Напоминание

"Методика организаций наблюдений с детьми в природе"


Автор: Столбовская Виктория Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №12 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: г. Невинномысск Ставропольский край
Наименование материала: Методическая рекомендация
Тема: "Методика организаций наблюдений с детьми в природе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методика организации наблюдений с детьми в

природе

.

Воспитание правильного отношения к природе, умения бережно обращаться

с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период жизни

ребенка. Планомерная работа по экологическому воспитанию должна

проводиться как в дошкольных учреждениях, так и в семье.

За последние десятилетия мир основательно изменился. Сегодня все знают о

существовании экологических проблем, угрожающих здоровью людей, о том,

что большая часть населения Земли оторвана от природы, так как живет в

городах среди асфальта и железобетонных конструкций. Да и природа все

больше

«притесняется»

:

разрастаются

города,

вырубаются

леса

,

заболачиваются пруды и озера, загрязняются земля, вода в реках и морях. Не

потому

ли

мы

«вносим»

природу

в

городские

квартиры,

офисы,

инстинктивно чувствуя опасность остаться вне общения с ней. Сейчас редкая

семья не содержит кошки или собаки, попугайчика или черепахи, редкий

офис не украшают красивый аквариум или комнатные растения. Это не

удивительно, ведь мы устаем от потока людей и машин, от компьютера и

телевизора, от шума в толпе большого города.

Все мы в обязательном порядке должны чаще выезжать за город, общаться с

растениями и животными, любоваться красивыми пейзажами, слушать

лесные шорохи, наслаждаться тишиной. А взрослым ,воспитывающим детей,

следует каждодневно приобщать их к таинствам и красоте природы, чтобы

уже в раннем детстве в каждом человеке зародилось чувство общности с ней.

(1)

В педагогическом процессе детского сада используются различные формы

организации детей при ознакомлении их с природой. Одним из основных

методов ознакомления детей с природой является наблюдение.

Наблюдение-это

специально

организованное

воспитателем,

целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное

восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может

быть усвоение разных знаний- установление свойств и качеств, структуры и

внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов

(растений, животных), сезонных явлений.

Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и

использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей:

задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой,

устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.

Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во

всем

ее

многообразии,

в

простейших,

наглядно

представленных

взаимосвязях.

Наблюдения природы является неисчерпаемым источником эстетических

впечатлений

и

эмоционального

воздействия

на

детей.

Воспитатель

использует

разные

виды

наблюдения.

Для

формирования

у

детей

представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой

природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств,

признаков,

качеств

используется

распознающее

наблюдение.

Оно

обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе.

Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими

группами ( в 3-6 человек), так и со всей группой воспитанников. Это зависит

от цели и содержания наблюдения, а также задач, стоящих перед

воспитателем.

Так,

на

занятии

можно

наблюдать

за

животными

и

растениями, трудом взрослых. Работа с детьми в этом случае организуется

фронтально. На экскурсии наблюдение организуется со всеми детьми, с

маленькими подгруппами и с отдельными воспитанниками. В уголке

природы целесообразно проводить наблюдение с отдельными детьми или с

небольшими подгруппами.

В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может

быть индивидуальным, групповым и фронтальным. В зависимости от

поставленных воспитателем целей наблюдение бывает эпизодическим,

длительным и итоговым

( обобщающим).

Подготовка к наблюдению. Прежде всего воспитатель определяет место

наблюдения в системе предстоящей работы по ознакомлению детей с

природой, задачи (содержание знаний, умений и навыков в соответствии с

программой ), которые с наибольшей полнотой могут быть решены с

помощью этого вида деятельности. Затем выбирает объект для наблюдения

( растение, животное, объект неживой природы ), который должен быть для

детей интересным и в то же время доступным для восприятия.

Важно, чтобы растение или животное было в хорошем состоянии, чистым,

здоровым. Животных перед наблюдением лучше не кормить. В этом случае

они более активны: хорошо едят, двигаются. Это обеспечит лучшее

сосредоточение детей на объекте, вызовет интерес к нему.

