"Формирование положительного отношения к труду у дошкольников в совместной деятельности со взрослыми."
Автор: Веткина Ирина Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №128 Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область Наименование материала: статья Тема: "Формирование положительного отношения к труду у дошкольников в совместной деятельности со взрослыми." Раздел: дошкольное образование
Формирование положительного отношения к труду у дошкольников в
совместной деятельности со взрослыми.
Труд. Какое это прекрасное и хорошее слово. Ведь все прекрасное, что
создано в нашей стране, создано трудом людей. Ни одно дело не обходится
без умелых и крепких рук рабочих.
Самое большое счастье, когда человек любит труд, любит свою работу.
Подготовка нашего подрастающего поколения к жизни, к полезному труду
должна
быть
главной
задачей.
Современное
трудовое
воспитание
ребенка — залог его успешного гражданского становления. Так как через
труд для других, через добрые дела для окружающих формируется сознание
ребенка, понимание того, что каждый человек должен трудиться -это его долг.
Неслучайно именно по отношению к труду народ судит о человеке: «Коня
узнают по зубам, человека по делам». «Не тот плох, чья одежда худа, а тот,
кто в работе не гож никуда».
Труд
в
жизни
каждого
человека
и
в
жизни
общества
имеет
определяющее значение. От того, как человек относится к труду, как он умеет
трудиться во многом зависит его судьба.
Подчеркивая роль трудового воспитания, Ф. Энгельс писал: «Труд -
основное условие всей человеческой жизни –и при том в такой степени, что
мы в известном смысле должны сказать: ТРУД создал самого человека»
Истоки
трудового
воспитания
лежат
в
дошкольном
возрасте,
когда
ребенок
впервые
начинает
испытывать
потребность
в
самостоятельной
деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих
желаний и интересом. В процессе труда формируется личность ребенка,
складываются
коллективные
взаимоотношения.
Труд
детей
дошкольного
возраста
является
важнейшим
средством
гендерного,
умственного,
физического, нравственного воспитания. Потому что в труде укрепляется
мышечная
и
нервная
система
ребенка,
повышается
выносливость,
работоспособность,
совершенствуются
кисти
рук,
воспитывается
чувство
красоты
и
так
же
нравственные
черты.
В
соответствии
с
ФГОС
ДО
«образовательная область «социально-коммуникативное развитие включает в
себя
одно
из
важнейших
направлений
в
работе
ДОУ
–
это
трудовое
воспитание,
где
главной
целью
является
формирование
положительного
отношения к труду, которая достигается с помощью решения следующих
задач.
Задачи:
формирование
позитивных
установок
к
различным
видам
труда
и
творчества
воспитание
ценностного
отношения
к
собственному
труду,
труду
других
людей
и
его
результатам;
воспитание
личности
ребенка
в
аспекте труда и творчества
развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя
реализовать в различных видах труда и творчества
Для
успешного
решения
задач,
предусмотренных
программой
по
формированию
у
детей
дошкольного
возраста
позитивных
установок
к
различным
видам
труда
и
творчества,
первостепенное
значение
имеет
создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок
испытывает
радость
от
труда.
Включаясь
в
трудовое
действие,
ребенок
коренным образом меняет все представления о себе и об окружающем мире.
Меняется самооценка под влиянием успехов, достигнутых ребенком в труде.
Весь процесс воспитания в детском саду мы организуем так, чтобы
дети научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для
коллектива.
Детский
труд
спо собствует
более
и н т е н с и в н ом у
интеллектуальному, эмоционально-личностное развитию ребенка. Поэтому в
детском
саду
целенаправленно
создается
атмосфера,
направленная
на
формирование
нравственных
чувств
и
каче ств
особое
з н ач е н и е .
Ознакомление с трудом помощника воспитателя, дворника, прачки, повара,
шофера,
продавца,
почтальона,
дает
возможность
воспитателю
облегчить
контакты с взрослыми, научить общаться с незнакомыми людьми.
При
организации
трудовой
деятельности
необходимо
соблюдать
санитарно-эпидемиологические требования, которые прописаны в САН ПИН
за № 2.4.1.3049-13
Детское оборудование должно соответствовать росту и возрасту детей,
орудия
труда
должны
быть
абсолютно
безопасными.
