Автор: Комова Екатерина Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГОБУЗ "МОДКБ" реабилитационный центр
Населённый пункт: город Апатиты
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «НЕЙРОТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ»
Раздел: дошкольное образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ «НЕЙРОТРЕНАЖЕРЫ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ»
Введение
Современная специальная педагогика и психология находятся в
постоянном поиске эффективных средств коррекции и развития
высших психических функций у детей с ограниченными
возможностями здоровья. В контексте нейропедагогического подхода,
рассматривающего обучение через призму закономерностей работы
мозга, особую актуальность приобретает использование
нейротренажеров. Под нейротренажерами понимается система
специально организованных упражнений и заданий, направленных на
целенаправленное развитие и коррекцию нейрокогнитивных
компонентов психической деятельности: различных видов внимания,
памяти, процессов восприятия, зрительно-моторной координации,
пространственных представлений, функций программирования и
контроля. Для детей с ОВЗ, у которых в силу органических или
функциональных нарушений часто наблюдается дефицит в развитии
этих базовых составляющих, применение нейротренажеров
становится не просто вспомогательным методом, а необходимым
элементом комплексного коррекционно-развивающего воздействия.
Целью данной методической разработки является теоретическое
обоснование и практическое описание системы работы с
нейротренажерами в условиях инклюзивного и коррекционного
образования.
1. Теоретико-методологические основы применения
нейротренажеров в работе с детьми с ОВЗ
Эффективность нейротренажеров базируется на фундаментальном
свойстве головного мозга – нейропластичности, то есть способности к
изменению своей структуры и функциональной организации под
влиянием опыта. У детей с ОВЗ (с задержкой психического развития,
расстройствами аутистического спектра, детским церебральным
параличом, тяжелыми нарушениями речи) часто наблюдается
функциональная несформированность или дефицитарность
определенных отделов мозга, что проявляется в специфических
трудностях обучения и поведения.
Нейротренажеры представляют собой инструмент для направленной
стимуляции и «переобучения» мозга. Их использование основано на
следующих принципах:
Принцип системности: Нейротренажеры воздействуют не на
изолированную функцию, а на всю функциональную систему,
обеспечивающую ту или иную психическую деятельность. Например,
развитие зрительно-пространственного восприятия неизбежно
затрагивает и внимание, и память, и мыслительные операции.
Принцип поэтапного формирования умственных
действий: Работа с любым тренажером начинается с развернутого
внешнего действия, часто с опорой на материализованную форму
(карточки, схемы, движения), которое постепенно свертывается,
автоматизируется и переходит во внутренний план.
Принцип осознанности и произвольности: Ребенка учат не просто
механически выполнять задание, а осознавать стратегию своей
деятельности, находить ошибки и контролировать ход ее выполнения.
Это напрямую связано с развитием регуляторных функций.
Принцип «от простого к сложному»: Каждый тренажер
предполагает возможность усложнения заданий по нескольким
параметрам: увеличение объема материала, сокращение времени на
выполнение, повышение помехоустойчивости (работа в условиях
отвлекающих факторов).
2. Классификация нейротренажеров и их коррекционно-
развивающий потенциал
Нейротренажеры можно классифицировать по доминирующему
развиваемому когнитивному компоненту.
2.1. Тренажеры для развития произвольного внимания и
контроля
Дефицит внимания и импульсивность – частые спутники многих видов
дизонтогенеза.
Корректурные пробы (методика Бурдона-Анфимова). Ребенку
предлагается находить и вычеркивать в тексте или бланке
определенные буквы, символы или их сочетания. Усложнения:
вычеркивать одну букву прямым крестиком, а другую – перевернутым;
работать на время; искать буквы в условиях зрительных помех.
Таблицы Шульте. Поиск чисел в таблице в определенной
последовательности (от 1 до 25). Тренирует не только концентрацию и
переключение внимания, но и периферическое зрение. Для детей с
ОВЗ используются уменьшенные таблицы (3x3, 4x4) и цветные
варианты.
