Напоминание

"Концертмейстер и его роль в профессиональном обучении специалистов - учителей музыки и музыкальных руководителей"


Автор: Токарева Татьяна Алексеевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ № 3 им. С. В. Семыкина"
Населённый пункт: г. Улан-Удэ
Наименование материала: доклад
Тема: "Концертмейстер и его роль в профессиональном обучении специалистов - учителей музыки и музыкальных руководителей"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Бурятский республиканский педагогический колледж»

Кафедра музыкального образования

Доклад

КОНЦЕРТМЕЙСТЕР И ЕГО РОЛЬ В

ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ СПЕЦИАЛИСТОВ-

УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНЫХ

РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Составила

преподаватель кафедры

музыкального образования

Токарева Т. А.

Улан-Удэ

2023

Концертмейстер в педагогическом колледже – это неотъемлемая часть

истории

и

современности

музыкально-педагогического

отделения.

В

профессиональном становлении студентов – будущих учителей музыки и

музыкальных

руководителей

роль

концертмейстера

столь

же

велика

и

неоценима, как и роль практически любого педагога отделения и колледжа в

целом.

Трудно

представить

себе

процесс

обучения

музыканта

без

концертмейстера,

верного

помощника

и

внимательного

партнера

обучающихся на пути к овладению профессией.

Деятельность

педагога-концертмейстера

весьма

многопланова

и

разнообразна,

она

охватывает

различные

области

музыкального

исполнительства.

Концертмейстерская

работа

в

педагогическом

колледже

связана с целым рядом музыкальных дисциплин – в настоящее время это

аккомпанирование в классах вокала, хорового дирижирования, в хоровом

классе.

Концертмейстер

это

не

только

высококлассный

исполнитель,

мастерски владеющий роялем; в его деятельности объединяются творческие,

педагогические

и

психологические

функции,

они

тесно

взаимосвязаны

и

неотделимы друг от друга как в учебном процессе, так и в концертной и

конкурсной обстановке.

Концертмейстер

педколледжа

профессионально

исполняет

музыкальный материал на учебных занятиях, контрольных мероприятиях,

концертах, конкурсах и т. д., обучает искусству аккомпанирования студентов

класса

дирижирования

и

вокала.

Каждая

область

концертмейстерской

деятельности

имеет

свою

специфику

и

особенности.

Отсюда

следует

многообразие задач, возникающих при работе в классах разных музыкальных

специальностей:

формирование

правильных

слушательских

представлений,

связанных

с

грамотным

отражением

музыкального

произведения

(стиль,

жанр, интерпретация);

достижение ансамблевого единства в воплощении музыкально-

художественного образа;

сопровождение студента в период изучения профессионального

репертуара.

Такая

сложная

и

многогранная

профессия,

как

концертмейстер,

предполагает владение специальными профессиональными компетенциями,

такими как:

навык беглого «чтения с листа»;

владение методами сокращения и упрощения нотного текста;

умение транспонировать музыку в другую тональность;

обладание

такими

умениями,

как

подбор

аккомпанемента

на

слух,

импровизация

вступления,

проигрышей,

заключения,

варьирование

фактуры аккомпанемента при повторениях куплетов и т. д.

Особенности работы на специальности «Музыкальное образование»

связаны

не

только

с

профессиональными

целями

и

задачами,

но

и

со

спецификой контингента, поступающего на I курс. В среднем абитуриентов с

начальной профессиональной подготовкой от 5 до 15% от общего числа

поступающих. Таким образом, для большинства студентов процесс обучения

начинается с нуля, а постичь азы профессии музыканта за очень короткий

срок (4 года обучения) достаточно сложно. Справиться с данной проблемой

позволяет

мастерство

и

опыт

преподавательского

состава

и,

конечно,

грамотная, профессиональная работа концертмейстера.

Концертмейстер на хоре, в индивидуальных классах дирижирования,

постановки голоса, дополнительного инструмента – это специалист, который

формирует

знания

и

практические

умения

стилистического,

жанрового

видения музыкального материала.

В

классе

хорового

дирижирования

в

обязанности

концертмейстера

входит

исполнение

хоровых

партитур

и

аккомпанементов

к

вокально-

хоровым произведениям, которые изучают на уроках студенты.

Необходимые навыки для концертмейстера дирижерского класса:

• игра «по руке», т. е. способность понимать дирижерские жесты и

намерения; знание основных приемов дирижирования, 2х-, 3х-, 4х-дольной

схем, понятий «ауфтакт», «точка», «снятие звука», способов показа штрихов

и динамики;

навык

игры

многоголосных

хоровых

партитур,

написанных

для

однородного и смешанного хора;

• при необходимости – совмещение партии аккомпанемента с хоровой

партитурой

с

попутным

выявлением

в

игре

определяющих

моментов,

нахождением главного в общей звучности.