Необходимо продумать и организацию детей: как разместить их, чтобы

объект хорошо был виден всем, чтобы можно было свободно подойти к нему

и действовать с ним- покормить, поиграть. Следует предусмотреть и хорошее

освещение объекта. Лучше, если свет падает слева или из-за спины ( не

слепит глаза ).

Общие требования к организации наблюдения. Каждый вид наблюдений

требует своеобразного руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем

есть общие требования для проведения всех видов наблюдений.

1.Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во

всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять

ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.

2.Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой

круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей

постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение

должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя

первоначальные представления.

3.В организации наблюдений следует предусматривать системность, что

обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное,

глубокое представление об окружающей природе.

4.Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой

активности

детей.

Активизация

умственной

деятельности

достигается

разнообразными

приемами:

обследовательских

действий

как

способа

наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов

наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов

разной степени сложности.

5.Наблюдение должно возбудить интерес к природе, желание как можно

больше узнать о ней.

6.Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться,

уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и

форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение

книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы ,об

увиденном.

7.В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано

представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.

Методика проведения наблюдений разных видов.

Распознающее наблюдение.

Руководство наблюдением складывается из

подготовки

воспитателя

и

детей,

проведения

самого

наблюдения

и

закрепления, полученных детьми представлений.

Проводя наблюдение, воспитатель строит свою деятельность, учитывая три

основных этапа.

На первом этапе

необходимо, чтобы воспитанники получили общее

представление об объекте. Детям дается время для его подробного осмотра.

Воспитанники должны удовлетворить свое любопытство, узнать, что это

такое, выразить к нему свое отношение.

На втором этапе

воспитатель, учитывая возрастные возможности детей,

использует

разнообразные

приемы

для

выявления

свойств,

качеств,

признаков объекта, особенностей поведения и образа жизни животного,

состояния растения и т. д., устанавливает необходимые связи.

Воспитатель

задает

детям

вопросы,

загадывает

загадки,

предлагает

обследовать предмет, сравнить один с другим. Широко использует трудовые

действия, игровые приемы, а также стихи, отрывки из художественных

произведений.

Это

вызывает

у

детей

эмоциональное

отношение

к

наблюдаемому объекту.

Наблюдая за животным, дети узнают о его поведении, разнообразных

проявлениях. Рассматривание растения начинается с выделения наиболее

ярких

его

частей

(

цветок,

стебель,

листья

).

Затем

по

порядку

рассматриваются особенности их внешнего строения ( величина, форма,

характер поверхности и т.д.). Воспитатель, таким образом ,приучает детей

вести наблюдения планомерно.

На третьем этапе подводится итог наблюдения, обобщаются полученные

знания.

Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим.

Таким образом, формируется система знаний, умений и навыков детей.

Наблюдения с использованием раздаточного материала.

Начиная со

средней группы, во время наблюдения часто используют раздаточный

материал. Каждый ребенок или два-три воспитанника получают для

рассматривания

набор

объектов:

овощи,

фрукты,

ветки

деревьев

и

кустарников, листья, цветы и т. д. Такая организация занятия довольно

эффективна. Особое место в наблюдении с использованием раздаточного

материала отводится обследованию объектов природы, сравнению их между

собой,

определению

признаков

различия

и

сходства.

Однако,

такое

наблюдение предполагает сочетание индивидуальной работы с детьми с

коллективной, что усложняет его организацию. Проводя такие занятия,

воспитатель должен учитывать требования охраны природы, побуждать

детей к бережному отношению к ней.

Длительное

наблюдение.

Содержание

длительных

наблюдений

многообразно: рост и развитие растений, установление их основных

изменений, развитие животных и птиц, сезонные наблюдения за неживой и

живой природой и т. д. Организуя длительное наблюдение, воспитатель

должен знать основные этапы ( стадии ) роста и развития растения или

животного. В соответствии с ними , наблюдение , разбивается на систему

эпизодических.

