Автор: Никифорова Ирина Ринатовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Старочурилинская СОШ"
Населённый пункт: село Старое Чурилино
Наименование материала: Статья
Тема: "Инклюзивное образование детей в условиях массовой школы: проблемы и перспективы"
Раздел: начальное образование
« Инклюзивное образование детей в условиях массовой школы:
проблемы и перспективы».
Добрый день, уважаемые коллеги!
Свой доклад я начну с мудрой китайской притчи.
Притча «Трещина в кувшине»
У одной пожилой женщины было два кувшина, с которыми она каждый день ходила по воду.
Набирая два полных кувшина, она вешала их на коромысло, но приносила домой всегда лишь
полтора. В одном кувшине была небольшая трещина, и половина воды по дороге домой из
него выливалась.
Целый кувшин был очень доволен собой, а кувшин с трещиной постоянно стыдился своего
недостатка. Ему было очень жаль пожилую женщину, которая часто вынуждена была ходить
по воду, поэтому, однажды он сказал ей:
– Прости, что из меня вытекает половина воды, пока ты идешь домой. Я ничего не могу с этим
поделать.
Но мудрая старая женщина только улыбнулась:
– А заметил ли ты, что с твоей стороны дороги я засеяла прекрасные цветы, а с другой
стороны – нет? С твоей помощью я поливаю их каждый день. А они каждый день радуют мои
глаза и душу и украшают мой дом. Если бы не ты, всей этой красоты просто не было бы. Всё
это – только благодаря тебе. У каждого из нас есть свои странности и недостатки. Но есть
особенности и трещины, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто
нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее».
На мой взгляд, эта притча говорит о важности и значимости каждого человека в этом мире, о
принятии себя и окружающих нас людей такими, какие они есть, и тесным образом связана с
темой нашего
сегодняшнего педсовета «Инклюзивное образование детей в условиях массовой школы:
проблемы и перспективы».
Реализация задач инклюзивного образования, закреплённого в Федеральном законе от
29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации», становится, по сути дела,
функциональной обязанностью педагогических работников системы образования. Согласно
новому стандарту, разработанному Министерством образования и науки РФ, вытекающему из
названного Закона, все российские педагоги должны уметь работать с разными категориями
учеников – с одаренными, с детьми, которые занимаются по программам инклюзии, с
учениками, для которых русский язык не является родным, а также с социально-запущенными
детьми.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года регулирует вопросы
образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (42, 55, 59, 79)
закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей –
инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них
потребностями и возможностями.
Таким образом, для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов
создаются специальные условия обучения - инклюзивное образование.
Рассмотрим основные понятия.
К обучающимся с ОВЗ относят глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых,
слабовидящих, а также детей с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-
двигательного аппарата, задержкой психического развития, расстройствами аутистического
спектра, сложными дефектами, умственной отсталостью.
Определяют ребенка с ОВЗ, когда психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК)
устанавливает, что:
у ребенка недостатки в физическом или психологическом развитии;
ребенку необходимо создать специальные условия получения образования.
При этом дети с ОВЗ не являются инвалидами, пока не признаны таковыми федеральным
государственным учреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) по Правилам,
утвержденным постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95. Таким
образом, ребенок с ОВЗ может одновременно быть инвалидом. И наоборот, ребенок- инвалид
может не относиться к обучающимся с ОВЗ.
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или
включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с
особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
Инклюзивное (или включающее) образование основано на том, что все дети, несмотря на
свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему
образования и обучаются вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой
общеобразовательной школе, учитывающей их особые образовательные потребности.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую
дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает
особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное
образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность
образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей.
Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее
гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так
же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об
инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах.
Восемь принципов инклюзивного образования:
-Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
-Каждый человек способен чувствовать и думать;
-Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
-Все люди нуждаются друг в друге;
-Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных
взаимоотношений;
-Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
-Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут
делать, чем в том, что не могут;
-Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего,
профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной
среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями.
Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных
учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся,
направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы
специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с
ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования.
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется
Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О
социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом
№1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также
национальной доктриной образования Российской Федерации до 2025 года).
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать
четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование
государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и
обучение в течение всей жизни человека.
На сегодняшний день в России 4,5% детей с ОВЗ: - детей-инвалидов - 580 тысяч, - детей
с ОВЗ - 751 тысяча.
Увеличение числа новорожденных весом менее 2,5 кг.
Патология новорожденных: - с физиологической незрелостью – 74%, - с
неврологической симптоматикой – до 86%.
Абсолютно здоровыми можно считать: - не более 10% детей дошкольного возраста; -
4% детей подросткового возраста.
Условия внедрения инклюзивного образования в школе:
1. Решение ПМПК о переводе учащегося с ОВЗ на индивидуальное обучение. 2. Заявление
родителей (законных представителей) на включение ребенка в инклюзивное обучение
согласно «Положению об инклюзивном обучении в образовательном учреждении».
