Автор: Банникова Наталья Геннадьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №3 города Дубны Московской обл. - СП ДО Д/С "Золотая рыбка"
Населённый пункт: г. Дубна, Московская область
Наименование материала: "Игры на развитие фонематического восприятия"
Тема: Игры
Раздел: дошкольное образование
Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия.
Фонематический слух – это способность человека слышать и узнавать отдельные
фонемы родного языка (звуки) в слове. Он является основой для понимания сказанного.
Фонематический
слух
является
частью
физиологического
слуха.
На
основе
фонематического слуха формируется фонематическое восприятие, а на основе этого
формируются более сложные фонематические процессы: анализ, синтез и представление.
Снижение фонематического восприятия не только приводит к нарушению произношения,
но и является составной частью более сложных дефектов. Игры и упражнения на развитие
фонематического
восприятия
благотворно
влияют
на
речевое
развитие
ребенка
дошкольного возраста, предотвращая недоразвитие звукопроизношения.
Игры и упражнения включают в себя ряд составляющих:
- развитие речевого внимания;
- сопоставление одинаковых звукокомплексов по мелодике (тембру, высоте, силе и т.д.);
- сопоставление слов (близких оп звуковому составу);
- сопоставление слогов (с близкими звуками);
- сопоставление отдельных звуков речи.
1. Игра «Да – нет».
Взрослый произносит предложение, ребенок должен определить верность высказывания.
Вкусная груша.
Жидкая сосулька.
Горячий лед.
Красный помидор.
Соленый компот.
Мягкое кресло.
Корова летает.
Гусеница ползает.
Петух квакает.
Мальчики играют в футбол.
Рыба бежит к реке и т.д.
2. Упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь название живого предмета».
Взрослый называет предметы ребенок хлопком выделяет правильное слово.
Слова: сугроб, дерево, заяц, окно, жираф, щука, самолет, курица, ведро и т.д.
3. Игра «Выполни правильно».
Взрослый называет действие, ребенок выполняет его. Если ребенок не запомнил
инструкцию, взрослый повторяет задание.
Подними правую руку вверх.
Согни левую ногу.
Отведи левую руку в сторону.
Правую ладонь положи на левое плечо.
Левой ладонью закрой правый глаз.
Правую на пояс, левую руку вверх.
Левую руку вперед, правую вверх. И т.д.
4. Игра «Художник»
Берется лист бумаги. Ребенок по заданию взрослого выполняет рисунки. Задания
направлены на ориентировку на листе бумаги.
Нарисуй вверху шарик, а внизу пирамидку.
Нарисуй справ две ёлочки, а слева три грибочка.
Нарисуй вверху две маленьких ёлочки и одну большую, а внизу три красных грибочка и
два коричневых.
В правом нижнем углу нарисуй домик, а в левом верхнем – солнышко и т.д.
5. Загадки-шутки.
В теплой лужице своей
Громко квакал … (муравей?)
В огороде до сих пор
Под землёю …(помидор?)
Вышел зайчик погулять,
Лап у зайца ровно … (пять?)
Моим сестричкам маленьким
Купили к лету …(валенки?)
Он зовется «царь зверей»,
Потому что … (муравей?)
Зимой в берлоге видит сон
Лохматый, косолапый … (слон?)
6. Упражнение «Третий лишний».
Взрослый называет три слова, ребенок должен услышать и назвать лишнее.
Калач, кулич, циркач.
Пирожок, творожок, горшок.
Конфета, котлета, ракета.
Мандарин, блин, апельсин.
7. Упражнение «Имена детей»
Взрослый произносит имена парами, ребенок должен определить одинаковые они или
разные.
Толя – Коля
Маша – Саша
Митя – Витя
Люба – Люда
Вика – Вика
Таня – Ваня и т.д.
8. Упражнение «Лишнее слово»
Взрослый произносит ряд слов. Ребенок выбирает из этого ряда одно слово, которое
отличается от остальных.
Дом – дом – ком – дом
Какао – какао – канава – какао
Утенок – утенок – котенок – утенок
Бинт – бинт – винт – бинт
Буфет – буфет – букет – буфет и т.д.
9. Игра «Созвучные слова».
Ребенок называет все картинки, которые разложены пере ним. Далее он должен выбрать
созвучные слова парами.
Картинки: гайка, утка, лимон, майка, дудка, букет, монета, пакет, батон, конфета.
10. Игра «Рифмушечки»
Ребенок слушает незаконченную рифму и добавляет в нее подходящее слово. Перед
ребенком лежат картинки-подсказки.
В кассе я куплю … (билет)
И отправлюсь на … (балет)
У меня с собой … (пакет),
В нем лежит большой … (букет)
Литература.
1. Османова Г.А., Позднякова Л.А. «Игры и упражнения для развития у детей общих
речевых навыков», КАРО, 2007. – 88 с. + 32 с. цв. вкл.
2. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов», Гуманитарный издательский центр
ВЛАДОС, 1999. 224 с.
3. Репина З.А., Буйко В.И. «Уроки логопедии», Издательство «Литур», 2001, 208 с.
4. Ткаченко Т.А. «Развитие фонематического слуха у дошкольников», Изд. 4-е. – Ростов
н/Д: Феникс, 2023
5. Жукова Н.С., Мастюкова Е. М, Филичева Т.Б. «Логопедия. Преодоление общего
недоразвития речи у дошкольников», Изд-во ЛИТУР, 2003. – 329 с.