Каждое

эпизодическое

наблюдение

проводится,

когда

изменения

у

объекта

проявились

достаточно

ярко.

Воспитатель побуждает детей каждый раз рассмотреть объект, сравнить его

состояние с тем, что было раньше, определить признаки, по которым

изменение хорошо заметно. Запомнить детям происходящие с объектом

изменения помогают рисунки, модели, которые показывают во время

каждого эпизодического наблюдения. В итоге следует воспроизвести весь

цикл

роста

и

развития

объекта.

Поэтому

обязательно

проводится

заключительное наблюдение.(2)

Взрослым следует помнить, что результаты воспитания проявляются не

сразу, эффект педагогических усилий можно обнаружить лишь со временем.

На этапе дошкольного детства самое важное - вызвать у ребенка

положительные эмоции, оставить в его душе яркие впечатления, которые

пройдут с ним по жизни, как воспоминания о радостном и прекрасном

общении с природой.(1)

Литература:

Николаева С. Н . «Любовь к природе воспитываем с детства»- Москва.

«Мозаика-синтез» 2004.

Саморукова П. Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду»

-Москва «Просвещение» 1992.

Методические рекомендации для воспитателей по

обучению декоративному рисованию в детском саду.

В 1 младшей группе детей не учат декоративному рисованию, но хочется

сказать несколько слов.

В возрасте 2-3 лет ребенок еще не ставит перед собой цель что-то

нарисовать.

Долгое

время

ограничивается

интересом

к

движениям

карандашом или кистью по бумаге. Затем большое значение приобретает

слово, определяющее предметное содержание рисунка: дождик капает, снег

идет, листики летят и т. д.

Дети 1 младшей группы не могут передавать четкой формы предметов,

воспитатель

учит

изображать

предметы

неопределенных

очертаний

(округлые, угловатые, дорисовать отдельные недостающие части готового

изображения (веревочку для воздушного шарика, палочку для флажка) .

В этой возрастной группе мы с детьми учим и закрепляем цвета: желтый,

красный, зеленый, синий.

2 младшая группа.

Ребенок начинает развивать чувство цвета, формы.

Рисунок сопровождает речью (этой лопаткой я копаю песок, у меня есть

такая лопатка). Дети создают изображения неполные, но узнаваемые

другими.

В этой возрастной группе закрепляем цвета: желтый, красный, зеленый,

синий, белый, черный. А также знакомим с оттенками: розовый, голубой,

серый.

В средней группе воспитатель приучает создавать изображение предмета по

частям: сначала самые крупные, затем более мелкие. Воспитатель обращает

внимание на симметричность фигуры. На занятиях декоративного рисования

воспитатель учит детей рисовать мазки, точки, прямые полоски, кольца,

круги.

Воспитатель вырабатывает умение строить узор, располагая его элементы в

определенном ритме на полосе, круге, квадрате. Дает вырезанные из бумаги

платья, рукавички, фартуки, шапочки.

Дети

учатся

располагать

элементы

узора

в

определенной

последовательности: в середине, по углам, по всему листу. Задача

воспитателя научить создавать узор по образцу и по замыслу.

Если рисуем красками, то кисть держим:

- широкие линии и мазки – кисть наклонена;

- тонкие линии, точки – кисть вертикально.

Детей в этом возрасте начинаем учить не выходить за контур. Формируем

слитное, плавное движение, без нажима.

Декоративное рисование начинается в 3 квартале (весной). Первые узоры на

полосках бумаги. Для получения ровного мазка кисть следует полностью

погрузить в краску. Полосы рисуем путем прикладывания ворса кисти

плашмя к бумаге – получаем широкие полосы.

Воспитатель обращает внимание на ритмичность, цветосочетание элементов

узора (полосы, точки).

