Напоминание

«НЕЙРОТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ»


Автор: Комова Екатерина Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГОБУЗ "МОДКБ" реабилитационный центр
Населённый пункт: город Апатиты
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «НЕЙРОТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ «НЕЙРОТРЕНАЖЕРЫ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ»

Введение

Современная специальная педагогика и психология находятся в

постоянном поиске эффективных средств коррекции и развития

высших психических функций у детей с ограниченными

возможностями здоровья. В контексте нейропедагогического подхода,

рассматривающего обучение через призму закономерностей работы

мозга, особую актуальность приобретает использование

нейротренажеров. Под нейротренажерами понимается система

специально организованных упражнений и заданий, направленных на

целенаправленное развитие и коррекцию нейрокогнитивных

компонентов психической деятельности: различных видов внимания,

памяти, процессов восприятия, зрительно-моторной координации,

пространственных представлений, функций программирования и

контроля. Для детей с ОВЗ, у которых в силу органических или

функциональных нарушений часто наблюдается дефицит в развитии

этих базовых составляющих, применение нейротренажеров

становится не просто вспомогательным методом, а необходимым

элементом комплексного коррекционно-развивающего воздействия.

Целью данной методической разработки является теоретическое

обоснование и практическое описание системы работы с

нейротренажерами в условиях инклюзивного и коррекционного

образования.

1. Теоретико-методологические основы применения

нейротренажеров в работе с детьми с ОВЗ

Эффективность нейротренажеров базируется на фундаментальном

свойстве головного мозга – нейропластичности, то есть способности к

изменению своей структуры и функциональной организации под

влиянием опыта. У детей с ОВЗ (с задержкой психического развития,

расстройствами аутистического спектра, детским церебральным

параличом, тяжелыми нарушениями речи) часто наблюдается

функциональная несформированность или дефицитарность

определенных отделов мозга, что проявляется в специфических

трудностях обучения и поведения.

Нейротренажеры представляют собой инструмент для направленной

стимуляции и «переобучения» мозга. Их использование основано на

следующих принципах:

Принцип системности: Нейротренажеры воздействуют не на

изолированную функцию, а на всю функциональную систему,

обеспечивающую ту или иную психическую деятельность. Например,

развитие зрительно-пространственного восприятия неизбежно

затрагивает и внимание, и память, и мыслительные операции.

Принцип поэтапного формирования умственных

действий: Работа с любым тренажером начинается с развернутого

внешнего действия, часто с опорой на материализованную форму

(карточки, схемы, движения), которое постепенно свертывается,

автоматизируется и переходит во внутренний план.

Принцип осознанности и произвольности: Ребенка учат не просто

механически выполнять задание, а осознавать стратегию своей

деятельности, находить ошибки и контролировать ход ее выполнения.

Это напрямую связано с развитием регуляторных функций.

Принцип «от простого к сложному»: Каждый тренажер

предполагает возможность усложнения заданий по нескольким

параметрам: увеличение объема материала, сокращение времени на

выполнение, повышение помехоустойчивости (работа в условиях

отвлекающих факторов).

2. Классификация нейротренажеров и их коррекционно-

развивающий потенциал

Нейротренажеры можно классифицировать по доминирующему

развиваемому когнитивному компоненту.

2.1. Тренажеры для развития произвольного внимания и

контроля

Дефицит внимания и импульсивность – частые спутники многих видов

дизонтогенеза.

Корректурные пробы (методика Бурдона-Анфимова). Ребенку

предлагается находить и вычеркивать в тексте или бланке

определенные буквы, символы или их сочетания. Усложнения:

вычеркивать одну букву прямым крестиком, а другую – перевернутым;

работать на время; искать буквы в условиях зрительных помех.

Таблицы Шульте. Поиск чисел в таблице в определенной

последовательности (от 1 до 25). Тренирует не только концентрацию и

переключение внимания, но и периферическое зрение. Для детей с

ОВЗ используются уменьшенные таблицы (3x3, 4x4) и цветные

варианты.

