Напоминание

Патриотическое воспитание на краеведческом материале


Автор: Кузьмина Наталья Дмитриевна
Должность: МАОУ Тулагинская СОШ
Учебное заведение: МАОУ Тулагинская СОШ
Населённый пункт: город Якутск
Наименование материала: статья
Тема: Патриотическое воспитание на краеведческом материале
Раздел: начальное образование





Назад




В своей работе большое внимание уделяю воспитательной работе. Считаю, что

именно в начальной школе закладываются нравственные ценности и моральные устои.

Воспитание ведется непрерывно, на каждом уроке. Своим примером, отношением к

людям, событиям учитель формирует в детях такие ценности как любовь к родине,

уважение к старшим, патриотизм, гордость за страну. Патриотическое воспитание на

краеведческом материале — это один из самых эффективных подходов, позволяющих

превратить абстрактное понятие «Родина» в нечто близкое, осязаемое и дорогое сердцу.

Почему это так эффективно?

1. От близкого к далекому: Ребенок (да и взрослый) легче воспринимает и эмоционально

привязывается к тому, что его окружает: улица, дом, школа, родной город или село.

Любовь к большой стране начинается с любви к своей «малой Родине».

2. Конкретность и осязаемость: Вместо общих фраз о «подвигах предков» краеведение

предлагает изучить конкретную историю конкретного дома, узнать о реальном человеке-

герое, жившем на соседней улице, потрогать руками артефакты в местном музее.

3. Неформальность: Такой подход уходит от скучных лекций и «обязаловки». Он строится

на живом интересе, исследовательской деятельности, походах, встречах — то есть на

активном участии.

4. Междисциплинарность: Краеведение объединяет историю, географию, литературу,

биологию, искусство, что позволяет развивать личность всесторонне.

Хочется выделить ключевые направления данной работы.

Использовать краеведческий материал можно по нескольким основным направлениям:

1. Историко-героическое направление

· Цель: Воспитание уважения к подвигу предков, чувства гордости за свой край и его

вклад в историю страны.

· Формы работы:

· Исследование истории улиц и площадей: Чьи имена они носят? Какую историческую

личность или событие увековечивают?

· Проект «Бессмертный полк» в локальном масштабе: Изучение биографий не просто

«солдата Великой Отечественной», а конкретного жителя города или села, его подвига,

работы с архивами, встречи с родственниками.

· Изучение местных памятников и мемориалов: Кому и чему они посвящены? Какие

события лежат в их основе?

· Созление «Книги Памяти» или виртуального музея о земляках-участниках войн и

конфликтов.

2. Культурно-этнографическое направление

· Цель: Формирование уважения к традициям, культуре и быту народов, населяющих

край.

· Формы работы:

· Изучение народных промыслов: Если в вашем регионе есть свои ремесла (хохлома,

гжель, вологодское кружево, дымковская игрушка и т.д.), их изучение и попытка

повторить — прекрасный способ прикоснуться к культуре.

· Фольклорные экспедиции: Сбор местных песен, сказок, преданий, частушек.

· Празднование народных праздников: Масленица, Сабантуй, Рождество и др. — с

пониманием их исконного смысла и местных особенностей.

· Встречи с хранителями традиций: Мастерами, сказителями, народными хорами.

3. Природно-экологическое направление

· Цель: Воспитание любви к родной природе, ответственного и бережного отношения к

окружающей среде.

· Формы работы:

· Экологические тропы и походы: Изучение уникальных ландшафтов, заповедных мест,

рек и озер своего края.

· Проекты по озеленению и благоустройству: «Парк нашего детства», «Аллея Славы»,

«Школьный двор моей мечты».

· Изучение Красной книги своего региона: Какие виды растений и животных находятся

под угрозой исчезновения именно у вас? Что можно сделать для их защиты?

· Организация экологических акций: «Чистый берег», «Покормите птиц зимой».

4. Трудовое и промышленное направление

· Цель: Формирование уважения к труду и гордости за экономические достижения своего

края.

· Формы работы:

· Экскурсии на градообразующие предприятия: Рассказ о том, как развивался

завод/фабрика, какой вклад она вносит в экономику страны.

· Встречи с династиями рабочих, известными фермерами, врачами, учителями.

· Изучение истории создания и развития своего населенного пункта: Почему он здесь

возник? Чем жил и живет сейчас?

Примеры конкретных тем для проектов

· Для младших школьников: «Почему наша улица так называется?», «История нашего

наслега», «Птицы нашего края».

· Для средней школы: «Они защищали наш город в годы войны» (создание интерактивной

карты), «Экономика моего края: вчера, сегодня, завтра», «Традиционная кухня народа

саха».

· Для старшеклассников: «Демографический портрет нашего города», «Экологическое

состояние реки Тулагинка и пути его улучшения», «Роль моего земляка (ученого,

писателя, художника) в культуре России».

Важные принципы, которые нельзя забывать

1. Деятельностный подход: Дети не должны быть пассивными слушателями. Они —

исследователи, создатели, организаторы.

2. Диалог и обсуждение: Важно обсуждать не только славные, но и сложные, трагические

страницы истории края. Патриотизм — это не только гордость, но и осмысление ошибок,

сочувствие и ответственность.

3. Связь поколений: Активное привлечение бабушек, дедушек, ветеранов, старожилов.

4. Оцифровка результатов: Создание сайтов, блогов, виртуальных музеев, где можно

разместить результаты исследований. Это мотивирует и дает долговечный результат.

Вывод:

Патриотическое воспитание на краеведческом материале — это не предмет в

расписании, а живой, непрерывный процесс, в который можно и нужно вовлекать всех:

школу, семью, библиотеки, музеи, общественные организации. Это та самая «прививка

любви» к Родине, которая работает на всю жизнь, потому что основана не на словах, а на

личном опыте, открытиях и глубоком личном переживании.



В раздел образования