Автор: Камынина Екатерина Васильевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ОГАПОУ "Дмитриевский аграрный колледж"
Населённый пункт: Белгородская область, Яковлевский район, с. Дмитриевка
Наименование материала: статья
Тема: Индивидуально-профилактическая работа с обучающимися, требующими повышенного педагогического внимания и контроля
Раздел: среднее профессиональное
Индивидуально-профилактическая работа с обучающимися, требующими повышенного
педагогического внимания и контроля
Аннотация: В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты
организации индивидуально-профилактической работы с обучающимися, входящими в
«группу риска». Определены ключевые цели, задачи, принципы и этапы работы. Особое
внимание уделено алгоритму действий и конкретным методам взаимодействия с ребенком
и его семьей.
Ключевые слова: индивидуально-профилактическая работа, обучающиеся группы риска,
повышенный педагогический контроль, девиантное поведение, социально-
психологическое сопровождение, план профилактики.
Современная образовательная среда сталкивается с рядом вызовов, одним из которых
является рост числа обучающихся, демонстрирующих поведение, отклоняющееся от
социальных норм. Это дети и подростки, требующие повышенного внимания и контроля
со стороны педагогов, психологов и администрации образовательной организации. К
данной категории могут быть отнесены обучающиеся:
· с устойчивыми нарушениями дисциплины;
· с низкой учебной мотивацией и хронической академической неуспеваемостью;
· склонные к агрессивному, асоциальному поведению;
· находящиеся в социально-опасном положении;
· имеющие признаки употребления ПАВ;
· переживающие сложную жизненную ситуацию (кризис в семье, буллинг, конфликты).
Эффективная работа с такими детьми не может ограничиваться мерами
административного воздействия. Она требует системного, комплексного подхода, ядром
которого является индивидуально-профилактическая работа.
1. Цель и задачи индивидуально-профилактической работы
Основная цель — создание условий для социальной адаптации, коррекции поведения,
устранения причин и условий, способствующих его нарушению, и раскрытие личностного
потенциала обучающегося.
Задачи для достижения этой цели включают:
1. Диагностика: Выявление причин девиантного поведения, изучение индивидуально-
психологических особенностей ребенка, его социального окружения и семейной
ситуации.
2. Профилактика: Предупреждение возможных осложнений в развитии и обучении,
недопущение перехода девиаций в более тяжелые формы.
3. Коррекция: Целенаправленное воздействие на личность обучающегося с целью
изменения моделей поведения, развития социально-одобряемых навыков и компетенций.
4. Развитие: Формирование устойчивой положительной самооценки, учебной мотивации,
коммуникативных навыков и способности к саморегуляции.
5. Правовое просвещение: Разъяснение прав, обязанностей и степени ответственности за
противоправные действия.
2. Принципы построения работы
Эффективность профилактической работы базируется на соблюдении ключевых
принципов:
· Индивидуализация: Учет возраста, пола, психофизических особенностей, личного опыта
и конкретных обстоятельств жизни ребенка.
· Системность: Взаимосвязь действий всех участников образовательного процесса
(классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог, администрация,
родители).
· Конфиденциальность: Информация, полученная в ходе работы, используется
исключительно в профессиональных целях.
· Не навреди: Все вмешательства должны быть обдуманными и оправданными.
· Поддержка и доброжелательность: Создание атмосферы доверия и принятия, что
является основой для позитивных изменений.
3. Этапы и алгоритм индивидуально-профилактической работы
Работа с обучающимся, требующим контроля, представляет собой циклический процесс,
состоящий из нескольких этапов.
Этап 1: Выявление и первичная диагностика.
· Кто выявляет: Классный руководитель, учителя-предметники.
· Действия: Фиксация фактов отклоняющегося поведения, сбор первичной информации от
педагогов, наблюдение, беседа с ребенком и родителями. При необходимости —
подключение социального педагога и психолога для углубленной диагностики.
Этап 2: Разработка индивидуального плана профилактической работы (ИППР).
ИППР— это основной документ, который разрабатывается на педсовете, совете
профилактики или малом педсовете. Его структура включает:
1. Паспортные данные: ФИО обучающегося, класс, основание для постановки на
контроль.
2. Проблема: Краткое описание основных трудностей (например, "систематические
пропуски уроков без уважительной причины", "агрессивное поведение в отношении
сверстников").
3. Цель и задачи работы именно с этим ребенком.
4. План мероприятий, который четко разграничивает деятельность:
· С обучающимся: Индивидуальные беседы, вовлечение в кружки/секции, поручения,
психологические тренинги, помощь в обучении.
· С семьей: Консультации, посещение на дому, родительские собрания, привлечение
специалистов (комиссия по делам несовершеннолетних, органы опеки).
· С педагогическим коллективом: Информирование о специфике ребенка, выработка
единых педагогических требований и тактики поведения.
Этап 3: Реализация плана.
· Координатор работы (чаще всего классный руководитель) обеспечивает выполнение
намеченных мероприятий.
· Важно вести дневник наблюдений, где фиксируются все контакты с ребенком и семьей,
динамика изменений (как положительная, так и отрицательная).
Этап 4: Контроль, анализ и корректировка.
· Регулярно (не реже 1 раза в четверть) вопрос заслушивается на совете профилактики.
· Анализируется эффективность предпринятых мер: изменилось ли поведение,
улучшилась ли успеваемость, наладились ли отношения в коллективе?
· На основе анализа в ИППР вносятся изменения: какие-то мероприятия усиливаются,
другие — отменяются как неэффективные.
Этап 5: Снятие с контроля.
· При стабилизации ситуации и достижении устойчивых положительных результатов
обучающийся снимается с внутреннего школьного контроля.
· При этом может быть установлено постпрофилактическое наблюдение для закрепления
результата.
Индивидуально-профилактическая работа с обучающимися, требующими повышенного
внимания, — это не разовая акция, а целенаправленный, долгосрочный и ресурсоемкий
процесс. Ее успех напрямую зависит от слаженности действий всей команды
специалистов образовательной организации, а также от установления конструктивного
партнерства с семьей. Только при таком подходе можно не просто «контролировать»
трудного подростка, а помочь ему преодолеть внутренние и внешние барьеры, найти свой
путь и стать полноценным членом общества.