Напоминание

Литературное чтение. М. М. Зощенко рассказ "Золотые слова".


Автор: Татаринцева Галина Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Начальная школа - детский сад №55" г. Белгород
Населённый пункт: Белгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Литературное чтение. М. М. Зощенко рассказ "Золотые слова".
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа – детский сад №55» г. Белгорода

Технологическая карта

урока литературного чтения

Автор: Татаринцева Галина Петровна,

учитель начальных классов

2025 г.

Предмет: литературное чтение.

Класс: 3.

Тема урока: «М.М. Зощенко. Рассказ «Золотые слова»».

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с произведением

М.М. Зощенко «Золотые слова».

Планируемые результаты:

Предметные:

будут ориентироваться в тексте произведения, быстро

находить нужные эпизоды, воспроизводить события, описываемые в рассказе

по необходимости, находить доказательства в тексте.

Метапредметные:

Регулятивные: смогут формулировать учебную цель урока, включаться в

нужный момент в учебную деятельность, контролировать себя.

Познавательные:

научатся выбирать из текста нужные для анализа

фрагменты, анализировать характеры и чувства героев, выделять главную

мысль произведения, делать выводы и обобщения по итогам анализа.

Коммуникативные: смогут с достаточной полнотой и точностью выражать

свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; смогут

оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во

внимание и пытаться учитывать в своей деятельности.

Личностные:

продолжат совершенствовать умение формулировать свои

мысли; проявлять навыки сотрудничества с учителем; освоят

урок,

преподнесенный героям произведения.

Формы работы: фронтальная работа, беседа, обсуждение, чтение по частям,

детальное анализирование.

Ресурсы: учебник «Литературное чтение» (Начальная школа XXI века, 3 кл.,

2 ч., Ефросинина Л.А.), презентация, листы самооценки, кадры к рассказу

«Золотые слова», аудиозапись отрывка из рассказа «Золотые слова».

Основные

этапы

организации

учебной

деятельности

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

1.

Мобилизующий

этап.

- Здравствуйте, ребята!

- Поздоровайтесь и с одноклассниками, пожелайте им успехов на уроке.

- Урок мы начнем с того, что узнаем ваше настроение.

- Проверьте, перед вами должны лежать листы самооценки с изображением книг. За

каждый вид работы на уроке, за каждый ваш правильный ответ вы обводите одну

книгу. Отложите листы самооценки. Не забывайте возвращаться к ним во время

урока.

- В начале урока нас встречает такое выражение: «Надо исполнять приказания и

придерживаться правил, которые существуют. Но всё это надо делать с умом».

- Чтобы узнать, почему именно это выражение, давайте скорее начнем урок.

Приветствуют учителя

и

одноклассников.

Настраиваются

на

урок. Организовывают

рабочее

место.

Слушают учителя.

2.

Речевая

разминка.

- Предлагаю вам выполнить упражнения речевой разминки.

1) Упражнение «Свеча».

- Ребята, сделайте глубокий вдох носом. Задержите дыхание. Выдохните через рот,

как бы задувая пламя свечи.

- А теперь сделайте все то же самое, только представьте, что свечей стало намного

больше.

2) Работа над интонацией.

- Посмотрите на слайд. Поставьте голосом ударение на то слово, которое

Выполняют

упражнения

речевой

разминки.

подчеркнуто.

Сегодня ты будешь дежурным.

Сегодня ты будешь дежурным.

Сегодня ты будешь дежурным.

Сегодня ты будешь дежурным.

3) Скороговорка.

- А сейчас, произнесем скороговорку. Сначала медленно. Теперь быстро и

выразительно.

Белый снег.

Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела.

Белой даже не была.

- Закончили выполнять упражнение речевой разминки. Молодцы! Вы очень

внимательны!

3.

Определение

темы

и

целей

урока.

- Ребята, посмотрите на слайд. Разгадайте предложенный ребус (правила поведения).

- Внимательно посмотрите на рисунок. Кто на нем изображен? (девочка, мальчик и

мужчина, который строго смотрит на них, сидят за столом)

- Чем разгаданный вами ребус и этот рисунок связаны? (возможно, дети не соблюдали

правила поведения за столом, поэтому мужчина так строго смотрит на ребят)

- А теперь откройте учебник. Прочитайте название произведения. Кто его автор?

