Напоминание

Игры


Автор: Банникова Наталья Геннадьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №3 города Дубны Московской обл. - СП ДО Д/С "Золотая рыбка"
Населённый пункт: г. Дубна, Московская область
Наименование материала: "Игры на развитие фонематического восприятия"
Тема: Игры
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия.

Фонематический слух – это способность человека слышать и узнавать отдельные

фонемы родного языка (звуки) в слове. Он является основой для понимания сказанного.

Фонематический

слух

является

частью

физиологического

слуха.

На

основе

фонематического слуха формируется фонематическое восприятие, а на основе этого

формируются более сложные фонематические процессы: анализ, синтез и представление.

Снижение фонематического восприятия не только приводит к нарушению произношения,

но и является составной частью более сложных дефектов. Игры и упражнения на развитие

фонематического

восприятия

благотворно

влияют

на

речевое

развитие

ребенка

дошкольного возраста, предотвращая недоразвитие звукопроизношения.

Игры и упражнения включают в себя ряд составляющих:

- развитие речевого внимания;

- сопоставление одинаковых звукокомплексов по мелодике (тембру, высоте, силе и т.д.);

- сопоставление слов (близких оп звуковому составу);

- сопоставление слогов (с близкими звуками);

- сопоставление отдельных звуков речи.

1. Игра «Да – нет».

Взрослый произносит предложение, ребенок должен определить верность высказывания.

Вкусная груша.

Жидкая сосулька.

Горячий лед.

Красный помидор.

Соленый компот.

Мягкое кресло.

Корова летает.

Гусеница ползает.

Петух квакает.

Мальчики играют в футбол.

Рыба бежит к реке и т.д.

2. Упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь название живого предмета».

Взрослый называет предметы ребенок хлопком выделяет правильное слово.

Слова: сугроб, дерево, заяц, окно, жираф, щука, самолет, курица, ведро и т.д.

3. Игра «Выполни правильно».

Взрослый называет действие, ребенок выполняет его. Если ребенок не запомнил

инструкцию, взрослый повторяет задание.

Подними правую руку вверх.

Согни левую ногу.

Отведи левую руку в сторону.

Правую ладонь положи на левое плечо.

Левой ладонью закрой правый глаз.

Правую на пояс, левую руку вверх.

Левую руку вперед, правую вверх. И т.д.

4. Игра «Художник»

Берется лист бумаги. Ребенок по заданию взрослого выполняет рисунки. Задания

направлены на ориентировку на листе бумаги.

Нарисуй вверху шарик, а внизу пирамидку.

Нарисуй справ две ёлочки, а слева три грибочка.

Нарисуй вверху две маленьких ёлочки и одну большую, а внизу три красных грибочка и

два коричневых.

В правом нижнем углу нарисуй домик, а в левом верхнем – солнышко и т.д.

5. Загадки-шутки.

В теплой лужице своей

Громко квакал … (муравей?)

В огороде до сих пор

Под землёю …(помидор?)

Вышел зайчик погулять,

Лап у зайца ровно … (пять?)

Моим сестричкам маленьким

Купили к лету …(валенки?)

Он зовется «царь зверей»,

Потому что … (муравей?)

Зимой в берлоге видит сон

Лохматый, косолапый … (слон?)

6. Упражнение «Третий лишний».

Взрослый называет три слова, ребенок должен услышать и назвать лишнее.

Калач, кулич, циркач.

Пирожок, творожок, горшок.

Конфета, котлета, ракета.

Мандарин, блин, апельсин.

7. Упражнение «Имена детей»

Взрослый произносит имена парами, ребенок должен определить одинаковые они или

разные.

Толя – Коля

Маша – Саша

Митя – Витя

Люба – Люда

Вика – Вика

Таня – Ваня и т.д.

8. Упражнение «Лишнее слово»

Взрослый произносит ряд слов. Ребенок выбирает из этого ряда одно слово, которое

отличается от остальных.

Дом – дом – ком – дом

Какао – какао – канава – какао

Утенок – утенок – котенок – утенок

Бинт – бинт – винт – бинт

Буфет – буфет – букет – буфет и т.д.

9. Игра «Созвучные слова».

Ребенок называет все картинки, которые разложены пере ним. Далее он должен выбрать

созвучные слова парами.

Картинки: гайка, утка, лимон, майка, дудка, букет, монета, пакет, батон, конфета.

10. Игра «Рифмушечки»

Ребенок слушает незаконченную рифму и добавляет в нее подходящее слово. Перед

ребенком лежат картинки-подсказки.

В кассе я куплю … (билет)

И отправлюсь на … (балет)

У меня с собой … (пакет),

В нем лежит большой … (букет)

Литература.

1. Османова Г.А., Позднякова Л.А. «Игры и упражнения для развития у детей общих

речевых навыков», КАРО, 2007. – 88 с. + 32 с. цв. вкл.

2. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов», Гуманитарный издательский центр

ВЛАДОС, 1999. 224 с.

3. Репина З.А., Буйко В.И. «Уроки логопедии», Издательство «Литур», 2001, 208 с.

4. Ткаченко Т.А. «Развитие фонематического слуха у дошкольников», Изд. 4-е. – Ростов

н/Д: Феникс, 2023

5. Жукова Н.С., Мастюкова Е. М, Филичева Т.Б. «Логопедия. Преодоление общего

недоразвития речи у дошкольников», Изд-во ЛИТУР, 2003. – 329 с.



В раздел образования