Узор в квадрате (середина отмечается заранее). Обращаем внимание на

симметричность узоров, показываем разные образцы. Например: - в одном –

узор выполнен по сторонам и углам квадрата; в другом – в середине крупный

узор, а в углах более мелкий.

Воспитатель сам подбирает цветовую гамму.

При показе ритмичности движений (узоров) воспитатель приговаривает:

«еще, еще» или «так, так».

Сначала детям необходимо увидеть узор в целом, затем выделяем элементы

узора, называем их, обращаем внимание на их повтор. Сухой кистью

воспитатель указывает на образце повторные мазки, точки, делая движения,

соответствующие их изображению.

В средней группе можно вызывать детей к доске, чтобы они нарисовали

знакомые узоры.

Воспитатель пользуется словами: вначале, потом, затем, после этого – это

лучше помогает детям запомнить все действия в определенном порядке.

В течение года добавляем цвета: коричневый, оранжевый, светло-зеленый.

Учим смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.

В старшей группе воспитатель подбирает более сложный узор, чем в

средней группе. Новые элементы – дуга, волнистая линия; детали растений –

листья, венчики и лепестки цветов, ягоды. Учим симметрично располагать

узор в квадрате, круге, многоугольнике. Предлагаем детям вырезанные из

бумаги

предметы,

одежду,

посуду.

Учим

самостоятельно

находить

композицию

узора,

создавая

различные

комбинации

элементов

и

цветосочетаний.

Вводим акварельные краски, простой карандаш, мелки.

Учим детей проводить прямые линии в разных направлениях и разной

ширины, рисовать дуги, окружности, фигуры овальной формы, волнистые

линии.

Отрабатываем

легкое,

без

излишнего

напряжения

движение

карандашом и кистью; регулируем нажим для получения оттенка цвета;

рисование концом кисти тонкие линии, более широкие полосы боковой

стороной ворса.

Наиболее полно украшается обычно середина формы, по углам и

окружности наносится легкий узор.

Декоративные рисунки используются для подарков к 8 марта.

Можно предложить самостоятельно по своему замыслу выполнить узор на

полоске (закладка в книгу, на вазе, на кувшине, вырезанные из бумаги. Для

каждого занятия важно продумывать разные цвета и оттенки.

После показа воспитателем дети сразу должны делать так же. У детей

остается впечатление от показа, но и ощущение движения – плавность,

ритмичность, быстрота, размах.

Если учим рисовать дугу, то нужно выбрать образец, где дуга повторяется

много раз.

Пользуемся палитрой для получения светлого тона или другого цвета или

оттенка.

С детьми в старшей группе учим и закрепляем цвета: фиолетовый, голубой,

розовый, темно-зеленый, сиреневый.

В подготовительной группе

учим детей планировать работу: сначала

подумать, представить будущий рисунок, а затем начинать рисовать. Учим

более

сложным

узорам

на

предметах

разной

формы.

Используются

различные материалы – глина, дерево, стекло, ткань, пенопласт (это уже

декоративно-прикладной характер в рисовании) .

Воспитатель показывает не только таблицы, рисунки с изображением

произведений прикладного искусства, но и предметы искусства.

Ребенок должен научиться свободно владеть карандашом, делать плавные

повороты линий для рисования завитков в вертикальном и горизонтальном

положении. Тонкие линии рисуем концом кисти. Кисть руки лежит спокойно

– как при письме.

Основные технические навыки в рисовании должны быть приобретены

детьми в старшей группе. Поэтому сейчас главное внимание воспитатель

обращает

на

свободное,

самостоятельное

владение

разнообразными

навыками при закрашивании карандашами, красками.

В декоративном рисовании воспитатель сначала выясняет, что общего в

узорах и что различно, что детям особенно нравится, кажется красивым.

После этого создаются узоры по замыслу.

Осенью вводятся элементы осенней природы (листья, ягоды). Если это круг

или многоугольник, то в центре основной узор (ветка с ягодами и листьями, а

по краю маленькие листья или отдельные ягоды.

