Автор: Кулик Наталья Эдвардовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №2 СП Детский сад "Иволга" п.г.т. Смышляевка
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: Статья
Тема: Проблемы развития связной речи дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Проблемы развития связной речи дошкольников
Аннотация: в статье раскрываются проблемы в развитии связной речи
у дошкольников. Авторами пристальное внимание уделяется комплексному
подходу
к
развитию
связной
речи,
включающий
различные
виды
деятельности и поддержку со стороны взрослых.
Ключевые слова: связная речь, дошкольники, развитие речи.
Проблемы развития связной речи дошкольников представляют собой
актуальную тему, требующую внимательного анализа и комплексного
подхода. В возрасте от трех до семи лет дети активно осваивают речевые
навыки, однако не всегда этот процесс проходит гладко. Одной из основных
причин трудностей в развитии связной речи является недостаточное
внимание со стороны родителей и воспитателей к речевой практике детей.
Часто
малыши
получают
меньше
возможностей
для
вербального
самовыражения, что приводит к ограниченному словарному запасу и
неразвитости связной речи.
Кроме того, влияние современных технологий, таких как телевидение и
гаджеты, также оказывает негативное воздействие на речевую активность
дошкольников. Слушая и смотря контент, имеющий высокую степень
анимации и ограниченные словесные формы, дети теряют возможность
развивать навыки полноценной коммуникации.
Одной из основных трудностей в развитии связной речи является
недостаток языкового опыта у детей. В раннем возрасте они часто не умеют
формулировать свои мысли и передавать их другим. Это может быть связано
как с ограниченным словарным запасом, так и с отсутствием навыков
организации своих мыслей. Ребёнок может знать много слов, но не уметь их
комбинировать в логичные и последовательные высказывания.
Еще
одной
сложностью
является
восприятие
и
интерпретация
информации. Дети не всегда могут правильно понять ситуацию и выстроить
логическую связь между ее элементами. Это может привести к тому, что их
рассказы становятся фрагментарными, а слушатели испытывают трудности в
понимании. Чтобы преодолеть эти барьеры, необходимо развивать навыки
активного слушания и критического мышления.
Необходимость создания развивающей среды для дошкольников
очевидна. Важным элементом этой среды является наличие общения не
только между взрослыми и детьми, но и между самими детьми. Игры,
требующие
взаимодействия,
например,
ролевые
игры,
способствуют
формированию кооперативных навыков и улучшают речевую практику. В
таких ситуациях дети учатся слушать друг друга, аргументировать свои
мысли и учитывать мнения окружающих.
Кроме того, использование различных материалов – картинок, сказок,
музыкальных произведений – может значительно обогатить словарный запас
детей.
Педагоги
могут
организовывать
специальные
занятия,
где
акцентируется внимание на новых словах и их значениях, что поможет
повысить
лексическую
грамотность.
Важно
также
поощрять
детей
пересказывать услышанное, так как это укрепляет навыки повествования и
помогает организовать мыслительный процесс.
Наряду с этим, родителям стоит уделять внимание активному
взаимодействию с детьми в повседневной жизни, включая обсуждение
событий дня, описание совместно выполненных действий и поднятие
интересных вопросов. Создание атмосферы, в которой ребенок чувствует
себя комфортно, открывает перед ним новые горизонты для речевого роста.
Для
решения
этих
проблем
необходимо
создавать
игровые
и
образовательные среды, где дети смогут активно взаимодействовать,
обсуждать и выражать свои мысли. Разнообразные интерактивные занятия,
направленные на стимулирование речи, активное чтение и слушание, а также
создание
дружелюбной
атмосферы,
способствуют
гармоничному
и
полноценному развитию связной речи дошкольников.
Не
менее
значимым
является
использование
визуальных
и
аудиовизуальных
материалов.
Мультфильмы,
обучающие
игры
и
интерактивные
программы
могут
стать
отличными
помощниками
в
формировании языковых навыков. Они привлекают внимание детей и делают
процесс обучения интересным и увлекательным.
В итоге комплексный подход к развитию связной речи, включающий
различные виды деятельности и поддержку со стороны взрослых, может
существенно помочь детям преодолеть барьеры и научиться эффективно
общаться.
Список литературы
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку
дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
2. Ахутина Т.В. Проблема строения индивидуального лексикона
человека в свете идей Л.С. Выготского / Т.В. Ахутина // Вестн. Моск. ун-та.
Сер. 14: Психология. – 1984. – №4. – С. 44–50.
3. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин
// Избранные психологические труды. – М., 1989.