Автор: Куликова Виктория Романовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 29"
Населённый пункт: Ставропольский край, г. Благодарный
Наименование материала: Разработка авторской программы
Тема: «Веселый лоскуток»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №29»
Программа кружка
«Веселый лоскуток»
(2 младшая группа)
Разработала:
Воспитатель Куликова Виктория Романовна
Пояснительная записка
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №
29» использует в своей работе технологию Н.М. Крыловой «Детский сад –
Дом
радости».
Данная
технология
даёт
хороший
уровень
базовых
компетентностей. Однако в нашем учреждении приоритетным является
художественно-эстетическое
направление,
поэтому
нами
разработана
программа данной кружковой работы.
Программа кружковой работы «Веселый лоскуток» предполагает работу с
тканью в технике «коллаж».
Работа с разными видами ткани привлекает детей яркостью, необычностью
и простотой выполнения.
Коллаж – сочетание абсолютно разнородных материалов, которые
гармонично дополняют друг друга, располагаясь не только в плоскости, но и
в
объеме,
и
образуют
композиционное
единство,
выражающее
эмоциональную идею художественного произведения. В технике коллажа
выполняют несложные тематические композиции в виде панно.
В своей работе с детьми я использую изготовление коллажа путем
сочетание аппликации
и рисования. Для его выполнения использую бумагу,
ткань, нити. Таким способом можно изобразить любой предмет, игрушку и
т.д.
Дети выполняют коллажи из готовых форм, которые получают на подносе
или в конверте.
Для изготовления коллажа использую хлопчатобумажные ткани, которые
имеют гладкую поверхность, легко подбираются по цвету, из которых легко
составить любую композицию. Фоном для коллажа чаще всего служит
плотный цветной или белый картон с нарисованным изображением, на
которое дети наклеивают разные части из готовых форм ткани.
Последовательность выполнения коллажа с использованием ткани
требует определенных навыков. Поэтому прежде чем приступить к работе я
делаю для детей:
1.
Эскиз общего вида вещи.
2.
Устанавливаю размер аппликации из ткани, ее местоположение.
3.
Подбираю материалы для работы.
4.
Размечаю изображение.
5.
Собираю и закрепляю детали на образце.
Основное
отличие
изготовления
коллажа
–
силуэтность,
простота,
лаконичность, поэтому рисунок не имеет большое количество деталей.
Коллаж может быть:
- предметным, где выполнены отдельные предметы;
- сюжетным, отображающим небольшой сюжет;
- декоративным, изображающим узор.
Это очень интересная и в то же время трудоемкая работа, ее можно
проводить только с подгруппой детей. Поэтому я организовала кружок
«Веселый лоскуток», который посещают дети второй младшей группы.
Проводится 1 раз в неделю со второго полугодия, так как у детей уже
накоплен опыт работы с бумагой, красками и клеем. Работу с детьми я начала
с того, что познакомила детей с материалами, с которыми предстоит
работать, отметила необычность поделок, изготовленных в технике коллаж.
Цель: создать условия для обучения в технике коллаж.
Задачи
Формировать умение: раскладывать готовые формы на полосе, чередуя их по
цвету;
составлять узор на полосе, квадрате, круге;
составлять и наклеивать изображения из ткани, состоящие из 2-3 частей;
составлять простейшие композиции из предметов;
составлять изображение из частей, вырезанных из ткани и наклеивать их на
готовый фон.
Алгоритм проведения
1.
Рассмотреть образец, предстоящей работы.
2.
Расположить детали на листе-основе по образцу.
3.
Наклеить основные детали из ткани.
4.
По необходимости дорисовать недостающие элементы.
Перспективный план работы кружка
Месяц
Тема
Цель
Январь
(форма)
«Снеговичок»
Учить детей
наклеивать готовые
формы в
определенной
последовательности,
учитывая их величину
от самого большого до
самого маленького.
«Шарфик для Мишутки»
Учить располагать
фигуры по краям
основы, чередуя по
цвету; упражнять в
наклеивании ткани.
«Косынка для зайчихи»
Учить при
наклеивании форм из
ткани располагать
узор на середине
листа.