Рекомендации для родителей «Развитие связной

речи детей дома»

Речь является необходимым звеном для взаимодействия и общения, для

дальнейшего обучения ребенка в школе. Мы предлагаем вашему вниманию

игры и упражнения, направленные на развитие связной речи, которые можно

проводить с ребенком и в домашних условиях, и на прогулках.

Большое внимание приобретает связная речь среди навыков, необходимых

дошкольникам для дальнейшего развития ребенка и получения им знаний в

учебе в школе. Поскольку речь является средством общения, формирования

мысли и, взаимодействия с окружающими.

Умения

и

навыки

связной

речи

не

развиваются

спонтанно,

и

без

специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной

речи, который необходим для полноценного обучения в школе.

Работы, проводимой в детском саду или на подготовительных к школе

занятиях для полноценного развития связной речи недостаточно, обязательно

усилия

педагогов

дошкольных

учреждений

должны

подкрепляться

домашними занятиями. Однако в современных условиях, при напряженном

ритме жизни, в семье речевому развитию ребёнка уделяется катастрофически

мало внимания. Общение ребёнка с родителями чаще всего происходит в

формате "вопрос — ответ". Если ребёнок рассказывает что-то родителям, то

взрослые, что вполне естественно, обращают внимание в первую очередь на

смысл его речи, нежели на оформление — связность, словарный запас,

грамматические ошибки.

В результате к моменту поступления в школу самостоятельная связная речь

детей оказывается недостаточно сформированной, они не умеют связно и

последовательно

излагать

содержание

своих

мыслей,

правильно

сформулировать вопрос, дать развернутый ответ.

Как же могут родители помочь своему ребёнку овладеть умениями и

навыками связной речи?

Использовать можно все, что видит ребенок вокруг себя. Это и дома, и на

прогулке, и в детском саду. Очень важно направлять внимание ребенка не

только на предметы, но и на их детали. Необходимо рассматривая предмет,

задавать ребенку вопросы: "Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой

величины?" Следите, за тем, чтобы ребёнок отвечал полным предложением.

Также ребенок учится сравнивать, обобщать, понимать значение слов

"ширина", "высота", "длина", "высокий", "низкий". Можно использовать

привлекательные

для

ребенка

игрушки.

Например,

предложить

для

сравнения две куклы и две машины. Сначала ребенку необходимо

внимательно изучить, рассмотреть предметы, а затем рассказать, чем они

отличаются и чем похожи друг от друга. Для некоторых детей проще дается

описание различий, чем сходные признаки.

Таким образом, называя самые разные признаки предметов, вы побуждаете

развитию связной речи у детей.

Примеры игр и упражнений, которые могут использовать родители в

домашних условиях.

Упражнение "Диалог"

Исследование коммуникативной функции, возможностей использовании

речи, как средства общения.

Старайтесь стимулировать ребенка вступать с вами в диалог. Для этого, задав

вопрос, делайте длинные паузы до 5-10 секунд в расчете на то, что малыш

ответит. Например, возможен такой диалог:

Взрослый: Принеси, пожалуйста, кубик. Что ты принес?

Ребенок: Кубик.

Взрослый: Дай кубик. Что ты дал?

Ребенок: Кубик.

Взрослый: Лови кубик! Что ты поймал?

Ребенок: Кубик.

Взрослый: Молодец!

Игра "Что мы видим во дворе?"

Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше

увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте

все увиденное в деталях.

Например: "Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у

него много веток, а на ветках листочки". Если ребенку трудно описать

предмет, помогите ему наводящими вопросами. "Ты увидел дом? Он низкий

или

высокий?".

Игра

способствует

развитию

активной

речи,

наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы видели вчера?

Вместе с ребенком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого

встречали, о чем разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях. Игра

способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, пополнению

словарного запаса. Что мы будем делать завтра?

Игра "Профессии"

С помощью этой игры у ребенка будут формироваться элементы ролевой

игры, вырабатываться речевая активность.

