Автор: Грошева Ирина Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БДОУ г.Омска "Детский сад № 206 комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Омск,
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие экономического мышления и повышение основ финансовой грамотности дошкольников с помощью игр
Раздел: дошкольное образование
"Развитие экономического мышления и повышение уровня финансовой
грамотности дошкольников с помощью игр"
Грошева Ирина Леонидовна,
воспитатель,
БДОУ города Омска Детский сад № 206
комбинированного вида»
Экономическое мышление — это познание сущности экономических
процессов, выявление их закономерностей с помощью мыслительных
операций и реализация экономических знаний и умений в экономической
деятельности и поведении. На современном этапе развития образования
важной задачей является совершенствование экономической
подготовленности воспитанников, так как дети должны в жизни
ориентироваться в системе рыночных отношений.
Цель экономического воспитания дошкольников — первоначальное
ознакомление их с экономическими проблемами, приобщение к домашней
экономике, экономии электричества, тепла, воды, воспитание
первоначального умения анализировать экономические явления.
При существующей проблеме низкой финансовой необходимо уже в
дошкольном возрасте проводить работу по формированию у детей
экономического сознания, культуры сбережения, так как именно в этом
возрасте закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе
и к окружающим людям.
Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 4-7 лет детям могут
разрешить иметь карманные деньги. Поэтому грамотное отношение к
собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем
возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому
благополучию детей, когда они вырастают. Разработанная система работы с
дошкольниками по формированию финансовой грамотности позволит решить
данную проблему.
Новизна этой системы состоит в использовании игровой деятельности,
способствующей развитию экономического мышления и формированию
финансовой грамотности у дошкольников.
С помощью игр можно донести до детей, что:
1. Деньги
зарабатываются, а не появляются сами собой. Изучаем, как люди
зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида
деятельности.
Обсуждаем понятие «хочу», «надо».
2. Сначала зарабатываем – потом разумно тратим. Рассказываем, что чем
больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько
сложно его произвести. Выясняем, что такое цена (цена – это количество
денег, которые надо отдать за товар) и что такое товар (это результат труда
людей, поэтому он стоит денег)
4. Деньги любят счет.
Учим считать деньги.
5. Финансы нужно планировать.
Приучаем вести учет доходов и расходов, ставить цели и копить на мечту.
7. Не все покупается.
Объясняем, что главные ценности в жизни: дружба, любовь, семья – не
покупаются за деньги
И чем раньше дети узнают о роли денег семейной жизни, тем раньше могут
быть сформированы полезные финансовые привычки.
Главная цель экономического воспитания дошкольников заключается не в
организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов
детской деятельности экономическим содержанием что способствует
развитию предпосылок формирования экономического мышления.
Дошкольник через игру осваивают и познают окружающим мир, и поэтому
основная форма обучения — игра. В работе по развитию предпосылок
финансовой грамотности используются различные виды игр - дидактические,
режиссерские, игры-драматизации, игры с проблемным содержанием,
сюжетно-ролевые.
Главной особенностью дидактических игр с экономическим содержанием
является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. В них
уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических
явлений, терминах, моделируются реальные жизненные ситуации: операции
купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции. Дети играют,
приобретают новые знания, овладевают умениями и навыками, учатся
культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя
познавательное и воспитательное содержание - это позволяет решать задачи
по формированию у дошкольников основ экономических знаний. Например:
Дидактическая игра: «Монополия»
Цель данной игры: необходимо заработать больше всех денег к тому моменту,
когда один из игроков станет банкротом, для этого нужно расставлять свои
билетные кассы на секторах аттракционов и продавать билеты, когда другие
игроки оказываются на этих полях.
Дидактическая игра «Бюджет моей семьи»
Цель: знакомство с семейным бюджетом, из чего он складывается – зарплата,
стипендия, пенсия, пособие. Как распределять бюджет и делать накопление.
Игры-путешествия оказывают большое влияние на формирование финансово-
экономической грамотности детей так как через эти игры можно применять
полученные знания на практике. (путешествие пекарню, банк, швейную
мастерскую)
В качестве итоговых мероприятий по нескольким темам проводятся игры –
квесты, которые позволяют в игровой - соревновательной форме подвести
итог по изученному материалу, провести анализ насколько хорошо дети
усвоили материал.
Задания для квестов:
Игра «Размен»
Цель: научить считать деньги.
Необходимо разменять банкноту мелочью.
Игра «Услуги и товары»
Цель. Закрепить знания о том, что такое услуги и товары, через сказочных
персонажей.
Например, Красная Шапочка несет корзину с пирожками. Мама печет
пирожки бабушке. Пирожки — это товар, который изготовила мама. А вот
внучка несет эти пирожки бабушке. Итак, девочка предоставляет услугу.
Игра «Кто кем работает?»
Цель. расширять представления о профессиях
на примере сказочных героев.
Соотносить рисунки с изображением сказочных персонажей, с
изображениями людей разных профессий.
Большой интерес вызывает у детей игры практики в семье. С помощью таких
игр формируются принципы финансового планирования
и разумных покупок,
основы финансовой безопасности. Например, игра практика «Совместные
покупки». Сначала ребенок с помощью родителей находит в магазине нужный
товар на полке, на следующем этапе можно предложить ребенку выбрать
товары для определенного блюда (например, омлета). Ребенку нужно
объяснить, почему стоимость похожих товаров отличается: из-за величины
упаковки, например, или она разная у каждого из производителей и что
выгоднее купить. В дальнейшем ребенок будет готов выполнять
самостоятельные несложные покупки.
Создание условий для игровой деятельности положительно
воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ
экономической культуры у дошкольников.
Использование игр на развитие экономического мышления и финансовой
грамотности позволяет расширить кругозор ребенка, развить интеллект,
внимание, память, мышление, поможет его нравственному становлению.
Формирование основ финансовой грамотности способствует
приближению дошкольника к реальной жизни, позволяет приобрести
качества, присущие человеку, умеющему считать и разумно расходовать
деньги.
Используемая литература
1. Джолайн Годфри «Как научить ребенка обращаться с деньгами»
2. Кнышова, Л.В., Меньшикова, О.И., Попова, Т.Л. Экономика для малышей.
– М.: Педагогика-Пресс.
3.СмоленцеваА.А. «Введение мир экономики, или как мы играем в эконо
мику»