Автор: Токарева Татьяна Алексеевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ № 3 им. С. В. Семыкина"
Населённый пункт: г. Улан-Удэ
Наименование материала: доклад
Тема: "Концертмейстер и его роль в профессиональном обучении специалистов - учителей музыки и музыкальных руководителей"
Раздел: дополнительное образование
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Бурятский республиканский педагогический колледж»
Кафедра музыкального образования
Доклад
КОНЦЕРТМЕЙСТЕР И ЕГО РОЛЬ В
ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ СПЕЦИАЛИСТОВ-
УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНЫХ
РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Составила
преподаватель кафедры
музыкального образования
Токарева Т. А.
Улан-Удэ
2023
Концертмейстер в педагогическом колледже – это неотъемлемая часть
истории
и
современности
музыкально-педагогического
отделения.
В
профессиональном становлении студентов – будущих учителей музыки и
музыкальных
руководителей
роль
концертмейстера
столь
же
велика
и
неоценима, как и роль практически любого педагога отделения и колледжа в
целом.
Трудно
представить
себе
процесс
обучения
музыканта
без
концертмейстера,
верного
помощника
и
внимательного
партнера
обучающихся на пути к овладению профессией.
Деятельность
педагога-концертмейстера
весьма
многопланова
и
разнообразна,
она
охватывает
различные
области
музыкального
исполнительства.
Концертмейстерская
работа
в
педагогическом
колледже
связана с целым рядом музыкальных дисциплин – в настоящее время это
аккомпанирование в классах вокала, хорового дирижирования, в хоровом
классе.
Концертмейстер
–
это
не
только
высококлассный
исполнитель,
мастерски владеющий роялем; в его деятельности объединяются творческие,
педагогические
и
психологические
функции,
они
тесно
взаимосвязаны
и
неотделимы друг от друга как в учебном процессе, так и в концертной и
конкурсной обстановке.
Концертмейстер
педколледжа
профессионально
исполняет
музыкальный материал на учебных занятиях, контрольных мероприятиях,
концертах, конкурсах и т. д., обучает искусству аккомпанирования студентов
класса
дирижирования
и
вокала.
Каждая
область
концертмейстерской
деятельности
имеет
свою
специфику
и
особенности.
Отсюда
следует
многообразие задач, возникающих при работе в классах разных музыкальных
специальностей:
•
формирование
правильных
слушательских
представлений,
связанных
с
грамотным
отражением
музыкального
произведения
(стиль,
жанр, интерпретация);
•
достижение ансамблевого единства в воплощении музыкально-
художественного образа;
•
сопровождение студента в период изучения профессионального
репертуара.
Такая
сложная
и
многогранная
профессия,
как
концертмейстер,
предполагает владение специальными профессиональными компетенциями,
такими как:
•
навык беглого «чтения с листа»;
•
владение методами сокращения и упрощения нотного текста;
•
умение транспонировать музыку в другую тональность;
•
обладание
такими
умениями,
как
подбор
аккомпанемента
на
слух,
импровизация
вступления,
проигрышей,
заключения,
варьирование
фактуры аккомпанемента при повторениях куплетов и т. д.
Особенности работы на специальности «Музыкальное образование»
связаны
не
только
с
профессиональными
целями
и
задачами,
но
и
со
спецификой контингента, поступающего на I курс. В среднем абитуриентов с
начальной профессиональной подготовкой от 5 до 15% от общего числа
поступающих. Таким образом, для большинства студентов процесс обучения
начинается с нуля, а постичь азы профессии музыканта за очень короткий
срок (4 года обучения) достаточно сложно. Справиться с данной проблемой
позволяет
мастерство
и
опыт
преподавательского
состава
и,
конечно,
грамотная, профессиональная работа концертмейстера.
Концертмейстер на хоре, в индивидуальных классах дирижирования,
постановки голоса, дополнительного инструмента – это специалист, который
формирует
знания
и
практические
умения
стилистического,
жанрового
видения музыкального материала.
В
классе
хорового
дирижирования
в
обязанности
концертмейстера
входит
исполнение
хоровых
партитур
и
аккомпанементов
к
вокально-
хоровым произведениям, которые изучают на уроках студенты.
Необходимые навыки для концертмейстера дирижерского класса:
• игра «по руке», т. е. способность понимать дирижерские жесты и
намерения; знание основных приемов дирижирования, 2х-, 3х-, 4х-дольной
схем, понятий «ауфтакт», «точка», «снятие звука», способов показа штрихов
и динамики;
•
навык
игры
многоголосных
хоровых
партитур,
написанных
для
однородного и смешанного хора;
• при необходимости – совмещение партии аккомпанемента с хоровой
партитурой
с
попутным
выявлением
в
игре
определяющих
моментов,
нахождением главного в общей звучности.
