Автор: Новикова Светлана Львовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад с.Малиновка "Томского района"
Населённый пункт: Томской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: : «Воспитание бережного отношения к здоровью у детей дошкольного возраста при ознакомлении со спортивной жизнью родного края»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад с. Малиновка» Томского района
«
Модель организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми в
группе».
Тема: «Воспитание бережного отношения к здоровью у детей дошкольного
возраста при ознакомлении со спортивной жизнью родного края»
Воспитатели: Новикова Светлана Львовна,
2025год
Одной из приоритетных задач развития общества является обеспечение
здоровья людей и в первую очередь подрастающего поколения. Статистика
говорит о том, что произошло резкое ухудшение здоровья населения, в том
числе детей. Решить проблему сохранения и укрепления здоровья невозможно
только с помощью медицины. Здоровье человека, по данным Всемирной
организации здравоохранения (ВОЗ), на 70-80% определяется собственным
отношением человека к нему, а также желанием и возможностью влиять на
факторы, способствующие его улучшить.
Причин неблагополучия в
здоровье очень много, но
основная
–
в
неправильном образе жизни. Способствовать сохранению здоровья должен
определенный образ жизни, формирование потребностей в его соблюдении,
воспитание у детей правильной системы ориентации. Человеку с раннего
возраста должна быть привита культура самосохранения здоровья, поскольку
важнейшим
условием
полноценной
готовности
ребенка
к
школьному
обучению является сформированность у него прочных навыков здорового
образа
жизни.
Между
тем,
только
треть
детей
имеет
представление
о
поддержании здоровья посредством гигиенических процедур, но и они не
имеют достаточных навыков ухода за своим телом и внешностью в целом.
В связи с прогрессирующим ухудшением здоровья детей дошкольного
возраста необходима валеологизация педагогического процесса в дошкольных
образовательных организациях. Для создания целостных, систематических
представлений о способах формирования бережного отношения к здоровью у
детей необходима специально организованная работа.
Основным нормативно-правовым актом, содержащим положение об
обеспечении безопасности участников образовательного процесса, является
Закон «Об образовании
в
Российской Федерации», который в
пп.3 ч.32
устанавливает ответственность дошкольного образовательного учреждения за
жизнь
и
здоровье
воспитанников
и
работников
учреждения
во
время
образовательного
процесса.
ФГОС
Дошкольное
образование
гарантирует
охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.
Анализ
ФОП
ДО
показывает,
что
единой целью
работы
с
детьми
старшего дошкольного возраста является создание условий для формирования
активной позиции в отношении собственного здоровья.
Особое
внимание
следует
уделить
ознакомлению
с
историей
и
спортивной жизнью родного края как важной составляющей воспитания
здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Пример
успешных
спортсменов,
достижений
спортивной
жизни
региона,
знание
спортивных традиций и культурных ценностей, связанных с
физической
активностью, создаёт основу для формирования у детей уважения к здоровью
и
прививает
потребность
в
занятиях
спортом
с
раннего
возраста.
Это
способствует не только укреплению физического здоровья, но и воспитанию
у детей гражданской ответственности за здоровье своей семьи и своей страны.
Цель: воспитание бережного отношения к здоровью у детей старшего
дошкольного
возраста
посредством
знакомства
со
спортивной
жизнью
родного края.
Задачи:
1.
Познакомить детей с понятием здоровья и его значением в жизни
человека.
2.
Ознакомить детей с различными видами спорта, популярными в родном
крае, и с их положительным влиянием на здоровье.
3.
Объяснить детям основные принципы здорового образа жизни, включая
важность физической активности и правильного питания.
4.
Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью через
наглядные примеры и активное участие в спортивных мероприятиях.
5.
Формировать у детей умение работать в команде и соблюдать правила
спортивного поведения.
6.
Вовлечь родителей и членов семьи в процесс воспитания здорового
образа жизни у детей через совместные спортивные мероприятия и
обсуждения.
Уважаемые коллеги! Сегодня мы хотим поделиться с вами опытом
работы по приобщению детей дошкольного возраста к спортивным традициям
нашего
региона.
На
практике
мы
убедились:
чтобы
сформировать
у
дошкольников
устойчивый
интерес
к
спортивной
жизни
родного
края,
необходим системный подход — сочетание разнообразных форм и методов
работы. Позвольте представить ключевые направления нашей деятельности.
Встречи со спортсменами: приглашение спортсменов, живущих в селе,
Малиновка.
В
ходе
встреч:
дети
слышат
истории
успеха,
узнают
о
преодолении трудностей; формируется положительный образ спортсмена как
примера для подражания; ребята могут задать вопросы и получить ответы из
первых уст.
Тематические
беседы
и
занятия:
«Наш
спортивный
маршрут
по
Томску»;
Виртуальная экскурсия в Музей физической культуры и спорта
Томской области (Центр музейной педагогики ТГПУ) просмотр и обсуждение
презентации «Известные спортсмены Томской области», в плановом режиме
проводим разговоры о значении спорта в жизни человека; обзоры истории
развития спорта в нашем крае.
Создание развивающей среды: в группах оформляем мини-музеи и
тематические
уголки:
фотовыставки
местных
спортсменов;
экспозиции
спортивных атрибутов; альбомы с хроникой региональных соревнований.
Спортивные
праздники:
традиционными
стали:
«Весёлые
старты»;
мини-турниры
по
разным
видам
спорта;
имитации
Олимпийских
игр
с
атрибутикой (флаг, огонь, клятва). Эти мероприятия развивают не только
физические качества, но и чувство команды, уважение к сопернику.
Дидактические
игры:
используем
карточки,
лото,
домино
с
изображениями:
видов
спорта;
спортсменов;
инвентаря.
Такой
формат
помогает закрепить знания и расширить словарный запас в непринуждённой
форме.
Сюжетно-ролевые игры: «Я – спортсмен Томской области», «Тренер»
Экскурсии:
в
спортивные
учреждения
видят
реальные
достижения
местных спортсменов — кубки, медали, грамоты; узнают о видах спорта,
популярных в нашем регионе; общаются с тренерами и спортсменами;
виртуальная экскурсия в Музей физической культуры и спорта Томской
области (Центр музейной педагогики ТГПУ); «Наш спортивный маршрут по
Томску» по основными спортивным объектам города Томска
Работа с семьями: организуем мастер-классы; походы; совместные
мероприятия «Папа, мама, я — спортивная семья»; «Зарница»; консультации
для родителей о значении физической активности.
Важные
условия
эффективности:
учёт
возрастных
особенностей
и
интересов детей; регулярность мероприятий; эмоциональная насыщенность
каждого занятия; связь с жизненным опытом ребят. Результаты работы: дети
знают названия местных спортивных объектов и видов спорта; проявляют
интерес к историям региональных атлетов; используют полученные знания в
играх и общении; выражают желание заниматься спортом.
Разработанная
система
работы
ознакомления
детей
со
спортивной
жизнью родного края может быть внедрена в образовательную деятельность
ДОО Томской области, а также применяться в работе с родителями и в системе
дополнительного
образования
детей
и
позволит
конкретизировать
практические результаты.
Благодарим за внимание!
Приобщение к достижениям местных спортсменов
Знакомство детей с основными спортивными объектами города Томска.
Виртуальная экскурсия по картам и фотографиям.
Ознакомление детей с различными видами спорта
Участие в региональных спортивных событиях позволяет сделать
процесс воспитания более значимым, личностно ориентированным.
Мастер-класс с родителями по изготовлению «Спортивной азбуки»