Игры типа «Найди отличия», «Лабиринты». Требуют высокой

концентрации зрительного внимания и его произвольного управления

для сравнения двух изображений или поиска выхода из запутанного

пути.

2.2. Тренажеры для развития зрительно-пространственного

восприятия и зрительно-моторной координации

Нарушения в этой сфере затрудняют освоение письма, чтения,

решения геометрических задач.

Упражнения на конструирование: Собирание фигур из палочек или

кубиков по образцу (с опорой на схему, по памяти). Усложнение –

мысленное вращение фигуры и определение, совпадает ли она с

образцом.

Графические диктанты («Рисуем по клеточкам»). Ребенок под

диктовку взрослого («две клетки вправо, одна клетка вниз»)

воспроизводит орнамент или рисунок. Идеальный тренажер для

подготовки к письму, развития пространственных представлений и

слухомоторной координации.

Упражнения «Дорисуй вторую половину» (симметричные

рисунки). Развивает чувство симметрии, зрительный анализ и синтез.

2.3. Тренажеры для развития памяти

Мнемотехники. Система приемов, облегчающих запоминание. Для

детей с ОВЗ эффективны методы ассоциаций (связывание нового

образа с хорошо известным), метод локаций («римская комната» –

размещение запоминаемых объектов в знакомом пространстве),

кодирование информации в яркие, нелепые образы.

Игры типа «Что исчезло?», «Что изменилось?». На столе

раскладываются предметы или картинки, ребенок запоминает их,

затем отворачивается, а взрослый убирает один предмет или меняет

их местами. Задача – определить изменение.

Запоминание последовательностей. Воспроизведение порядка

цветных фишек (по типу игры «Саймон Says»), последовательности

действий, цепочки слов.

2.4. Тренажеры для развития функций программирования и

контроля (исполнительных функций)

Исполнительные функции – это управляющая система мозга,

отвечающая за планирование, принятие решений, гибкость мышления

и контроль импульсов. Их несформированность – ключевая проблема

при СДВГ, РАС.

Упражнения «Слово – цвет» (тест Струпа). Ребенку предъявляются

слова, обозначающие цвета (например, «красный», «синий»), но

написанные другим цветом чернил. Задача – назвать не слово, а цвет

чернил. Это требует подавления автоматической реакции (прочтения

слова) в пользу произвольной.

Игры с правилами, требующие смены способа

действия. Классическая игра «Съедобное-несъедобное», где реакция

на бросок мяча зависит от названного слова. Более сложный вариант

– «Земля, вода, воздух, огонь», где на каждое понятие нужна своя

реакция.

Составление и выполнение многошаговых инструкций. Поручения

типа «Подойди к шкафу, возьми синюю папку, открой ее на третьей

странице и принеси мне картинку с яблоком». Такие задания

тренируют оперативную память, планирование и контроль за

последовательностью действий.

3. Методика организации работы с нейротренажерами

Эффективность коррекционного процесса зависит от соблюдения

четкой методики.

Этап 1. Диагностический

Проводится нейропсихологическая или комплексная диагностика для

выявления «слабых звеньев» в развитии высших психических

функций. Определяются целевые зоны для коррекции: например,

недостаточность зрительно-пространственного гнозиса и слабость

слухо-речевой памяти.

Этап 2. Мотивационный и установочный

Любая деятельность должна быть мотивирована. Нейротренажеры

подаются не как скучные упражнения, а как интересная игра, «зарядка

для ума», секретная миссия. Важно создать ситуацию успеха,

начинать с посильных заданий.

Этап 3. Основной (коррекционно-развивающий)

Подбор тренажеров: На основе диагностики подбирается 2-3 вида

тренажеров, направленных на коррекцию выявленных дефицитов.

