Напоминание

Как воспитать любовь к знаниям: советы учителю начальных классов


Автор: Волкова Юлия Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 5"
Населённый пункт: Рязань
Наименование материала: статья
Тема: Как воспитать любовь к знаниям: советы учителю начальных классов
Раздел: начальное образование





Назад




Как воспитать любовь к знаниям: советы учителю начальных классов

Труд школьника должен стать источником умственного удовлетворения и душевной

радостью.

Учением можно и нужно заниматься с увлечением, с интересом, а не просто по

обязанности”.

Я. А. Каменский.

Спросите любого первоклассника, который собирается идти в школу, хочет ли он учиться,

и как он будет учиться. В ответ вы услышите, что учиться он будет хорошо и получать будет

только одни пятёрки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребёнка в школу, желают ему

хорошей учёбы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое

положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но

такой мотив зачастую недолго сохраняет свою силу.

Почему же это происходит? Зачастую ребёнку в школе отводится роль не учащегося, а

обучаемого, т.е. пассивная роль незнайки и неумейки, которого знающие и умеющие взрослые

научат всему. На стандартных уроках доминирует учитель – информатор, в свою очередь, ученик

является копилкой, в которую можно складывать тщательно отобранные знания. Ученик тем

лучше, чем больше можно вложить в него знаний. От ученика не ожидают никакой активности, но

требуют максимально точного воспроизведения того, что было в него вложено. И, неудивительно,

что очень скоро у части детей интерес к учению пропадает, и за ними прочно закрепляется

репутация «троечников» или «двоечников». Собственное бессилие, унижение, постоянная

насмешка угнетают, подавляют ученика, приводят к нервным срывам.

Современная школа с ее проблемами заставляет думать о том, как сделать процесс обучения

результативным. Как учить так, чтобы ребенок проявлял интерес к знаниям. Ни для кого нет

секрета в том, что учеба – труд, и труд нелегкий. Ребенок с малых лет должен понимать, что все

достигается трудом, что трудиться непросто. Поэтому нелегкий учебный труд должен приносить

удовлетворение, радость школьникам, желание вновь и вновь познавать. От этого зависит,

потухнет или нет в глазах ребенка пытливый огонек.

Учительская задача заключается не в том, чтобы ребят постоянно толкать, бесконечно пугать

двойками; а в том, чтобы вести каждого, даже самого слабого и равнодушного к знаниям, в мир,

богатый интеллектуальной жизнью. Необходимо поддерживать интерес ребёнка к учёбе, к

школе вообще, а не повторять, что учёба – это его священная обязанность.

Практика показывает, что нестандартные формы уроков, использование в учебном процессе

новых технологий, созданная учителем атмосфера непринуждённости способна заинтересовать

всех детей и позволит включить в работу даже самых робких и застенчивых детей.

Несколько советов, которые могут помочь учителю начальных классов воспитать любовь к

знаниям у учеников:

Использовать игровые приёмы. Школьники младшего возраста любят мечтать и играть,

разгадывать загадки, раскрывать тайны. Можно превращать даже скучные задания в квесты.

Опираться на интересы. Объяснять темы и понятия удобнее всего на примерах любимых

персонажей, игрушек, тем, по которым ребёнок задаёт больше всего вопросов «почему?».

Связывать учёбу с жизнью. Можно показать, что знания нужны не только в школе, но и в жизни.

Это повысит значимость учёбы для ребёнка.

Создавать ситуации успеха. Для этого нужно поощрять поиск разных способов и результатов

решения, их сопоставление, выбор правильного результата.

Оценивать не только итог работы, но и пути и способы её. Также важно терпимо относиться к

ошибке ученика там, где она является следствием активного поиска нового способа.

Создавать доверительную и поддерживающую атмосферу в классе. Нужно уважать мнение

каждого ученика, оказывать помощь в случае затруднений, поддерживать в трудных ситуациях.

Хвалить не ребёнка, а его усилия или конкретный результат. Полезно формулировать, что именно

впечатлило в работе ученика, например: «Ты так аккуратно написал эти буквы, я вижу твой

прогресс».

Вдохновлять личным примером. Если хотя бы кто-то из родителей регулярно увлечённо читает,

узнаёт новое, то и ребёнка тоже потянет к знаниям.



В раздел образования