Напоминание

Сказка - средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста


Автор: Костова Людмила Вячеславовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №42 "Пингвиненок"
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: Сказка - средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Костова Людмила Вячеславовна

Старший воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №42 «Пингвиненок» г. Брянск



Консультация для воспитателей

Тема: «Сказка-средство нравственного воспитания детей

дошкольного возраста»




Задачи нравственного воспитания дошкольника
Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям. В этике существуют две основные нравственные категории - добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества. Развитие дружеских отношений в детском коллективе требует особого внимания воспитателя. Добрые отношения в группе, поддерживаемые педагогом, способствуют эмоционально положительным переживаниям, закреплению чувства симпатии, расположения к окружающим. Одобрение взрослым добрых проявлений детей и неодобрение негативных позволяют им понять, как нужно поступать (это хорошо), а как нельзя (это плохо).
Наша

задача

воспитывать

дружеские

взаимоотношения

между

детьми;

привычку

играть,

трудиться,

заниматься

сообща,

стремление

радовать

старших хорошими поступками.
В повседневной жизни детей
необходимо

приучать

к

вежливому

обращению

с

окружающими:
учить обращаться к работникам детского учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу и т.д. Необходимо постоянно обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости («здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.д.); показать значение родного языка в формировании основ нравственности. Дети нередко спорят, оценивая свои поступки и поступки других.
Нужно

научить

детей

оценивать

их.
Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. В процессе нравственного воспитания
необходимо развивать волевые

качества:
умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и
выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. Отношение к людям проявляются и через отношение к вещам. Так, если дети не убирают за собой игрушки, не кладут на место обувь, одежду, значит, за них это должен сделать кто-то другой (воспитатель, родители). Следовательно, вместо заботы о взрослых ребенок доставляет им новые хлопоты. Небрежное отношение к вещам говорит и о том, что ребенок не ценит труд взрослых, и тех, кто сделал эту вещь, и тех, кто купил ее. Поэтому,
необходимо воспитывать навыки бережного обращения к вещам, учить

использовать их по назначению, ставить на место.
Все это необходимо в беседах, в том числе на темы художественных произведений, довести до сознания ребенка.
Принципы нравственного воспитания.

Принцип требовательности:
умение воспитателя сочетать доброту с обоснованной требовательностью, учитывающей возможности, развитие, нравственный опыт и индивидуальные особенности детей. Позволяет формировать у детей основы нравственного поведения, дисциплинированности, не подавляя инициативы и жизнерадостности, учит уважительно относиться к установленному в группе порядку. 
Принцип единства воздействия на чувства, сознание и поведение
вытекает из понятия целостности процесса развития личности. Требует комплексного подхода при выборе средств и методов нравственного воспитания. 
Принцип систематичности и последовательности
– это последовательное усложнение задач воспитания для всей группы в целом и для каждого ребенка в отдельности, с учетом его особенностей и уровня усвоения вводимых нравственных правил, опыта поведения.
Значение сказки в воспитании и обучении детей.
Обновление содержания образования нацеливает педагогов на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным.
Тут и приходит на помощь сказка, которая

помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не

догадывался.
Поэтому следует в воспитании детей находить время «для общения со сказкой». Именно «общение», потому что детские сказки – это волшебный мир, в который ребенок погружается всеми эмоциями и чувствами. Только
«пережив» волшебную историю всей душой, ребенок сделает для себя определенные выводы, приобретет жизненный опыт. Ребёнок стремится подражать сказочным героям, которые им симпатичны, сюжеты сказок переносятся в детские игры, проживая в игре жизнь сказочных героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и его жизненном пути. Народные сказки воспитывают ребёнка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно- нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании ребёнка неоценима.
Сказка - это действенное средство нравственного воспитания детей.
Современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки. Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдется такого человека. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. • Со сказки начинается знакомство детей с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказка воспитывает бережное отношение к книге, учит правилам пользования книгой • Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Посредством сказки у детей формируются представления о добре и зле; сказка показывает красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей через поступки сказочных героев. • Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
• Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно- следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника. • Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка, развивает умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, давать оценку поведению своему и других. Поэтому задача воспитателя создать необходимые условия для знакомства детей со сказками (авторскими, народными).
Методы и приемы, используемые в работе с детьми