При
исполнении
хоровых
партитур
важно
постараться
передать
звучание
хора, т. е. играть партитуру по-хоровому, с соблюдением всех
особенностей
хорового
звуковедения.
Качественная
игра
партитуры
концертмейстером
может
помочь
в
развитии
творческого
воображения,
внутренних слуховых представлений студента, особенно если собственного
музыкального опыта для внутреннего слышания хорового произведения у
студента недостаточно.
Концертмейстер дирижерского класса обязан владеть техникой чтения
с листа, а также навыком упрощения фактуры хоровых аккомпанементов,
стремясь
при
любых
преобразованиях
фактуры
сохранить
смысл
и
содержание,
интонационную
и
ритмическую
структуры,
гармоническую
основу произведения.
На уроке дирижирования концертмейстер помогает студенту в работе
над аккомпанементом к произведениям профессионального репертуара, над
исполнением
на
фортепиано
хоровой
партитуры.
По
этим
направлениям
деятельности
к
обучающимся
предъявляется
ряд
требований,
которые
концертмейстер
помогает
им
реализовать.
В
работе
над
песенными
аккомпанементами важно обратить внимание на:
•
удобство
фактуры
(совместно
со
студентом
находим
варианты
упрощения вплоть до использования лишь аккордово-гармонической основы
–
в
зависимости
от
степени
владения
инструментом,
а
также
учитывая
необходимость совмещения игры с пением и показом головой);
• целесообразность аппликатуры;
•
точность
ритма,
ощущение
метроритмической
пульсации,
фразировку;
•
характер
прикосновения
к
инструменту,
звуковой
баланс
между
аккомпанементом и голосом.
В случае необходимости концертмейстер помогает студенту сделать
подбор простейшего аккомпанемента к мелодии песни в виде аккордов или с
использованием несложных элементов фактуры.
Игра хоровой партитуры на фортепиано – важный профессиональный
навык, которым должен овладеть студент. Концертмейстер может помочь
студенту
добиться
необходимого
качества
звука,
научить
играть
певуче,
связно, подражая голосу, пению, т. е. играть «вокально», «по-хоровому»,
ощущая опору в кончиках пальцев. Для обеспечения качественного легато
подбирается удобная аппликатура. Кроме того, студент должен соблюдать
«хоровую» фразировку, выполняя «дыхание» на инструменте в соответствии
с хоровой партитурой.
В
вокальном
классе
помимо
аккомпанирования
в
обязанности
концертмейстера входит помощь обучающимся в подготовке репертуара, т. е.
собственно концертмейстерские функции совмещаются с педагогическими.
Для их эффективного воплощения концертмейстер должен быть знаком с
основами вокала, такими как особенности певческого дыхания, правильная
артикуляция,
диапазоны
голосов,
характерные
для
голосов
тесситуры,
особенности певческого дыхания и т. д. Понимание основных методов и
принципов вокальной работы помогает и в совместной работе на уроке, и в
тех случаях, когда концертмейстер занимается со студентом в отсутствие
педагога.
Поскольку
певческий
голос
–
очень
«хрупкий»
природный
инструмент, к тому же часто неподготовленный (многие студенты не имеют
вокального
опыта),
при
самостоятельной
работе
со
студентом
важно
проявлять
осторожность
и
стараться
придерживаться
данных
педагогом
вокальных установок.
На
этапе
ознакомления
студента
с
вокальным
произведением
концертмейстер производит его показ, чаще всего читая аккомпанемент с
листа:
это
либо
аккомпанирование
исполнению
педагога,
либо
воспроизведение
вокальной
партии
на
фортепиано
вместе
с
аккомпанементом (при этом фактура адаптируется с сохранением основных
фактурных контуров и пульсации). Показ должен быть как можно более
качественным
и
выразительным,
передающим
замысел
композитора,
основной характер, линию развития.
В начале разучивания произведения концертмейстер применяет такие
приемы, как подыгрывание вокальной строчки, игра вокальной мелодии с
гармонической основой. На занятиях с монгольскими студентами уделяется
особое внимание работе над правильным произношением русскоязычного
текста.
У студентов, не имеющих музыкальной подготовки, на первых этапах
бывают
затруднения
с
правильным
прочтением
ритма,
поэтому
при
разучивании мелодии песни или вокализа концертмейстер отрабатывает со
студентом ритмическую сторону исполнения.
При исполнении студентом произведения концертмейстер наблюдает
за выполнением указаний педагога – правильным использованием певческого
дыхания, грамотным распределением силы звука на протяжении всей песни,
над верным произношением гласных, чтобы они звучали в единой вокальной
манере.
