Напоминание

Тьюторство в инклюзивном образовательном пространстве


Автор: Камалова Гульнар Ильдаровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Старочурилинская СОШ"
Населённый пункт: село Старое Чурилино
Наименование материала: Статья
Тема: Тьюторство в инклюзивном образовательном пространстве
Раздел: начальное образование





Назад




Камалова Гульнар Ильдаровна

Статья «Тьютерство в инклюзивном образовательном

пространстве»

На сегодняшний день внедрение и развитие системы

инклюзивного обучения является весьма актуальной задачей. В

связи с экологической обстановкой в стране и мире в целом, в

последние годы наиболее часто фиксируется рождение детей с

различными нарушениями с психической и соматической сторон

развития, с выраженным расстройством аутистического спектра.

Также стоит отметить, что большинство родителей детей с ОВЗ

являются противниками обучения в коррекционных школах,

предпочитая определять их в общеобразовательные школы, где

обучение проходит вместе о обычными детьми.

Однако, не стоит забывать о том, что особенные дети

нуждаются в дополнительном внимании и поддержке со стороны

педагогического коллектива, а также одноклассников. Не всегда в

рамках обычной школы удается обеспечить достаточный уровень

комфорта при их обучении. Именно это стало одной из основных

предпосылок для развития новых принципов построения

индивидуальных адаптированных учебных программ для детей с

ОВЗ; получили распространение дифференцированные проекты по

психолого- педагогическому сопровождению учеников, которые

помогли им в более активном приспособлении и социализации к

окружающей среде.

К счастью, в наше время, все больше и больше родителей

находят в себе силы и средства на воспитание таких детей. Сейчас,

мы наблюдаем, что места общего пользования оборудовано для

людей с ограниченными возможностями: подъемы в подъезды,

специально оборудованные туалеты, лифты…., чтобы не возникало

каких – либо проблем с физическим передвижением. Безусловно,

это совсем не просто, принять своего ребёнка, в чём – то не

полноценного, как материально, физически, так и просто морально.

Родители стараются создать все необходимые условия для жизни, и

воспитание, своему ребёнку с ограниченными возможностями, всё

то, чтобы он рос и развивался, без каких- либо лишних проблем. И.

рано или поздно, приходит время задуматься об образовании

ребёнка, о школе и полноценном развитии в социуме, а не только в

стенах родительского дома.

Любая любящая мать считает важным и просто

необходимым обеспечить своего ребёнка только самым лучшим и

качественным, и образование тому не исключение. Исходя из этого,

действительно замечательно, что сейчас есть возможность

обучения детей с ограниченными возможностями в обычной

общеобразовательной школе, со всеми детьми вместе, наравне. Да,

к сожалению, не каждый ребёнок способен принять такого ученика

в свой коллектив, а то и сами преподаватели не всегда могут.

Безусловно, каждому из детей, необходимо соответствующее

воспитание, наставление, для того, чтобы впустить в свой круг

общения ребёнка с ограниченными возможностями: толерантность,

доброта, дружелюбие, отзывчивость, что свойственно далеко не

каждому из учеников. Преподавателям же необходима

соответствующая подготовка, перед встречей особенного ученика,

обычный учитель не имеет специального коррекционного

психологического образования, и просто не имеет возможности

везде сопровождать такого ученика самостоятельно. Необходимо

подготовить морально и самих учеников в классе.

Вернёмся к вопросу, что же такое тьюторство? Тьютор

выполняет посредническую роль и выступает в качестве

помощника учащегося, его консультанта и организатора

эффективной учебной деятельности. Именно деятельность

наставника отвечает важным аспектам образовательного процесса

ученика.

Тьютор- специалист, который помогает адаптироваться

ребёнку с ограниченными возможностями в школе, в классе, в

самом коллективе; помогает справиться со всеми трудностями

передвижения физически, а так же и с самой школьной

программой. Тьютор- помощник, который всегда и везде будет

рядом, оградит от всех физических и моральных трудностей, не

приятностей, и проблем, связанных, непосредственно с диагнозом

ученика. Это постоянное, непрерывное и, главное,

профессиональное сопровождение ученика по образовательному

учреждению. Тьютор создаёт для ребенка наиболее комфортные

условия для его обучения, для правильного и полноценного

усвоения программы: доступ к школе. К классу, непосредственная

работа с родителями, с педагогическим составом и даже со

сверстниками. Оказывает помощь в усвоении образовательной

программы, находит наиболее точный подход к ученику, учитывая

его реальные способности, следовательно, близко знакомится с

ребенком и входит в его доверие. При необходимости, привлекает к

обучению учащегося всех ему необходимых специалистов,

например таких, как : психолог и логопед.

Тьюторство необходима многим образовательным

учреждениям, чтобы каждому из учащихся, хотелось учиться,

получать знания, приходить в этот класс к любимому учителю. Для

того, чтобы всё это стало реальностью, при наличии ребёнка с

ограниченными возможностями в коллективе, необходим тот

самый тьютор, а именно человек, который, по факту, держит на

себе всё. Это специалист способен обеспечить ребёнка, к которому

он приставлен, соответствующими условиями: помощь в доступе в

школу, в класс, столовую, в туалет, то есть, действительно,

постоянное и непрерывное сопровождение. А так же, создание для

ученика комфортной атмосферы при обучении и получении

должных знаний: работа с учителями, родителями, с детьми,

включение ребёнка, с ограниченными возможностями, в

полноценную жизнь класса и школы. Помощь в получении и

усвоении образовательной программы, наблюдение за

положительными, или же отрицательными, результатами

учащегося. При необходимости, привлечение к обучению ребёнка,

других специалистов.

Тьютор- это действительно профессионал своего дела,

специалист, отлично знающий и понимающий, как общаться и

работать с детьми, имеющими какие – либо ограниченные

возможности.

Инклюзивное образование предъявляет особенные

требования к профессиональной и личностной подготовке таких

специалистов, которые обязаны ясно осознавать суть инклюзивного

подхода, знать возрастные и психические отличительные черты

учеников с разными патологиями развития, воплотить

конструктивное и педагогическое взаимодействие меж всеми

субъектами образовательной среды. Иначе говоря, тьютор должен

быть готов к осуществлению профессиональной работы в условиях

образовательного процесса.



В раздел образования