Покажите малышу, как с помощью разнообразных сюжетных игрушек

можно играть в доктора, парикмахера, шофера, продавца. Разложите в

комнате атрибуты для разнообразных сюжетных игр.

Пусть малыш самостоятельно поиграет. Понаблюдайте за его игрой, а потом

спросите малыша: "Кто ты?"

Малыш назовет свою роль в соответствии с выполняемым действием,

например: "Я врач". Уточните у ребенка, какими инструментами он

пользуется и для чего они нужны.

Чтобы помочь ребенку с рассказом о профессиях необходимо задавать

наводящие вопросы об этих профессиях, например, такие как:

Как называется человек этой профессии на картинке?

Как одет человек на этой работе? Носит ли он специальную форму?

Чем занимается человек на этой работе?

Где он работает?

Какие инструменты ему необходимы в этой профессии?

Зачем нужна эта профессия? Приносит ли она пользу людям?

Например, можно рассказать о нужной профессии врач. Что врач одет в

белый халат – это его врачебная форма. Врач работает в больнице и лечит

детей и взрослых от болезней. Для его работы ему нужны специальные

инструменты, такие как шприц, градусник. Профессия врач нужна для того,

чтобы защищать и лечить людей от различных болезней.

Игра "Коллекция"

Действенным способом в процессе усвоения детьми слов, обогащающих

качества предметов (конфигурацию, цвет величину), считаются игры по

классификации

предметов,

изображений,

геометрических

фигур

в

согласовании с данным качеством.

Начинаем работу с классификации игрушек. Для таких игр удобно применять

коллекции маленьких игрушек, к примеру:

- подбери все машины;

- подбери всех кукол.

Разрешено систематизировать геометрические тела:

- подбери все шарики;

- принеси все кружки.

Геометрические фигуры по цвету (принеси все синие фигуры) и по размеру

(принеси все большие фигуры).

Упражнение "Давай поговорим"

Является обычной беседой на бытовые темы.

Инструкция. Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты

задать мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая

сегодня погода? Тебе нравится заниматься со мной?

В

зависимости

от

активности

ребенка

его

участие

может

быть

квалифицировано как инициативное или пассивное, а речевые ответы как

развернутые или краткие, самостоятельные или с опорой на лексику вопроса.

Лучше всего вопросы задавать разные по содержанию, вне контекстные, не

связанные с общей темой.

Упражнение "Назови действие"

Ребёнок называет слова, обозначающие действия.

Вам понадобится картинный материал и вопросы.

Ребёнку задают вопросы:

- Что делает ветерок? (Ласкает, напевает, дует, шумит).

Какими словами можно сказать о том, что делает кошка? (Царапается,

играет, мурлычет, мяукает).

Что делает щенок?

Что делает птичка?

Упражнение "Повтори скороговорку"

Скороговорки являются эффективным средством развития речи. Они

позволяют

отрабатывать

навыки

правильной

и

четкой

артикуляции,

совершенствовать плавность и темп речи.

Упражнение " Выучи стихотворение"

Разучивание

стихов

является

средством

закрепления

правильного

звукопроизношения, расширения словарного запаса, развития речи.

Все дети любят слушать стихи, стараются их запомнить. Подбирая

стихотворения нужно учитывать речевые возможности ребенка. Сначала

нужно проговаривать каждую строчку стихотворения. Можно разучивать

стихотворение с опорой на наглядные картинки, тем самым развивать и

зрительную память.

Упражнение "Загадки"

Отгадывание загадок активизирует словарь детей. Ребенок учится выделять

существенные признаки предметов. Загадки расширяют кругозор детей,

тренируют внимание и память, развивают наблюдательность и логическое

мышление. В процессе отгадывания загадок детям следует задавать

наводящие вопросы. Многие загадки рекомендуется заучить наизусть.

Упражнение "Посмотри, что увидел, расскажи"

Упражнение направлено на развитие связной речи и текстообразования.

