Автор: Камалова Гульнар Ильдаровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Старочурилинская СОШ"
Населённый пункт: село Старое Чурилино
Наименование материала: Статья
Тема: Тьюторство в инклюзивном образовательном пространстве
Раздел: начальное образование
Камалова Гульнар Ильдаровна
Статья «Тьютерство в инклюзивном образовательном
пространстве»
На сегодняшний день внедрение и развитие системы
инклюзивного обучения является весьма актуальной задачей. В
связи с экологической обстановкой в стране и мире в целом, в
последние годы наиболее часто фиксируется рождение детей с
различными нарушениями с психической и соматической сторон
развития, с выраженным расстройством аутистического спектра.
Также стоит отметить, что большинство родителей детей с ОВЗ
являются противниками обучения в коррекционных школах,
предпочитая определять их в общеобразовательные школы, где
обучение проходит вместе о обычными детьми.
Однако, не стоит забывать о том, что особенные дети
нуждаются в дополнительном внимании и поддержке со стороны
педагогического коллектива, а также одноклассников. Не всегда в
рамках обычной школы удается обеспечить достаточный уровень
комфорта при их обучении. Именно это стало одной из основных
предпосылок для развития новых принципов построения
индивидуальных адаптированных учебных программ для детей с
ОВЗ; получили распространение дифференцированные проекты по
психолого- педагогическому сопровождению учеников, которые
помогли им в более активном приспособлении и социализации к
окружающей среде.
К счастью, в наше время, все больше и больше родителей
находят в себе силы и средства на воспитание таких детей. Сейчас,
мы наблюдаем, что места общего пользования оборудовано для
людей с ограниченными возможностями: подъемы в подъезды,
специально оборудованные туалеты, лифты…., чтобы не возникало
каких – либо проблем с физическим передвижением. Безусловно,
это совсем не просто, принять своего ребёнка, в чём – то не
полноценного, как материально, физически, так и просто морально.
Родители стараются создать все необходимые условия для жизни, и
воспитание, своему ребёнку с ограниченными возможностями, всё
то, чтобы он рос и развивался, без каких- либо лишних проблем. И.
рано или поздно, приходит время задуматься об образовании
ребёнка, о школе и полноценном развитии в социуме, а не только в
стенах родительского дома.
Любая любящая мать считает важным и просто
необходимым обеспечить своего ребёнка только самым лучшим и
качественным, и образование тому не исключение. Исходя из этого,
действительно замечательно, что сейчас есть возможность
обучения детей с ограниченными возможностями в обычной
общеобразовательной школе, со всеми детьми вместе, наравне. Да,
к сожалению, не каждый ребёнок способен принять такого ученика
в свой коллектив, а то и сами преподаватели не всегда могут.
Безусловно, каждому из детей, необходимо соответствующее
воспитание, наставление, для того, чтобы впустить в свой круг
общения ребёнка с ограниченными возможностями: толерантность,
доброта, дружелюбие, отзывчивость, что свойственно далеко не
каждому из учеников. Преподавателям же необходима
соответствующая подготовка, перед встречей особенного ученика,
обычный учитель не имеет специального коррекционного
психологического образования, и просто не имеет возможности
везде сопровождать такого ученика самостоятельно. Необходимо
подготовить морально и самих учеников в классе.
Вернёмся к вопросу, что же такое тьюторство? Тьютор
выполняет посредническую роль и выступает в качестве
помощника учащегося, его консультанта и организатора
эффективной учебной деятельности. Именно деятельность
наставника отвечает важным аспектам образовательного процесса
ученика.
Тьютор- специалист, который помогает адаптироваться
ребёнку с ограниченными возможностями в школе, в классе, в
самом коллективе; помогает справиться со всеми трудностями
передвижения физически, а так же и с самой школьной
программой. Тьютор- помощник, который всегда и везде будет
рядом, оградит от всех физических и моральных трудностей, не
приятностей, и проблем, связанных, непосредственно с диагнозом
ученика. Это постоянное, непрерывное и, главное,
профессиональное сопровождение ученика по образовательному
учреждению. Тьютор создаёт для ребенка наиболее комфортные
условия для его обучения, для правильного и полноценного
усвоения программы: доступ к школе. К классу, непосредственная
работа с родителями, с педагогическим составом и даже со
сверстниками. Оказывает помощь в усвоении образовательной
программы, находит наиболее точный подход к ученику, учитывая
его реальные способности, следовательно, близко знакомится с
ребенком и входит в его доверие. При необходимости, привлекает к
обучению учащегося всех ему необходимых специалистов,
например таких, как : психолог и логопед.
Тьюторство необходима многим образовательным
учреждениям, чтобы каждому из учащихся, хотелось учиться,
получать знания, приходить в этот класс к любимому учителю. Для
того, чтобы всё это стало реальностью, при наличии ребёнка с
ограниченными возможностями в коллективе, необходим тот
самый тьютор, а именно человек, который, по факту, держит на
себе всё. Это специалист способен обеспечить ребёнка, к которому
он приставлен, соответствующими условиями: помощь в доступе в
школу, в класс, столовую, в туалет, то есть, действительно,
постоянное и непрерывное сопровождение. А так же, создание для
ученика комфортной атмосферы при обучении и получении
должных знаний: работа с учителями, родителями, с детьми,
включение ребёнка, с ограниченными возможностями, в
полноценную жизнь класса и школы. Помощь в получении и
усвоении образовательной программы, наблюдение за
положительными, или же отрицательными, результатами
учащегося. При необходимости, привлечение к обучению ребёнка,
других специалистов.
Тьютор- это действительно профессионал своего дела,
специалист, отлично знающий и понимающий, как общаться и
работать с детьми, имеющими какие – либо ограниченные
возможности.
Инклюзивное образование предъявляет особенные
требования к профессиональной и личностной подготовке таких
специалистов, которые обязаны ясно осознавать суть инклюзивного
подхода, знать возрастные и психические отличительные черты
учеников с разными патологиями развития, воплотить
конструктивное и педагогическое взаимодействие меж всеми
субъектами образовательной среды. Иначе говоря, тьютор должен
быть готов к осуществлению профессиональной работы в условиях
образовательного процесса.