3. Соблюдение условий кадрового обеспечения для внедрения инклюзивного образования:
укомплектованность квалифицированными педагогическими кадрами, прошедшими
соответствующую курсовую подготовку;
привлечение специалистов психолого – педагогического сопровождения. 4. Наличие
индивидуальной образовательной программы, индивидуального коррекционного плана
ребенка с ОВЗ.
Для обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных
организациях, реализующих основные образовательные программы,
создается адаптированная образовательная программа и индивидуальная
образовательная программа.
это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учётом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и, при
необходимости, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
указанных лиц (п.28 ст.2)
АОП разрабатывается самостоятельно образовательной организацией с учетом
федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням
образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов
образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в
соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ..
Реализация адаптированной образовательной программы возможна при
наличие в образовательной организации психолого-медико-педагогического
консилиума;
согласие родителей (законных представителей) на обучение ребёнка по
адаптированной образовательной программе.
5. Создание материально- технических условий для обучения ребенка с ОВЗ:
Очень важно создать специальные условия в школе для детей с ОВЗ, например, для детей с
Нарушение зрения
-Тексты составленные крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-
контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и дублируют шрифтом Брайля);
-организовать присутствие ассистента, который оказывает учащемуся необходимую помощь;
-выпустить альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт) или
аудиофайлы
-обеспечить доступ слепого учащегося с собакой-поводырем к зданию школы и место для
собаки-поводыря в часы обучения ребенка
Нарушение слуха
-дублировать звуковую информацию, визуальной – установить мониторы для трансляции
субтитров;
-сурдопереводчики, дефектологи.
Нарушение опорно- двигательного аппарата
-обеспечить беспрепятственный доступ учащихся в учебные помещения, столовую,
туалетные и другие помещения школы;
-организовать: пандусы; поручни; расширенные дверные проемы; лифты; локальное
понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; специальные кресла и другие
приспособления.
-наличие специализированной мебели и компьютерной техники, отвечающие особенностям
детей с ОВЗ;
-оборудование, обеспечивающее реализацию образовательных индивидуальных маршрутов;
-оборудование для коррекции особенностей здоровья и психологического сопровождения
обучающихся.
Таким образом, при внедрении инклюзивного образования массовая школа сталкивается с
рядом проблем, первоначальная задача школы – изменить территориальное пространство,
сделав его инклюзивным, исходя из индивидуальных потребностей детей.
Но это далеко не все. Сегодня среди учителей массовой школы довольно остро стоит
проблема отсутствия необходимой подготовки к работе с детьми с особыми
образовательными потребностями.
Каковы вы же перспективы инклюзивного образования?
Инклюзивная школа – это школа равных возможностей. В инклюзивных школах все дети, а не
только с инвалидностью обеспечиваются поддержкой, которая позволяет им добиваться
успехов, ощущать безопасность, ценность совместного пребывания в коллективе.
Идея инклюзивного обучения привнесла качественные изменения во взаимоотношения
учителей, учеников, родителей. Дети, обучающиеся в интеграции, становятся гуманнее и
добрее друг к другу.
Действует междисциплинарная команда специалистов психолого-педагогического
сопровождения, готовая принять и включить любого ребёнка с ОВЗ в общеобразовательную
среду и реализовать его право на получение качественного образования на всех уровнях
(Конвенция ООН о правах инвалидов 2006г. ст.24).
Создаётся безбарьерная среда для детей с ОВЗ.
Модель инклюзивного образования строится на основании следующего социального подхода
– нужно изменять не людей с ограниченными возможностями, а общество и его отношение к
инвалидам. Инклюзия призвана более развитой, гуманной и эффективной системой не только
детей с ОВЗ, но и здоровых учеников. Она дает право на образование каждому, независимо
от степени его соответствия критериям школьной системы. Ведь школа – основная сфера
жизни ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит
формирование личности. Вместе с тем, дети находятся в коллективе, учатся
взаимодействовать друг с другом, выстраивать отношения, совместно с учителем творчески
решать образовательные проблемы.
Особую роль в процессе обучения детей с ОВЗ играют взаимоотношения между педагогами и
родителями. Сотрудничество учителей и родителей поможет посмотреть на ситуацию с
разных сторон, а, следовательно - позволит взрослым понять индивидуальные особенности
ребенка, выявить его способности и сформировать правильные ориентиры.
Я считаю, что совместное обучение способно помочь в искоренении дискриминации,
воспитании толерантности и нравственному оздоровлению общества. Дети, которые
получают инклюзивное образование, учатся милосердию, взаимоуважению и терпимости.
Итогом внедрения такой методологии в нашей школе, на мой взгляд, должно стать улучшение
качества жизни всех учащихся, в том числе детей с ОВЗ и их родителей.