При

исполнении

хоровых

партитур

важно

постараться

передать

звучание

хора, т. е. играть партитуру по-хоровому, с соблюдением всех

особенностей

хорового

звуковедения.

Качественная

игра

партитуры

концертмейстером

может

помочь

в

развитии

творческого

воображения,

внутренних слуховых представлений студента, особенно если собственного

музыкального опыта для внутреннего слышания хорового произведения у

студента недостаточно.

Концертмейстер дирижерского класса обязан владеть техникой чтения

с листа, а также навыком упрощения фактуры хоровых аккомпанементов,

стремясь

при

любых

преобразованиях

фактуры

сохранить

смысл

и

содержание,

интонационную

и

ритмическую

структуры,

гармоническую

основу произведения.

На уроке дирижирования концертмейстер помогает студенту в работе

над аккомпанементом к произведениям профессионального репертуара, над

исполнением

на

фортепиано

хоровой

партитуры.

По

этим

направлениям

деятельности

к

обучающимся

предъявляется

ряд

требований,

которые

концертмейстер

помогает

им

реализовать.

В

работе

над

песенными

аккомпанементами важно обратить внимание на:

удобство

фактуры

(совместно

со

студентом

находим

варианты

упрощения вплоть до использования лишь аккордово-гармонической основы

в

зависимости

от

степени

владения

инструментом,

а

также

учитывая

необходимость совмещения игры с пением и показом головой);

• целесообразность аппликатуры;

точность

ритма,

ощущение

метроритмической

пульсации,

фразировку;

характер

прикосновения

к

инструменту,

звуковой

баланс

между

аккомпанементом и голосом.

В случае необходимости концертмейстер помогает студенту сделать

подбор простейшего аккомпанемента к мелодии песни в виде аккордов или с

использованием несложных элементов фактуры.

Игра хоровой партитуры на фортепиано – важный профессиональный

навык, которым должен овладеть студент. Концертмейстер может помочь

студенту

добиться

необходимого

качества

звука,

научить

играть

певуче,

связно, подражая голосу, пению, т. е. играть «вокально», «по-хоровому»,

ощущая опору в кончиках пальцев. Для обеспечения качественного легато

подбирается удобная аппликатура. Кроме того, студент должен соблюдать

«хоровую» фразировку, выполняя «дыхание» на инструменте в соответствии

с хоровой партитурой.

В

вокальном

классе

помимо

аккомпанирования

в

обязанности

концертмейстера входит помощь обучающимся в подготовке репертуара, т. е.

собственно концертмейстерские функции совмещаются с педагогическими.

Для их эффективного воплощения концертмейстер должен быть знаком с

основами вокала, такими как особенности певческого дыхания, правильная

артикуляция,

диапазоны

голосов,

характерные

для

голосов

тесситуры,

особенности певческого дыхания и т. д. Понимание основных методов и

принципов вокальной работы помогает и в совместной работе на уроке, и в

тех случаях, когда концертмейстер занимается со студентом в отсутствие

педагога.

Поскольку

певческий

голос

очень

«хрупкий»

природный

инструмент, к тому же часто неподготовленный (многие студенты не имеют

вокального

опыта),

при

самостоятельной

работе

со

студентом

важно

проявлять

осторожность

и

стараться

придерживаться

данных

педагогом

вокальных установок.

На

этапе

ознакомления

студента

с

вокальным

произведением

концертмейстер производит его показ, чаще всего читая аккомпанемент с

листа:

это

либо

аккомпанирование

исполнению

педагога,

либо

воспроизведение

вокальной

партии

на

фортепиано

вместе

с

аккомпанементом (при этом фактура адаптируется с сохранением основных

фактурных контуров и пульсации). Показ должен быть как можно более

качественным

и

выразительным,

передающим

замысел

композитора,

основной характер, линию развития.

В начале разучивания произведения концертмейстер применяет такие

приемы, как подыгрывание вокальной строчки, игра вокальной мелодии с

гармонической основой. На занятиях с монгольскими студентами уделяется

особое внимание работе над правильным произношением русскоязычного

текста.

У студентов, не имеющих музыкальной подготовки, на первых этапах

бывают

затруднения

с

правильным

прочтением

ритма,

поэтому

при

разучивании мелодии песни или вокализа концертмейстер отрабатывает со

студентом ритмическую сторону исполнения.

При исполнении студентом произведения концертмейстер наблюдает

за выполнением указаний педагога – правильным использованием певческого

дыхания, грамотным распределением силы звука на протяжении всей песни,

над верным произношением гласных, чтобы они звучали в единой вокальной

манере.

