Напоминание

"Инклюзивное образование детей в условиях массовой школы: проблемы и перспективы"


Автор: Никифорова Ирина Ринатовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Старочурилинская СОШ"
Населённый пункт: село Старое Чурилино
Наименование материала: Статья
Тема: "Инклюзивное образование детей в условиях массовой школы: проблемы и перспективы"
Раздел: начальное образование





Назад




« Инклюзивное образование детей в условиях массовой школы:

проблемы и перспективы».

Добрый день, уважаемые коллеги!

Свой доклад я начну с мудрой китайской притчи.

Притча «Трещина в кувшине»

У одной пожилой женщины было два кувшина, с которыми она каждый день ходила по воду.

Набирая два полных кувшина, она вешала их на коромысло, но приносила домой всегда лишь

полтора. В одном кувшине была небольшая трещина, и половина воды по дороге домой из

него выливалась.

Целый кувшин был очень доволен собой, а кувшин с трещиной постоянно стыдился своего

недостатка. Ему было очень жаль пожилую женщину, которая часто вынуждена была ходить

по воду, поэтому, однажды он сказал ей:

– Прости, что из меня вытекает половина воды, пока ты идешь домой. Я ничего не могу с этим

поделать.

Но мудрая старая женщина только улыбнулась:

– А заметил ли ты, что с твоей стороны дороги я засеяла прекрасные цветы, а с другой

стороны – нет? С твоей помощью я поливаю их каждый день. А они каждый день радуют мои

глаза и душу и украшают мой дом. Если бы не ты, всей этой красоты просто не было бы. Всё

это – только благодаря тебе. У каждого из нас есть свои странности и недостатки. Но есть

особенности и трещины, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто

нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее».

На мой взгляд, эта притча говорит о важности и значимости каждого человека в этом мире, о

принятии себя и окружающих нас людей такими, какие они есть, и тесным образом связана с

темой нашего

сегодняшнего педсовета «Инклюзивное образование детей в условиях массовой школы:

проблемы и перспективы».

Реализация задач инклюзивного образования, закреплённого в Федеральном законе от

29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации», становится, по сути дела,

функциональной обязанностью педагогических работников системы образования. Согласно

новому стандарту, разработанному Министерством образования и науки РФ, вытекающему из

названного Закона, все российские педагоги должны уметь работать с разными категориями

учеников – с одаренными, с детьми, которые занимаются по программам инклюзии, с

учениками, для которых русский язык не является родным, а также с социально-запущенными

детьми.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года регулирует вопросы

образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (42, 55, 59, 79)

закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей –

инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них

потребностями и возможностями.

Таким образом, для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов

создаются специальные условия обучения - инклюзивное образование.

Рассмотрим основные понятия.

К обучающимся с ОВЗ относят глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых,

слабовидящих, а также детей с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-

двигательного аппарата, задержкой психического развития, расстройствами аутистического

спектра, сложными дефектами, умственной отсталостью.

Определяют ребенка с ОВЗ, когда психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК)

устанавливает, что:

у ребенка недостатки в физическом или психологическом развитии;

ребенку необходимо создать специальные условия получения образования.

При этом дети с ОВЗ не являются инвалидами, пока не признаны таковыми федеральным

государственным учреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) по Правилам,

утвержденным постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95. Таким

образом, ребенок с ОВЗ может одновременно быть инвалидом. И наоборот, ребенок- инвалид

может не относиться к обучающимся с ОВЗ.

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или

включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с

особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

Инклюзивное (или включающее) образование основано на том, что все дети, несмотря на

свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему

образования и обучаются вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой

общеобразовательной школе, учитывающей их особые образовательные потребности.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую

дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает

особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное

образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность

образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей.

Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее

гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так

же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об

инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах.

Восемь принципов инклюзивного образования:

-Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

-Каждый человек способен чувствовать и думать;

-Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

-Все люди нуждаются друг в друге;

-Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных

взаимоотношений;

-Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

-Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут

делать, чем в том, что не могут;

-Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего,

профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной

среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями.

Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных

учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся,

направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы

специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с

ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется

Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О

социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом

№1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также

национальной доктриной образования Российской Федерации до 2025 года).

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать

четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование

государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и

обучение в течение всей жизни человека.

На сегодняшний день в России 4,5% детей с ОВЗ: - детей-инвалидов - 580 тысяч, - детей

с ОВЗ - 751 тысяча.

Увеличение числа новорожденных весом менее 2,5 кг.

Патология новорожденных: - с физиологической незрелостью – 74%, - с

неврологической симптоматикой – до 86%.

Абсолютно здоровыми можно считать: - не более 10% детей дошкольного возраста; -

4% детей подросткового возраста.

Условия внедрения инклюзивного образования в школе:

1. Решение ПМПК о переводе учащегося с ОВЗ на индивидуальное обучение. 2. Заявление

родителей (законных представителей) на включение ребенка в инклюзивное обучение

согласно «Положению об инклюзивном обучении в образовательном учреждении».