(«Золотые слова» М. Зощенко)

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

- Тема нашего урока: «М.М. Зощенко. Рассказ «Золотые слова»».

Работают

с

картинками

в

презентации.

Разгадывают

ребус.

Определяют

тему

и

цель урока.

- Как правила поведения могут быть связаны с названием рассказа «Золотые слова»?

- Разговор в рассказе пойдет о взаимоотношениях взрослых и детей.

- Как вы думаете, что будет главным сегодня на уроке? Какую цель мы поставим

перед собой? Посмотрите на слайд. Какая из предложенных целей подойдет нам?

(познакомиться с положительными числами; познакомиться с произведением М.

Зощенко «Золотые слова»; научиться работать с целыми числами)

4. Подготовка к

восприятию

произведения.

1. Беседа.

- Ребята, давайте представим такую ситуацию: к вам домой пришли гости. Как бы вы

отнеслись к приходу гостей? Как бы вы их встретили?

- Представьте, что сегодня к вам в гости пришел волшебник из мира сказок и

рассказов. Он приготовил для вас задания. Вот одно из них. На слайде рассыпалось

слово: т и е к э т.

- Составьте слово. (этикет) Объясните, как вы понимаете его значение. Сейчас я

прочитаю толкование этого слова из словаря Ожегова. Итак, этикет – установленный,

принятый порядок поведения, форм обхождения.

- Существует ли установленный, принятый порядок поведения за столом? Если да, то

какой порядок вы знаете?

- Любые вежливые слова, которые помогают устанавливать доброжелательный

контакт с собеседником, называются этикетными.

- Как вы понимаете выражение «золотые слова»?

- Золотые слова – это дорогие слова для человека, характеризуются особой ценностью

Отвечают на вопросы.

Размышляют.

Анализируют

ситуацию. Составляют

слово.

Объясняют

значение

слова.

Слушают

учителя.

Приводят

примеры.

Знакомятся

с

биографией

и

творчеством писателя.

Работают

с

презентацией.

Рассматривают книги.

для него. Приведите примеры золотых слов.

- Вам приятно их слышать? Почему? (да, от них мы становимся добрее)

2. Рассказ о писателе.

- Посмотрите на слайд. Буквы рассыпались. Кто из вас попробует их собрать? Что

получилось? Перед вами фамилия писателя, произведение которого мы сегодня будем

изучать, а также его фотография.

- Посмотрите презентацию о Михаиле Зощенко. Михаил Михайлович Зощенко -

русский писатель, мастер коротких юмористических рассказов. Родился в Санкт-

Петербурге более 100 лет назад. Отец писателя был художником, а мать - актрисой. В

возрасте 8 лет Михаил уже сочинял стихи, а в 13 лет написал свой первый рассказ.

Учился Зощенко неважно. Окончив гимназию, поступил в университет. Вскоре

началась Первая мировая война, и писатель решил уйти на фронт, командовал

батальоном, получил четыре ордена. Вернувшись, зарабатывал на жизнь разными

профессиями: сапожника, столяра, плотника, актера, милиционера. Но находил время

для рассказов, стал автором более 50 книг. Они раскупались мгновенно, а сам

Зощенко стал одним из самых известных и читаемых писателей в то время. Его

рассказы были известны и любимы миллионами. Высоко ценили творчество Михаила

Михайловича писатели — Чуковский, Горький, Маршак. Произведение «Золотые

слова»

входит

в

автобиографический

цикл

рассказов

«Лёля

и

Минька». Прототипами главных героев стали сам Зощенко и его старшая сестра.

- Какие произведения Михаила Зощенко вы уже читали? На этот вопрос вам поможет

ответить выставка книг. Писатель создал целые циклы рассказов, адресованные

детям: «Смешные рассказы», «Лёля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве» и

многие другие.

- Сегодня мы познакомимся с рассказом Михаила Зощенко «Золотые слова».

5.

Первичное

восприятие

текста.

1. Чтение рассказа по частям. Беседа.

