Автор: Ларченкова Екатерина Александровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ «Тридцать первая школа» г. Химки
Населённый пункт: Химки
Наименование материала: Конспект по азбуке, звук и буква А
Тема: Конспект урока по азбуке, звук и буква А
Раздел: начальное образование
Программа «Школа России»
Учебник: В.Г. Горецкий и др.
Тема: Звук [а], буква А
Цель урока: познакомить учащихся со звуком [а] и буквой А, учить выделять звук [а] в словах,
читать слоги и слова с изученной буквой.
Задачи урока:
- образовательные: сформировать представление о гласном звуке [а] и букве А; учить читать слоги
и слова с буквой А;
- развивающие: развивать фонематический слух, внимание, память, речь учащихся;
- воспитательные: воспитывать интерес к чтению, уважение к мнению одноклассников,
аккуратность при письме.
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):
- личностные: проявляют интерес к обучению, осознают значимость чтения;
- метапредметные: умеют слушать и понимать речь других, работать в паре, следовать инструкции
учителя;
- предметные: знают, что звук [а] — гласный, обозначается буквой А; умеют выделять звук [а] в
начале, середине и конце слова; читают слоги и простые слова с буквой А.
Ход урока:
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой:
— Ребята, у нас сегодня важный урок — мы познакомимся с новой буквой! Давайте будем
внимательными и старательными.
2. Актуализация опорных знаний
— Вспомните, с какими звуками и буквами мы уже знакомились?
(Учащиеся называют: М, Мь, О и др., в зависимости от пройденного материала.)
— Какие звуки бывают? (Гласные и согласные.)
— Чем гласные звуки отличаются от согласных? (Гласные можно петь, они произносятся без
преграды во рту.)
— Назовите гласные звуки, которые вы уже знаете.
Проводится игра «Угадай звук»: учитель произносит звук, дети поднимают карточку с
соответствующей буквой или хлопают, если это гласный.
3. Постановка учебной задачи
— Сегодня мы познакомимся с новым гласным звуком. Послушайте: [а].
— Как вы думаете, с какой буквой мы сегодня будем работать?
(Дети высказывают предположения. Учитель открывает букву А на доске.)
4. Изучение нового материала
а) Знакомство со звуком [а]
— Произнесите звук [а]. Что вы чувствуете? (Рот открыт, голос есть, преграды нет.)
— Это гласный звук. Он звонкий, тянется, его можно пропеть.
— Где может стоять звук [а] в слове? (В начале, в середине, в конце.)
б) Знакомство с буквой А
— Звук [а] обозначается буквой А.
— На что похожа буква А? (На арку, на горку с палочкой и т.д.)
— Рассмотрите букву А в учебнике (страница по теме). Прочитайте стихотворение про букву А.
в) Работа со словами
— Посмотрите на картинки: арбуз, аист, мак, рама.
— В каких словах есть звук [а]?
— Выделите звук [а] хлопком.
— Составим звуковые схемы слов «арбуз», «мак» с помощью фишек.
г) Чтение слогов и слов
— Прочитаем слоги с буквой А: ам, ма, ар, ра, ас, са и др.
— Прочитаем слова: аист, арка, рама, мама.
— Какое слово самое длинное? Самое короткое?
5. Физкультминутка
Аист, аист, длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Аист хлопает крылами,
Мы за ним идём ногами.
(Выполняются движения по тексту.)
6. Закрепление изученного
а) Работа в парах
— Возьмите карточки со словами. Найдите и подчеркните все буквы А.
— Прочитайте слова друг другу.
б) Игра «Живые слоги»
Дети получают карточки с буквами. Составляют слоги и читают их хором.
в) Работа в рабочей тетради
— Обведите букву А по образцу.
— Напишите букву А самостоятельно.
— Подчеркните слова, в которых есть звук [а].
7. Рефлексия
— С каким звуком и буквой мы познакомились сегодня?
— Какой это звук — гласный или согласный? Почему?
— Где может находиться звук [а] в слове?
— Оцените свою работу на уроке: если всё поняли — поднимите зелёный кружок, если есть
вопросы — жёлтый, если было трудно — красный.
8. Итог урока
— Сегодня мы узнали новый гласный звук [а] и научились читать слова с буквой А. Молодцы! На
следующем уроке мы продолжим работать с этой буквой.
Домашнее задание (по усмотрению учителя):
— Найти дома три предмета, в названии которых есть звук [а], и рассказать о них на следующем
уроке.
— Потренироваться читать слоги и слова с буквой А.