Напоминание

Развивающая предметно-пространственная среда – как средство формирования предпосылок инженерного мышления


Автор: Насретдинова Альфия Османовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МОУ "Кременкульская СОШ" Д/с "Мир Детства"
Населённый пункт: ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ, СОСНОВСКИЙ РАЙОН, село КРЕМЕНКУЛЬ
Наименование материала: Статья
Тема: Развивающая предметно-пространственная среда – как средство формирования предпосылок инженерного мышления
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развивающая предметно-пространственная среда – как средство

формирования предпосылок инженерного мышления

Инженерное

мышление

способность

анализировать

задачи,

находить

рациональные решения, использовать научные и технические знания для создания новых

объектов или процессов. Оно включает в себя логическое и критическое мышление,

креативность, умение работать с данными и моделировать ситуации.

Инженерное мышление направлено на исследование, создание и эксплуатацию

новой техники, прогрессивных технологий. Ребенок может решать конкретные задачи и

цели с помощью технических средств для достижения наиболее эффективного и

качественного результата.

Оптимальным средством формирования предпосылок инженерного мышления у

дошкольников

является

создание

развивающей

среды.

Развивающая

предметно-

пространственная среда (РППС) – это продуманное пространство, которое стимулирует

интерес детей к науке и технике, развивает навыки конструирования и программирования,

а также обеспечивает их безопасность.

Чтобы РППС по формированию инженерного мышления была действительно

эффективной, необходимо продумать ее доступность, гибкость и безопасность. Грамотно

выстроенная среда поможет ребенку быть уникальной и самостоятельной личностью.

Таблица № 1 «Требования к РППС»

Требование РППС

Описание

Доступность

Оборудование и материалы должны

соответствовать возрасту и уровню развития детей;

подберите широкий спектр материалов:

конструкторы разных типов, датчики, моторы,

пульты управления, компьютеры, планшеты,

подручные материалы;

расположите оборудование на уровне глаз и рук

детей, а инструкции должны быть понятными и

простыми

Гибкость

Используйте модульную мебель и оборудование,

которое можно легко переставлять и

трансформировать в зависимости от задач и

проектов;

предоставляйте детям возможность выбирать

материалы и инструменты для реализации своих

идей;

обновляйте материалы и оборудование, добавляйте

новые конструкторы, датчики, программное

обеспечение;

прислушивайтесь к мнению детей, учитывайте их

интересы и пожелания

Безопасность

Используйте только сертифицированное

Требование РППС

Описание

оборудование, которое предназначено для детей;

разработайте и строго соблюдайте правила

безопасности при работе с конструкторами,

компьютерами и другим оборудованием;

обучите детей правилам безопасности и убедитесь,

что они их понимают и соблюдают;

проверяйте состояние оборудования и материалов,

своевременно заменяйте поврежденные детали;

обеспечьте достаточное освещение и вентиляцию в

помещении;

обеспечьте удобную и эргономичную мебель, чтобы

дети могли комфортно работать

Многофункциональность

Подберите оборудование и материалы, которые

можно будет использовать в различных видах

деятельности

Мотивация к

исследованию

Предложите необычные материалы, интересные

конструкции, интерактивные элементы, которые

будут побуждать к исследованию, задавать вопросы

и искать ответы

Для организации РППС по развитию инженерного мышления можно

использовать следующие центры:

1. Центра конструирования;

2. Центр экспериментов;

3. Центр наблюдений и экспериментирований;

4. Центр робототехники.

Центр конструирования.

В детском саду центр конструирования можно

оформить в виде уголка или центра конструирования. Примеры названий такой зоны:

«Город Мастеров», «Лего-град», «Остров сокровищ», «Изобретариум».

Зона должна быть безопасной, доступной и удобной для детей. При организации

пространства необходимо учитывать размер деталей конструкторов, экологичность

материалов.

Предметы и оборудование необходимо расположить так, чтобы дети могли легко

подойти к нему, брать необходимый материал. Четкая организация пространства и

материалов

поможет

детям

поддерживать

порядок

и

находить

нужные

детали.

Использовать разные виды конструкторов с учетом возраста ребенка. Центр следует

пополнять новыми материалами, игрушками для обыгрывания построек, а также

рисунками

и

фотографиями

различных

строений. Все

материалы

должны

быть

безопасными, нетоксичными и соответствовать возрасту детей.

Воспитатель должен поддерживать и направлять детей в их конструктивной

деятельности, задавать вопросы, предлагать идеи и помогать решать проблемы, чтобы

стимулировать их творчество и воображение.

Центр экспериментов.

