Напоминание

УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ


Автор: Пиругланова Динара Девлетовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РД Дербентский медицинский колледж им Г.А. Илизарова
Населённый пункт: г.Дербент
Наименование материала: статья
Тема: УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Человек познакомился с проектной деятельностью гораздо раньше,

чем это может показаться на первый взгляд. На ранних этапах развития

общества она проявлялась на уровне ремесла, создания мифов, детских

игр. Проектирование как особый вид активности основано на природном

умении человека мысленно создавать модели «потребного будущего» и

воплощать их в жизнь.

Педагогические понятия живы, пока находятся в центре внимания

как узлы противоречий, пока их поворачивают к себе то одной, то другой

стороной, показывая в разных образах, называя разными словами. Основу

научного

контекста

рассмотрения

педагогического

проектирования

формируют такие категории и понятия, как «проект», «проектирование»,

«проектировочный»

и

производные

от

них

понятия.

Понятие

проектирование тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по

созданию проекта, созданию будущего предполагаемого явления.

В современном прочтении проектирование – это «деятельность», под

которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание

того, что должно быть.

Проектирование можно рассматривать как: -специфический вид

деятельности, направленный на создание проекта как особого вида

продукта;

-форму порождения инноваций, характерную для технологической

культуры;

- управленческую процедуру.

В соответствии с этим педагогическое проектирование понимается

как:

- практико-ориентированная деятельность, целью которой является

разработка новых образовательных систем и видов педагогической

деятельности;

-новая развивающая область знаний;

-прикладное научное направление педагогики и организуемой

практической деятельности;

-процесс создания и реализации педагогического проекта;

-специфический способ развития личности;

-технология обучения.

На современном этапе развития общества, который характеризуется

необычной подвижностью и изменчивостью, проектный тип культуры

начинает

доминировать.

Он

становится

одним

из

центральных

культурных

механизмов

преобразования

действительности,

а

также

эффективным

средством

профессионально-личностного

развития,

усовершенствования не только окружающей действительности, но и себя.

А это значит, что каждому педагогу необходимо уметь пользоваться

проектной деятельностью в ее различных вариантах.

В образовании проектная деятельность часто выступает в качестве

средства обучения, выполняя вспомогательную роль по отношению к

другим видам деятельности. Примером может служить выполнение

учебных проектов.

В Интернет - версии словаря педагогических терминов проект

характеризуется как: разработанная система и структура действий педагога

для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и

места каждого действия, времени осуществления этих действий, их

участников и условий.

Современный

учебный

проект

сочетает

в

себе

как

исследовательские, так и экспериментальные возможности. Для педагога, в

первую очередь, именно изменение учащегося на основе проектной

деятельности, то есть приобретение им новых знаний, умений, навыков,

является основным содержанием учебного проектирования. А для самих

учащихся – самостоятельная реализация проекта.

Формат проекта может быть определен исходя из целей и задач

обучения. Таким образом, проекты подразделяются: по месту проведения

(школьный, вузовский и т.д.);

по масштабу субъекта (индивидуальный, групповой, корпоративный

и т.д.);

по времени (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный);

по территории распространения (межвузовский, международный и

т.д.);

по содержанию (предметный, интегративный, междисциплинарный);

по

характеру

приоритетной

деятельности

(исследовательский,

экспериментальный, коммуникационный).

Многие учащиеся и студенты участвуют активно в проектах, в том

числе и студенты ГБПОУ РД Дербентского медицинского колледжа им.

Г.А. Илизарова. Для одних это шаг к успешной социализации в

информационной среде, другие делают это вынужденно: чтобы получить

финансовую поддержку в своих инновационных начинаниях. Кому-то

овладение проектировочными умениями помогает подняться на новую

ступень профессионального мастерства, а для некоторых проектирование

становится

особой

формой

установления

и

развития

творческих

отношений благодаря системно-деятельностному подходу в обучении.

Организация современных учебных проектов предполагает, как уже

говорилось ранее, вовлеченность и педагога, и учащегося.

Для преподавателя содержание работы

над проектом включает

следующие пункты:

1.

Введение студентов в проектную деятельность. Это может быть

очень увлекательным и полезным, ведь способы изучения (исследования)

окружающего мира могут быть самыми разными.

2.

Определение

и

утверждение

тематики

проекта.

При

этом

необходимо

учитывать социальный аспект. Любой проект носит не

произвольный характер, а обуславливается действительным состоянием

окружающего мира и имеющейся социальной потребностью в его

изменении.

Кроме

того

необходимо

обозначить

и

педагогический

потенциал проекта, то есть определить цели и задачи и, а также выявить

личностный и итоговый продукт.

3.

Составление

графика

работы

над

проектом.

Необходимо

определить сроки работы над проектом, обозначить индивидуальный

вклад каждого участника, определить вид конечного продукта, обсудить

требования к качеству и форме представления.

4.

Подбор и анализ литературных источников, необходимых для

проекта.

5.

Анализ и контроль процесса выполнения проекта (например,

консультации, лабораторные работы, дискуссии в группах, использование

возможностей электронной почты и т.д.)

6.

Контроль за оформлением проекта согласно заданным критериям.

7.

Организация и проведение предзащиты проекта. Выявить некий

интегративный продукт и выставить его на общее обсуждение и оценку.