3. Соблюдение условий кадрового обеспечения для внедрения инклюзивного образования:

укомплектованность квалифицированными педагогическими кадрами, прошедшими

соответствующую курсовую подготовку;

привлечение специалистов психолого – педагогического сопровождения. 4. Наличие

индивидуальной образовательной программы, индивидуального коррекционного плана

ребенка с ОВЗ.

Для обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных

организациях, реализующих основные образовательные программы,

создается адаптированная образовательная программа и индивидуальная

образовательная программа.

это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учётом

особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и, при

необходимости, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию

указанных лиц (п.28 ст.2)

АОП разрабатывается самостоятельно образовательной организацией с учетом

федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням

образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов

образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в

соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ..

Реализация адаптированной образовательной программы возможна при

наличие в образовательной организации психолого-медико-педагогического

консилиума;

согласие родителей (законных представителей) на обучение ребёнка по

адаптированной образовательной программе.

5. Создание материально- технических условий для обучения ребенка с ОВЗ:

Очень важно создать специальные условия в школе для детей с ОВЗ, например, для детей с

Нарушение зрения

-Тексты составленные крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-

контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и дублируют шрифтом Брайля);

-организовать присутствие ассистента, который оказывает учащемуся необходимую помощь;

-выпустить альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт) или

аудиофайлы

-обеспечить доступ слепого учащегося с собакой-поводырем к зданию школы и место для

собаки-поводыря в часы обучения ребенка

Нарушение слуха

-дублировать звуковую информацию, визуальной – установить мониторы для трансляции

субтитров;

-сурдопереводчики, дефектологи.

Нарушение опорно- двигательного аппарата

-обеспечить беспрепятственный доступ учащихся в учебные помещения, столовую,

туалетные и другие помещения школы;

-организовать: пандусы; поручни; расширенные дверные проемы; лифты; локальное

понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; специальные кресла и другие

приспособления.

-наличие специализированной мебели и компьютерной техники, отвечающие особенностям

детей с ОВЗ;

-оборудование, обеспечивающее реализацию образовательных индивидуальных маршрутов;

-оборудование для коррекции особенностей здоровья и психологического сопровождения

обучающихся.

Таким образом, при внедрении инклюзивного образования массовая школа сталкивается с

рядом проблем, первоначальная задача школы – изменить территориальное пространство,

сделав его инклюзивным, исходя из индивидуальных потребностей детей.

Но это далеко не все. Сегодня среди учителей массовой школы довольно остро стоит

проблема отсутствия необходимой подготовки к работе с детьми с особыми

образовательными потребностями.

Каковы вы же перспективы инклюзивного образования?

Инклюзивная школа – это школа равных возможностей. В инклюзивных школах все дети, а не

только с инвалидностью обеспечиваются поддержкой, которая позволяет им добиваться

успехов, ощущать безопасность, ценность совместного пребывания в коллективе.

Идея инклюзивного обучения привнесла качественные изменения во взаимоотношения

учителей, учеников, родителей. Дети, обучающиеся в интеграции, становятся гуманнее и

добрее друг к другу.

Действует междисциплинарная команда специалистов психолого-педагогического

сопровождения, готовая принять и включить любого ребёнка с ОВЗ в общеобразовательную

среду и реализовать его право на получение качественного образования на всех уровнях

(Конвенция ООН о правах инвалидов 2006г. ст.24).

Создаётся безбарьерная среда для детей с ОВЗ.

Модель инклюзивного образования строится на основании следующего социального подхода

– нужно изменять не людей с ограниченными возможностями, а общество и его отношение к

инвалидам. Инклюзия призвана более развитой, гуманной и эффективной системой не только

детей с ОВЗ, но и здоровых учеников. Она дает право на образование каждому, независимо

от степени его соответствия критериям школьной системы. Ведь школа – основная сфера

жизни ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит

формирование личности. Вместе с тем, дети находятся в коллективе, учатся

взаимодействовать друг с другом, выстраивать отношения, совместно с учителем творчески

решать образовательные проблемы.

Особую роль в процессе обучения детей с ОВЗ играют взаимоотношения между педагогами и

родителями. Сотрудничество учителей и родителей поможет посмотреть на ситуацию с

разных сторон, а, следовательно - позволит взрослым понять индивидуальные особенности

ребенка, выявить его способности и сформировать правильные ориентиры.

Я считаю, что совместное обучение способно помочь в искоренении дискриминации,

воспитании толерантности и нравственному оздоровлению общества. Дети, которые

получают инклюзивное образование, учатся милосердию, взаимоуважению и терпимости.

Итогом внедрения такой методологии в нашей школе, на мой взгляд, должно стать улучшение

качества жизни всех учащихся, в том числе детей с ОВЗ и их родителей.



В раздел образования