Инструкция: Инструкция дается четко, кратко, с демонстрацией. Для

детей с трудностями понимания речи используется метод «рука в

руке», визуальные подсказки, пошаговые карточки.

Выполнение: Сначала ребенок выполняет задание в медленном

темпе, с внешней поддержкой и подробным комментированием своих

действий. Педагог задает вопросы: «Что ты будешь делать сначала?»,

«Как ты проверь, правильно ли сделал?».

Постепенное усложнение: По мере освоения задания темп

увеличивается, объем материала растет, вводятся помехи (например,

выполнение корректурной пробы под тихую музыку), уменьшается

внешняя опора.

Этап 4. Контрольно-оценочный

Оценка эффективности ведется по двум направлениям:

1. Микропрогресс: Фиксация улучшений в работе с конкретным

тренажером (снижение количества ошибок, увеличение скорости).

2. Перенос навыка: Наблюдение за тем, как улучшенные функции

проявляются в учебной деятельности и повседневной жизни (стал

аккуратнее писать, лучше запоминать условия задачи, меньше

отвлекаться на уроке).

4. Особенности применения нейротренажеров при различных

нарушениях развития

При ЗПР: Основной акцент – на развитие произвольности всех

психических процессов, вербально-логического мышления и слухо-

речевой памяти. Широко используются графические диктанты,

таблицы Шульте, усложненные корректурные пробы, упражнения на

классификацию и обобщение.

При РАС: Ключевая задача – развитие функций контроля и гибкости

мышления, преодоление ригидности. Эффективны тренажеры,

требующие смены алгоритма действия (тест Струпа, игры с

меняющимися правилами), задания на понимание эмоций и логики

социальных ситуаций по сериям картинок. Необходима максимальная

визуализация и структурирование заданий.

При ДЦП: На первый план выходят тренажеры для развития

зрительно-моторной координации и пространственных представлений,

адаптированные под двигательные возможности ребенка (работа на

планшете, с крупным раздаточным материалом). Активно

используются конструирование, паззлы, упражнения на мысленное

вращение фигур.

При ТНР (тяжелых нарушениях речи): Работа направлена на

развитие слухо-речевой памяти, слухового внимания и вербально-

логического мышления как основы для преодоления речевого

дефекта. Эффективны мнемотехники для запоминания стихов,

последовательностей слов, упражнения на выделение существенных

признаков предметов.

5. Интеграция нейротренажеров в образовательный процесс

Нейротренажеры не должны быть изолированными занятиями. Их

можно и нужно интегрировать:

В структуру урока: В качестве «мозговой разминки» в начале урока,

физкультминутки с когнитивной нагрузкой (например, «Делай, как я, а

не как я говорю»), заключительного этапа на закрепление.

В работу специалистов: Логопед использует нейротренажеры для

развития фонематического слуха и слухо-речевой памяти, дефектолог

– для формирования базовых представлений, психолог – для

развития эмоционально-волевой сферы.

В домашнюю работу: Педагог может давать родителям несложные

тренажеры в виде игровых заданий для ежедневных коротких занятий

(5-7 минут).

Заключение

Применение нейротренажеров в работе с детьми с ОВЗ представляет

собой научно обоснованный и высокоэффективный подход,

позволяющий осуществлять направленное воздействие на глубинные,

базовые механизмы психической деятельности. Систематическая и

целенаправленная работа с ними способствует не только развитию

отдельных когнитивных функций, но и формированию универсальной

способности к обучению – умению учиться. За счет активизации

нейропластических процессов мозга нейротренажеры помогают

преодолевать или компенсировать природные ограничения, создавая

прочный фундамент для академических успехов и социальной

адаптации ребенка с особыми образовательными потребностями.

Важно помнить, что эта работа требует от педагога глубоких

нейропсихологических знаний, гибкости и терпения, а ее результат –

это не мгновенное исцеление, а кропотливо выстраиваемая, кирпичик

за кирпичиком, новая, более эффективная архитектура

познавательных процессов.



В раздел образования