8.

Защита проекта. Регламентировать время и процесс презентации

результатов проекта, а также ту часть, которая непосредственно связана с

вопросами, дискуссией и оценочными суждениями.

9.

Подведение итогов. Обязательный и важный момент любого

проекта, позволяющий оценить, что из запланированного удалось, что нет,

и сделать выводы.

Для

студента

содержание

работы

над

проектом

выглядит

следующим образом:

1.

Получение

информации

о

проекте

(погружение

в

проект,

формулировка проблемы)

2.

Выбор темы, постановка целей и задач.

3.

Составление

индивидуального

плана

работы

(планирование

совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта)

4.

Обсуждение хода выполнения проекта (определение возможных

форм презентации проектного продукта)

5.

Оформление проекта

6.

Предзащита в группе (репетиция и обсуждение в группе)

7.

Доработка проекта (исправление всех выявленных недочетов)

8.

Защита проекта (то есть презентация результатов). Это может

быть

устное

сообщение,

сопровождающееся

чертежами,

коллажем,

тематическим

стендом

и

т.д.,

слайд-шоу,

презентация

веб-сайта,

конференция и другое. В ходе презентации необходимо четко представить

полученный продукт, рассказать об идеях, возникших в ходе работы над

проектом, трудностях и путях их преодоления.

Таким

образом,

проектная

деятельность

содержит

в

себе

действительно

удивительные

возможности,

и

способна

преобразить

любого человека вне зависимости от возраста. Ее развивающая функция

основана:

на силе и свободе креативности;

на продуктивности воображения;

на стимуле к развитию социальной активности;

на эмоциональном обогащении своей жизни;

на возможности получить наряду с предметным,

также и

педагогический

результат

в

виде

важных

для

жизни

личностных

характеристик.

Обучающая же функция проектирования заключается в:

обучении взаимодействию с различными источниками и носителями

информации;

освоении способов распределения деятельности в проекте;

непосредственном формировании опыта работы над проектом;

обучении приемам рефлексии касательно этого опыта;

обучении социо-культурной коммуникации.

Ранее существовавшая система образования была ориентирована,

прежде всего, на носителя готового знания – на учителя, преподавателя,

ученого, оделяющего своими знаниями учеников и слушателей, знающего

«рецепт» решения их проблемы, то сегодня носителем и источником

информации может стать каждый независимо от уровня полученного

образования. Студенты ГБПОУ РД Дербентского медицинского колледжа

им. Г.А. Илизарова оказываются сегодня в ситуации самостоятельного

определении

траектории

движения

в

информационном

поле,

самостоятельного создания содержания образования, самостоятельного

проектирования учебных материалов, которые могут быть востребованы

другими участниками в проектировании образовательной среды.

Таким образом, образование в информационном обществе перестает

быть

средством

усвоения

готовых

общепризнанных

знаний,

оно

становится способом информационного обмена личности с окружающими

людьми. Обмена, который совершенствуется на протяжении всей ее жизни

и предполагает не только усвоение, но и генерирование информации.

Поэтому, внимание к педагогическому проектированию – не просто

отражение модного веяния в современном образовании, оно исторически

обусловлено

объективной

необходимостью

развития

у

субъектов

педагогической деятельности проективного воображения, мышления и

способа действий.

Приведем в качестве примера схематическое описание проекта для

студентов ГБПОУ РД Дербентского медицинского колледжа им. Г.А.

Илизарова, изучающих английский язык на первом курсе обучения. Тема:

«UK in Figures and Facts» Великобритания в цифрах и фактах.

Цели:

сформировать

межкультурную

грамотность,

пополнить

страноведческие знания, сформировать навык работы с большим объемом

информации, развить критическое мышление студентов.

Учебные задачи: развить коммуникативные умения, расширить

лексический запас, реализовать творческие способности, повысить интерес

к обучению английского языка.

Формат

проекта:

по

субъекту

групповой,

по

времени

среднесрочный,

по

содержанию

межпредметный,

по

характеру

деятельности – исследовательский.

Организация проекта:

1.

Разделение студентов на мини-группы.

2.

Выбор темы (исторические события, достопримечательности

Великобритании, праздники, известные личности, торговые марки и т.д.)

Распределение роли каждого участка группы.

3.

Этап самостоятельной работы над проектом касательно материала

(работа в Интернете, консультации преподавателя английского языка,

изучение исторических фактов и т.д.)

4.

Презентация работы над проектом (в форме доклада, интервью,

стенгазеты, ролевой игры)

5.

Обсуждение результатов и выводы.

В дальнейшем итоговый продукт предполагается использовать на

занятиях по английскому языку.

Список литературы:

1.

Бедерханова

В.П.

Становление

личностно

ориентированной

позиции педагога. – Краснодар, 2001. – Раздел 3.5. Проектировочная

деятельность как средство развития участников образовательного процесса

и становления личностно ориентированной позиции педагога.

2.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.,

1989.- с.5.

3.

Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое

проектирование. – М., 2008.

4.

Масюкова Н.А. Проектирование в образовании. – Минск, 1999.

5.

Intel. Обучение для будущего при поддержке Microsoft. 4-е изд.,

испр. / Под ред. Ястребцевой Е.Н. и Быховского Я.С. – М., 2004.



В раздел образования