Этапы работы при знакомстве детей со сказкой:
-знакомство с содержанием сказки; - вовлечение детей в различную деятельность; - инсценировка сказки
Методы ознакомления со сказкой:
- чтение воспитателя (дословная передача текста). Сказки, которые невелики по объему можно рассказывать детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читают по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей. - рассказывание (более свободная передача текста). При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и
так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались. - дидактические игры н а м а т е р и а л е з н а к о м ы х с к а з о к. Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие. - литературные викторины проводят как итоговые квартальные занятия или вечерние развлечения. -сказкотерапия – инновационный метод в работе с детьми. Это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Слушая и воспринимая сказки ребенок, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. Работа со сказкой создает условия, в которых ребенок, читая, придумывая, разыгрывая, сценки, находит решения своих жизненных трудностей и проблем.
Приемы формирования восприятия сказки:
-выразительность чтения. Сущность выразительного чтения по сравнению с деловым, логическим чтением в его эмоциональной насыщенности. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ. - повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить тут же еще 1-2 раза. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Необходимо повторение этого материала и на других занятиях, чтобы достичь наиболее глубокого восприятия, предотвратить забывание. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с занятиями рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы,
которые потом воссоздают дети. Задача воспитателя поощрять разнообразное изобразительное творчество. -выборочность чтения, способствует лучшему усвоению текста (отрывков, песенок, концовок). В старших группах выборочное чтение может преподноситься детям игровым путем, в виде загадок, викторин. Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка? и другие). -п о к а з и г р у ш к и , и л л ю с т р а ц и и , к а р т и н к и , э л е м е н т ы и н с ц е н и р о в а н и я , д в и ж е н и я п а л ь ц а м и , р у к а м и . Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие. Эти приемы употребляют чаще всего в младших группах. - драматизация сказки является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в драматизации удается развить у них выразительную речь, произвольное внимание, воображение. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность. Драматизация используется в сочетании с другими приемами только после повторного рассказывания или чтения, когда дети частично усвоили содержание сказки. Значение драматизации как приема обучения и в том, что дети от слушания текста, небольшого его анализа переходят к действию и воспроизведению текста. Участие в представлении настольного театра активизирует даже самых молчаливых детей. - с л о в е с н ы е п р и е м ы . Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения. -просмотр иллюстраций в книге является усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию. Иллюстрация – рисунок, относящийся к определенной части текста, поясняющий какой-то момент. Она может быть полностью понята, если известно содержание соответствующего отрывка. Иллюстрации показывают детям в той
последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения. Нужно учить ребенка внимательно, долго рассматривать иллюстрации, узнавать на них героев прочитанной сказки. Начиная со старшей группы, детям задают вопросы, направляющие их внимание на средства выразительности в рисунках. Показывая какую-либо иллюстрацию, необходимо вновь обращаться к тексту, повторно прочитать эпизоды, в которых описывается изображенное на рисунках. Таким образом, осуществляется взаимосвязь между восприятием текста и иллюстрации. С детьми шести-семи лет можно проводить сравнительное рассматривание иллюстраций к одной и той же сказке, выполненных разными художниками. Детей желательно знакомить и с обложкой. Обложка – это лицо книги. Обычно на обложку художник выносит один из наиболее характерных эпизодов сказки. – б е с е д а п о с к а з к е . Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных, в том числе и этические беседы, создание проблемной ситуации. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения. Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок. Этические беседы помогают детям освоить нормы и правила нравственного поведения. В беседе важно связать правила и нормы поведения со сказочными образами, понятными детям. Этическая беседа помогает детям понять внутренний мир, мысли, переживания человека, оценить хорошие и плохие поступки. В ходе бесед у детей формируются первоначальные представления о нравственных нормах, нравственном выборе, мотиве поступка. В основе каждой беседы должно лежать художественное произведение, с помощью которого детей знакомят с разнообразными нравственными ситуациями и соответствующими им правилами и нормами поведения. Вынести «нравственный урок» из текста, понять его помогают
вопросы воспитателя. Темы бесед различны: «Праздник вежливости», «Как жить дружно, без ссор», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Не будь жадным», «Умей видеть тех, кому нужна помощь», «Почему нельзя дразниться», «Спасибо за правду», «Не сиди сложа руки, так и не будет скуки», «Каждой вещи свое место». Проблемные ситуации учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса (например: как быть? Что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию? Как бы ты поступил? И т.п.) - т е х н и ч е с к и е с р е д с т в а о б у ч е н и я . В качестве приема используется прослушивание записи в исполнении артиста, просмотр отрывков из художественных и мультипликационных фильмов по сказкам, презентаций.
Формы работы со сказкой на каждом этапе
 Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.  Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.  Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
 Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
Программные задачи с учетом возрастных возможностей детей
В младших группах необходимо учить детей слушать сказки, следить за развитием действия в ней, сопереживать героям произведения. Важно объяснить детям поступки персонажей и последствия этих поступков, повторить наиболее интересные, выразительные отрывки и дать возможность детям договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы. Например, после слушания сказок “Колобок”, “Козлятки и волк”, “Петух и лиса” можно предложить детям повторить песенки действующих лиц. Сказки знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Ребенок легко запоминает такие образы, как “козлятушки-ребятушки”, “петушок-золотой гребешок”, “коза-дереза” и др. В средней группе продолжаем знакомить детей со сказками. В этом возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Необходимо фиксировать внимание детей не только на содержание сказки, но и на некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). После рассказывания сказок необходимо учить детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием. Очень важно после чтения сказки правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам.
Д е т и старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание сказок. В этом возрасте начинаем прививать интерес к чтению больших произведений (по главам): “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могущем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди” А.Пушкин; П.Бажов “Серебряное копытце” и др. Необходимо продолжать воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям, побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка персонажа, помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились образы. В подготовительной группе продолжаем пополнять литературный багаж сказками. Когда запас сказок, которые дети знают и умеют рассказывать, станет достаточно богатым, когда ребенок на элементарном уровне осознает характерные особенности этого жанра (фантастический вымысел, очеловечивание животных, растений, предметов и др.), традиционность приемов построения сказочного сюжета (присказка, зачин, концовка и др.), можно перейти к сочинению сказок. Рассказать детям, что есть не только люди, которые хорошо рассказывают сказки – сказители, но и те, кто сами их сочиняют – сказочники. Дошкольники с удовольствием и активно откликаются на предложение воспитателя стать сказочниками, придумывать свои сказки. Однако умение самостоятельно придумывать связные, законченные сказочные сюжеты формируется не сразу. Нужно учить ребенка приемам сочинения: обдумыванию замысла, образов, логическому развертыванию сюжета, завершению его. Таким образом, на протяжении всего дошкольного возраста необходимо учить детей слушать, воспринимать и понимать сказку, опираясь на принцип вариативности, учитывая возрастные особенности.