При организации зоны экспериментов лучше выделить

тихую зону, где дети смогут сосредоточиться и безопасно проводить эксперименты. Это

может быть отдельный стол или целый участок комнаты. Разместить зону можно у окна

или дополните его настольными лампами. Зона экспериментов может быть оформлена в

стиле научного центра или мини-лаборатории.

Можно

использовать

названия:

«Капсула

будущего»,

«Экспериментариум

профессора

Чудакова»,

«Школа

фиксиков»,

«Уголок

Почемучки»,

«Лаборатория

фиксиков».

В зоне экспериментов необходимо разместить столы, за которыми дети будут

проводить эксперименты. Также можно оформить полки, ящики или стеллажи для

хранения материалов и оборудования. Желательно маркировать оборудование или

использовать прозрачные контейнеры, чтобы дети легко находили нужные предметы.

Что необходимо разместить в зоне экспериментирования:

ёмкости и контейнеры для воды, песка, мелких предметов;

пипетки, ложки, линейки, лупы, магнит, весы, микроскоп;

лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;

разнообразные сосуды из различных материалов: пластмасса, стекло, металл,

керамика разного объема и формы;

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья;

проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки;

высушенные листья, веточки, камешки, насекомые в прозрачных капсулах.

Для

наглядности

нужно

оформить

стенд

или

доску,

разместить

на

них инструкции-карточки, алгоритмы и схемы с пошаговыми действиями для выполнения

опытов. Еще можно дополнить стенды обучающими плакатами с простым объяснением

физических и химических явлений.

Оформление зоны должно быть ярким и привлекательным для детей, но не

перегруженным. Для создания атмосферы заинтересованности можно включить детей в

процесс оформления зоны. Дети могут украсить его рисунками, поделками, которые будут

связаны с темой экспериментов.

Обязательно предусмотрите меры предосторожности в зонах. Используйте только

безопасные материалы и оборудование без острых углов и мелких деталей. Установите

правила использования материалов и закрепите в зоне.

Центр наблюдений и исследований. Можно оформить в виде уголка природы

или мини-лаборатории. Примеры названия такой зоны: «Клуб юных экологов»,

«Почемучкин уголок», «Островок открытий», «Центр науки и природы».

Расположение зоны необходимо продумать, чтобы растения, материалы и

инструменты не причинили детям вреда и были безопасными. Можно разместить в зоне

познавательные иллюстрированные книги, альбомы, плакаты, видеофильмы, иллюстрации

проведения опытов, аудио- и видеоматериалы.

Центр

робототехники. Такая

зона

нужна,

чтобы

дети свободно

экспериментировали, творили и создавали что-то новое в области робототехники. Зона

может быть оформлена в виде мастерской, лаборатории или центра активности.

В этой зоне нужно подготовить для детей оборудованные места для сборки

роботов, с необходимыми инструментами. Главная задача – детям должно быть удобно

собирать и разбирать конструкции.

Оформить зону робототехники можно в виде уголка, отдельного научного центра

или мобильного стенда.

Примеры названия такой зоны: «Галактика роботов», «Трансформеры: Секретная

база», «Конструкторское бюро "Импульс"», «Академия первых открытий».

Чем необходимо наполнить зону робототехники:

демонстрационная площадка для показа работы роботов, которые выполняют

простые команды;

тестовый полигон или небольшая площадка для испытания собранных роботов, с

препятствиями, линиями, подъемами и спусками;

напольные коврики с разметкой для программирования роботов на выполнение

определенных задач, например движение по маршруту, объезд препятствий;

пульты управления, для управления роботами в ручном режиме;

инструменты от простых отверток и молотков до более сложных станков и 3D-

принтеров;

дерево, металл, пластик, ткани, электроника;

компьютеры и программное обеспечение для проектирования, моделирования и

управления оборудованием;

различные модели роботов из конструктора, готовые модели, простые механизмы;

разные наборы для робототехники, например LEGO Education, Huna Robotics,

Arduino с подробными инструкциями и дополнительными деталями;

картон,

бумага,

пластилин,

клей,

ножницы

для

создания

декораций

и

дополнительных элементов для роботов.

Инженерное мышление формируется не только в уголке конструирования. Его

"точки роста" рассредоточены по всей группе: в центре экспериментирования, центре

творчества, даже в сюжетно-ролевой игре, где дети создают "механизмы" из подручных

средств.

Таким образом, задача педагога – не создать отдельный "инженерный уголок",

а насытить всю среду "задачами-вызовами", которые заставят детей думать, как

инженеры: анализировать, планировать, создавать и исправлять ошибки.



В раздел образования