Автор: Насретдинова Альфия Османовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МОУ "Кременкульская СОШ" Д/с "Мир Детства"
Населённый пункт: ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ, СОСНОВСКИЙ РАЙОН, село КРЕМЕНКУЛЬ
Наименование материала: Статья
Тема: Развивающая предметно-пространственная среда – как средство формирования предпосылок инженерного мышления
Раздел: дошкольное образование
Развивающая предметно-пространственная среда – как средство
формирования предпосылок инженерного мышления
Инженерное
мышление
–
способность
анализировать
задачи,
находить
рациональные решения, использовать научные и технические знания для создания новых
объектов или процессов. Оно включает в себя логическое и критическое мышление,
креативность, умение работать с данными и моделировать ситуации.
Инженерное мышление направлено на исследование, создание и эксплуатацию
новой техники, прогрессивных технологий. Ребенок может решать конкретные задачи и
цели с помощью технических средств для достижения наиболее эффективного и
качественного результата.
Оптимальным средством формирования предпосылок инженерного мышления у
дошкольников
является
создание
развивающей
среды.
Развивающая
предметно-
пространственная среда (РППС) – это продуманное пространство, которое стимулирует
интерес детей к науке и технике, развивает навыки конструирования и программирования,
а также обеспечивает их безопасность.
Чтобы РППС по формированию инженерного мышления была действительно
эффективной, необходимо продумать ее доступность, гибкость и безопасность. Грамотно
выстроенная среда поможет ребенку быть уникальной и самостоятельной личностью.
Таблица № 1 «Требования к РППС»
Требование РППС
Описание
Доступность
Оборудование и материалы должны
соответствовать возрасту и уровню развития детей;
подберите широкий спектр материалов:
конструкторы разных типов, датчики, моторы,
пульты управления, компьютеры, планшеты,
подручные материалы;
расположите оборудование на уровне глаз и рук
детей, а инструкции должны быть понятными и
простыми
Гибкость
Используйте модульную мебель и оборудование,
которое можно легко переставлять и
трансформировать в зависимости от задач и
проектов;
предоставляйте детям возможность выбирать
материалы и инструменты для реализации своих
идей;
обновляйте материалы и оборудование, добавляйте
новые конструкторы, датчики, программное
обеспечение;
прислушивайтесь к мнению детей, учитывайте их
интересы и пожелания
Безопасность
Используйте только сертифицированное
Требование РППС
Описание
оборудование, которое предназначено для детей;
разработайте и строго соблюдайте правила
безопасности при работе с конструкторами,
компьютерами и другим оборудованием;
обучите детей правилам безопасности и убедитесь,
что они их понимают и соблюдают;
проверяйте состояние оборудования и материалов,
своевременно заменяйте поврежденные детали;
обеспечьте достаточное освещение и вентиляцию в
помещении;
обеспечьте удобную и эргономичную мебель, чтобы
дети могли комфортно работать
Многофункциональность
Подберите оборудование и материалы, которые
можно будет использовать в различных видах
деятельности
Мотивация к
исследованию
Предложите необычные материалы, интересные
конструкции, интерактивные элементы, которые
будут побуждать к исследованию, задавать вопросы
и искать ответы
Для организации РППС по развитию инженерного мышления можно
использовать следующие центры:
1. Центра конструирования;
2. Центр экспериментов;
3. Центр наблюдений и экспериментирований;
4. Центр робототехники.
Центр конструирования.
В детском саду центр конструирования можно
оформить в виде уголка или центра конструирования. Примеры названий такой зоны:
«Город Мастеров», «Лего-град», «Остров сокровищ», «Изобретариум».
Зона должна быть безопасной, доступной и удобной для детей. При организации
пространства необходимо учитывать размер деталей конструкторов, экологичность
материалов.
Предметы и оборудование необходимо расположить так, чтобы дети могли легко
подойти к нему, брать необходимый материал. Четкая организация пространства и
материалов
поможет
детям
поддерживать
порядок
и
находить
нужные
детали.
Использовать разные виды конструкторов с учетом возраста ребенка. Центр следует
пополнять новыми материалами, игрушками для обыгрывания построек, а также
рисунками
и
фотографиями
различных
строений. Все
материалы
должны
быть
безопасными, нетоксичными и соответствовать возрасту детей.
Воспитатель должен поддерживать и направлять детей в их конструктивной
деятельности, задавать вопросы, предлагать идеи и помогать решать проблемы, чтобы
стимулировать их творчество и воображение.
Центр экспериментов.
