Автор: Ахмедова Алия Фагимовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с №5
Населённый пункт: Республика Башкортостан, Туймазинский район, село Кандры
Наименование материала: Конспект
Тема: Занятие по развитию речи "Перелетные птицы"
Раздел: дошкольное образование
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ
ПТИЦЫ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Введение
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста является
приоритетной задачей в системе дошкольного образования, поскольку
уровень речевого развития напрямую определяет успешность последующего
школьного обучения и социальной адаптации. В контексте формирования
лексико-грамматического строя речи и совершенствования навыков
построения развернутых высказываний лексическая тема «Перелетные
птицы» представляет значительный коррекционно-развивающий потенциал.
Она позволяет не только обогатить активный словарь детей
существительными, глаголами и прилагательными, но и способствует
развитию словесно логического мышления, умения устанавливать причинно
следственные связи и строить монологическое высказывание описательного
и повествовательного типа. Данный конспект разработан с учетом
интеграции образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное
развитие» и «Социально коммуникативное развитие» и направлен на
систематизацию знаний детей о сезонных изменениях в природе через
призму такого биологического явления, как миграция птиц. 1. Методический
паспорт конспекта НОД
Образовательная область: Речевое развитие
(интеграция с познавательным и социально-коммуникативным развитием).
Возрастная группа: Старшая группа (5-6 лет).
Тема: «Перелетные птицы».
Форма организации: Фронтальная (групповая) с элементами
индивидуального и подгруппового подхода.
Методы и приемы: o По
источнику знаний: наглядные (демонстрация иллюстраций, муляжей,
мнемотаблицы), словесные (беседа, объяснение, чтение художественной
литературы, составление рассказа), практические (дидактическая игра,
моделирование). o По характеру познавательной деятельности: проблемно-
игровой (создание проблемной ситуации), репродуктивный, частично
поисковый.
Цель: Совершенствование связной речи и лексико-
грамматического строя речи через систематизацию и актуализацию знаний о
перелетных птицах.
Задачи: o Образовательные: 1. Уточнить и закрепить в
активном словаре обобщающее понятие «перелетные птицы». 2.
Активизировать и расширить номинативный словарь по теме:
существительные (ласточка, скворец, грач, жаворонок, лебедь, журавль, стая,
клин, клюв, оперение, перелет); глаголы (улетают, щебечут, курлычут, вьют,
выводят птенцов); прилагательные (перелетные, водоплавающие,
насекомоядные, длинноногий, остроклювый). 3. Совершенствовать
грамматический строй речи: упражнять в образовании множественного числа
существительных в родительном падеже (много ласточек, журавлей), в
согласовании числительных с существительными (пять грачей, две кукушки),
в употреблении предложно-падежных конструкций (улетают в теплые края,
летят над лесом). 4. Развивать умение строить развернутое монологическое
высказывание – описательный рассказ о птице с опорой на мнемосхему. o
Развивающие: 1. Развивать словесно-логическое мышление, умение
устанавливать причинно-следственные связи (почему птицы улетают?). 2.
Развивать слуховое и зрительное внимание, память. 3. Развивать общую и
мелкую моторику. o Воспитательные: 1. Воспитывать познавательный
интерес к миру птиц, природе родного края. 2. Формировать основы
экологического сознания, бережное отношение к пернатым. 3. Воспитывать
умение слушать товарища, не перебивать.
Предварительная работа: o
Наблюдения за птицами на прогулке. o Беседы о сезонных изменениях в
природе (осень). o Чтение рассказов и стихотворений о перелетных птицах
(В. Бианки, М. Пришвин). o Рассматривание иллюстраций, альбомов «Птицы
нашего края». o Разучивание пальчиковой гимнастики «Птички».
Материалы и оборудование: o Для педагога: Мультимедийная презентация
или набор демонстрационных картинок с изображением перелетных птиц
(ласточка, скворец, грач, журавль, лебедь, кукушка), аудиозапись с голосами
птиц, мнемотаблица для составления рассказа о птице, конверт с письмом от
Старичка-Лесовичка, макет дерева. o Для детей: Раздаточные картинки с
изображением перелетных и зимующих птиц, разрезные картинки-пазлы
«Собери птицу», фишки для поощрения.
Словарная работа: Актуализация и
введение в активный словарь слов: перелетные, насекомоядные,
водоплавающие, стая, клин, оперение, клюв, миграция. 2. Подробный ход
непосредственно образовательной деятельности I. Организационно-
мотивационный этап (примерная продолжительность: 3-4 минуты) Задача
этапа: Создать положительный эмоциональный настрой, сконцентрировать
внимание детей на теме занятия, мотивировать их на познавательную и
речевую деятельность. Ход деятельности: Дети входят в группу. Педагог
обращает их внимание на необычный конверт, лежащий на столе.