При

совместном

исполнении

важно

стремиться

к

достижению

ансамблевого

единства

(темповый,

агогический,

динамический,

артикуляционный

ансамбль

и

т.

д.),

следить

за

совпадением

моментов

дыхания, единством фразировки и кульминаций.

Одним из самых сложных и трудоемких видов концертмейстерской

деятельности является работа в хоровом классе. Значительная часть работы

хорового

концертмейстера

собственно

аккомпанирование,

то

есть

музыкальное сопровождение произведений, распеваний, исполняемых хором

под руководством дирижера.

Помимо аккомпанирования, в функцию концертмейстера часто входит

помощь

студентам

в

разучивании

хоровых

партий,

отработка

с

ними

интонационно

и

ритмически

сложных

моментов,

а

также

помощь

хормейстеру в контрольной проверке знания хоровых партий.

На

протяжении

хорового

занятия

концертмейстер

хора

наряду

с

дирижером

контролирует

качество

исполнения

студентами

музыкального

произведения, используя знание основ вокально-хоровых навыков (певческое

дыхание, артикуляция и дикция, цепное дыхание, приемы звуковедения и

т. д.).

Для любого хорового концертмейстера большое значение имеет навык

игры

«по

руке»,

причем

во

время

исполнения

хорового

произведения

внимание пианиста обращено одновременно и на жесты дирижера, и на

собственное

исполнение

фортепианной

партии,

и

на

общую

звуковую

картину.

Концертмейстер принимает участие в подборе хорового репертуара, в

создании

аранжировок

хоровых

партитур,

при

необходимости

выполняет

подбор аккомпанемента.

Очень важен на уроке контакт между концертмейстером и хоровым

дирижером. Работая в творческом тандеме на протяжении нескольких лет,

они

начинают

понимать

друг

друга

с

«полувзгляда»

и

«полувзмаха».

Первостепенную

важность

имеет

согласованность

художественных

намерений,

иными

словами,

единство

замысла,

интерпретации.

Поэтому

концертмейстер должен наладить особую духовную связь с руководителем

хора и всецело разделить с ним ответственность за те или иные аспекты

трактовки

произведения.

Для

концертмейстера

важно

умение

заранее

предощутить характер и темп музыкального произведения ещё перед первым

ауфтактом дирижёра.

Концертная

деятельность

оказывает

огромное

влияние

на

развитие

творческого

исполнительства

концертмейстера.

Хорошо

играющий

концертмейстер,

обладающий

широким

репертуаром,

всегда

будет

пользоваться в глазах слушателей большим авторитетом.

При работе в хоровом классе огромное значение для концертмейстера

имеют воображение, фантазия, развитые образные слуховые представления.

Концертмейстерство

наиболее

требовательно

к

универсальным

коммуникативным способностям. Не случайно качества, характеризующие

мастерство концертмейстера, которые в методической литературе называют

«особым чутьём», «концертмейстерской интуицией», «концертмейстерской

жилкой»,

относятся

не

столько

к

исполнительским

или

педагогическим,

сколько к психологическим свойствам.

Хороший

концертмейстер

должен

обладать

общей

музыкальной

одаренностью,

хорошим

музыкальным

слухом,

воображением,

умением

охватить

образную

сущность

и

форму

произведения,

артистизмом,

способностью образно, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном

исполнении.

Деятельность

концертмейстера

требует

от

пианиста

применения

многосторонних

знаний

и

умений

по

курсам

гармонии,

сольфеджио,

полифонии, истории музыки анализа музыкальных произведений, вокальной

и хоровой литературы, педагогики – в их взаимосвязях.

Для педагога хора концертмейстер – правая рука и первый помощник,

музыкальный единомышленник. Право на такую роль может иметь далеко не

каждый концертмейстер – оно завоёвывается авторитетом солидных знаний,

постоянной

творческой

собранностью,

волей,

бескомпромиссностью

художественных требований, неуклонной настойчивостью, ответственностью

в достижении нужных художественных результатов при совместной работе с

хоровым коллективом, в собственном музыкальном совершенствовании.

Итак, мы видим, что деятельность концертмейстера педагогического

колледжа многогранна, содержательна, весьма интересна. Специфика работы

требует

от

него

особого

универсализма,

мобильности,

артистизма,

разносторонних

музыкально-исполнительских

дарований,

знания

основ

певческого искусства, также отличного музыкального слуха, специальных

музыкальных навыков по чтению и транспонированию различных партитур,

по импровизационной аранжировке на фортепиано. Концертмейстер является

«правой

рукой»

и

первым

помощником

педагога,

а

также

надежным

партнером и чутким наставником для студентов в различных направлениях

их музыкальной учебной деятельности.



В раздел образования