При организации зоны экспериментов лучше выделить
тихую зону, где дети смогут сосредоточиться и безопасно проводить эксперименты. Это
может быть отдельный стол или целый участок комнаты. Разместить зону можно у окна
или дополните его настольными лампами. Зона экспериментов может быть оформлена в
стиле научного центра или мини-лаборатории.
Можно
использовать
названия:
«Капсула
будущего»,
«Экспериментариум
профессора
Чудакова»,
«Школа
фиксиков»,
«Уголок
Почемучки»,
«Лаборатория
фиксиков».
В зоне экспериментов необходимо разместить столы, за которыми дети будут
проводить эксперименты. Также можно оформить полки, ящики или стеллажи для
хранения материалов и оборудования. Желательно маркировать оборудование или
использовать прозрачные контейнеры, чтобы дети легко находили нужные предметы.
Что необходимо разместить в зоне экспериментирования:
ёмкости и контейнеры для воды, песка, мелких предметов;
пипетки, ложки, линейки, лупы, магнит, весы, микроскоп;
лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
разнообразные сосуды из различных материалов: пластмасса, стекло, металл,
керамика разного объема и формы;
природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья;
проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки;
высушенные листья, веточки, камешки, насекомые в прозрачных капсулах.
Для
наглядности
нужно
оформить
стенд
или
доску,
разместить
на
них инструкции-карточки, алгоритмы и схемы с пошаговыми действиями для выполнения
опытов. Еще можно дополнить стенды обучающими плакатами с простым объяснением
физических и химических явлений.
Оформление зоны должно быть ярким и привлекательным для детей, но не
перегруженным. Для создания атмосферы заинтересованности можно включить детей в
процесс оформления зоны. Дети могут украсить его рисунками, поделками, которые будут
связаны с темой экспериментов.
Обязательно предусмотрите меры предосторожности в зонах. Используйте только
безопасные материалы и оборудование без острых углов и мелких деталей. Установите
правила использования материалов и закрепите в зоне.
Центр наблюдений и исследований. Можно оформить в виде уголка природы
или мини-лаборатории. Примеры названия такой зоны: «Клуб юных экологов»,
«Почемучкин уголок», «Островок открытий», «Центр науки и природы».
Расположение зоны необходимо продумать, чтобы растения, материалы и
инструменты не причинили детям вреда и были безопасными. Можно разместить в зоне
познавательные иллюстрированные книги, альбомы, плакаты, видеофильмы, иллюстрации
проведения опытов, аудио- и видеоматериалы.
Центр
робототехники. Такая
зона
нужна,
чтобы
дети свободно
экспериментировали, творили и создавали что-то новое в области робототехники. Зона
может быть оформлена в виде мастерской, лаборатории или центра активности.
В этой зоне нужно подготовить для детей оборудованные места для сборки
роботов, с необходимыми инструментами. Главная задача – детям должно быть удобно
собирать и разбирать конструкции.
Оформить зону робототехники можно в виде уголка, отдельного научного центра
или мобильного стенда.
Примеры названия такой зоны: «Галактика роботов», «Трансформеры: Секретная
база», «Конструкторское бюро "Импульс"», «Академия первых открытий».
Чем необходимо наполнить зону робототехники:
демонстрационная площадка для показа работы роботов, которые выполняют
простые команды;
тестовый полигон или небольшая площадка для испытания собранных роботов, с
препятствиями, линиями, подъемами и спусками;
напольные коврики с разметкой для программирования роботов на выполнение
определенных задач, например движение по маршруту, объезд препятствий;
пульты управления, для управления роботами в ручном режиме;
инструменты от простых отверток и молотков до более сложных станков и 3D-
принтеров;
дерево, металл, пластик, ткани, электроника;
компьютеры и программное обеспечение для проектирования, моделирования и
управления оборудованием;
различные модели роботов из конструктора, готовые модели, простые механизмы;
разные наборы для робототехники, например LEGO Education, Huna Robotics,
Arduino с подробными инструкциями и дополнительными деталями;
картон,
бумага,
пластилин,
клей,
ножницы
для
создания
декораций
и
дополнительных элементов для роботов.
Инженерное мышление формируется не только в уголке конструирования. Его
"точки роста" рассредоточены по всей группе: в центре экспериментирования, центре
творчества, даже в сюжетно-ролевой игре, где дети создают "механизмы" из подручных
средств.
Таким образом, задача педагога – не создать отдельный "инженерный уголок",
а насытить всю среду "задачами-вызовами", которые заставят детей думать, как
инженеры: анализировать, планировать, создавать и исправлять ошибки.