Февраль
(несложные
композиции)
«Мы - милашки, куклы
неваляшки»
Закреплять умение
наклеивать готовые
формы из ткани в
определенной
последовательности,
учитывая их величину
от самого большого до
самого маленького.
«Украсим салфетку для
неваляшек»
Составлять
несложную
композицию из
готовых форм разного
цвета.
«Пирамидка»
Учить располагать
детали коллажа на
нарисованной основе
в соответствии с
образцом.
«Гусеничка»
Закрепить умение
наклеивать готовые
формы в
определенной
последовательности.
Март
(изображение из
частей)
«Домик для птиц»
Продолжить работу с
фигурами различной
формы, составлять из
них сюжетные
композиции,
располагая на уже
приготовленном фоне.
«Красивый цветок»
Учить составлять
изображение из
частей, вырезанных из
ткани и наклеивать их
на готовый фон.
«Платочек для матрешки»
Составлять узор на
бумаге квадратной
формы, располагая по
краям и в середине
большие кружки
одного цвета, а
посередине сторон
кружки другого цвета.
«Лодочка»
Учить детей
самостоятельно
разрезать полоску
ткани пополам,
прямоугольник по
диагонали.
Апрель
(работа с
ножницами)
«Юбочка для курочки»
Продолжать учить
разрезать треугольник
из ткани по
диагонали, наклеивать
узор в соответствии
образцом.
«Листочки на березе»
Наклеивать мелкие
формы из ткани на
уже нарисованные
веточки.
«Олень - золотые рожки»
Закреплять умение
составлять
изображение из
нескольких частей,
соблюдая
определенную
последовательность
узора дымковской
росписи.
Май
(сюжетные
композиции)
«Одуванчики в траве»
Закрепить умение
создавать несложную
композицию,
состоящую из
нескольких частей.
«Цыплята на лугу» (коллективная
работа)
Закреплять умение
составлять
композицию из
нескольких
предметов,
изображать предмет
из нескольких частей,
учить работать в паре.
«Кораблик плывет по реке»
(коллективная работа)
Закрепить
умение детей
составлять
изображение
кораблика из готовых
форм (трапеции и
треугольника), -
формировать умение
распределять
материал, действия,
очередность
выполнения действий,
находясь в паре со
сверстником;
развивать чувство
формы и композиции.
«Мозаика»
.Закрепит умение
составлять
композицию из частей
различной формы,
разрезать полоску
ткани пополам,
треугольник по
диагонали.
Приложение
Тема. «Снеговичок»
Цель:
Учить детей наклеивать готовые формы в определенной последовательности,
учитывая их величину от самого большого до самого маленького.
Материалы: Основа из синего картона с изображением снежинок, готовые
формы из белого ситца (белые круги, «морковка»), кисть, клей ПВА, клеенка,
салфетка, поднос.
Подготовка к работе. Построили на прогулке снеговика из снега, отметили
при этом особенности построения. Рассмотрели игрушку снеговика.
Порядок выполнения работы.
1.
Рассмотреть образец снеговика. Обратить внимание детей
на то, что снеговик составлен из трех кругов разных размеров. На голове
вместо носа – морковка. Вспомнить, как лепили снеговика на прогулке.
2.
Расположить детали на листе-основе по образцу. Дети
должны учесть размер деталей.
3.
Наклеить основные детали в направлении снизу – вверх.
4.
Дорисовать глазки, ручки, ротик.
Тема. «Шарфик для Мишутки».
Цель. Учить располагать фигуры по краям основы, чередуя по цвету;
упражнять в наклеивании ткани.
Материалы: Заготовка из цветного картона, с выполненной бахромой по
противоположным сторонам, готовые формы из ткани (круги, квадраты и
т.д.), кисть, клей ПВА, клеенка, салфетка, поднос.
Подготовка к работе. К детям за помощью обращается наш Мишка и
просит детей сделать для маленьких медвежат шарфики, потому что у них
болят горлышки.
Порядок выполнения работы.
1.
Рассмотреть готовые формы на подносах (круги, квадраты
из ткани).
