Напоминание

Индивидуально-профилактическая работа с обучающимися, требующими повышенного педагогического внимания и контроля


Автор: Камынина Екатерина Васильевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ОГАПОУ "Дмитриевский аграрный колледж"
Населённый пункт: Белгородская область, Яковлевский район, с. Дмитриевка
Наименование материала: статья
Тема: Индивидуально-профилактическая работа с обучающимися, требующими повышенного педагогического внимания и контроля
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Индивидуально-профилактическая работа с обучающимися, требующими повышенного

педагогического внимания и контроля

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты

организации индивидуально-профилактической работы с обучающимися, входящими в

«группу риска». Определены ключевые цели, задачи, принципы и этапы работы. Особое

внимание уделено алгоритму действий и конкретным методам взаимодействия с ребенком

и его семьей.

Ключевые слова: индивидуально-профилактическая работа, обучающиеся группы риска,

повышенный педагогический контроль, девиантное поведение, социально-

психологическое сопровождение, план профилактики.

Современная образовательная среда сталкивается с рядом вызовов, одним из которых

является рост числа обучающихся, демонстрирующих поведение, отклоняющееся от

социальных норм. Это дети и подростки, требующие повышенного внимания и контроля

со стороны педагогов, психологов и администрации образовательной организации. К

данной категории могут быть отнесены обучающиеся:

· с устойчивыми нарушениями дисциплины;

· с низкой учебной мотивацией и хронической академической неуспеваемостью;

· склонные к агрессивному, асоциальному поведению;

· находящиеся в социально-опасном положении;

· имеющие признаки употребления ПАВ;

· переживающие сложную жизненную ситуацию (кризис в семье, буллинг, конфликты).

Эффективная работа с такими детьми не может ограничиваться мерами

административного воздействия. Она требует системного, комплексного подхода, ядром

которого является индивидуально-профилактическая работа.

1. Цель и задачи индивидуально-профилактической работы

Основная цель — создание условий для социальной адаптации, коррекции поведения,

устранения причин и условий, способствующих его нарушению, и раскрытие личностного

потенциала обучающегося.

Задачи для достижения этой цели включают:

1. Диагностика: Выявление причин девиантного поведения, изучение индивидуально-

психологических особенностей ребенка, его социального окружения и семейной

ситуации.

2. Профилактика: Предупреждение возможных осложнений в развитии и обучении,

недопущение перехода девиаций в более тяжелые формы.

3. Коррекция: Целенаправленное воздействие на личность обучающегося с целью

изменения моделей поведения, развития социально-одобряемых навыков и компетенций.

4. Развитие: Формирование устойчивой положительной самооценки, учебной мотивации,

коммуникативных навыков и способности к саморегуляции.

5. Правовое просвещение: Разъяснение прав, обязанностей и степени ответственности за

противоправные действия.

2. Принципы построения работы

Эффективность профилактической работы базируется на соблюдении ключевых

принципов:

· Индивидуализация: Учет возраста, пола, психофизических особенностей, личного опыта

и конкретных обстоятельств жизни ребенка.

· Системность: Взаимосвязь действий всех участников образовательного процесса

(классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог, администрация,

родители).

· Конфиденциальность: Информация, полученная в ходе работы, используется

исключительно в профессиональных целях.

· Не навреди: Все вмешательства должны быть обдуманными и оправданными.

· Поддержка и доброжелательность: Создание атмосферы доверия и принятия, что

является основой для позитивных изменений.

3. Этапы и алгоритм индивидуально-профилактической работы

Работа с обучающимся, требующим контроля, представляет собой циклический процесс,

состоящий из нескольких этапов.

Этап 1: Выявление и первичная диагностика.

· Кто выявляет: Классный руководитель, учителя-предметники.

· Действия: Фиксация фактов отклоняющегося поведения, сбор первичной информации от

педагогов, наблюдение, беседа с ребенком и родителями. При необходимости —

подключение социального педагога и психолога для углубленной диагностики.

Этап 2: Разработка индивидуального плана профилактической работы (ИППР).

ИППР— это основной документ, который разрабатывается на педсовете, совете

профилактики или малом педсовете. Его структура включает:

1. Паспортные данные: ФИО обучающегося, класс, основание для постановки на

контроль.

2. Проблема: Краткое описание основных трудностей (например, "систематические

пропуски уроков без уважительной причины", "агрессивное поведение в отношении

сверстников").

3. Цель и задачи работы именно с этим ребенком.

4. План мероприятий, который четко разграничивает деятельность:

· С обучающимся: Индивидуальные беседы, вовлечение в кружки/секции, поручения,

психологические тренинги, помощь в обучении.

· С семьей: Консультации, посещение на дому, родительские собрания, привлечение

специалистов (комиссия по делам несовершеннолетних, органы опеки).

· С педагогическим коллективом: Информирование о специфике ребенка, выработка

единых педагогических требований и тактики поведения.

Этап 3: Реализация плана.

· Координатор работы (чаще всего классный руководитель) обеспечивает выполнение

намеченных мероприятий.

· Важно вести дневник наблюдений, где фиксируются все контакты с ребенком и семьей,

динамика изменений (как положительная, так и отрицательная).

Этап 4: Контроль, анализ и корректировка.

· Регулярно (не реже 1 раза в четверть) вопрос заслушивается на совете профилактики.

· Анализируется эффективность предпринятых мер: изменилось ли поведение,

улучшилась ли успеваемость, наладились ли отношения в коллективе?

· На основе анализа в ИППР вносятся изменения: какие-то мероприятия усиливаются,

другие — отменяются как неэффективные.

Этап 5: Снятие с контроля.

· При стабилизации ситуации и достижении устойчивых положительных результатов

обучающийся снимается с внутреннего школьного контроля.

· При этом может быть установлено постпрофилактическое наблюдение для закрепления

результата.

Индивидуально-профилактическая работа с обучающимися, требующими повышенного

внимания, — это не разовая акция, а целенаправленный, долгосрочный и ресурсоемкий

процесс. Ее успех напрямую зависит от слаженности действий всей команды

специалистов образовательной организации, а также от установления конструктивного

партнерства с семьей. Только при таком подходе можно не просто «контролировать»

трудного подростка, а помочь ему преодолеть внутренние и внешние барьеры, найти свой

путь и стать полноценным членом общества.



В раздел образования