Автор: Лашкова Людмила Алексеевна
Должность: воспитатель группы продленного дня
Учебное заведение: ГБОУ лицей №410
Населённый пункт: Санкт-Петербург, Пушкин
Наименование материала: методическая разработка праздника в группе продленного дня
Тема: "Осенних красок хоровод"
Раздел: начальное образование
Сценарий праздника осени «Осенних красок хоровод»
1.
Образовательная цель:
o
Познакомить учащихся с сезонными изменениями в природе осенью.
o
Расширить знания детей о природе, растениях и животных в осенний
период.
2.
Развивающая цель:
o
Развивать творческие способности учащихся через участие в конкурсах и
играх.
o
Способствовать развитию наблюдательности и умения анализировать
природные явления.
o
Развивать коммуникативные навыки через групповую работу и
взаимодействие.
3.
Воспитательная цель:
o
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
o
Формировать экологическое сознание и ответственное отношение к
окружающей среде.
o
Создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в классе.
4.
Практическая цель:
o
Организовать активное участие детей в подготовке и проведении
праздника.
o
Привлечь родителей к участию в мероприятии для укрепления связи семьи
и школы.
o
Создать праздничное настроение и позитивные эмоции у всех участников.
5.
Цель по социализации:
o
Способствовать развитию навыков коллективной работы и умения
работать в команде.
o
Воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи.
К празднику был подготовлен необходимый инвентарь (корзины, лотки для
скоморохов, карточки со словами), подготовлена презентация, музыкальный ряд.
Дети с родителями продумали и подготовили костюмы.
1
Ход праздника
1.Фоном звучит музыка П. И. Чайковского «Сентябрь (Из цикла «Времена года»)
Стихотворение рассказывают Саша Ч., Маша Т.
Приходи к нам, Осень, в гости!
Принеси рябины гроздья,
Меду сладкого, густого,
Связку лука золотого,
Яблок спелых и румяных,
Кабачков и баклажанов.
-----------------------------------
Собери плоды с полей,
Их для нас не пожалей.
Любим мы твои дары!
Нет в году щедрей поры!
Воспитатель: Как из чудесной сказки, пришла к нам царица Осень. Развесила
яркие бусы на всех деревьях, топнула багряным сапожком, тряхнула своими золотыми
кудрями, и посыпалось золото с деревьев. Берегите его, лесные жители! Укрыла осень
яхонтовым ковром землю, нашу кормилицу.
Дохнул ветер, зашелестели на осени парчовые наряды. Не до нарядов ей. С полей
не весь урожай еще убран, еще не все птицы улетели в теплые края, не все лесные
жители подготовились к долгой зиме. Много у осени забот и хлопот.
Осень
.
(Оля В.) Здравствуйте, детушки мои дорогие! Здравствуйте, солнышки мои
золотые! Как я рада видеть вас! Рада вашему смеху расчудесному! Рада улыбкам
вашим прекрасным! А вы знаете, кто я? (Ответы детей.)
Стихотворение читает К. Каролина
Как красива Осень
В пестром сарафане!
В чистом небе - просинь,
Клен горит, как пламя.
Над водой - березка
Золотою свечкой,
И плывут листочки
Вниз по тихой речке.
Осень
А знаете ли вы, как называются мои месяцы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)
А как эти месяцы в старину назывались? Сейчас они сами вам все расскажут.
2
Сентябрь – Маша К.
Сентябрь. Старые месяцесловы и святцы называли меня рюинь - от желтизны
осенней листвы, ревун - из-за рева ветра, хмурень - из-за дождей и непогоды. Отошла
жаркая жатва, а вместе с нею - уличные гулянья и хороводы. Осталось собрать урожай
овощей. Послушайте моих помощников – золотые листья
Выходят девочки: Абрамова Л, Корж К, Маша О. (помощники сентября)
Лана А.↓
Ранняя осень – золотая пора. Золотыми становятся травы, деревья, кустарники.
