Напоминание

: «Воспитание бережного отношения к здоровью у детей дошкольного возраста при ознакомлении со спортивной жизнью родного края»


Автор: Новикова Светлана Львовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад с.Малиновка "Томского района"
Населённый пункт: Томской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: : «Воспитание бережного отношения к здоровью у детей дошкольного возраста при ознакомлении со спортивной жизнью родного края»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад с. Малиновка» Томского района

«

Модель организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми в

группе».

Тема: «Воспитание бережного отношения к здоровью у детей дошкольного

возраста при ознакомлении со спортивной жизнью родного края»

Воспитатели: Новикова Светлана Львовна,

2025год

Одной из приоритетных задач развития общества является обеспечение

здоровья людей и в первую очередь подрастающего поколения. Статистика

говорит о том, что произошло резкое ухудшение здоровья населения, в том

числе детей. Решить проблему сохранения и укрепления здоровья невозможно

только с помощью медицины. Здоровье человека, по данным Всемирной

организации здравоохранения (ВОЗ), на 70-80% определяется собственным

отношением человека к нему, а также желанием и возможностью влиять на

факторы, способствующие его улучшить.

Причин неблагополучия в

здоровье очень много, но

основная

в

неправильном образе жизни. Способствовать сохранению здоровья должен

определенный образ жизни, формирование потребностей в его соблюдении,

воспитание у детей правильной системы ориентации. Человеку с раннего

возраста должна быть привита культура самосохранения здоровья, поскольку

важнейшим

условием

полноценной

готовности

ребенка

к

школьному

обучению является сформированность у него прочных навыков здорового

образа

жизни.

Между

тем,

только

треть

детей

имеет

представление

о

поддержании здоровья посредством гигиенических процедур, но и они не

имеют достаточных навыков ухода за своим телом и внешностью в целом.

В связи с прогрессирующим ухудшением здоровья детей дошкольного

возраста необходима валеологизация педагогического процесса в дошкольных

образовательных организациях. Для создания целостных, систематических

представлений о способах формирования бережного отношения к здоровью у

детей необходима специально организованная работа.

Основным нормативно-правовым актом, содержащим положение об

обеспечении безопасности участников образовательного процесса, является

Закон «Об образовании

в

Российской Федерации», который в

пп.3 ч.32

устанавливает ответственность дошкольного образовательного учреждения за

жизнь

и

здоровье

воспитанников

и

работников

учреждения

во

время

образовательного

процесса.

ФГОС

Дошкольное

образование

гарантирует

охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.

Анализ

ФОП

ДО

показывает,

что

единой целью

работы

с

детьми

старшего дошкольного возраста является создание условий для формирования

активной позиции в отношении собственного здоровья.

Особое

внимание

следует

уделить

ознакомлению

с

историей

и

спортивной жизнью родного края как важной составляющей воспитания

здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Пример

успешных

спортсменов,

достижений

спортивной

жизни

региона,

знание

спортивных традиций и культурных ценностей, связанных с

физической

активностью, создаёт основу для формирования у детей уважения к здоровью

и

прививает

потребность

в

занятиях

спортом

с

раннего

возраста.

Это

способствует не только укреплению физического здоровья, но и воспитанию

у детей гражданской ответственности за здоровье своей семьи и своей страны.

Цель: воспитание бережного отношения к здоровью у детей старшего

дошкольного

возраста

посредством

знакомства

со

спортивной

жизнью

родного края.

Задачи:

1.

Познакомить детей с понятием здоровья и его значением в жизни

человека.

2.

Ознакомить детей с различными видами спорта, популярными в родном

крае, и с их положительным влиянием на здоровье.

3.

Объяснить детям основные принципы здорового образа жизни, включая

важность физической активности и правильного питания.

4.

Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью через

наглядные примеры и активное участие в спортивных мероприятиях.

5.

Формировать у детей умение работать в команде и соблюдать правила

спортивного поведения.

