Автор: Бирюкова Мария Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Луховицкая средняя школа №1"
Населённый пункт: г. Луховицы
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Математический сундучок-игра "Танграм"
Раздел: дошкольное образование
Игра-викторина
«Быть здоровым – здорово!»
Цель: пропаганда здорового образа жизни среди дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
– сформировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни;
– закреплять знания детей о том, как сохранить здоровье;
– обогащать словарный запас детей по здоровому образу жизни;
Развивающие:
– формировать способности к импровизации и творчеству в двигательной деятельности;
– создавать положительный эмоциональный настрой, желание заниматься спортом;
– развивать познавательную активность детей, учить рассуждать, делать выводы;
Воспитательные:
– воспитывать целеустремленность, волю и характер, командные качества.
Предварительная работа: знакомство с телом человека, чтение художественной литературы,
разучивание стихотворений о здоровом образе жизни песен, отгадывание загадок, беседы о
здоровом образе жизни, об органах, рассматривание иллюстраций о спорте, режиме для детей, о
здоровом питании, дидактические игры «Что можно, что нельзя», «Да – нет».
Материалы и оборудование: эмблемы участников команд, музыкальное сопровождение, задания
для конкурсов, карточки «Витаминки», раздаточный материал, призы.
Ход мероприятия:
Звучит бодрая музыка.
Подвижная игра
«Ты шагай, не зевай!
Ты шагай, ты шагай своей дорогой, не зевай.
Ты шагай, ты шагай, себе пару выбирай.
Поздоровайся ладошкой,
Поздоровайся и ножкой.
Плечиком и локотком.
И конечно, язычком: «Здравствуй!»
Ты шагай, опять шагай своей дорогой, не зевай
Ты шагай, ты шагай, другую пару выбирай.
Поздоровайся головкой.
Как ты делаешь все ловко!
Пальчиком и кулачком.
И конечно, язычком: «Доброе утро!»
Ты шагай, опять шагай своей дорогой, не зевай!
Ты шагай, ты шагай, другую пару выбирай.
Поздоровайся макушкой.
И своим красивым ушком,
Спинкой, тепленьким бочком.
И конечно, язычком: «Привет!»
Воспитатель: Дети, кто из вас знает, почему при встрече люди здороваются и говорят:
«Здравствуйте!»
Дети: Желают здоровья.
Воспитатель: Что же такое здоровье?
Ответы детей.
Воспитатель
:
Я очень рада видеть вас всех сегодня такими здоровыми и красивыми!
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель
:
Дети, я познакомлю вас с одним преданием...
Давным-давно на горе Олимп жили-были Боги. Стало им скучно, решили они создать человека и
заселить людьми планету Земля. Стали Боги решать, каким должен быть человек. Один из богов
сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий
сказал: «Человек должен быть умным».
Но один из богов сказал: «Если все это будет у человека, он будет подобен нам, богам». И решили
они спрятать главное, что есть у человека, - его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его
спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А
один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать внутри самого человека». На том и постановили:
живет человек с давних времен, пытаясь найти свое здоровье. Да только не каждый может его
найти и сберечь дар богов!
Значит, здоровье-то, оказывается спрятано в нас с вами – и в тебе, и в тебе, и во мне, в каждом из
нас.
Кто из вас, дети, хочет быть здоровым?
Ответы детей.
Воспитатель: Сейчас мы попытаемся найти то, что спрятали в нас боги, - здоровье. Итак,
начинаем игру-викторину «Быть здоровым я хочу!»
День необычный сегодня у нас,
Я искренне рада приветствовать вас!
Здесь для игры собралась детвора,
Ее начинать нам настала пора!
Викторина – это соревнование между командами. Соревноваться будут две команды «Почемучки»
и «Знайки». Давайте выберем капитана от каждой команды.
Дети делятся на две команды, и выбирают капитанов.
Воспитатель: Оглашаю правила игры.
Правила игры:
1. Вопросы выслушивать внимательно.
2. Не подсказывать, не выкрикивать.
3. Если готовы ответить – поднимайте руку.