Нравственный урок в сказках.
Нравственные качества (мораль сказки) Художественные произведения Взаимовыручка, восстановление справедливости «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят» Взаимопомощь, зло наказуемо «Кот, петух и лиса», К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха» Торжество правды над обманом, добрые и миролюбивые побеждают «Лисичка со скалочкой», «Волк и семеро козлят» Осуждение хвастовства и зазнайства, стремления к легкому хлебу «Заяц-хваста», «Легкий хлеб», «Круть и Верть» Дружба помогает победить зло и трудности «Теремок», «Зимовье зверей» Дружба, трудолюбие, взаимопомощь « Р е п к а » , « Тр и п о р о с е н к а » , «Бременские музыканты», «Как собака друга искала», Предостерегает: в лес одним нельзя ходить- можно попасть в беду, а уж если так случилось- не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации «Маша и медведь» Наказ слушаться родителей «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка», «Маша и медведь», «Красная Шапочка» Шарля Перро Высмеивается страх, т р у с о с т ь , глупость «У страха глаза велики» Осуждение хитрости, обмана «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и Серый волк», «Косточка» Л.Н.Толстого Трудолюбие вознаграждается «Крошечка-Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка» Мудрость восхваляется «Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел» Забота о близком поощряется «Петушок и бобовое зернышко», «Обида» Э.Мошковская, «Посидим в
тишине» Е.Благинина, «Бабушкины руки» С.Капутикян Способность к состраданию «Никита Кожемяка и змей» Высмеивание и осуждение жадности Венг.ск. «Два жадных медвежонка», «Жадина» Я.Аким
Русские пословицы, скрытые в сказках.
Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, простейшая сказка, которую мы, став взрослыми, начинаем считать детской забавой, несет в себе нравственный урок, понятный детям и подкрепленный русскими народными пословицами. Название сказки пословицы «Колобок» « Ч е м х в а л и м с я , н а т о м и провалимся», «На языке медок, да на сердце – ледок» «Теремок», «Рукавичка» «Не бравши топор, жилья н е срубишь», «Легко взято, легко и потеряно». «Репка» «Из многих малых одно большое выходит», «Капля по капле и камень точит», «вместе любое дело по плечу» «Заюшкина избушка» «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай, да свой затевай», «И на силу найдется пересилок» «Лиса и журавль» «Как аукнется, так и откликнется», «Каков привет, таков и ответ» «Курочка, мышка и тетерев» «Хочешь есть калачи- не лежи на печи» «Лисичка со скалочкой» «Тому худо не отбыть, кто привык неправдою жить», «Что посеешь, то и пожнешь» «Легкий хлеб» «Хлеб горбом достают», «Без труда не выловить и рыбки из пруда» «Крошечка- Хаврошечка» «Кто правдой живет, тот добро наживет», «Кто добро творит, того
Бог благословит» «Морозко» «Без смиренья нет спасенья», «Работай- сыт будешь, молись- спасешься, терпи- взмилуются» «Маша и медведь» «Горе горюй, да руками воюй» «Зимовье зверей» «Согласного стада волк не берет», «В дружбе жить никто- не одолеет» «Красная шапочка» Ш.Перро «Доброго держись, а от худого удались» Англиская сказка «Три поросенка» «Поспешишь- людей насмешишь» «Лисичка-сестричка и Серый волк» «Всякая птичка на свой лад поет» «Стойкий оловянный солдатик» Г.-Х.Андерсон «За честь хоть голову снесть» «Бременские музыканты» Братья Гримм «Дружба всего дороже» «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» «Друзья познаются в беде» «Три медведя» «Все хорошо, что хорошо кончается» «Гуси- лебеди» «Не рой другому яму, сам в нее попадешь» «Царевна- Несмеяна» «Смех- лекарство для всех» «Чудо-юдо» «Вместе тесно, а врозь скучно»