Забота
о
создании
гигиенических
условий
для
труда
предупреждает
возможность
его
отрицательного влияния на здоровье детей.
Трудовая деятельность дошкольников включает в себя компоненты:
мотив, цель, трудовые действия, планирование, результат.
Мотив – это причина, побуждающая к трудовой деятельности. (ради чего он
трудится). Мотивы могут быть разные: потребность в положительной оценке
взрослых; потребность в общении со взрослыми, желание чему-то научиться,
общественные мотивы (приносить пользу другим).
Цель – это то, к чему надо стремиться. Условиями возникновения и развития
цели в труде является её доступность пониманию ребенка, посильность её
достижения (зачем это надо сделать, какой получить результат.)
Трудовые
действия
–
это
то,
при
помощи
чего
осуществляется
цель
и
достигается
результат.
Ребенок
постепенно
овладевает
трудовыми
действиями, в старшем возрасте у детей формируются отдельные трудовые
умения, которые они свободно, без помощи взрослых могут выполнять.
Планирование
–
это
умение
предвидеть
предстоящую
работу.
Вначале
предварительное планирование трудовой деятельности детей осуществляется
полностью
воспитателем.
По
мере
овладения
трудовыми
действиями
и
процессом труда в целом, дети сами переходят к планированию. Овладение
планированием способствует улучшению качества результата труда ребенка.
Результат
–
это
показатель
завершения
работы,
фактор,
помогающий
воспитать у детей интерес к труду. В соответствии с ФГОС, результат труда
каждого ребенка оценивается, как успешный по отношению к данному виду
труда. Оценка воспитателя всегда положительная.
Задача воспитателя – научить ребенка выполнять трудовые процессы
целостно (от постановки цели до получения результата и уборке рабочего
места);
осваивать
рациональные
способы
трудовых
действи й;
самостоятельно
контролировать
качество
результата
труда.
Именно
целостное
освоение
трудового
процесса
дает
возможность
ребенку
стать
действенным
субъектом.
Для
лучшего
усвоения
трудовых
навыков
мы
планируем работу с подгруппой детей, учитывая их возрастные, половые
отличия.
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого
педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те
уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим
воспитать
мужчин
и
женщин,
а
не
бесполых
существ,
растерявших
преимущества своего пола.
Важную
роль
в
трудовом
воспитании
играет
учет
гендерных
способностей
детей
(например,
мальчики
при
подготовке
к
занятиям
раздвигают столы, расставляют стулья, выполняют более тяжелую работу. А
девочки раздают материал и оборудование.)
В
группе
созданы
уголки
творческого
труда,
где
мальчики
могут
мастерить из разных материалов и конструктора, а для девочек есть уголок
«Волшебная
шкатулка»,
где
они
могут
шить,
собирать
бусы,
делать
различные поделки.
Основной вид деятельности в дошкольном возрасте – игра. И только в
игре дошкольника ярка проявляется его связь с трудом, которую можно
проследить
в
процессе
выполнения
ими
дел,
необходимых
для
игры:
провести, например, уборку в кукольном хозяйстве, построить жилье для
игрушечных животных, перевести строительный материал к месту стройки и
т.п. Игра может стать мотивом, побуждающим к труду.
Широко используем в работе по трудовому воспитанию такие формы
работы
с
детьми,
как:
экскурсии,
дидактические
игры,
беседы
с
использованием
наглядного
дидактического
материала.
Постоянно
пополняется предметно-развивающая среда.
Для
более
успешного
решения
задач
по
трудовому
воспитанию
у
дошкольников, огромное внимание было уделено работе с родителями.
Организация разного рода совместных дел родителей, детей и педагогов
приближает семью к детскому саду, позволяет расширить круг интересов
ребенка, формирует нравственные качества: ответственность, трудолюбие,
чувство долга.
Таким образом, только творческий подход к решению проблемы по
формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и
творчества
в
современных
образовательных
условиях
позволит
достичь
хороших результатов.