В нашей игре-викторине 5 туров, задания будут даваться командам. Каждая команда за
правильный ответ будет получать карточку (показывает). В конце игры мы их сосчитаем, и
определим победителя. Желаю всем удачи!
Чтобы быть в хорошей соревновательной форме, предлагаю провести разминку. Отвечать будут
обе команды хором.
Игра-кричалка
«Да и Нет».
Каша – вкусная еда
Это нам полезно? (Да)
Лук зеленый иногда
Нам полезен дети? (Да)
В луже грязная вода
Нам полезна иногда? (Нет)
Щи – отличная еда
Это нам полезно? (Да)
Мухоморный суп всегда –
Это нам полезно? (Нет)
Фрукты – просто красота!
Это нам полезно? (Да)
Грязных ягод иногда
Съесть полезно, детки? (Нет)
Овощей растет гряда.
Овощи полезны? (Да)
Сок, компотик иногда
Нам полезны, дети? (Да)
Съесть мешок большой конфет
Это вредно, дети? (Да)
Лишь полезная еда
На столе у нас всегда!
А раз полезная еда –
Будем мы здоровы? (Да)
1 тур - «Приветствие команд».
Команды приветствуют друг друга, представляют капитанов, провозглашают свой девиз.
1 команда:
Мы команда – «Почемучки»
Мы на встречу к вам пришли
И смекалку, и уменье
Мы с собою принесли.
2 команда:
Мы – «Знайки», всем друзья,
Нам проиграть никак нельзя.
С вами мы сразимся,
Так просто не сдадимся.
Команды садятся друг против друга.
2 тур – «Знаю ли я себя?
Воспитатель: Каждой команде предлагаются вопросы, на которые необходимо ответить.
Вопросы команде «Почемучки».
1. Назови орган слуха. (уши)
2. На ночь два оконца
Сами закрываются.
А с восходом солнца
Сами открываются. (глаза)
3. Чего у тебя по пять? (пальцев)
4. Назови орган зрения. (глаза)
5. Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)
6. Назови орган дыхания. (нос)
7. Чего у тебя много? (волос, ресничек)
8. Для чего нужен нос? (дышать, нюхать)
9. Ношу их много лет, а счета не знаю. (волосы)
10. Что лишнее: рот, нос, книга, глаза? (книга)
Вопросы команде «Знайки».
1. Для чего нужны глаза? (смотреть, наблюдать)
2. Самая верхняя часть тела. (голова)
3. Настя весело бежит к речке по дорожке,
А для этого нужны нашей Насте…(ножки)
4. Что у тебя по одному? (голова, нос и т.д.)
5. Если б не было его, не сказал б ничего.
6. Один говорит, двое глядят, двое слушают. (язык, глаза, уши)
7. Что лишнее: голова, кукла. рука, ноги? (кукла)
8. Настя ягодки берет по две, по три штучки,
А для этого нужны нашей Насте…(ручки)
9. День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратиться этот стук. (сердце)
10. Вот гора, а у горы -
Две глубокие норы,
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (нос)
Воспитатель: Молодцы! А сейчас предлагаю немножко отдохнуть и сделать всем вместе массаж
лица.
Массаж лица.
Оттяну вперёд я ушки,
А потом назад.
Словно плюшевые мишки
Детки в ряд сидят.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж для ушек
Нужно делать всем.
Оттяну вперёд я ушки,
А потом назад.
Словно плюшевые мишки
Детки в ряд сидят.
3 тур – «Здоровое питание».
Воспитатель: Каждой команде предлагаются вопросы, на которые необходимо дать ответ.
Вопросы для команды «Почемучки».
1. Что делают из молока? (кефир, творог, сметану, сыр, масло, йогурт)
2. Что лишнее: картофель, яблоко, огурец, капуста? (яблоко)
3. Сок из винограда какой? (виноградный)
4. Банан, апельсин, груша, яблоко – это … (фрукты)
5. Суп из молока какой? (молочный)
6. Что можно приготовить из овощей? (винегрет, салат, и т.д.)
