Напоминание

"Взгляд на личность учителя глазами русских педагогов-новаторов".


Автор: Максимова Надежда Николаевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ "Гармония"
Населённый пункт: г.Калининград
Наименование материала: методическая работа
Тема: "Взгляд на личность учителя глазами русских педагогов-новаторов".
Раздел: дополнительное образование





Назад




Максимова Надежда Николаевна

концертмейстер МАУ ДО "ДШИ "Гармония" (г.Калининград)

«Взгляд на личность учителя глазами русских педагогов-новато-

ров».

Все мы знаем, что деятельность школ искусств даёт детям первоначальные профес-

сиональные навыки по ряду направлений искусств. И эта цель стоит в приоритете у

некоторых преподавателей. Но иногда они забывают, что в процессе обучения азам

того или иного вида искусства, мы должны формировать и духовно-нравственную

личность ребёнка. Ведь в положении о детской школе искусств чётко сказано:" Дея-

тельность ДШИ строится на ...принципах гуманизма, ...приоритета человеческих

ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития

личности...".

Всё это ложится на плечи преподавателя, который должен знать на "отлично"

не только свой предмет, но и быть "проводником" для ребёнка в его дальнейшую

жизнь.

Очень часто в нашей среде, среде преподавателей ДШИ, многие путаются в

терминах "учитель", "педагог", "преподаватель". В интернете я нашла следующую

формулировку:

Педагог - общее понятие, научный термин для обозначения специалиста по

передаче знания.

Преподаватель уже не привязан к детям, а может преподать уроки ученикам

всех возрастов.

Учитель - он и педагог, и преподаватель, и воспитатель, и ещё что-то, что люди

помнят с благодарностью всю жизнь.

Вот об учителе и пойдёт речь.

Цель работы: охарактеризовать личность учителя, его профессиональные качества,

виды его деятельности в процессе обучения детей, опираясь на педагогическое на-

следие русских учителей-новаторов.

Задачи:1.Дать краткую историческую справку о роли учителя на разных ступенях

развития цивилизации.

2.Охарактеризовать личности учителя, его человеческие и профессиональные

качества.

3. Вспомнить, что говорили о воспитании ученика, как неотъемлемой части пе-

дагогической деятельности, корифеи русской педагогики.

4.Выяснить, какими средствами достигается педагогическое мастерство, как выс-

шая ступень деятельности учителя.

Сеятели разумного, доброго, вечного - говорят об учителях. Часто можно услы-

шать, как аттестуют авторитетного специалиста:"У него были отличные учителя".

Об этом и русская поговорка - "дерево и учитель познаются по плоду".

Среди разнообразия жизни и видов человеческой деятельности роль учителя бы-

ла заметна во все времена. Правда, на самой ранней стадии цивилизации понятие

"учитель" было скорее символическим: детей учили разводить костры, охотиться,

плавать, шить одежду и т.д. При родовом строе главное внимание уделялось разви-

тию физической силы, выносливости, выдержки. В рабовладельческом обществе с

целью возвышения господствующего класса и укрепления власти возникла необхо-

димость обучения детей наукам и искусству.

Если обратиться к истории Древнего Рима, то здесь проблема образования стано-

вится функцией государства. Учителя для привилегированного класса числились го-

сударственными чиновниками и назначались императорской властью. Рабы обуча-

лись только ремёслам, и наставники для них выбирались из тех же рабов.

В эпоху средневековья в условиях роста городов и развития ремёсел господствую-

щие сословья использовали наёмных учителей, которые обучали детей чтению и

письму. В эпоху капитализма, когда буржуазии понадобились грамотные рабочие,

растёт число учителей, профессия учителя становится массовой.

На протяжении веков функция учителя не менялась и в России. Он был, как это

определено у В. И. Даля, - обучатель, т.е. от него требовалось учить, поучать, на-

ставлять. но общество, крайне нуждавшееся в учителях, ничего не делало для

удовлетворения их социальных нужд; они оставались незащищёнными, нищими,

обездоленными.

И всё же, на фоне общего бесправия в стране, были подвижники, которые отстаи-

вали идею просвещения народа. Передовые учителя составляли наиболее прогрес-

сивную часть интеллигенции, были носителями лучших качеств нации.

Огромное влияние на развитие народного просвещения оказал Михаил Васильевич

Ломоносов(1771-1765). Он придавал основополагающее значение личным качествам

учителя, его культуре, знаниям, практическим умениям. Надо, указывал великий

русский учёный, чтобы "учителя были люди способные и рачительные и должности

свои исполняли прилежно", и своими поступками добрый пример показывали уча-

щимся. преподавать они должны так, чтобы не обременять "учащихся выше меры и

не создавать им слишком лёгких условий". В этих словах - целая программа дей-

ствий для педагога.

Заметный след в педагогической науке оставил выдающийся врач и педагог Ни-

колай Иванович Пирогов (1810-1881). Он считал, что только истинно знающий свой

предмет учитель, искренне любящий детей, может обучать и воспитывать. По мне-

нию Пирогова, учитель должен видеть в ребёнке личность, проявлять к нему гуман-

ность, снисходительность к естественным увлечениям и простительным слабостям,

стремиться, чтобы не развивались в воспитанниках пороки.

