Напоминание

Проблемы развития связной речи дошкольников


Автор: Кулик Наталья Эдвардовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №2 СП Детский сад "Иволга" п.г.т. Смышляевка
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: Статья
Тема: Проблемы развития связной речи дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проблемы развития связной речи дошкольников

Аннотация: в статье раскрываются проблемы в развитии связной речи

у дошкольников. Авторами пристальное внимание уделяется комплексному

подходу

к

развитию

связной

речи,

включающий

различные

виды

деятельности и поддержку со стороны взрослых.

Ключевые слова: связная речь, дошкольники, развитие речи.

Проблемы развития связной речи дошкольников представляют собой

актуальную тему, требующую внимательного анализа и комплексного

подхода. В возрасте от трех до семи лет дети активно осваивают речевые

навыки, однако не всегда этот процесс проходит гладко. Одной из основных

причин трудностей в развитии связной речи является недостаточное

внимание со стороны родителей и воспитателей к речевой практике детей.

Часто

малыши

получают

меньше

возможностей

для

вербального

самовыражения, что приводит к ограниченному словарному запасу и

неразвитости связной речи.

Кроме того, влияние современных технологий, таких как телевидение и

гаджеты, также оказывает негативное воздействие на речевую активность

дошкольников. Слушая и смотря контент, имеющий высокую степень

анимации и ограниченные словесные формы, дети теряют возможность

развивать навыки полноценной коммуникации.

Одной из основных трудностей в развитии связной речи является

недостаток языкового опыта у детей. В раннем возрасте они часто не умеют

формулировать свои мысли и передавать их другим. Это может быть связано

как с ограниченным словарным запасом, так и с отсутствием навыков

организации своих мыслей. Ребёнок может знать много слов, но не уметь их

комбинировать в логичные и последовательные высказывания.

Еще

одной

сложностью

является

восприятие

и

интерпретация

информации. Дети не всегда могут правильно понять ситуацию и выстроить

логическую связь между ее элементами. Это может привести к тому, что их

рассказы становятся фрагментарными, а слушатели испытывают трудности в

понимании. Чтобы преодолеть эти барьеры, необходимо развивать навыки

активного слушания и критического мышления.

Необходимость создания развивающей среды для дошкольников

очевидна. Важным элементом этой среды является наличие общения не

только между взрослыми и детьми, но и между самими детьми. Игры,

требующие

взаимодействия,

например,

ролевые

игры,

способствуют

формированию кооперативных навыков и улучшают речевую практику. В

таких ситуациях дети учатся слушать друг друга, аргументировать свои

мысли и учитывать мнения окружающих.

Кроме того, использование различных материалов – картинок, сказок,

музыкальных произведений – может значительно обогатить словарный запас

детей.

Педагоги

могут

организовывать

специальные

занятия,

где

акцентируется внимание на новых словах и их значениях, что поможет

повысить

лексическую

грамотность.

Важно

также

поощрять

детей

пересказывать услышанное, так как это укрепляет навыки повествования и

помогает организовать мыслительный процесс.

Наряду с этим, родителям стоит уделять внимание активному

взаимодействию с детьми в повседневной жизни, включая обсуждение

событий дня, описание совместно выполненных действий и поднятие

интересных вопросов. Создание атмосферы, в которой ребенок чувствует

себя комфортно, открывает перед ним новые горизонты для речевого роста.

Для

решения

этих

проблем

необходимо

создавать

игровые

и

образовательные среды, где дети смогут активно взаимодействовать,

обсуждать и выражать свои мысли. Разнообразные интерактивные занятия,

направленные на стимулирование речи, активное чтение и слушание, а также

создание

дружелюбной

атмосферы,

способствуют

гармоничному

и

полноценному развитию связной речи дошкольников.

Не

менее

значимым

является

использование

визуальных

и

аудиовизуальных

материалов.

Мультфильмы,

обучающие

игры

и

интерактивные

программы

могут

стать

отличными

помощниками

в

формировании языковых навыков. Они привлекают внимание детей и делают

процесс обучения интересным и увлекательным.

В итоге комплексный подход к развитию связной речи, включающий

различные виды деятельности и поддержку со стороны взрослых, может

существенно помочь детям преодолеть барьеры и научиться эффективно

общаться.

Список литературы

1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку

дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 400 с.

2. Ахутина Т.В. Проблема строения индивидуального лексикона

человека в свете идей Л.С. Выготского / Т.В. Ахутина // Вестн. Моск. ун-та.

Сер. 14: Психология. – 1984. – №4. – С. 44–50.

3. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин

// Избранные психологические труды. – М., 1989.



В раздел образования