7. Когда мы завтракаем? (утром)
8. Помидор, огурец, капуста, свекла – это…(овощи)
9. Третье блюдо на обед? (компот)
10. Полезный продукт, который получают от коровы? (молоко)
Вопросы для команды «Знайки».
1. Что делают из муки? (хлеб, пироги, печенье и т.д.)
2. Сок из сливы какой? (сливовый)
3. Что лишнее: яблоко, огурец, банан, груша? (огурец)
4. Когда мы ужинаем? (вечером)
5. Суп из грибов называется … (грибной)
6. Котлеты жарят, а суп … (варят)
7. Что можно приготовить из фруктов? (сок, компот, варенье, салат и т.д.)
8. Котлеты из рыбы какие? (рыбные)
9. Сок из помидоров какой? (томатный)
10. Продолжи: овощи и фрукты - … (полезные продукты)
Воспитатель: Молодцы! Предлагаю командам отдохнуть и немножко подвигаться.
Физкультминутка «А теперь на месте шаг».
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (ходьба на месте)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (поднимать и опускать плечи)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (руки перед грудью, рывки руками)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (прыжки на месте)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (ходьба на месте)
От души мы потянулись, (потягивания — руки вверх и в стороны)
И на место вновь вернулись.
Дети садятся.
4
тур - «Если хочешь быть здоров – соблюдать режим готов?»
Дети, режим так много значит!
Поможет он решить задачи:
Когда ложиться и вставать?
Когда тетрадку открывать?
Когда садиться за уроки?
Когда идти гулять? Когда?
Ответ получите тогда,
Когда изучите режим
И станет он вам всем родным!
Воспитатель: У
каждой
команды набор
картинок
«Режим
дня».
Необходимо
разложить
изображения действий, которые мы совершаем каждый день, по порядку.
Дети в командах выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы! Сразу видно, что вы соблюдаете режим дня – так быстро разложили
карточки! Очень важно соблюдать режим дня, чтобы сохранить свое здоровье.
5 тур — Блицтурнир
«Закончи пословицы».
Воспитатель: Каждой команде предлагаются пословицы, которые необходимо закончить.
Вопросы для команды «Почемучки».
1. Здоровье дороже … (всего)
2. Береги платье снову, а здоровье … (смолоду)
3. Чистота – лучшая … (красота)
4. Чисто жить – здоровым … (быть)
5. Кто аккуратен – тот … (приятен)
6. Чисто жить … (здоровым быть)
7. Здоровье в порядке … (спасибо зарядке)
8. Не думай быть нарядным, а думай быть … (опрятным)
Вопросы для команды «Знайки».
1. Болен – лечись, а здоров … (берегись)
2. Было бы здоровье, а счастье … (найдётся)
3. Где здоровье, там и … (красота)
4. Двигайся больше – проживёшь … (дольше)
5. Забота о здоровье – лучшее … (лекарство)
6. Здоровье сгубишь – новое … (не купишь)
7. Чистота - … (залог здоровья)
8. Если хочешь быть здоров … (закаляйся)
Воспитатель: Вот мы и нашли, где спрятали боги здоровье, и теперь оно всегда будет с нами, а
мы его поддержим.
Если хочешь быть здоровым,
Чисти зубы по утрам,
Физкультурой занимайся –
Бегай, прыгай, закаляйся
И режим свой соблюдай.
Дети, на этом наша игра-викторина «Быть здоровым я хочу!» подошла к концу. Вы проявили в ней
свой ум, смекалку, сообразительность, находчивость.
Сегодня мы узнали, что здоровье человека находится в его «руках». Давайте же с ранних лет
учиться беречь свое здоровье и заботиться о нем!
Дети, вы очень много знаете о здоровом образе жизни. Все молодцы! Победила дружба!
Дети, вы знаете, что нужно делать и какие правила соблюдать, чтобы расти здоровыми.
Расскажите о них своим близким. А мы с вами закрепим наши знания - витаминным
напитком! Будьте здоровы! Воспитатель раздает всем участникам игры-викторины сок.
Тематический час
«Мама…….. слов дороже нет на свете»
Цель:
духовно-нравственное
развитие
и
воспитание
детей
посредством
приобщения
к
традиционным праздникам России.