Методика работы с мнемотаблицами.
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц, которые можно представить к каждой сказке. Мнемотаблица- схема, в которую заложена определенная информация по сказке ( или любому художественному произведению). Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные:  на развитие памяти, внимания, образного мышления;  на перекодирование информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы. Для 4-5-летних детей используются цветные мнемотаблицы, содержащие не более 9 ячеек. При работе с детьми старшего дошкольного возраста могут быть использованы черно-белые варианты, с большим количеством знаков- символов.
Этапы работы с мнемотаблицей. 1. Рассматриваем таблицу и разбираем, что на ней изображено. 2. Осуществляем перекодирование информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы. 3. Далее осуществляем пересказ сказки с опорой на символы (на ранних этапах пересказ вместе с воспитателем). 4. Индивидуально или с подгруппой делаем зарисовку мнемотаблицы, в дальнейшем ребенок может воспроизвести сказку дома с родителями, отвечая на вопросы: «Какая сказка спряталась в таблице?», «Про кого сказка?» и т.д. Использование мнемотаблиц на занятиях способствует повышению интереса детей к сказке, более результативно решаются поставленные задачи, в том числе и нравственного плана, у детей появляется особая широта интересов- что в последующем может стать основой многообразного опыта.
Формы взаимодействия с детьми:
- занятия - продуктивная деятельность в режиме дня - уголок книги - уголок театрализованной деятельности - развлечение, например, викторина «В гостях у сказки» - выставка детских работ по мотивам сказок - дидактические игры по сказкам - игры-драматизации - создание книжек по мотивам сказок - создание лэпбука (например, «Лиса в сказках», по мотивам пословиц) - презентация «Волшебный мир сказок»
- ведение проектной деятельности с опорой на нравственное качество (дружба, взаимовыручка, трудолюбие и т.д.) - просмотр отрывков мультфильмов.
Формы взаимодействия с родителями:
- анкетирование «Сказка в жизни вашего ребенка» - памятка «Значение фольклора в нравственном воспитании дошкольников» - привлечение к созданию театрализованного уголка в группе, уголка книги, подготовка костюмов и атрибутов к театрализованным играм, праздникам и участие в них - выставка рисунков, поделок по мотивам сказок («Наши любимые сказки», «Зимние сказки», и т.д.) - информационные стенды - папки-передвижки «Читаем детям», «Рисуем сказку» и т.д. - выставки дидактических игр и рекомендованной литературы - консультации «Как подружить ребенка с книгой», «Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказку», «Книги и театр» - индивидуальное собеседование «О чем и как беседовать с детьми после рассказывания или чтения сказки», «Читаем и играем», «Особенности чтения сказок о животных» и т.д. - родительское собрание «Сказка ложь да в ней намек» (с инсценированием сказки, чаепитием) - представление семейного опыта «Сказка в жизни ребенка».
Будем помнить, что сказка - жанр устного народного творчества. Она

не читалась по книжке, её подлинная жизнь обреталась именно в слове,

в речи опытного сказителя. До тех пор пока дети находятся в

радостном состоянии доверчивого созерцания мира, до тех пор пока

сказочный способ мышления является основным и самым главным для


них, у взрослых есть возможность яркими и простыми образами сказки

донести до сознания детей те сложные, но самые главные принципы

нравственности и морали. По которым живут люди. Любовь к сказкам и

счастливая способность верить им должна остаться с детьми на

долгие годы, по сути дела, навсегда.










В раздел образования