Ребенку

показывается

картинка,

которую

ему

нужно

внимательно

рассмотреть. Через некоторое время картинку убирают. Затем ребенку

предлагается ответить на вопросы: "Кто изображен на картинке?", "Во что

одета девочка?"

Затем ребенка следует попросить рассказать, что он понял по картинке.

Конечно, сначала ребенок дает краткие ответы: "Видел девочку". Далее

ребенку следует предложить описать увиденное более подробно. Если не

удается получить более развернутого ответа, можно предложить ребенку

снова

посмотреть

на

картинку.

Если

и

при

непосредственном

просматривании картинки ребенок затрудняется с описанием, следует

предложить ему перерисовать картинку в альбом. При перерисовывании их

следует раскрасить, что позволит ребенку отдельно воспринимать детали.

Когда ребенок раскрасил картинку следует задать ему ряд дополнительных

вопросов, используя его рисунок:

Какого цвета у мальчика брюки? Во что еще он одет? Какого цвета платье,

туфли? Во что одета девочка? Что держит девочка? Зачем ей мяч? Чем

больше вопросов будет задано, тем лучше будет подготовлен следующий

этап работы: формирование сюжетной целостности рисунка.

Игра "Угадай по описанию"

Для начала следует предложить ребёнку послушать описание и отгадать, что

именно мы описываем. Например, лимон: "Этот фрукт желтого цвета. По

форме он слегка продолговатый, на ощупь — шершавый. На вкус он кислый.

От

него

чай

становится

вкуснее

и

полезнее".

Затем можно предложить ребёнку описать его любимую игрушку, животное

в зоопарке, рыбку в аквариуме. И уже наступит ваша очередь угадывать, что

или кого именно описывает ребёнок.

Упражнение "Рисуем словами"

Мы

должны

рассказать

ребёнку,

что

любое

описание

строится

по

определенному плану: сначала нужно назвать предмет, затем следует описать

его самые главные, наиболее очевидные, признаки (вид, материал, форму,

цвет, предназначение), затем можно описать признаки второстепенные, не

очень важные; и наконец, дать оценка описываемого предмета.

Объясните ребенку, что таким образом, с помощью слов, мы словно "рисуем"

этот предмет. И предложите "нарисовать" словесный портрет какого-нибудь

предмета.

Игра "А что было дальше?"

В

условиях

семьи

нужно

как

можно

больше

внимания

уделять

формированию

самостоятельной

связной

речи.

Например,

можно

предложить ребёнку придумать продолжение рассказа, или сочинять рассказ

вместе с ним, по очереди:

— Жила-была девочка Маша. Летом Маша отдыхала у бабушки на даче.

— Как-то раз пошла Маша в лес за ягодами. Набрала Маша полную корзину

малины. Устала, села на пенек отдохнуть, смотрит по сторонам.

— Вдруг слышит — за кустами что-то шуршит и топает!

— Маша спросила: "Кто тут?" (Что было дальше?)

Как мы видим, ежедневное общение родителей с ребёнком предоставляет

множество возможностей для развития связной речи. Немного терпения и

настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, — и

ваш ребёнок придёт в школу с хорошо развитой речью.

Интегрированное

занятие

в

первой

младшей

группе «Подарок от ёжика»

Цель

Расширять знания детей об яблоке: его качествах и свойствах.

Задачи

Обучающие:

Учить различать качества и свойства яблока.

Расширять представления детей об яблоках.

Помогать детям отвечать на простейшие вопросы.

Развивающие:

Развивать речь как средство общения, активизировать словарь по теме.

Способствовать развитию речи (рассказ об яблоке, о его качествах)

Формировать умение скатывать соленое тесто между ладонями круговыми

движениями.

Развивать память, мышление.

Воспитательные:

Развивать доброжелательное отношение к окружающему миру.

Воспитывать бережное отношение к животным.

Формировать коммуникативные отношения.