Какими же ещё качествами должен обладать учитель? На этот вопрос ответил

российский педагог Михаил Петрович Щетинин (1944-2019). "Одним из основных

можно назвать честность. "Жить честно, - говорил Л. Н. Толстой, - это рваться, пу-

таться, ошибаться и метаться"."Да, вечно ,бороться и метаться" - наша учительская

судьба. Нам противопоказаны благодушие и самодовольство".

Павел Петрович Блонский (1884-1941), русский педагог и психолог, так говорил о

личных качествах учителя:" Одни и те же дети хорошо ведут себя на уроках одного

учителя и плохо - на уроках другого. Лучше всего ведут себя дети в классе учителя,

обладающего следующими качествами:

1) спокойный, уравновешенный;

2) предъявляющий детям определённые , ясные для них, твёрдые, но посильные тре-

бования;

3) не задевающий личность ребёнка и понимающий психологию детей.

Наоборот, учитель, нервный сам и нервирующий детей, сегодня требующий од-

но, завтра другое, послезавтра ничего не требующий, сильно дезорганизует детей.

Одни и те же дети у одного учителя охотно учатся, а у другого ленятся. Сравни-

тельные обследования показали, что больше всего дети ленятся у тех учителей,кото-

рые обладают следующими недостатками:

1) сами не интересуются своим предметом;

2) плохо владеют техникой урока;

3) не считаются с детскими интересами.

Таким образом, личность учителя играет огромную роль. При нормальных усло-

виях учитель - очень большой авторитет для детей. Для многих детей он идеал.

Шалва Александрович Амонашвили (1931), известный грузинский и российский

педагог пишет: "Люблю сравнивать свою профессию учителя, воспитателя, педагога

с разными другими профессиями : врача, артиста, архитектора, строителя, геолога и

др... Каждое сравнение моей профессии с профессиями других оставляло мне какое-

нибудь правило и памятку. Затем я сгруппировал их и получил памятку следующего

содержания:

Будь осторожен!

Не ошибись!

Не вреди!

Будь надеждой для школьника!

Дари себя детям!

Знай к чему стремишься!

Постоянно ищи в ребёнке богатство его души!

Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребёнке!

...Начал записывать все интересные мысли и соображения, которые высказывают

мои коллеги на педагогическом совете, на методических объединениях, во время

совместной работы над планом и в частных беседах.

Учитель должен быть добрым, отзывчивым и дружелюбным к коллегам.

Учитель должен владеть тоном и тактом общения с коллегами.

Учитель не имеет права завидовать успехам коллег.

Учитель обязан делиться своим опытом с коллегами.

Учитель не должен стесняться учиться у коллег.

Учитель не имеет право смотреть на коллег сверху вниз.

Учитель должен беречь имя и честь своих коллег.

Учитель должен знать все семейные тайны, связанные с ребёнком, с его судьбой,

с его прошлым, всю деликатность родственных связей, характер взаимоотношений в

семье, могущих иметь влияние на воспитание. Он несёт моральную обязанность не

разглашать эти тайны, ни с кем не делиться ими, если это не будет вызвано необхо-

димостью уберечь судьбу ребёнка и защитить его права от различного рода посяга-

тельств. Одновременно его педагогическая совесть должна направлять его заботу о

ребёнке и общение с ним с учётом доверенных или разгаданных самим тайн с целью

предотвращения возможных осложнений в жизни ребёнка.

Гражданина страны может воспитать человек, который сам является гражданином

высокой нравственности. Патриота и интернационалиста может воспитать человек,

пронизанный сам глубоким чувством патриотизма и интернационализма. Личность

может быть воспитана личностью. Действительно гуманную педагогику может

строить гуманной души человек.

Конечно, учитель не застрахован от ошибок. Имеет ли он право на ошибку? На

этот вопрос нельзя ответить однозначно, да и ошибки бывают разные. Часть ошибок

можно было бы избежать, если относиться к своим словам более ответственно (по-

обещал - не сделал, пригласил - забыл).

Большинство же ошибок связаны с несдержанностью, раздражением учителя.

Врач-психотерапевт А. Дубровский, который исследовал состояние здоровья школь-

ников, пришёл к выводу, что наиболее распостранённый дидактогенный невроз ча-

ще всего возникает по вине учителя. Неосторожно сказанное обидное слово, унизи-

тельные эпитеты, перегрузка заданиями, недоверие и многое подобное является ис-

точником болезни ребёнка. Поведи себя учитель иначе, и недуг можно предотвра-

тить. Просто надо, вероятно, почаще вспоминать педагогическую тактику А. С. Ма-

каренко. В его школе-коммуне были воры, бандиты, но ни он сам, ни его соратники-

педагоги не позволяли себе оскорбить кого-либо из воспитанников. Уважитель-

ность, доверие, милосердие играли в воспитательной системе Макаренко не послед-

нюю роль.