2.
Расположить элементы украшения на основе так, как
показано на образце.
3.
Наклеить формы.
Тема. «Косынка для зайчихи».
Цель. Учить при наклеивании форм из ткани располагать узор на середине
листа.
Материалы. Цветная основа треугольной формы, готовые формы ( круги,
овалы), кисть, клей ПВА, клеенка, салфетка, поднос.
Подготовка к работе. К детям в гости пришел Зайчонок и попросил помочь
украсит платочек для его мамы-зайчихи.
Порядок выполнения работы.
1.
Рассмотреть несколько образцов платочков.
2.
Рассмотреть готовые формы из ткани (круги, овалы),
обратить внимание на цвет.
3.
Расположить фигуры на основе.
Тема. «Мы - милашки, куклы неваляшки».
Цель. Закреплять
умение
наклеивать
готовые
формы из
ткани
в
определенной
последовательности,
учитывая
их
величину
от
самого
большого до самого маленького.
Материалы. Игрушки-неваляшки, ½ альбомного листа с нарисованным
солнышком., 4 круга разного диаметра – 6, 4, 2 см. ), кисть, клей ПВА,
клеенка, салфетка, поднос.
Подготовка к работе. Игра с куклами – неваляшками.
Порядок выполнения работы.
1.
Рассмотреть игрушку-образец, выделить основные части
неваляшки.
2.
Расположить детали неваляшки на листе по образцу.
3.
Наклеить все детали, на большой круг можно приклеить
пуговицы круглой формы.
4.
Нарисовать лицо неваляшки.
Тема. «Украсим салфетку для неваляшек».
Цель. Составлять несложную композицию из готовых форм разного цвета.
Материалы. Основа – бумажная салфетка желтого цвета 17 на 17 см с
выполненной бахромой по краям, готовые формы из ткани двух цветов,
кисть, клей ПВА, клеенка, салфетка, поднос.
Подготовка к работе. Игра с мозаикой, где дети выкладывают различные
узоры.
Порядок выполнения работы.
1.
Рассмотреть готовые фигуры. Обратить внимание на
форму, цвет.
2.
Расположить детали коллажа на основе в соответствии с
образцом..
3.
Наклеить все детали.
Тема. «Пирамидка»
Цель. Учить располагать детали коллажа на нарисованной основе в
соответствии с образцом.
Материалы. Цветные круги диаметром 5 см, 4 см, 3см, 2 см, 1 см, кисть,
клей ПВА, клеенка, салфетка, поднос.
Подготовка к работе. Дети собирают и разбирают пирамидки различными
способами – от большого кольца к маленькому и наоборот.
Порядок выполнения работы.
1.
Рассмотреть образец.
2.
Рассмотреть
готовые
детали,
отметить
цвет,
форму,
величину.
3.
Расположить готовые формы на листе.
4.
Наклеить детали, начиная от самого большого до самого
маленького.
Тема. «Гусеничка».
Цель. Закрепить
умение
наклеивать
готовые
формы
в
определенной
последовательности.
Материалы. Лист зеленой бумаги, готовые формы, черный карандаш, клей
ПВА, клеенка, салфетка, поднос.
Подготовка к работе. Рассмотреть иллюстрации с изображением гусеницы,
сделать гусеницу из круглых шариков. Предложить детям сделать подружек
для гусеницы.
Порядок выполнения работы.
1.
Рассмотреть образец, обратить внимание на то, все формы
одинакового цвета и формы, расположены рядом друг с другом, не заходя
один на другой.
2.
Расположить фигуры на основе согласно образцу.
3.
Наклеить поочередно части гусеницы.
4.
Дорисовать глазки, носик.
Тема. «Домик для птиц»
Цель. Продолжить работу с фигурами различной формы, составлять из них
сюжетные композиции, располагая на уже приготовленном фоне.
Материалы. Картон голубого цвета с нарисованным силуэтом дерева,
готовые формы из ткани – треугольник 6*6 см оранжевого цвета,
прямоугольник 8*4см, зеленый кружок диаметром 2,5см, клей ПВА, клеенка,
салфетка, поднос.