Способствовать развитию интереса детей к лепке из соленого теста.

Материалы и оборудование:

Игрушечный

ёжик,

яблоко

на

каждого

ребенка,

песня

Москвина

В.Е.»Маленький ёжик, четверо ножек«;соленое тесто, дощечки.

1.Организационный момент. Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель.

— Ребята посмотрите в окошко, какая сегодня на улице погода хорошая и

солнышко улыбается нам.

Давайте с вами улыбнемся друг другу как солнышки.

(стук в дверь)

— Кто это к нам в гости пришел? Хотите посмотреть?

(воспитатель открывает дверь, на пороге сидит ёжик)

— А вот и наш гость, давайте с ним поздороваемся. Здравствуй ёжик.

Беседа зайца с детьми

Ёжик:

— Здравствуйте ребята! Я прибежал к вам в гости. Давайте знакомиться,

меня зовут ежонок. А вас как зовут?

Игра «Назови ласково своё имя»

(ёжик здоровается с каждым ребенком ,ребята говорят свое имя ласково)

-Какие вы молодцы, все знаете свои имена.

2.Основная часть. Исследовательская деятельность.

Воспитатель:

— Давайте ребята рассмотрим нашего ёжика, посмотрите какая у него

туловище, мордочка, лапки, длинные иголки. У нашего гостя есть маленький

хвостик.

— Какой хвостик у ёжика? (маленький ,короткий)

— Потрогайте осторожно ёжика, какая у него иголки? (колючие, длинные)

Имитация движений под песню «Маленький ёжик, четверо ножек..»

Ребята ёжик хочет ,чтобы вы с ним потанцевали.

(воспитатель включает музыку, под песенку дети выполняют движения)

-Посмотрите у нашего ежика на иголках ? (яблоко)

Ёжик:

-Это яблоко выросло в саду на яблоне. Яблоко растет на дереве, поэтому его

трудно достать. Мне помогли сорвать яблоко с дерева мои друзья. Мы вместе

тянулись , тянулись и достали. Это яблоко я и принес вам. Яблоко вкусное,

полезное, твердое. Потрогайте.

(ёжик дает каждому ребенку по яблоку)

Воспитатель:

-Ребята, какое яблоко, мягкое или твердое? (твердое)

— Где оно растет? (в саду, на дереве)

— Кто помог ежику сорвать с дерева яблоко? (друзья)

-Покажите, какое яблоко по форме круглое ( дети рисуют руками круг)

Ёжик:

-Какие вы молодцы ребята, вы очень хорошо рассказали об яблоке. Оно такое

вкусное. Я хочу, чтобы вы попробовали его и сказали, какое оно?(дети

пробуют на вкус ,говорят, что оно сладкое ,хрустящее)

Физкультминутка «Ёжик »

Ёжик бежал по тропинке

Яблочко он нёс на спинке.

Бежал ёжик не спеша,

Тихо травкою шурша. (Ходьба на месте.)

А навстречу идет мишка,

всем известный шалунишка.

В лесу кедровом мишка

Раздобыл вкусную шишку. (Прыжки на месте.)

-Какие вы молодцы ребята. Мне пора бежать в лес, там меня ждут мои

друзья.

Воспитатель и дети:

-До свидания ёжик, приходи еще к нам в гости.

Воспитатель:

-Ребята,

давайте

слепим

для

ёжика

на

память

много

яблочек(дети

соглашаются)

Воспитатель показывает, как из соленого теста слепить яблочки.

Дети лепят из соленого теста яблоки.

3.Релаксация

-Ребята кто к нам сегодня приходил в гости? (ёжик)

-Что он нам принес? (яблоко)

— Какое яблоко? (полезное, твердое, сладкое, хрустящее)

-Что мы слепили для ёжика?(яблочки)

Используемая литература:

1 Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой

младшей группе детского сада .Мозаика- Синтез , 2008

2 Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского

сада. Планы занятий .Мозаика- Синтез, 2010



В раздел образования