При
совместном
исполнении
важно
стремиться
к
достижению
ансамблевого
единства
(темповый,
агогический,
динамический,
артикуляционный
ансамбль
и
т.
д.),
следить
за
совпадением
моментов
дыхания, единством фразировки и кульминаций.
Одним из самых сложных и трудоемких видов концертмейстерской
деятельности является работа в хоровом классе. Значительная часть работы
хорового
концертмейстера
–
собственно
аккомпанирование,
то
есть
музыкальное сопровождение произведений, распеваний, исполняемых хором
под руководством дирижера.
Помимо аккомпанирования, в функцию концертмейстера часто входит
помощь
студентам
в
разучивании
хоровых
партий,
отработка
с
ними
интонационно
и
ритмически
сложных
моментов,
а
также
помощь
хормейстеру в контрольной проверке знания хоровых партий.
На
протяжении
хорового
занятия
концертмейстер
хора
наряду
с
дирижером
контролирует
качество
исполнения
студентами
музыкального
произведения, используя знание основ вокально-хоровых навыков (певческое
дыхание, артикуляция и дикция, цепное дыхание, приемы звуковедения и
т. д.).
Для любого хорового концертмейстера большое значение имеет навык
игры
«по
руке»,
причем
во
время
исполнения
хорового
произведения
внимание пианиста обращено одновременно и на жесты дирижера, и на
собственное
исполнение
фортепианной
партии,
и
на
общую
звуковую
картину.
Концертмейстер принимает участие в подборе хорового репертуара, в
создании
аранжировок
хоровых
партитур,
при
необходимости
выполняет
подбор аккомпанемента.
Очень важен на уроке контакт между концертмейстером и хоровым
дирижером. Работая в творческом тандеме на протяжении нескольких лет,
они
начинают
понимать
друг
друга
с
«полувзгляда»
и
«полувзмаха».
Первостепенную
важность
имеет
согласованность
художественных
намерений,
иными
словами,
единство
замысла,
интерпретации.
Поэтому
концертмейстер должен наладить особую духовную связь с руководителем
хора и всецело разделить с ним ответственность за те или иные аспекты
трактовки
произведения.
Для
концертмейстера
важно
умение
заранее
предощутить характер и темп музыкального произведения ещё перед первым
ауфтактом дирижёра.
Концертная
деятельность
оказывает
огромное
влияние
на
развитие
творческого
исполнительства
концертмейстера.
Хорошо
играющий
концертмейстер,
обладающий
широким
репертуаром,
всегда
будет
пользоваться в глазах слушателей большим авторитетом.
При работе в хоровом классе огромное значение для концертмейстера
имеют воображение, фантазия, развитые образные слуховые представления.
Концертмейстерство
наиболее
требовательно
к
универсальным
коммуникативным способностям. Не случайно качества, характеризующие
мастерство концертмейстера, которые в методической литературе называют
«особым чутьём», «концертмейстерской интуицией», «концертмейстерской
жилкой»,
относятся
не
столько
к
исполнительским
или
педагогическим,
сколько к психологическим свойствам.
Хороший
концертмейстер
должен
обладать
общей
музыкальной
одаренностью,
хорошим
музыкальным
слухом,
воображением,
умением
охватить
образную
сущность
и
форму
произведения,
артистизмом,
способностью образно, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном
исполнении.
Деятельность
концертмейстера
требует
от
пианиста
применения
многосторонних
знаний
и
умений
по
курсам
гармонии,
сольфеджио,
полифонии, истории музыки анализа музыкальных произведений, вокальной
и хоровой литературы, педагогики – в их взаимосвязях.
Для педагога хора концертмейстер – правая рука и первый помощник,
музыкальный единомышленник. Право на такую роль может иметь далеко не
каждый концертмейстер – оно завоёвывается авторитетом солидных знаний,
постоянной
творческой
собранностью,
волей,
бескомпромиссностью
художественных требований, неуклонной настойчивостью, ответственностью
в достижении нужных художественных результатов при совместной работе с
хоровым коллективом, в собственном музыкальном совершенствовании.
Итак, мы видим, что деятельность концертмейстера педагогического
колледжа многогранна, содержательна, весьма интересна. Специфика работы
требует
от
него
особого
универсализма,
мобильности,
артистизма,
разносторонних
музыкально-исполнительских
дарований,
знания
основ
певческого искусства, также отличного музыкального слуха, специальных
музыкальных навыков по чтению и транспонированию различных партитур,
по импровизационной аранжировке на фортепиано. Концертмейстер является
«правой
рукой»
и
первым
помощником
педагога,
а
также
надежным
партнером и чутким наставником для студентов в различных направлениях
их музыкальной учебной деятельности.