Задачи:
- Уточнить и расширить знания детей о роли матери в их жизни.
- Развивать эмоциональную отзывчивость, коммуникативные навыки общения;
- Развивать речь детей, память, внимание, любознательность.
- Воспитывать у детей доброе, заботливое, уважительное отношение к матери, стремление ей
помогать, радовать её, выражать свои чувства.
Ход
Воспитатель:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руку возьмитесь
И друг другу улыбнитесь!
Давайте улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение.
Присаживайтесь на стульчики. (Дети садятся на ковре полукругом)
Воспитатель:
Ребята, я с вами хочу поговорить о чем-то интересном. Скоро день наших любимых, самых
нежных, самых добрых мамочек. Первое ваше слово было, которое вы произнесли - «МАМА».
Мама всегда вас успокоит, если вам плохо, споет колыбельную песню перед сном или прочтет
сказку. А когда наступит утро, мамочка первая проснется, приготовит вкусный завтрак и разбудит
вас нежным поцелуем.
Воспитатель:
Ребята, я знаю, что вы любите отгадывать загадки, поэтому я для вас их приготовила:
Никогда не унывает,
Что мне надо, точно знает.
Если, вдруг, случится драма,
Кто меня поддержит?
Дети: Мама.
Когда вы, детки, с синяками,
Больней всего не вам, а…
Дети: Маме.
В мире нет её роднее,
Справедливей и добрее.
Я скажу, друзья вам прямо –
Лучше всех на свете…
Дети: Мама.
Слово это тёплое сердце согревает,
И без слова этого жизни не бывает.
Утром, днём и вечером я твержу упрямо
Это слово вечное, ласковое — …
Дети: Мама.
Фотография стоит в золотистой рамочке,
Чей взгляд солнцем согревает? Взгляд любимой…
Дети: Мамочки.
Воспитатель:
Ребята, скоро будет праздник - день Матери. Многие страны отмечают этот праздник, только у
каждой страны свой день и месяц празднования, свои традиции.
В Финляндии и Эстонии в этот день вывешивают флаги. В США и Австралии к одежде
прикрепляют цветок гвоздики белой или красной. В Австрии принято печь в этот день торты. А в
России День Матери стали отмечать сравнительно недавно. Он был установлен в 1998 году.
День матери стал одним из любимейших российских праздников. Каждый год в последнее
воскресенье ноября принято поздравлять не только мамочек, но и бабушек. В последние годы
становится доброй традицией чествовать и награждать в честь праздника матерей, в семье у
которых воспитывается много детей. Маму не заменит никто и никогда. В этот день хочется
сказать слова благодарности всем Матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку.
Берегите, любите и уважайте своих мамочек, делайте все, чтобы они могли вами гордиться,
помогайте им.
Обязательно искренне и нежно поздравьте их в последнее воскресенье ноября.
Воспитатель:
Мама, мамочка, мамуля. Сколько тепла таит это простое слово, которым называют самого
близкого, самого дорогого и единственного человека. А вы называете своих мам теплыми,
нежными, ласковыми словами, что бы передать им свои чувства, свою любовь и нежность?
Дети: Да.
Воспитатель:
А вот какими, мы узнаем из игры. У меня есть "волшебное сердечко", вы будете передавать друг
другу сердечко, и у кого сердечко в руках -тот говорит ласковое слово маме.
Игра "Моя мама самая"
Воспитатель:
Молодцы! Вот сколько ласковых слов вы знаете, ребята, чаще говорите своим мамам ласковые
слова и то, как сильно вы их любите.
Воспитатель:
Ребята, но ведь мама не всегда бывает веселая и радостная, правда? Иногда мама бывает и
грустная.
Игра «Угадай-ка».
Давайте выберем поступки детей, которые могут расстроить маму:
• Разбрасывать одежду по все комнате.
• Оставлять после еды грязную посуду на столе.
• Ходить грязнулей.
• Оставлять кровать неприбранной.
• Оставлять игрушки разбросанными.
• Ссориться с мамой, не слушать её.
• Шуметь, когда мама спит.
• Возвращаться с прогулки в порванных вещах.