- Ребята, сейчас мы будем слушать и смотреть рассказ. На экране вы увидите кадры к

рассказу «Золотые слова», чтобы он интереснее и лучше воспринимался вами. Ещё

сегодня на уроке будут работать мои помощники. Я прошу помощников быть

внимательными. Когда они будут читать вслух – читать громко, четко. А всем

остальным внимательно слушать.

- Давайте послушаем отрывок из рассказа (Аудиозапись. Образец чтения мастером

слова. Стоп: «Но потом вот что произошло на одном ужине…»).

- Как вы думаете, что могло произойти дальше?

Чтение рассказа продолжает учитель. Останавливается на словах: «И с тех пор мы два

месяца не садились вместе со взрослыми…»

- От чьего имени ведется рассказ? (от лица мальчика Миньки)

- Почему дети любили ужинать со взрослыми? (им были интересно слушать истории и

принимать участие в беседах)

- Почему начальник папы весь ужин злился на детей? (они перебивали его)

- Как наказал отец Миньку и Лёлю? (запретил ужинать со взрослыми)

2. Работа в группах.

- Разделимся на три группы. У каждой группы будет свое словосочетание из рассказа.

Подумайте о том, как вы понимаете данное словосочетание. Покажите, когда будете

готовы.

1 группа – тараторила без конца (говорила быстро, без остановки)

2 группа – сидела как на иголках (сидела в беспокойстве от ожидания)

3 группа – желала загладить происшествие (хотела исправить положение)

- Теперь соберите рассыпавшиеся пословицы. Объясните, как вы их понимаете.

Подходят ли они к рассказу?

Слушают

чтение

отрывка из рассказа.

Анализируют.

Отвечают на вопросы.

Слушают

учителя.

Работают

со

словосочетанием,

с

пословицей.

Заполняют

листы

самооценки.

Читают

выразительно.

Выполняют

словарную работу.

1 группа – слово - серебро, молчание – золото.

2 группа – воспитание и вежливость в лавочке не купишь.

3 группа – язык мой – враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.

- Ребята, не забываем за каждый правильный ответ на вопрос или за успешное

выполнение задания обводить книгу в листе самооценки.

Продолжает читать первый помощник учителя. Останавливается на словах: «А

некоторые с серьезным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы…»

- Можно назвать этот рассказ юмористическим? Почему? (да, так как он небольшой и

описывает смешную, забавную историю)

- Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми?

(запретил говорить им за столом)

- Зачем Минька держал масло над стаканом чая? (хотел, чтобы оно подтаяло, так как

было замершее)

Второй помощник учителя читает рассказ до конца.

3. Словарная работа.

- На слайде даны слова из текста: прельщала, угореть, развязно, раскаяться.

Прельщала – стала заманчивой, приятной; угореть – потерять соображение; развязно –

излишне свободно и непринужденно в обращении с другими; раскаяться – осознать

свой неправильный поступок, начать испытывать сожаление о нем.

- Используя словарь антонимов в Интернете, подберите к данным словам антонимы.

Например, прельщала – отвращала, угореть - прозреть; развязно – строго; раскаяться –

отвергать.

6.

Проверка

первичного

восприятия.

- Какую картину вы ярко представили, слушая рассказ? Нарисуйте ее словами.

- Кто из героев вам понравился? Почему?

- Какие эпизоды рассказа заставили вас улыбнуться?

Отвечают на вопросы.

7.

Повторное

чтение и анализ

содержания.

1. Чтение про себя.

- Прочитайте отрывок из текста, начиная с предложения: «Между тем нож согрелся

над чаем» до предложения: «Между тем папин начальник поднес стакан к своему рту

и сделал большой глоток» про себя.

- О чем говорится в этом отрывке?

2. Составление плана отрывка.

- Составим устно план прочитанного вами отрывка. Обсудим предложенные на слайде

варианты заглавий каждого абзаца и выберем наиболее точные.

- Посмотрите на слайд. Проверьте, правильный ли получился у нас план.

3. Анализ художественных образов.

- Каким представлен Минька в рассказе? Опишите его внешность, характер, речь,

особенности поведения с помощью текста. Можно ли назвать его послушным

ребенком?

- Какой представлена нам Лёля? Она была старше или младше Миньки? Найдите в

тексте доказательства.