Подготовка к работе. На прогулке понаблюдать за птицами, рассмотреть
иллюстрации в книгах, показать детям кормушки, рассказать о скворечниках.
Порядок выполнения работы.
1.
Рассмотреть образец, назвать геометрические формы, из
которых выполнен домик – скворечник.
2.
Разместить домик на силуэте дерева.
3.
Наклеить детали аппликации в следующем порядке: домик-
прямоугольник, крыша – треугольник, окно – кружок.
Тема. «Красивый цветок»
Цель. Учить составлять изображение из частей, вырезанных из ткани и
наклеивать их на готовый фон.
Материалы. Лист картона мягкого цвета, по выбору детей, готовые формы:
кружки разного цвета, диаметром 3см, палочка и листок из ткани зеленого
цвета,
клей ПВА, клеенка, салфетка, поднос.
Подготовка к работе. Беседа о празднике мам, рассматривание иллюстраций
с цветами.
Порядок выполнения работы.
1.
Рассмотреть образец, обратить внимание на то, все
формы одинакового цвета и расположены рядом друг с другом по
кругу, не заходя один на другой, а один кружок посредине этого круга.
2.
Расположить фигуры на основе согласно образцу.
3.
Наклеить поочередно части цветка.
Тема. «Платочек для матрешки»
Цель. Составлять узор на бумаге квадратной формы, располагая по краям и
в середине большие кружки одного цвета, а посередине сторон кружки
другого цвета.
Материалы. Основа – бумажная салфетка желтого цвета 17*17см с
выполненной бахромой по краям, клей ПВА, клеенка, салфетка, поднос.
Подготовка к работе. Дать детям задание выложить различные узоры из
мозаики.
Порядок выполнения работы.
1.
Рассмотреть готовые фигуры.
2.
Расположить детали коллажа на основе в соответствии с
образцом.
3.
Наклеить все детали.
Тема. «Лодочка»
Цель. Учить детей самостоятельно разрезать полоску ткани пополам,
прямоугольник по диагонали.
Материалы. Синяя или голубая бумага, желтая полоска из ткани 2*12см,
белый квадрат размером 7*7см, красный карандаш, клей ПВА, клеенка,
салфетка, поднос.
Подготовка к работе. Рассмотреть картинки с изображением лодок,
показать на образце из бумаги, как правильно разрезать квадрат по
диагонали.
Порядок выполнения работы.
1.
Карандашом провести линию на квадрате заготовке из
белой ткани.
2.
Эту заготовку разрезать по диагонали.
3.
У желтой полоски срезать углы, это лодочка.
4.
Расположить детали коллажа на листе и наклеить
5.
Карандашом нарисовать флажок.
Тема. «Юбочка для курочки»
Цель. Продолжать учить разрезать треугольник из ткани по диагонали,
наклеивать узор в соответствии образцом.
Материалы. Лист бумаги с нарисованной курочкой, цветной квадрат 7*7см,
клей ПВА, клеенка, салфетка, поднос.
Подготовка к работе. Чтение потешки «Вышла курочка гулять..», она
просит о помощи, чтобы дети сделали ей фартук.
Порядок выполнения работы.
1.
Рассмотреть образец, определить из какой фигуры юбочка у
курочки.
2.
Заготовку из ткани разрезать по диагонали.
3.
Расположить правильно детали и наклеить их.
Тема. «Листочки на березе»
Цель. Наклеивать мелкие формы из ткани на уже нарисованные веточки.
Материалы. Лист картона с нарисованным изображением березы, клей
ПВА, клеенка, салфетка, поднос.
Подготовка к работе. Рассмотреть на прогулке березу, почитать стихи о
ней, рассмотреть первые листочки.
Порядок выполнения работы.
1.
Рассмотреть образец.
2.
Разложить листочки на веточки нарисованной березы.
3.
Наклеить детали.
Тема. «Олень - золотые рожки».
Цель. Закреплять умение составлять изображение из нескольких частей,
соблюдая определенную последовательность узора дымковской росписи.