6.

Вовлечь родителей и членов семьи в процесс воспитания здорового

образа жизни у детей через совместные спортивные мероприятия и

обсуждения.

Уважаемые коллеги! Сегодня мы хотим поделиться с вами опытом

работы по приобщению детей дошкольного возраста к спортивным традициям

нашего

региона.

На

практике

мы

убедились:

чтобы

сформировать

у

дошкольников

устойчивый

интерес

к

спортивной

жизни

родного

края,

необходим системный подход — сочетание разнообразных форм и методов

работы. Позвольте представить ключевые направления нашей деятельности.

Встречи со спортсменами: приглашение спортсменов, живущих в селе,

Малиновка.

В

ходе

встреч:

дети

слышат

истории

успеха,

узнают

о

преодолении трудностей; формируется положительный образ спортсмена как

примера для подражания; ребята могут задать вопросы и получить ответы из

первых уст.

Тематические

беседы

и

занятия:

«Наш

спортивный

маршрут

по

Томску»;

Виртуальная экскурсия в Музей физической культуры и спорта

Томской области (Центр музейной педагогики ТГПУ) просмотр и обсуждение

презентации «Известные спортсмены Томской области», в плановом режиме

проводим разговоры о значении спорта в жизни человека; обзоры истории

развития спорта в нашем крае.

Создание развивающей среды: в группах оформляем мини-музеи и

тематические

уголки:

фотовыставки

местных

спортсменов;

экспозиции

спортивных атрибутов; альбомы с хроникой региональных соревнований.

Спортивные

праздники:

традиционными

стали:

«Весёлые

старты»;

мини-турниры

по

разным

видам

спорта;

имитации

Олимпийских

игр

с

атрибутикой (флаг, огонь, клятва). Эти мероприятия развивают не только

физические качества, но и чувство команды, уважение к сопернику.

Дидактические

игры:

используем

карточки,

лото,

домино

с

изображениями:

видов

спорта;

спортсменов;

инвентаря.

Такой

формат

помогает закрепить знания и расширить словарный запас в непринуждённой

форме.

Сюжетно-ролевые игры: «Я – спортсмен Томской области», «Тренер»

Экскурсии:

в

спортивные

учреждения

видят

реальные

достижения

местных спортсменов — кубки, медали, грамоты; узнают о видах спорта,

популярных в нашем регионе; общаются с тренерами и спортсменами;

виртуальная экскурсия в Музей физической культуры и спорта Томской

области (Центр музейной педагогики ТГПУ); «Наш спортивный маршрут по

Томску» по основными спортивным объектам города Томска

Работа с семьями: организуем мастер-классы; походы; совместные

мероприятия «Папа, мама, я — спортивная семья»; «Зарница»; консультации

для родителей о значении физической активности.

Важные

условия

эффективности:

учёт

возрастных

особенностей

и

интересов детей; регулярность мероприятий; эмоциональная насыщенность

каждого занятия; связь с жизненным опытом ребят. Результаты работы: дети

знают названия местных спортивных объектов и видов спорта; проявляют

интерес к историям региональных атлетов; используют полученные знания в

играх и общении; выражают желание заниматься спортом.

Разработанная

система

работы

ознакомления

детей

со

спортивной

жизнью родного края может быть внедрена в образовательную деятельность

ДОО Томской области, а также применяться в работе с родителями и в системе

дополнительного

образования

детей

и

позволит

конкретизировать

практические результаты.

Благодарим за внимание!

Приобщение к достижениям местных спортсменов

Знакомство детей с основными спортивными объектами города Томска.

Виртуальная экскурсия по картам и фотографиям.

Ознакомление детей с различными видами спорта

Участие в региональных спортивных событиях позволяет сделать

процесс воспитания более значимым, личностно ориентированным.

Мастер-класс с родителями по изготовлению «Спортивной азбуки»



В раздел образования