- Какие взаимоотношения у Миньки и Лёли? Определите причины их такого

поведения в сложившихся ситуациях. Опишите, как они вели себя за столом.

- Какие взаимоотношения у ребят с родителями? Какие сложились отношения с

начальником папы? Почему? Приведите примеры из текста.

- Найдите в тексте, как автор относится к главным героям.

- Как вы относитесь к главным героям – Миньке и Лёле? Нравятся ли вам их

качества? Понравилось ли вам их поведение в начале рассказа? В какую сторону оно

изменилось потом? Что они чувствовали, в тот момент, когда начальник выпил чай с

маслом?

Читают

самостоятельно.

Отвечают на вопросы.

Составляют

план.

Работают

с

презентацией.

Размышляют.

Анализируют

произведение.

8. Обобщающая

беседа.

- Какие слова папы рассказчик «золотыми буквами записал в своем сердце»? Найдите

их в тексте. («Надо и впредь так же поступать – исполнять приказания и

придерживаться правил, которые существуют. Но всё это надо делать с умом.»)

- Почему же автор назвал рассказ «Золотые слова»? Он назвал рассказ так,

подчеркнув главную мысль в нем.

- Так какова же главная мысль рассказа? Главная мысль рассказа содержится в

папиных словах о том, что придерживаться правил и исполнять приказания нужно с

умом.

Делать

всё

нужно

с

учетом

изменившихся

обстоятельств.

И

если

обстоятельства требуют того, чтобы правила были нарушены, то нужно так и сделать.

Тогда поступок будет верным и правильным, и никто тебя не накажет за нарушение

правил. Эти золотые слова, которые папа Миньки и Лели сказал, очень правильные,

будут цениться всегда, можно сказать «на вес золота».

- Минька и Лёля всегда соблюдали правила и указания своего папы? (нет)

- Чему же учит рассказ? Рассказ учит действовать не только по правилам и указаниям,

но и по изменившимся обстоятельствам, учит справедливости и честности.

Отвечают на вопросы,

находя

ответы

в

тексте.

Делают

обобщения.

9.

Итог

урока.

Рефлексия.

- Ребята, близится конец нашего урока. С каким рассказов Михаила Михайловича

Зощенко мы познакомились?

- Прочитав рассказ «Золотые слова», какой вывод вы для себя сделали?

- Какое выражение встречало нас в начале урока?

- Конечно, надо слушать советы, поучения взрослых. Всё надо делать с учетом

изменившейся обстановки.

- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Получилось ли нам ее достичь?

- У кого настроение к концу урока стало лучше?

- У кого оно осталось прежним?

- А у кого стало плохим?

Отвечают на вопросы.

Формулируют

выводы.

Оценивают

свою работу на уроке.

Работают

с

листами

самооценки. Слушают

учителя.

- Теперь возьмите лист самооценки. Посчитайте количество обведенных вами книг. И

запишите в правом нижнем углу их количество.

- Если вы заработали 5 книг и больше – оценка 5; если 3-4 книги – оценка 4; если 1-2

книги – оценка 3. Давайте обсудим.

- Поднимите руку те, у кого 5 обведенных книг и больше. Почему вы себя так

оценили? Как работали на уроке?

- Теперь поднимите руку те, у кого 3-4 книги. Почему?

- И те, у кого 1-2 книги. Почему?

- Итак, ребята, с произведениями Михаила Михайловича Зощенко на уроках

литературного чтения мы встретимся ещё не раз. Если вас заинтересовало творчество

этого писателя, то можете пойти в библиотеку, получить книгу и прочитать ее дома.

- Помните, добрые слова – это цветы человеческой души. Не скупитесь раздавать эти

цветы.

10. Задание на

дом.

- Домашнее задание будет следующим: прочитать по ролям (например, с другом, с

мамой, с папой, с братом, с сестрой, с бабушкой) наиболее понравившийся эпизод.

Подготовить его выразительное чтение. Сформулировать устно, как темп и интонация

речи помогают передать характер героев, их чувства.

- Задайте вопросы.

- Ребята, урок окончен. До свидания!

Записывают домашнее

задание.

Задают

вопросы учителю.



В раздел образования