Короткое «бабье лето» дарит теплые денечки перед наступающими холодами. В
прохладном, прозрачном воздухе поблескивают нити паутинок.
Ксения К. ↓
Дни становятся короче и холоднее, а ночи длиннее, солнце уже не поднимается так
высоко как летом. Все чаще моросит мелкий дождик, а утром появляются туманы.
Маша О.↓
Ветер срывает с деревьев яркие листья, которые застилают землю багряно-желтым
ковром. Листопад обнажает ветки деревьев, лишая их пышного яркого убранства.
Осень (берет в руку корзинку). Эта корзинка у меня не простая, а волшебная. В ней
лежат отгадки на мои загадки.
Загадывают загадки, за правильный ответ вручают «отгадку» из корзины.
1. Росло-повыросло.
Из куста повылезло,
По рукам покатилось,
На зубах очутилось. (Орех.)
2.В земле крошки, из земли - лепешки.
(Зерна.)
3. Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка. (Капуста.)
4. Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка.)
5. За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая.
На
вкус
-
как
сахар,
сладкая.
(Морковь.)
6. Летом в огороде
Свежие, зеленые,
А зимою в бочке –
Крепкие, соленые. (Огурцы.)
7. Растут на грядке зеленые ветки,
А
на
них
-
красные
детки.
(Помидоры.)
8. Над землей трава,
Под землей - алая голова. (Свекла.)
9. В землю бросишь крошку-блошку,
Полежит она немножко,
И гляди - уже растет
Самоварчик-корнеплод. (Репа.)
10. Маленький, горький, луку брат.
(Чеснок.)
3
Воспитатель:
В сентябре люди радуются богатому урожаю, а овощи переживают, кто из них
важнее и главнее.
Сценка «Спор овощей» (Автор Ю. Тувим)
(Дети выходят в костюмах овощей)
1. Горошек. – Я. Саша
2. Свекла. – Д. Полина
3. Капуста. – Ф. Арина
4. Огурец. – Л. Рома
5. Редиска. – С. Лера
6. Морковь. – Т. Соня
7. Помидор. – Н. Дима
8. Лук. – У. Руслан
9. Картошка. – Б. Маша
10. Айболит. – Ф. Тимофей
11. Баклажан. – И. Коля
12.Осень. – К. Аделина
Осень:
Урожай у Вас хороший, уродился густо:
И морковка, и картошка, белая капуста.
Баклажаны синие, красный помидор,
Затевают длинный и веселый спор.
Овощи:
Кто из нас овощей, и вкусен и нужен.
Кто при всех болезнях будет всем полезней?
Осень:
Выскочил горошек - ну и хвастунишка!
Горошек: (весело)
Я такой хорошенький, зелененький мальчишка,
Если только захочу,
Всех горошком угощу!
Осень:
От обиды покраснев свекла покраснела.
Свекла: (важно)
Дай сказать, хоть слово мне,
Выслушай сначала.
Свеклу надо для борща, и для винегрета.
Кушай сам и угощайся –
Лучше свеклы нету!
Капуста: (перебивая)
Ты уж свекла, помолчи!
Из капусты варят щи,
А какие вкусные, пироги капустные!
Зайчики плутишки любят кочерыжки.
Угощу ребяток, кочерыжкой сладкой.
4
Огурец: (задорно)
Очень будете довольны, съев огурчик малосольный.
Я уж свежий огуречик, всем понравится конечно!
Редиска: (скромно)
Я – румяная редиска, поклонюсь вам низко-низко,
А хвалить себя зачем? Я и так известна всем!
Морковь: (кокетливо)
Про меня рассказ недлинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок, и грызи морковку –
Будешь ты тогда дружок,
Крепким, сильным, ловким.
Осень:
Тут надулся помидор, и промолвил строго…
Помидор:
Не болтай морковка, вздор,
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный,
Уж, конечно, сок томатный.
Дети:
Витаминов много в нем,
Мы его охотно пьем!