Не надо забывать, что каждый промах нарушает ту целостность, из которой

складывается уважение к учителю. Он не может, не должен быть двуликим - хоро-

шим преподавателем и плохим человеком. Если же это случается, расторгается ду-

ховная связь между воспитателем и воспитанником без возможности её восстановле-

ния. Истинный профессионал не допустит этого.

Когда оценивают работу преподавателя, на первое место ставят его учебно- вос-

питательную деятельность. Наши педагоги-корифеи никогда не отделяли воспита-

ние детей от их обучения. В. А. Сухомлинский в своей книге "Сердце отдаю детям"

так писал об этом: "Воспитание - это прежде всего человековедение. Без знания

ребёнка - его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способно-

стей, задатков, наклонностей - нет воспитания. Учение - это лишь один из лепестков

того цветка, который называется воспитанием в широком смысле. В воспитании нет

главного и второстепенного. В воспитании всё главное - и урок, и развитие разно-

сторонних интересов детей вне урока. и взаимоотношения воспитанников в коллек-

тиве". В. А. Сухомлинский считал, что "воспитание - это многогранный, сложный

комплекс воздействия на человека, способствующий формированию гармонической,

всесторонне развитой личности - труженика-создателя материальных и духовных

благ, гражданина, потребителя, создателя семьи и воспитателя своих детей, культур-

ной личности...

...Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с

которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно, мимохо-

дом. Всё, что происходит вне человека, в той или иной мере отражается в нём - в его

мыслях, взглядах, чувствах, отношениях к людям...

Подлинный мастер своего дела формирует у того, кого он воспитывает, прежде

всего правильный личный взгляд на зло, неправду, бесчестье. Процесс осмыслива-

ния воспитателем положительных и отрицательных воздействий, которым повсед-

невно подвергается его питомец, активное руководство его духовной жизнью - в

этом и заключается как раз то, что принято называть умением воспитывать".

А. С. Макаренко считал себя сторонником активного воспитания. Он говорил:

"Я хочу воспитать человека определённых качеств, и всё делаю, чтобы достигнуть

этой цели. Я должен найти средства, чтобы этого достигнуть...". Одним из таких

средств, по его мнению, является педагогическое мастерство. "Мастерство воспита-

теля, - писал он, - не является каким-то особым искусством, требующим таланта, но

это специальность, которой надо учить, как надо учить врача его мастерству, как на-

до учить музыканта. Что такое мастерство?...Можно и нужно развивать зрение. Это

необходимо. Нужно уметь читать на человеческом лице, на лице ребёнка...Ничего

хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых при-

знаках душевных движений.

Педагогическое мастерство заключается и в постановке голоса воспитателя, и

в управлении своим лицом... .Педагог не может не играть. Нельзя допустить, чтобы

наши нервы были педагогическим инструментом, нельзя допустить, что мы можем

воспитывать детей при помощи наших сердечных мучений, мучений нашей души.

Ведь мы же люди. И если во всякой другой специальности можно обойтись без ду-

шевных страданий, то надо и у нас это сделать. Но ученику надо иногда проде-

монстрировать мучение души, а для этого нужно уметь играть. Но нельзя просто иг-

рать сценически, внешне. Есть какой-то приводной ремень, который должен соеди-

нять с этой игрой вашу прекрасную личность. Это должно быть настоящим отраже-

нием тех процессов, которые имеются в нашей душе. А для ученика эти душевные

процессы передаются как гнев, негодование и т.д.

Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить "иди

сюда" с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фи-

гуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдёт или не почувствует

того, что нужно...

Я убеждён, что в будущем в педагогических вузах обязательно будут препода-

ваться и постановка голоса, и поза, и владение своим организмом, и владение своим

лицом. Всё это необходимо для того, чтобы уметь наиболее точно, внушительно вы-

ражать свои мысли и чувства. Всё это вопросы воспитательной техники. Например,

относительно голоса, как нужно делать выговор. в каких границах вы имеете право

показать свой гнев или негодование, если имеете право, то как вы должны показать.

Это постоянное действие воспитателя и есть воспитание. Воспитанник воспринима-

ет вашу душу и ваши мысли не потому, что у вас в душе происходит, а потому, что

видит вас, слушает вас".

И закончить свою работу мне хочется словами Виктора Фёдоровича Шаталова:

"Педагогика как наука необычайно сложна. Не исключено даже, что в природе вооб-

ще не существует более сложной науки, чем педагогика. И сложность её, прежде

всего, в головоломных сплетениях взаимосвязей сотен тысяч её компонентов. Мера

же ответственности её - человек! Будем же помнить об этом каждый день, каждую

минуту нашей учительской жизни".

Используемая литература:

1.Сухомлинский В.А."Сердце отдаю детям".Киев.Издательство "Радянь-

ска школа",1977.

2. Сухомлинский В.А."Письма к сыну".М.:Просвещение,1987.

3.Макаренко А.С."Педагогическая поэма".М.:Педагогика,1981.

4."Учитель":Статьи.Документы Воспоминания./Ред.- сост. Д.Л. Брудный.

М.:Политиздат,1991.



В раздел образования