Игры типа «Найди отличия», «Лабиринты». Требуют высокой
концентрации зрительного внимания и его произвольного управления
для сравнения двух изображений или поиска выхода из запутанного
пути.
2.2. Тренажеры для развития зрительно-пространственного
восприятия и зрительно-моторной координации
Нарушения в этой сфере затрудняют освоение письма, чтения,
решения геометрических задач.
Упражнения на конструирование: Собирание фигур из палочек или
кубиков по образцу (с опорой на схему, по памяти). Усложнение –
мысленное вращение фигуры и определение, совпадает ли она с
образцом.
Графические диктанты («Рисуем по клеточкам»). Ребенок под
диктовку взрослого («две клетки вправо, одна клетка вниз»)
воспроизводит орнамент или рисунок. Идеальный тренажер для
подготовки к письму, развития пространственных представлений и
слухомоторной координации.
Упражнения «Дорисуй вторую половину» (симметричные
рисунки). Развивает чувство симметрии, зрительный анализ и синтез.
2.3. Тренажеры для развития памяти
Мнемотехники. Система приемов, облегчающих запоминание. Для
детей с ОВЗ эффективны методы ассоциаций (связывание нового
образа с хорошо известным), метод локаций («римская комната» –
размещение запоминаемых объектов в знакомом пространстве),
кодирование информации в яркие, нелепые образы.
Игры типа «Что исчезло?», «Что изменилось?». На столе
раскладываются предметы или картинки, ребенок запоминает их,
затем отворачивается, а взрослый убирает один предмет или меняет
их местами. Задача – определить изменение.
Запоминание последовательностей. Воспроизведение порядка
цветных фишек (по типу игры «Саймон Says»), последовательности
действий, цепочки слов.
2.4. Тренажеры для развития функций программирования и
контроля (исполнительных функций)
Исполнительные функции – это управляющая система мозга,
отвечающая за планирование, принятие решений, гибкость мышления
и контроль импульсов. Их несформированность – ключевая проблема
при СДВГ, РАС.
Упражнения «Слово – цвет» (тест Струпа). Ребенку предъявляются
слова, обозначающие цвета (например, «красный», «синий»), но
написанные другим цветом чернил. Задача – назвать не слово, а цвет
чернил. Это требует подавления автоматической реакции (прочтения
слова) в пользу произвольной.
Игры с правилами, требующие смены способа
действия. Классическая игра «Съедобное-несъедобное», где реакция
на бросок мяча зависит от названного слова. Более сложный вариант
– «Земля, вода, воздух, огонь», где на каждое понятие нужна своя
реакция.
Составление и выполнение многошаговых инструкций. Поручения
типа «Подойди к шкафу, возьми синюю папку, открой ее на третьей
странице и принеси мне картинку с яблоком». Такие задания
тренируют оперативную память, планирование и контроль за
последовательностью действий.
3. Методика организации работы с нейротренажерами
Эффективность коррекционного процесса зависит от соблюдения
четкой методики.
Этап 1. Диагностический
Проводится нейропсихологическая или комплексная диагностика для
выявления «слабых звеньев» в развитии высших психических
функций. Определяются целевые зоны для коррекции: например,
недостаточность зрительно-пространственного гнозиса и слабость
слухо-речевой памяти.
Этап 2. Мотивационный и установочный
Любая деятельность должна быть мотивирована. Нейротренажеры
подаются не как скучные упражнения, а как интересная игра, «зарядка
для ума», секретная миссия. Важно создать ситуацию успеха,
начинать с посильных заданий.
Этап 3. Основной (коррекционно-развивающий)
Подбор тренажеров: На основе диагностики подбирается 2-3 вида
тренажеров, направленных на коррекцию выявленных дефицитов.