• Устраивать маме истерики.
Воспитатель:
Я уверена, вы так не поступаете?
Тогда выбирайте поступки детей, которые маму развеселят, порадуют:
• Убирать за собой одежду.
• Помогать мыть посуду.
• Чистить зубы.
• Заправлять свою кровать.
• Прибирать игрушки.
• Обнимать маму.
• Укрыть маму одеялом.
• Играть тихонько, когда мама спит.
• Приходить домой с прогулки чистым.
Воспитатель:
Теперь видно, что все ребята очень любят свою мамочку.
Давайте немного отдохнем.
Физминутка «Маму я свою люблю».
Маму я свою люблю,
Я всегда ей помогу:
Я стираю, полоскаю,
Воду с ручек отряхаю,
Пол я чисто подмету,
И дрова ей наколю.
Маме нужно отдыхать,
Маме хочется поспать,
Я на цыпочках хожу, и ни разу, и ни разу
Ни словечка не скажу!
Воспитатель:
Ребята, если вы помогаете маме, делаете для нее приятное, то мама улыбается как…
Дети: Как солнышко.
Воспитатель:
Кто-нибудь из вас называл свою маму «солнышком»?
Дети: Да.
Воспитатель: А за что вы любите солнышко?
Дети: Оно дает свет, согревает всех людей, весь город, всю землю, поднимает настроение.
Воспитатель:
Посмотрите, у нас тоже есть свое солнышко, но чтобы оно засияло, надо каждому из вас подарить
один лучик своей маме. Для этого вам надо узнать свою мамочку на фотографии и рассказать о
ней.
(Дети выполняют задание, прикрепляют фотографию мамы к солнечному лучику).
Воспитатель:
Вот теперь наше солнышко сияет улыбками ваших любимых мамочек.
Воспитатель:
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Мамины дела» (пантомимика)
Вы наблюдали когда - нибудь что делает мама дома по хозяйству? (ответы детей)
Я предлагаю вам всем встать в круг и представить, что вы - мамы. Я буду перечислять, что делает
мама дома, а вы - будете показывать:
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем, полощем и отжимаем.
Подметаем все кругом, пылесосим, моем пол.
Нянчим братца.
Бегаем в магазин за молоком.
Ужин мы готовим в срок.
Чисто моем мы посуду.
Всех искупаем вечерком.
Почитаем дружно книжку.
И обнимемся на сон.
А теперь покажите, как вы с улыбкой маму встречаете, двери настежь открываете. Воспитатель:
Отлично! Вот сколько дел у мамы!
Воспитатель:
Какая же мама на самом деле?
Все вместе:
Мама - это небо (руки вверх)
Мама – это свет (руки вверх фонарики)
Мама – это счастье (руки к груди)
Мамы - лучше нет (машем головой нет-нет)
Мама - это сказка (палец ВО)
Мама - это смех (улыбаемся)
Мама - это ласка (гладим себя по голове)
Мамы - лучше нет (шлем воздушный поцелуй)
Воспитатель:
Маму нужно любить не только за то, что она для вас, что то делает, а за то, что она есть и она ваша
мама! Мама учит нас быть добрыми, мудрыми, дает советы, заботится о нас, оберегает.
Рефлексия:
- О ком сегодня мы с вами говорили?
-Почему мы сегодня говорили о маме?
- Что вам особенно запомнилось?
Любите своих мамочек, заботьтесь о них и никогда не огорчайте.
«Математический сундучок: интересная игра Танграм»
Цель: познакомить детей с головоломкой «Танграм». Создать условия для формирования у детей
представления о танграме.
Материалы: квадрат танграма, картинки-схемы.
Ход:
Ребята, перед вами лежит квадрат. Найдите и назовите геометрических фигуры которые в нем
спрятались.
Молодцы! Этот необычный квадрат называется Танграм.
Танграм – это головоломка, состоящая из 7 плоских фигур, которые складывают определенным
образом для получения другой, более сложной фигуры. Появилась эта игра в Китае более 4000 лет
назад.
У одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на 7 частей. Расстроенный, он в
спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это
занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из 7
геометрических фигур, назвали «Доской мудрости», а фигурки – танами.
Какие это фигуры? (квадрат, четырехугольник, 2 больших треугольника, 2 маленьких
треугольника и 1 средний).
У игры танграм есть свои правила:
Необходимо использовать все 7 фигур танграма;
Фигуры не должны накладываться друг на друга.
Прежде, чем начать играть, четырехугольник или танграм, нужно разрезать по линиям.
Возьмите ножницы и разрежьте по линиям. Что получилось? (фигурки)
Как называются фигурки танграма? (таны)
Сколько танов? Посчитайте. (7)
Сейчас с ними можно поиграть и попробовать составить картинки.
А теперь отгадайте загадку, и выложите по схеме фигурку.
1.Мордочка усатая, шубка полосатая,
Часто умывается, но с водой не знается. (Кошка)
2.Длинноухий, глаз косой,
Любит есть морковь с росой.
Скачет по полю вприпрыжку…
Детки, это кто?… (Зайчишка)
В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый…(Дом)
Ребята, вы все молодцы, очень хорошо справились с заданием!
Тематический час «Великая страна-Россия»
Цель:
знакомить
с
русскими
национальными
традициями,
кухней,
народными
играми,
промыслами, одеждой, музыкальными инструментами.
Образовательные задачи: —
актуализировать словарь по лексическим темам «Природа»,
«Животные», «Транспорт», «Птицы», «Одежда», «Русские народные промыслы»;
—
упражнять
в
образовании
относительных,
притяжательных
прилагательных,
наречий,
приставочных глаголов; винительного, родительного падежа единственного и множественного
числа, творительного падежа имен существительных с предлогом с, подборе антонимов;
— учить составлять описательный рассказ по опорной схеме.
Развивающие задачи:
— развивать графические навыки, внимание, память, мышление.
Воспитательные задачи:
— воспитывать любовь и уважение к своей Родине, интерес к русской народной культуре;
— развивать осознание принадлежности к своему народу;
— формировать умение взаимодействовать в команде, договариваться.
Оборудование:
географическая карта России; рисунок с изображением деревьев, из-за которых видны хвосты,
рога, мордочки животных и голов птиц, картинки с изображениями девушек в русских сарафанах
(синем и зеленом, раздаточные предметные картинки с парными твердыми и мягкими согласными
звуками, картинки «Дорисуй косоворотку» (по числу детей, цветные карандаши, аудиозапись
русской плясовой песни, аудиопроигрыватель, картонные фигурки пирожков с прозрачными
кармашками и картинки с изображениями начинок к ним, картонные подносы (3 шт.) с рисунком
из одного, двух, трех цветов и предметные картинки для определения количества слогов в словах,
наборы деревянных ложек (по числу детей, бумажные заготовки-самовары, баранки.
Ход
Педагог. Ребята, послушайте родственные слова. Найдите среди них главное слово, от которого все
они образовались. Итак: российский, россиянка, Россия, россиянин.
Дети. Главное слово — Россия! От этого слова образовались другие слова-родственники.
Педагог. Правильно! Мы поговорим о России. А что для каждого из нас Россия? Дети отвечают.
Послушайте стихотворение В. В. Бароновой.
Россия, Россия, Россия —
Так Родину нашу зовут!
Ее рассмотреть ты не сможешь
На карте за пару минут.
А если с Востока на Запад
Ты в долгий отправишься путь,
Тебе и недели не хватит
Просторы ее обогнуть.
Дети и педагог рассматривают карту России.
Педагог. Да, наша страна огромная. Подумайте, как сказать по- другому? Подберите синонимы к
слову огромная.
Дети. Она необъятная, громадная, неохватная, гигантская, большая.
Педагог. Раз наша страна такая огромная, то природные условия, климат, объекты природы сильно
отличаются в разных ее регионах. Давайте их сравним. На Севере климат холодный, на юге—
(теплый, в пустынях климат сухой, у моря — (влажный, горы высокие, а холмы — (низкие, города
большие (огромные, а деревни — (маленькие, в тундре растительность редкая, а в тайге —
(густая). (Педагог объясняет или напоминает детям, что такое тундра и тайга.) Моря глубокие, а
озера — (мелкие, реки широкие, а ручьи — (узкие, в озерах вода прозрачная, а в болотах —
(мутная).