Материалы. Силуэт оленя, вырезанного из бумаги, кружки диаметром 2,5см.
клей ПВА, клеенка, салфетка, поднос.
Подготовка к работе. Рассмотреть объемные
дымковские игрушки,
иллюстрации из альбома, особенности расположения узора, цветовую гамму.
Порядок выполнения работы.
1.
Рассмотреть образцы (несколько штук, в разном
цветовом решении).
2.
Предложить
детям
самостоятельно
выбрать
кружки любого цвета.
3.
Разложить формы на силуэте оленя.
4.
Наклеить детали.
Тема. «Одуванчик в траве».
Цель. Закреплять умение создавать несложную композицию, состоящую из
нескольких частей.
Материалы. Альбомный лист, тонированной бумаги зеленого цвета, круги
из ткани диаметром 5-7см, краски, клей ПВА, клеенка, салфетка, поднос.
Подготовка к работе. На прогулке рассмотреть полянку с одуванчиками,
прочитать стихотворение об одуванчике, рассмотреть картинки.
Порядок выполнения работы.
1.
Рассмотреть образец.
2.
Каждый ребенок располагает композицию по собственному
замыслу.
3.
Наклеить детали.
4.
Красками дорисовать стебельки и листочки, солнышко,
облака.
Тема. «Цыплята на лугу» (коллективная работа).
Цель. Закреплять умение составлять композицию из нескольких предметов,
изображать предмет из нескольких частей, учить работать в паре.
Материалы. Лист форматом А-3, тонированной бумаги зеленого, голубого
цвета, кружки из ткани желтого цвета диаметром 6, 8см, краски, клей ПВА,
клеенка, салфетка, поднос.
Подготовка к работе. Прочитать рассказ Сутеева «Цыпленок», поиграть в
игру «Курочка», рассмотреть картинки к книгам.
Порядок выполнения работы.
1.
Рассмотреть образец.
2.
Распределиться по парам кто с кем хочет выполнять работу.
3.
Набрать на поднос деталей, которые понадобятся для
работы.
4.
Совместно расположить композицию на «лугу».
5.
Наклеить детали.
6.
Дорисовать клювик, глазки, лапки.
Тема. «Кораблик плывет по реке» (коллективная работа)
Цель. Закрепить умение детей составлять изображение кораблика из готовых
форм (трапеции и треугольника), - формировать умение распределять
материал, действия, очередность выполнения действий, находясь в
коллективе со сверстниками; развивать чувство формы и композиции.
Материалы. Лист ватмана в виде реки, тонированный голубым цветом,
детали из ткани разного цвета: трапеция, треугольники белого цвета разного
размера, краски, , клей ПВА, клеенка, салфетка, поднос.
Подготовка
к
работе.
Рассматривание
картинок
с
изображением
корабликов, плывущих по реке. Чтение рассказа «Параходик», совместно с
детьми затонировать бумагу «речка».
Порядок выполнения работы.
1.
Обсудить с детьми, как будем располагать композицию.
2.
Расположить кораблики на «реке».
3.
Наклеить детали.
4.
Дорисовать красками флажок, волны на реке и т.д.
Тема. «Мозаика»
Цель. Закрепит умение составлять композицию из частей различной формы,
разрезать полоску ткани пополам, треугольник по диагонали.
Материалы. Цветная основа с изображенным контуром квадрата размером
10,5*10,5см, 3 полоски ткани, отличные от цвета основы, размером 6*3см,
ножницы, , клей ПВА, клеенка, салфетка, поднос.
Подготовка к работе. Составить вместе с детьми несколько узоров из
мозаики. Потренируйтесь сгибать квадрат и прямоугольник по диагонали.
Порядок выполнения работы.
1.
Сложить
цветные
полоски,
затем
разгладить
место
сгибания разрезать их, разгладив линию сгиба.
2.
Сложить
противоположные
углы
двух
квадратов
и
разрезать их, разгладив линию сгиба.
3.
Полученные из полосок квадраты разместить в углах
квадрата-основы.
4.
Треугольники разложить в середине.
5.
Наклеить детали коллажа.