению

эффективных практик в образовательных учреждениях разного уровня.

Таким образом, проектный метод в музыкальном образовании становится не

только средством формирования метапредметных компетенций, но и

драйвером инновационного развития педагогики.

В качестве конкретного примера успешной педагогической практики

можно привести организацию школьного музыкального проекта «Создание

мини-альбома». В рамках этого долгосрочного проекта учащиеся работали в

коллективе, совместно сочиняя и записывая музыкальные композиции с

использованием цифровых аудиоредакторов. В процессе проектирования

учащиеся развивали навыки планирования, коллективного взаимодействия и

информационной культуры, а также критического восприятия собственной

работы и работ сверстников. Итогом стала публикация музыкального

альбома на школьном сайте, что повысило мотивацию и гордость за

достигнутый

результат.

В

ходе

реализации

проекта

был

отмечен

значительный рост коммуникабельности и критического мышления, а также

улучшение организационных навыков.

Рассмотрим также пример интеграции музыкального проекта с

изучением литературы. В рамках межпредметного проекта «Музыка и

поэзия» учащиеся исследовали лирику разных эпох, выбирали стихи для

музыкальной интерпретации и создавали композиции, демонстрирующие

эмоциональное состояние произведений. В ходе работы ученики изучали

исторический и культурный контекст, обсуждали смысл произведений,

реализовали собственные творческие идеи в музыкальной форме. Такой

междисциплинарный

проект

способствовал

развитию

аналитических

навыков, умению выражать свои мысли устно и письменно, а также усилил

командное взаимодействие. Итогом стала публичная выставка проектов,

включающая аудиодорожки и литературные материалы.

Таким

образом,

проектная

деятельность

на

уроках

музыки

представляет собой эффективный способ формирования метапредметных

компетенций,

объединяя

творческую

активность,

межпредметное

взаимодействие

и

инновационные

методы

обучения.

Опираясь

на

современные педагогические подходы и реальные практические кейсы,

учитель

может

строить

многоуровневую

образовательную

среду,

способствующую развитию универсальных умений и подготовке учащихся к

успешной социальной и культурной жизни. В дальнейшем расширение

методической

базы

и

внедрение

цифровых

инструментов

позволит

масштабировать положительный опыт и сделать проектную деятельность

устойчивым элементом музыкального образования.

Список литературы

1.

Виноградова

М.

Т.

Проектная

деятельность

как

средство

формирования

ценностного

отношения

учащихся

к

музыкальному

творчеству // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2022. №3 (116).

2.

Полякова Т. Н, Жэнь Я. Проектная деятельность младших

подростков на уроках музыки: содержание и диагностика // Проблемы

современного педагогического образования. 2022. №76-2.

3.

Семенюк Т. Е, Фархутдинова С. Г.Использование методов

проектной деятельности на уроках музыки для развития познавательного

интереса // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. №9.



В раздел образования