Осень:
У окна поставьте ящик,
Поливайте только чаще.
И тогда, как верный друг,
К вам придет зеленый…
Лук:
Я – приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я – ваш друг,
Я – простой зеленый лук.
Картошка: (скромно)
Я, картошка, так скромна – слово не сказала…
Но картошка так нужна
И большим и малым!
Баклажаны: (робко)
Баклажанная икра так вкусна, полезна…
Осень:
Спор давно кончать пора!
Овощи: (хором)
Спорить бесполезно!
(слышится стук в дверь. Овощи замирают).
Редиска:
Кто-то кажется стучится. (входит Айболит)
5
Овощи:
Это доктор Айболит!
Айболит:
Ну, конечно, это я
О чем спорите, друзья?
Баклажан:
Кто из нас из овощей, всех вкусней и всех важней?
Кто при всех болезнях будет всем полезней?
(Айболит расхохотался)
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить, все без исключенья,
В этом нет сомненья! В каждом польза есть и вкус, И решить я не берусь.
Кто из вас вкуснее, кто из вас важнее!
Осень:
Все овощи важны и вкусны.
Осень приглашает октябрь - Олег Т.↓
Октябрь
.
В народе меня называют листопадником, свадебником. Постоят
недолгие ясные дни, радуя прощальным теплом и последними цветами-хладолюбами.
П. Миша↓
К середине осени солнце радует своим появлением совсем редко, становится все
пасмурнее, чаще идут продолжительные холодные дожди. Все чаще по ночам
случаются заморозки.
И. Коля↓
В октябре звери в лесу продолжают готовиться к зиме: заготавливают пропитание
на всю зиму, утепляют норы, шубки с летних на зимние меняют. Ежи нанизывают
опавшие листья на иглы и устилают ими свою норку.
Октябрь (Т. Олег) проводит игру «Передай осенний веночек по кругу».
Все игроки встают в круг и под музыку передают друг другу венок. Тот, на ком
музыка прекратится, выходит. И так до последнего игрока, который и становится
победителем.
Воспитатель:
Октябрь – месяц ярмарок и праздников и у нас в гостях весёлые скоморохи.
(Костюмы! И лотки с товаром)
Фома – С. Саша
Ерема – Н. Стефан
Фома. Эй, народ честной,
У возов не стой!
Молодой ты аль стар;
Выбирай товар!
6
Ерема. Товар отменный.
Вот самовар медный –
Сам дымком дымит,
Сам чайком поит!
Фома. А вот - чашки
Для пшенной кашки!
А вот блюдца!
Никогда не бьются!
Ерема. Тут - игрушки для ребят!
Сами на тебя глядят:
Медведь - рычит!
Воробей - пищит!
Заяц - скачет!
Фома. Девки! Бабы! Не зевайте!
Полушалки выбирайте!
Ерема. Бусы, ленты, кружева!
Пудра, нитки, зеркала!
Фома. Такой товар «за так» не отдам! Отдам тем, кто пословицы знает.
Фома и Ерёма приглашают помощников, помощники говорят начало пословицы,
дети должны произнести ее конец.
А у нас, у скоморохов, есть помощники, которые испытание для вас приготовили,
хорошо ли вы знаете пословицы про осень.
Помощники: В. Валя, Х. Миша
(Пословицы дети должны услышать только на празднике. Фома и Ерема учат и
сохраняют в секрете)
1.
Посеешь в пору - соберешь... (зерна гору.)
2.
Всякое семя знает... (свое время.)
3.
Без хозяина земля - круглая... (сирота.)
4.
Не хвались травой, хвались... (сеном.)
5.
Работа и мучит, и кормит, и... (учит.)
6.
Весна красна цветами, а осень... (пирогами.)
7.
Холоден сентябрь да... (светел.)
8.
В огороде не скучаем, значит, будем с... (урожаем.)
9.
Упал с дерева один лист - жди... (осени.)
7
10. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и рвет,
дождь льет и снег... (метет.)
