Автор: Горяева Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель группы продленного дня
Учебное заведение: ГБОУ лицей №410
Населённый пункт: Санкт-Петербург, Пушкин
Наименование материала: методическая разработка клубного часа в группе продленного дня
Тема: "Толерантность - норма жизни"
Раздел: начальное образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №410
КЛУБНЫЙ ЧАС
«Толерантность –
норма жизни»
КОНСПЕКТ + ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Работу выполнила
Горяева Татьяна Владимировна,
воспитатель группы продленного дня
Санкт-Петербург
2025
«Толерантность - норма жизни»
Цели:
- сформировать у учащихся представление о толерантности;
- развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и
аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых
проблем.
Оформление:
дерево толерантности, шары.
Ход мероприятия:
Входит воспитатель с шарами в руках: в одной руке 6 шаров, в другой 1 шар.
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята, я рада вас приветствовать.
Ребята, у меня в руках шары, в этих 6 шарах спрятаны некоторые черты личности,
которые определяют одно из понятий. С этим понятием мы и познакомимся сегодня.
Мне нужны помощники, пожалуйста, прошу подойти ко мне 7 человек. Ребята, давайте
посмотрим, что же находится в шарах.
( Хлопаются шары и дети зачитывают слова)
Воспитатель:
Прошу всем участникам занять свои места. А теперь, скажите, пожалуйста, какое понятие
объединяют все эти черты личности?
(Ответы детей)
толеран
тность
сопере
живан
ие
Добро
жела
тельно
сть
доверие
снисхо
дитель
ность
чуткос
ть
терпени
е
Воспитатель:
Хорошо, спасибо ребята.
Эту загадку поможет разгадать последний шар. Ученик прокалывает последний шар и
зачитывает понятие – толерантность.
Воспитатель:
Итак, тема нашего клубного часа «Толерантность»
Ребята, как вы думаете, что такое толерантность?
Ответы детей
Давайте узнаем, что означает это слово в разных языках. В каждой группе на столах
лежат понятия толерантности в разных языках, зачитайте, пожалуйста.
1.
В русском
языке «толерантность» означает «способность, умение терпеть,
мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей,
мягко относиться к их промахам, ошибкам»
Владимир Даль отмечает, что по смыслу толерантность (терпимость)
связана с такими человеческими качествами, как смирение, кротость,
великодушие.
2.
В английском
языке, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность-
"готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь".
3.
Во французском
- "уважение свободы другого, его образа мысли, поведения,
политических и религиозных взглядов".
4.
В китайском
языке быть толерантным значит "позволять, допускать, проявлять
великодушие в отношении других".
5.
В арабском
языке – толерантность – это "прощение, снисхождение, мягкость,
снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность
к другим.
6.
В персидском
- "терпение, выносливость, готовность к примирению".
Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению,
культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление
терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимых от
каких-либо отличий.
Динамическая пауза.
Встаньте в круг. Мы сейчас поиграем в игру приветствия. Я предлагаю вам
поприветствовать друг друга, передавая по кругу мяч. Вы называете свое имя и
присущие вам качества.
Работа к микрогруппах.
А сейчас попробуем решить некоторые ситуации. Учитель даёт листок с ситуацией
дети читают и отвечают на вопрос: Как бы вы поступили в том или ином случае?
Ситуации.
В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить 3
двойки. Кто-то говорит, что он «дурачок», не будем с ним дружить!» Твои
действия.
Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал ее.
Учитель в понедельник решил проверить ее. Предположите возможное развитие
событий. Как себя поведешь Ты? Твой друг? Учитель?
Твои родители запрещают тебе дружить с мальчиком (девочкой), потому что их
семья не такая обеспеченная. Что скажешь ты в защиту своего друга или
согласишься с мнением родителей?
Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдает уже
месяц. Стоит ли напоминать ему о долге или лучше промолчать?
Динамическая пауза «Аплодисменты»
Цель: повышение настроения и самооценки, активизация участников группы
Воспитатель:
А сейчас ребята, хочу предложить вам игру «Аплодисменты»
Прошу встать всех тех, кто обладает определенными умениями или качеством.
Остальные члены группы аплодируют тем, кто встал.
Воспитатель:
Встаньте те, кто умеет:
- рисовать;
- играть на гитаре;
- танцевать;
- вышивать;
- плавать;
Встаньте те, кто мечтает стать:
- учителем;
- юристом;
- милиционером;
- визажистом;
- научиться играть в большой теннис;
- кто мечтает пригнуть с парашютом.
Воспитатель:
А сейчас, ребята, я хочу предложить вам проявить себя при выполнении творческого
задания и подведении итогов.
Обратите внимание на доску. Вы видите символическое дерево без листьев.
А на столах у вас лежат листья с различными чертами личности. Вам необходимо
сформировать крону символического дерева. Наклейте листья с теми чертами, которые
присуще толерантной личности.
•
Расположенность к другим
•
Снисходительность
•
Терпение
•
Чувство юмора
•
Чуткость
•
Доверие
•
Терпимость к различиям
•
Умение владеть собой
•
Доброжелательность
•
Умение не осуждать других
•
Гуманизм
•
Умение слушать
•
Любознательность
•
Способность к сопереживанию
Рефлексия:
Итак, посмотрите на наше дерево. Что можно сказать о нем?
Правильно, дерево преобразилось. Что оно символизирует?
Как же мы можем назвать это дерево? (Толерантность).
Верно. Давайте назовем это дерево деревом толерантности.
Удалось ли нам с вами сформировать понятие толерантности?
Ответы детей.
В конце мне бы хотелось сказать, что наша группа – это маленькая семья. И
хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание,
не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
Ответы детей.