Напоминание

Развитие экономического мышления и повышение основ финансовой грамотности дошкольников с помощью игр


Автор: Грошева Ирина Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БДОУ г.Омска "Детский сад № 206 комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Омск,
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие экономического мышления и повышение основ финансовой грамотности дошкольников с помощью игр
Раздел: дошкольное образование





Назад




"Развитие экономического мышления и повышение уровня финансовой

грамотности дошкольников с помощью игр"

Грошева Ирина Леонидовна,

воспитатель,

БДОУ города Омска Детский сад № 206

комбинированного вида»

Экономическое мышление — это познание сущности экономических

процессов, выявление их закономерностей с помощью мыслительных

операций и реализация экономических знаний и умений в экономической

деятельности и поведении. На современном этапе развития образования

важной задачей является совершенствование экономической

подготовленности воспитанников, так как дети должны в жизни

ориентироваться в системе рыночных отношений.

Цель экономического воспитания дошкольников — первоначальное

ознакомление их с экономическими проблемами, приобщение к домашней

экономике, экономии электричества, тепла, воды, воспитание

первоначального умения анализировать экономические явления.

При существующей проблеме низкой финансовой необходимо уже в

дошкольном возрасте проводить работу по формированию у детей

экономического сознания, культуры сбережения, так как именно в этом

возрасте закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе

и к окружающим людям.

Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 4-7 лет детям могут

разрешить иметь карманные деньги. Поэтому грамотное отношение к

собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем

возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому

благополучию детей, когда они вырастают. Разработанная система работы с

дошкольниками по формированию финансовой грамотности позволит решить

данную проблему.

Новизна этой системы состоит в использовании игровой деятельности,

способствующей развитию экономического мышления и формированию

финансовой грамотности у дошкольников.

С помощью игр можно донести до детей, что:

1. Деньги

зарабатываются, а не появляются сами собой. Изучаем, как люди

зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида

деятельности.

Обсуждаем понятие «хочу», «надо».

2. Сначала зарабатываем – потом разумно тратим. Рассказываем, что чем

больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько

сложно его произвести. Выясняем, что такое цена (цена – это количество

денег, которые надо отдать за товар) и что такое товар (это результат труда

людей, поэтому он стоит денег)

4. Деньги любят счет.

Учим считать деньги.

5. Финансы нужно планировать.

Приучаем вести учет доходов и расходов, ставить цели и копить на мечту.

7. Не все покупается.

Объясняем, что главные ценности в жизни: дружба, любовь, семья – не

покупаются за деньги

И чем раньше дети узнают о роли денег семейной жизни, тем раньше могут

быть сформированы полезные финансовые привычки.

Главная цель экономического воспитания дошкольников заключается не в

организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов

детской деятельности экономическим содержанием что способствует

развитию предпосылок формирования экономического мышления.

Дошкольник через игру осваивают и познают окружающим мир, и поэтому

основная форма обучения — игра. В работе по развитию предпосылок

финансовой грамотности используются различные виды игр - дидактические,

режиссерские, игры-драматизации, игры с проблемным содержанием,

сюжетно-ролевые.

Главной особенностью дидактических игр с экономическим содержанием

является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. В них

уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических

явлений, терминах, моделируются реальные жизненные ситуации: операции

купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции. Дети играют,

приобретают новые знания, овладевают умениями и навыками, учатся

культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя

познавательное и воспитательное содержание - это позволяет решать задачи

по формированию у дошкольников основ экономических знаний. Например:

Дидактическая игра: «Монополия»

Цель данной игры: необходимо заработать больше всех денег к тому моменту,

когда один из игроков станет банкротом, для этого нужно расставлять свои

билетные кассы на секторах аттракционов и продавать билеты, когда другие

игроки оказываются на этих полях.

Дидактическая игра «Бюджет моей семьи»

Цель: знакомство с семейным бюджетом, из чего он складывается – зарплата,

стипендия, пенсия, пособие. Как распределять бюджет и делать накопление.

Игры-путешествия оказывают большое влияние на формирование финансово-

экономической грамотности детей так как через эти игры можно применять

полученные знания на практике. (путешествие пекарню, банк, швейную

мастерскую)

В качестве итоговых мероприятий по нескольким темам проводятся игры –

квесты, которые позволяют в игровой - соревновательной форме подвести

итог по изученному материалу, провести анализ насколько хорошо дети

усвоили материал.

Задания для квестов:

Игра «Размен»

Цель: научить считать деньги.

Необходимо разменять банкноту мелочью.

Игра «Услуги и товары»

Цель. Закрепить знания о том, что такое услуги и товары, через сказочных

персонажей.

Например, Красная Шапочка несет корзину с пирожками. Мама печет

пирожки бабушке. Пирожки — это товар, который изготовила мама. А вот

внучка несет эти пирожки бабушке. Итак, девочка предоставляет услугу.

Игра «Кто кем работает?»

Цель. расширять представления о профессиях

на примере сказочных героев.

Соотносить рисунки с изображением сказочных персонажей, с

изображениями людей разных профессий.

Большой интерес вызывает у детей игры практики в семье. С помощью таких

игр формируются принципы финансового планирования

и разумных покупок,

основы финансовой безопасности. Например, игра практика «Совместные

покупки». Сначала ребенок с помощью родителей находит в магазине нужный

товар на полке, на следующем этапе можно предложить ребенку выбрать

товары для определенного блюда (например, омлета). Ребенку нужно

объяснить, почему стоимость похожих товаров отличается: из-за величины

упаковки, например, или она разная у каждого из производителей и что

выгоднее купить. В дальнейшем ребенок будет готов выполнять

самостоятельные несложные покупки.

Создание условий для игровой деятельности положительно

воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ

экономической культуры у дошкольников.

Использование игр на развитие экономического мышления и финансовой

грамотности позволяет расширить кругозор ребенка, развить интеллект,

внимание, память, мышление, поможет его нравственному становлению.

Формирование основ финансовой грамотности способствует

приближению дошкольника к реальной жизни, позволяет приобрести

качества, присущие человеку, умеющему считать и разумно расходовать

деньги.

Используемая литература

1. Джолайн Годфри «Как научить ребенка обращаться с деньгами»

2. Кнышова, Л.В., Меньшикова, О.И., Попова, Т.Л. Экономика для малышей.

– М.: Педагогика-Пресс.

3.СмоленцеваА.А. «Введение мир экономики, или как мы играем в эконо

мику»



В раздел образования