Воспитатель: А что в это время делается в лесу? Заглянем туда. (Сценка Сорока и
медведь)
Сорока Г. Оля, Медведь У. Лев
Сорока и медведь
- Эй, медведь, ты днём что делаешь?
- Я – то? Да ем.
- А ночью?
- И ночью ем.
- А утром?
- И утром.
- А вечером?
- И вечером ем.
- Когда же ты тогда не ешь?
- Когда сыт бываю.
- А когда же ты сыт бываешь?
- Да никогда…
Н. Сладков
Осень приглашает ноябрь - Н. Коля↓
Ноябрь
.
А я третий осенний месяц - ноябрь. Я - сентябрев внук, октябрев сын, зиме
- родной батюшка. В народе меня называют грудень. В ноябре журавли, трясогузки,
скворцы, ласточки, стрижи, иволги, цапли, соловьи, зяблики, грачи улетают на юг,
чтобы не замерзнуть от зимней стужи.
С. Саша↓
Поздняя осень – серебряная пора. На лужах появляется первая корочка льда,
снежинки начинают иногда падать на уже мерзлую землю, серебрятся опавшие листья,
покрытые инеем, звенят обледеневшие веточки деревьев.
Воспитатель: Зная осенние приметы легко подготовится к любой погоде или
непогоде.
Игра.
[Распределяемся по командам с помощью листочков.
Каждая команда получает набор слов, из которых вы должны составить примету
осени. Затем выстроится, чтобы мы прочитали, что у вас получилось.]
8
Приметы осени
Большой урожай рябины - к большим морозам.
Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.
Дождливые дни в сентябре – весь январь в серебре.
Много запасов у белки в дупле – к лютой зиме.
Появились комары поздней осенью — к мягкой зиме.
Рано осенью много снега – ждите раннюю весну.
Птицы низко летят – дожди к нам хотят.
Обычно в конце ноября медведи впадают в спячку. Сейчас мы дадим советы
медведю по выбору берлоги. – Коля Н.
Медведь - М. Артемий
Выбирал по каталогу
Мишка новую берлогу:
- Эта слишком далеко,
В эту влезет вор легко,
В этой сыро,
В этой жарко,
В эту солнце светит ярко…
И пока буклет листал,
Незаметно март настал
Воспитатель: Ребята расскажут, что они знают о медведе.
Ж. Егор↓
Самое главное для медведя – это крепкий и здоровый сон. А значит, надо, чтобы
никакой охотник его не потревожил. Для берлоги можно, конечно, выкопать яму,
можно устроиться в корнях дерева.
К. Сережа↓
Люди про медведя много разных небылиц сочинили: и косолапым его называют, и
неуклюжим. А еще придумали, что, мол, зимой медведь в берлоге лапу сосет. Чепуха
все это. На самом деле медведи спят, прикрыв нос лапами.
Б. Люда↓
Кстати медведи не любят толкотни и в берлоге всегда спят по одному, только вот
медвежат, если они еще маленькие, мама может положить под бочок. А спят медведи с
ноября по март!
9
Воспитатель: Снова заглянем в лес, там уже ноябрь.
Сценка Лиса и мышь
Лиса – И. Маша
Мышь – М. Лена
Лиса и мышь
- Мышка – трусишка, ты треска боишься?
- Ни крошечки не боюсь!
- А громкого топота?
- Ни капельки не боюсь!
- А страшного рёва?
- Нисколечко не боюсь!
- А чего ж ты боишься?
- Да тихого шороха …
Подведение итогов праздника
Презентация «Осенняя прогулка» + фоном красивая музыка
Воспитатель: Вот мы и познакомились с тремя осенними месяцами, пришло
время получить угощение от щедрой осени и расстаться на каникулы.
Дети получают угощение, которое приготовили родители, под красивую музыку
уходят с массой приятных впечатлений от праздника в целом, от своего участия,
новые знания получены с помощью положительных эмоций.
Праздник удался!
10