Педагог:
«Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришло письмо. На конверте написано:
«Детям старшей группы от Старичка-Лесовичка». Давайте прочитаем!»
Педагог вскрывает конверт и читает: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет
вам Старичок-Лесовичок. У нас в лесу случилась беда: перепутались все
птицы. Одни собираются улетать в теплые края, а другие остаются зимовать.
Помогите мне, пожалуйста, разобраться, кто из птиц куда собирается. А то
они без меня никак не договорятся. Присылаю вам свои лесные картинки».
Методический комментарий: Создание проблемной ситуации через игровой
персонаж (Старичок-Лесовичок) соответствует возрастным особенностям
детей и создает естественный мотив для деятельности. Дети чувствуют себя
вовлеченными в значимое дело, что повышает их познавательную и речевую
активность. II. Основной этап (примерная продолжительность: 20-23 минуты)
Задача этапа: Актуализировать и систематизировать знания детей о
перелетных птицах, обогатить активный словарь, сформировать умение
строить описательный рассказ. Часть 1. Беседа с элементами проблемного
изложения (5-6 минут)
Педагог: «Ребята, чтобы помочь Старичку-
Лесовичку, давайте вспомним, каких птиц называют перелетными? (Те,
которые улетают осенью в теплые края). Почему же они улетают?
(Становится холодно, исчезают насекомые, замерзают водоемы, нет пищи).
Правильно! Осенью для птиц наступает голодное время. Давайте назовем
перелетных птиц, которых вы знаете». Педагог поочередно демонстрирует
картинки с изображением ласточки, скворца, грача, журавля, лебедя,
кукушки. Дети называют птиц.
Педагог: «Молодцы! А как одним словом
можно назвать этих птиц? (Перелетные). Послушайте, как поют эти птицы».
(Включается аудиозапись с голосами птиц, дети угадывают).
Дидактическая игра «Сосчитай птиц» (на согласование числительных с
существительными). Педагог показывает картинку, где изображено
несколько птиц.
Педагог: «Давайте посчитаем грачей. Один грач, два грача,
три грача, четыре грача, пять грачей. А теперь скворцов...»
Дидактическая
игра «Кто улетел?» (на образование формы родительного падежа
множественного числа). Педагог выставляет на мольберт 5-6 картинок с
перелетными птицами. Дети закрывают глаза, педагог убирает одну-две
картинки.
Педагог: «Откройте глаза. Кого не стало? (Не стало двух
ласточек, не стало журавля). Правильно!» Методический комментарий:
Беседа построена по принципу от общего к частному. Проблемные вопросы
(«почему?») стимулируют мыслительную деятельность. Дидактические игры
в структуре беседы позволяют избежать монотонности, поддерживают
интерес и решают конкретные грамматические задачи в непринужденной
форме. Часть 2. Физкультминутка «Птички» (2 минуты)
Педагог: «А теперь
давайте представим, что мы – птички, готовящиеся к перелету». Птички
прыгают, летают, (машут руками, подпрыгивают) Птички зернышки
собирают. (наклоняются, «клюют») Перышки почистили, (поглаживают себя
по рукам, туловищу) Клювики почистили. (поглаживают крыльями нос)
Полетели дальше и сели, (бегут, машут руками, садятся на корточки)
Песенки свои запели. («Щебечут») Методический комментарий:
Динамическая пауза, связанная по смыслу с темой занятия, способствует
снятию мышечного напряжения, переключению внимания и профилактике
утомления. Часть 3. Работа с мнемотаблицей и составление описательного
рассказа (7-8 минут) Педагог вывешивает на доску мнемотаблицу – схему
для составления рассказа о птице.
Педагог: «Ребята, чтобы мы лучше
запомнили, как выглядят наши пернатые друзья, давайте составим про них
рассказы. А поможет нам вот такая волшебная таблица-подсказка». Педагог
объясняет значение каждого символа в таблице: 1. Вопросительный знак –
название птицы. 2. Кружок с цифрой 1, 2 – части тела (голова, туловище,
крылья, хвост, лапы, клюв). 3. Цветовое пятно – окраска оперения. 4. Иконка
«домик» – где живет, гнездится. 5. Иконка «пища» – чем питается. 6. Иконка
«птенец» – название птенцов. Педагог на примере одной птицы (например,
ласточки) составляет рассказ по мнемотаблице:
Образец рассказа: «Это
ласточка. У нее небольшая голова, острое туловище, длинные острые крылья
и хвост с выемкой. Оперение у ласточки темно-синее на спинке и светлое на
брюшке. Живет ласточка в деревнях и городах, вьет гнездо под крышами
домов. Питается она насекомыми, которых ловит на лету. Птенцов ласточки
называют птенцами». Далее педагог предлагает 2-3 детям выбрать картинку с
птицей и составить свой рассказ, опираясь на мнемотаблицу. В случае
затруднения педагог оказывает помощь наводящими вопросами.