Ребята, а на чем мы можем передвигаться по такой необъятной стране?
Дети. Мы можем передвигаться на самолете, поезде, машине. А по воде — на корабле.
Педагог. На чем же удобнее всего передвигаться?
Дети. На самолете.
Педагог
В самолет мы сядем Дети разводят руки в стороны.
И бинокль достанем. Из пальцев складывают «бинокль».
Но внимательный ли ты?
Что увидишь с высоты?
И вот мы в полете. Летели, летели, к горам (подлетели, через горный хребет (перелетели, над
лесами (пролетели, всю страну (облетели).
Вы уже знаете, что природа одарила Россию огромными богатствами. Что же мы видим с высоты?
Дети. Мы видим луга, поля, горы, реки, озера, дороги, города, моря и т. д.
Педагог. Россию населяют многочисленные виды птиц и животных. Кого много в российских
лесах?
Дети. В России много медведей, волков, лис, зайцев, оленей, лосей и других животных.
Дети рассматривают рисунок с изображением леса, деревьев, из-за которых видны хвосты, рога,
мордочки животных и головы птиц.
Педагог. Посмотрите, какие густые леса. Там даже не ступала нога человека, поэтому животные и
птицы спрятались. Чьи части тела вы видите?
Дети. Мы видим лисий хвост, медвежью лапу, оленьи рога, совиный клюв.
Динамическая пауза «Моя страна»
Педагог. Давайте вспомним, какую одежду носили женщины на Руси.
Дети вспоминают, или педагог напоминает, что женщины носили сарафан и рубаху.
Выставляются фигурки девушек в синем и зеленом сарафанах.
Педагог: Мужчины на Руси носили штаны и косоворотку. Косоворотка — рубаха с косым воротом,
т. е. с разрезом сбоку, а не посередине, как у обычных рубашек. У русской косоворотки разрез с
застежкой был слева, реже справа. Косоворотки носили навыпуск, т. е. не заправляли в брюки.
Подпоясывались тканым поясом. Косоворотки шили из ситца, льна, шелка, атласа. Значит, какими
они были?
Дети. Ситцевыми, льняными, шелковыми, атласными.
Педагог. Обычно ворот рубахи-косоворотки украшали красивым узором. Мы тоже сейчас сделаем
это! Давайте дорисуем узор по образцу.
Дети берут картинки и карандаши и выполняют задание.
Какие русские народные музыкальные инструменты вы знаете?
Дети. Гармонь, балалайка, трещотка, гусли, ложки.
Педагог: Возьмите ложки и отстучите количество слогов в словах — названиях народных
инструментов: ба-ла-лай-ка — четыре слога, гар-монь— два, гус-ли — два, тре-щот-ка — три
слога.
Динамическая пауза «Русская народная плясовая»
Педагог. А теперь можно и поплясать.
Дети танцуют под музыку, движения произвольные.
Потанцевали, теперь и перекусить пора. Чем же славится русская кухня? Какие блюда вы знаете?
Дети. Мы знаем блины, пироги, кашу, щи.
Педагог. Мы сейчас испечем пирожки.
Дети берут картонные фигурки пирожков с прозрачными кармашками и предметные картинки с
изображениями начинок (творог, грибы, малина, рыба, черника, яблоки, яйца, капуста и др.) и
вкладывают «начинку» в кармашки и говорят, с чем их пирожок, какая у него начинка.
Дети. Мой пирожок с малиной. Начинка малиновая. А мой пирожок с грибами. У меня начинка
грибная.
Педагог. Ребята, если русские люди встречают гостей хлебом и солью, не жалеют ничего для них,
любят угощать, то они какие?
Дети. Хлебосольные.
Педагог. Любит русский народ принимать гостей. Какой он?
Дети. Гостеприимный.
Педагог. А какой русский человек не любит чаепитие! Да еще из самовара!
Дети пьют чай из самовара с баранками.