Инструкция: Инструкция дается четко, кратко, с демонстрацией. Для
детей с трудностями понимания речи используется метод «рука в
руке», визуальные подсказки, пошаговые карточки.
Выполнение: Сначала ребенок выполняет задание в медленном
темпе, с внешней поддержкой и подробным комментированием своих
действий. Педагог задает вопросы: «Что ты будешь делать сначала?»,
«Как ты проверь, правильно ли сделал?».
Постепенное усложнение: По мере освоения задания темп
увеличивается, объем материала растет, вводятся помехи (например,
выполнение корректурной пробы под тихую музыку), уменьшается
внешняя опора.
Этап 4. Контрольно-оценочный
Оценка эффективности ведется по двум направлениям:
1. Микропрогресс: Фиксация улучшений в работе с конкретным
тренажером (снижение количества ошибок, увеличение скорости).
2. Перенос навыка: Наблюдение за тем, как улучшенные функции
проявляются в учебной деятельности и повседневной жизни (стал
аккуратнее писать, лучше запоминать условия задачи, меньше
отвлекаться на уроке).
4. Особенности применения нейротренажеров при различных
нарушениях развития
При ЗПР: Основной акцент – на развитие произвольности всех
психических процессов, вербально-логического мышления и слухо-
речевой памяти. Широко используются графические диктанты,
таблицы Шульте, усложненные корректурные пробы, упражнения на
классификацию и обобщение.
При РАС: Ключевая задача – развитие функций контроля и гибкости
мышления, преодоление ригидности. Эффективны тренажеры,
требующие смены алгоритма действия (тест Струпа, игры с
меняющимися правилами), задания на понимание эмоций и логики
социальных ситуаций по сериям картинок. Необходима максимальная
визуализация и структурирование заданий.
При ДЦП: На первый план выходят тренажеры для развития
зрительно-моторной координации и пространственных представлений,
адаптированные под двигательные возможности ребенка (работа на
планшете, с крупным раздаточным материалом). Активно
используются конструирование, паззлы, упражнения на мысленное
вращение фигур.
При ТНР (тяжелых нарушениях речи): Работа направлена на
развитие слухо-речевой памяти, слухового внимания и вербально-
логического мышления как основы для преодоления речевого
дефекта. Эффективны мнемотехники для запоминания стихов,
последовательностей слов, упражнения на выделение существенных
признаков предметов.
5. Интеграция нейротренажеров в образовательный процесс
Нейротренажеры не должны быть изолированными занятиями. Их
можно и нужно интегрировать:
В структуру урока: В качестве «мозговой разминки» в начале урока,
физкультминутки с когнитивной нагрузкой (например, «Делай, как я, а
не как я говорю»), заключительного этапа на закрепление.
В работу специалистов: Логопед использует нейротренажеры для
развития фонематического слуха и слухо-речевой памяти, дефектолог
– для формирования базовых представлений, психолог – для
развития эмоционально-волевой сферы.
В домашнюю работу: Педагог может давать родителям несложные
тренажеры в виде игровых заданий для ежедневных коротких занятий
(5-7 минут).
Заключение
Применение нейротренажеров в работе с детьми с ОВЗ представляет
собой научно обоснованный и высокоэффективный подход,
позволяющий осуществлять направленное воздействие на глубинные,
базовые механизмы психической деятельности. Систематическая и
целенаправленная работа с ними способствует не только развитию
отдельных когнитивных функций, но и формированию универсальной
способности к обучению – умению учиться. За счет активизации
нейропластических процессов мозга нейротренажеры помогают
преодолевать или компенсировать природные ограничения, создавая
прочный фундамент для академических успехов и социальной
адаптации ребенка с особыми образовательными потребностями.
Важно помнить, что эта работа требует от педагога глубоких
нейропсихологических знаний, гибкости и терпения, а ее результат –
это не мгновенное исцеление, а кропотливо выстраиваемая, кирпичик
за кирпичиком, новая, более эффективная архитектура
познавательных процессов.