Методический комментарий: Использование мнемотехники является
эффективным методом развития связной речи, так как зрительные символы
выполняют план высказывания, делают его структуру четкой и
последовательной. Это способствует преодолению робости, развитию памяти
и логического мышления. Часть 4. Дидактическая игра «Раздели птиц» (4-5
минут) Дети делятся на две команды. На столе лежат раздаточные картинки с
изображением перелетных (ласточка, грач, скворец) и зимующих (воробей,
синица, ворона) птиц.
Педагог: «А теперь давайте выполним просьбу
Старичка-Лесовичка и разделим птиц. Одна команда отберет всех
перелетных птиц и положит их под символ «солнышко и стрелка» (символ
перелета), а другая команда – зимующих птиц и положит их под символ
«снежинка» (символ зимы)». Дети выполняют задание, затем совместно
проверяют правильность его выполнения. Методический комментарий:
Данная игра носит характер обобщения и контроля усвоения материала.
Работа в подгруппах развивает навыки сотрудничества. Задание требует от
детей не только знания отличительных признаков, но и осуществления
операции классификации. III. Рефлексивно-оценочный этап (примерная
продолжительность: 2-3 минуты) Задача этапа: Подвести итоги занятия,
закрепить полученные знания, оценить деятельность детей и создать
ситуацию успеха. Ход деятельности:
Педагог: «Ребята, как вы думаете, мы
смогли помочь Старичку Лесовичку? (Да). Что мы для этого сделали?
(Вспомнили, кто такие перелетные птицы, почему они улетают, послушали
их голоса, составили рассказы и разделили птиц на перелетных и зимующих).
Вы сегодня были очень внимательными и сообразительными! Старичок
Лесовичок будет вам очень благодарен. А чтобы наши знания стали еще
крепче, он прислал вам подарок – пазлы с изображением птиц. Вы сможете
собрать их сами после занятия». Педагог предлагает детям оценить свою
работу на занятии с помощью смайликов (веселый – «все понял, было
интересно», нейтральный – «были трудности»). Педагог хвалит всех детей,
отмечая конкретные успехи каждого. Методический комментарий:
Рефлексия позволяет детям осмыслить результаты своей деятельности.
Положительная оценка со стороны педагога создает чувство удовлетворения
и уверенности в своих силах. Связь с игровым персонажем сохраняется до
конца, придавая завершенность сюжету. 3. Анализ и методическое
обоснование конспекта Представленный конспект НОД является
методически выверенным и соответствует основным психолого-
педагогическим требованиям к организации речевой работы с детьми
старшего дошкольного возраста. 1. Соответствие возрастным особенностям:
Учет ведущего вида деятельности (игра), наглядно-образного типа мышления
и потребности в коммуникации реализован через игровой сюжет,
использование наглядности (мнемотаблица, картинки) и разнообразные
формы взаимодействия (фронтальная, подгрупповая). 2. Комплексный
подход к речевому развитию: Занятие направлено на решение не одной, а
комплекса речевых задач: обогащение словаря, формирование
грамматического строя, развитие связной речи. Все задачи решаются во
взаимосвязи. 3. Принцип интеграции: Содержание занятия интегрирует
знания из области естествознания (причины миграции, внешний вид птиц),
что способствует целостному восприятию мира. 4. Дифференциация и
индивидуализация: Конспект предусматривает вариативность заданий
(составление рассказа по мнемотаблице разной степени сложности), оказание
дозированной помощи педагогом. 5. Практическая ценность: Конспект
содержит конкретные формулировки, описание игр и методических приемов,
что делает его удобным для использования в практической работе
воспитателя. Заключение Конспект НОД по развитию речи «Перелетные
птицы» демонстрирует эффективный подход к организации познавательно-
речевой деятельности старших дошкольников. Через сочетание проблемно
игровых ситуаций, дидактических упражнений и инновационных методов
(мнемотехника) сложный биологический материал становится доступным и
интересным для детей. Системная работа по обогащению словаря,
формированию грамматических категорий и развитию связного
высказывания на материале темы «Перелетные птицы» не только
способствует речевому развитию, но и закладывает основы экологического
мышления, наблюдательности и любви к родной природе. Данная разработка
может быть успешно адаптирована и использована в массовой практике
работ.