Автор: Шилова Елена Евгеньевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ г.Нягани "Д/с №7 "Журавлик"
Населённый пункт: город Нягань
Наименование материала: Статья
Тема: Игровая деятельность в ясельной группе детского сада
Раздел: дошкольное образование
Игровая деятельность в ясельной группе детского сада.
Игра - это важнейшее средство воспитания и обучения ребенка.
Известно, что играющий ребенок менее агрессивен, устойчив к конфликтам,
коммуникабелен, внимателен и активен. В игре формируются навыки,
которые помогут ориентироваться в жизни.
Игровые занятия в ДОУ определяют направление физического,
интеллектуального, психологического развития малышей. Кроме того, они
формируют волевые, нравственные качества ребенка, раскрывают его
творческий потенциал. Игры для ясельной группы имеют ряд особенностей,
которые выражаются в целях и приемах, используемых педагогами для их
реализации.
Программное содержание игр для детей, посещающих ясли, сочетает в
себе три основных задачи:
Дидактическая задача. К примеру, переодевая куклу, малыши узнают
название предметов одежды, порядок их надевания/снимания, соответствие
погоде, временам года. А складывая пазлы — знакомятся с животными,
овощами, фруктами. Объявленный же в детском саду «день чистых столов»
учит детей аккуратно кушать.
Развивающая задача. Основополагающая задача развивающих игр и
упражнений для яслей — тренировка речи. Малыши должны не только
«разговориться», но и работать над совершенствованием данного навыка. Не
менее важно воздействие игрушек на память, внимание, мышление,
фантазию, стимулирование познавательной деятельности.
Воспитательная задача. В ясельной группе дети должны научиться
терпению, правильной коммуникации, сотрудничеству, получить правильные
нравственные представления. Еще один важный навык, который
воспитанники приобретают во время игровых занятий — саморегуляция или
гашение негативных эмоциональных порывов.
Наблюдая за детьми ясельной группы могу с уверенностью сказать, что
ребенок должен играть столько, сколько ему необходимо. Иначе эффект от
игры ничтожен. В младшем дошкольном возрасте игра - это ведущий род
деятельности ребенка. Ребенок играет - значит он развивается, если ребенок
развивается - значит он играет.
Для успешной реализации поставленных целей и задач воспитатели
при организации игровых занятий придерживаются определенных
принципов:
- Доступность для понимания. Так, выкладывать мозаику или пазлы из
десятка фрагментов малышам еще не под силу. Зато повторять готовый
рисунок элементами игрушек — вполне доступное занятие.
- Динамичность. Дети, посещающие ясли, могут удерживать внимание не
более 10 минут. Эта особенность диктует регулярную смену занятий.
- Наглядность. Чтобы игра была максимально полезной, малыши должны
видеть действия, которые они будут в дальнейшем выполнять. Им
предлагают тематические картинки, презентации, предварительное
«проигрывание» сценария педагогом.
- Доброжелательность. Хорошее настроение и доброе отношение взрослого
— обязательное условие совместных развлечений.
- Сочетание коллективности и индивидуальности. Особенности возраста еще
не позволяют организовать полноценную коллективную игру. Ее заменяют
выполнением единого задания, но каждым воспитанником индивидуально.
- Состязательность. До 3 лет малыши не понимают, что такое соревнование.
Педагог вводит это понятие постепенно, сначала через общую оценку
группы, затем выделение самого успешного участника.
Главная цель педагога ясельной группы научить детей играть в
разнообразные игры. Как правило в ясельной группе используют следующие
игры: дидактические, сенсорные, пальчиковые, музыкальные, сюжетно-
ролевые и подвижные игры.
Дидактические игры. Дидактические игры для детей ясельной группы
можно разделить на несколько групп. Особое место среди них занимают
настольно-печатные или игрушки с картинками.
Сенсорные игры. Воспитанники ясельной группы только
приобщаются к познавательной деятельности, поэтому сенсорика выделена в
программе ДОУ как отдельное направление. Задача педагогов на данном
этапе — научить детвору:
понимать значения: «больше-меньше», «много-мало», «один», «ни
одного»;
разбираться в пространственных соотношениях: «ближе-дальше»,
«вверху-внизу», «спереди-сзади»;
составлять простой ряд из чередования двух элементов;
сортировать предметы, опираясь сразу на два свойства: цвет и размер
(собирание пирамидки из 4 разных колец).
Пальчиковые игры для ясельной группы. Учеными давно доказано,
что нервные окончания, расположенные на пальцах, имеют связь с участком
головного мозга, отвечающим за речь. Поэтому для совершенствования этого
навыка педагоги используют занятия, направленные на тренировку мелкой
моторики, а в частности, пальчиковые игры. Они приносят детворе огромное
удовольствие, а помимо этого развивают:
координацию движений;
гибкость пальцев;
тактильную чувствительность;
психические функции: речь, память, мышление, внимание,
любознательность.
Музыкальные игры для яслей Музыка помогает раскрепоститься,
снять мышечное напряжение, преодолеть психологические «зажимы», легче
адаптироваться в незнакомом коллективе.
Сюжетно-ролевые игры для маленьких детей ясельной группы сада
не являются основным занятием. Однако это не означает, что они
преждевременны или бесполезны. Малышей в 2-3 года можно и нужно
привлекать к такого рода играм. Они помогают понять, что такое хорошо, а
что такое плохо, воспитывают доброту, сострадание, отзывчивость.
Подвижные игры - Во время подвижных занятий активизируются
обменные процессы в организме, улучшается кровообращение головного
мозга, укрепляются мышцы. Активные игры развивают координацию,
ловкость, силу, выносливость, помогают сбросить накопившуюся энергию,
снизить импульсивность. Ими можно заниматься как в помещении детского
сада, так и на улице, во время прогулки.
Грамотно подобранные игры для сада, в частности, для ясельной
группы, помогают организовать правильную предметно-пространственную
среду, необходимую для эффективного развития малышей. Но это только
половина успеха. Детворе понадобится помощь и руководство взрослых.
Ведь двух-трехлетки еще не в состоянии использовать весь заложенный в
игрушках обучающий потенциал.
Любого рода игры - это прекрасная возможность найти с ребенком
общий язык, что так не хватает современным занятым родителям. Игры
малышей становятся со временем все больше самостоятельными, но нужно
помнить, что ваша помощь в игре или ваш интерес к игре становятся самым
дорогим для ребенка. Со временем они уже не вспомнят, как играли, а вот с
кем играли будут помнить всегда.