Автор: Санникова Галина Евдокимовна
Должность: методист
Учебное заведение: Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников КОГОАУ ДПО "Институт развития образования Кировской области"
Населённый пункт: пгт Юрья Кировской области
Наименование материала: конкурс-викторина с инсценировкой
Тема: "Фразеологическая мозаика"
Раздел: среднее образование
Конкурс-викторина с элементами инсценировки по русскому языку
«Фразеологическая мозаика»
(внеклассное мероприятие для учащихся 6 - 7 классов)
Цель: используя занимательность, прививать учащимся интерес и любовь к русскому
языку как культурной ценности,
формировать умение употреблять фразеологизмы в речи, обогащать словарный
запас,
развивать творческие способности.
Примечание: мероприятие можно провести на предметной Неделе русского языка или
литературном празднике
Оборудование:
фразеологические словари (Школьный фразеологический словарь
русского языка Жукова В.П., Большой фразеологический словарь для детей Розе Т.В.),
иллюстрации фразеологизмов, листы со спутанными фразеологизмами (см. конкурс 3
«Путаница»), конфеты для поощрения отвечающих на вопросы заданий
Ход мероприятия.
(под музыку «Учат в школе» или «Волшебник- недоучка» (другая школьная песня) на сцену
выходят 2 ученицы)
1-ая: Что ты наделала? Ну что ты наделала? Ты же все испортила! Ну, я тебе покажу, где
раки зимуют!
2-ая: Ишь, разошлась, прямо из кожи вон лезет!
(подходит дежурный ученик)
Дежурный: Вы что шумите? Успокойтесь!
1-ая: А ты все следишь?
2-ая: Наверное, и спишь с открытыми глазами?
Дежурный: Стоп, девочки! Разгадайте-ка свои загадки.
1 и 2-ая: Какие загадки?
Дежурный: А вот какие. Первая: «Где раки зимуют?» Вторая: «Кто из кожи вон лезет?»
Третья: « Кто спит с открытыми глазами?» Ну!
2-ая: Ой, и правда! А что это такое?
Дежурный: А это, друзья мои, фразеологизмы – устойчивые выражения, одно из лучших
украшений нашей речи, которые помогают ярко, образно, эмоционально выразить мысль.
Они, как правило, имеют переносное значение, могут быть заменены одним словом, и в
них нельзя менять слова.
Они очень устойчивы
И просят настойчиво
На слова их не менять-
Прямо так употреблять
1-ая: Но ведь, чтобы их к месту употреблять, надо знать, что они обозначают.
Дежурный: Конечно, а поможет нам в этом фразеологический словарь. Давайте в него
заглянем.
(Появляется ученик (4-ый) со школьным фразеологическим словарем, демонстрирует его)
4-ый: Выражение «Я покажу тебе, где раки зимуют» связано с историей нашего народа.
Ловить зимой раков посылали провинившихся крестьян. Это дело было трудным
и небезопасным, т.к. приходилось по многу часов доставать со дна ледяной реки. После
этого многие заболевали, а то и умирали от переохлаждения. Отсюда и пошло это
выражение. Если хотели кого-то наказать, говорили: «Я покажу тебе, где раки зимуют».
А два других оборота связано с животным миром. Линяют, т.е. вылезают из кожи
змеи, и обозначает это выражение – расстраиваться, волноваться.
Спят с открытыми глазами, будто даже видят во сне, рыбы. Их глаза покрыты
прозрачной пленкой.
Хотите обогатить свою речь - включайте в нее устойчивые обороты, этот «кладезь
мудрости». С их помощью можно коротко и убедительно сказать о многом.
Конкурсная программа
Дежурный: А сейчас приглашаем вас поучаствовать в конкурсах и проверить свой
словарный запас. За каждый правильный ответ - сладкий приз (конфета)
1-ый конкурс - разминка «Доскажи словечко»
*Дружнее этих двух ребят *Товарищ твой просит украдкой
На свете не найдешь,
Ответы списать из тетрадки.
О них обычно говорят: Не надо! Ведь этим ты другу
Водой … (не разольешь) Окажешь…(медвежью услугу)
*Фальшивят, путают слова,
Поют то в лес, то …(по дрова).
Ребята слушать их не станут,
От этой песни …(уши вянут).
Дежурный: Молодцы. В разминке встретились фразеологизмы: водой не разольешь,
медвежья услуга, кто в лес, то по дрова, уши вянут.
Конкурс 2. Шарада-пантомима
4-ый: А сейчас попробуйте угадать, какие фразеологизмы изображают наши участники.
Объясните их значение
(под музыку разыгрываются фразеологизмы: спустя рукава, намылить шею, переливать
из пустого в порожнее; кричать во всю Ивановскую (участник разворачивает свиток и
громко читает: Друг мой! Кто бы ты ни был,
Где бы ты ни был, -
Русский язык изучай!
(Диавари, поэт Мали)
4-ый: С вами приятно иметь дело. Оказывается, у вас у всех ума палата
Конкурс 3 «Путаница»
(ученица выносит листы, на которых записаны фразеологизмы с перепутанными
словами)
2-ая: А вот задание тем, у кого ума палата. В этих выражениях произошла путаница: одно
слово употребили неверно. Помогите восстановить фразеологизм
КРОКОДИЛ В МЕШКЕ. СТРЕЛЯНЫЙ ПЕТУХ.
ПОДЛОЖИТЬ БАРАНА. КАК С СОВЫ ВОДА.
УТИНАЯ ПЕСНЯ. КОНСКОЕ УПРЯМСТВО
2-ая: Вы прекрасно справились с заданием. О каждом из вас можно сказать - человек
с головой.
Конкурс 4 «Угадай-ка»
(входит участник в галоше, в шляпе, с решетом и камнем в руках)
Дежурный: Что это значит? Ты куда в таком виде собралась?
1-ая: А я тоже хочу загадки загадать. Угадайте, какие фразеологизмы я принесла с собой
и что они обозначают?
(Держать камень за пазухой – затаить зло;
Сесть в калошу - опростоволоситься;
Чудеса в решете или носить воду решетом - бесполезная работа;
Дело в шляпе - благополучное завершение дел)
1-ая: Я очень рада, что вы не сели в калошу. Надеюсь, вы не держите против меня камень
за пазухой.
Конкурс 5 «Ситуации»
Дежурный: У меня еще есть задание. Я предлагаю вам ситуацию, а вы назовите
фразеологизм, соответствующий этой ситуации
А) Мы до самого вечера поливали друг друга водой, кувыркались через голову, пускали
мыльные пузыри, дурачились (били баклуши, валяли дурака)
Б) Наконец-то мне подарили новый телефон. Не передать словами, какие чувства я
испытывал (был на седьмом небе от счастья, готов был прыгать до потолка)
4-я: Вот и подошел наш конкурс к концу. Вы с заданием справились. Можно сказать,
дело в шляпе. А мы еще раз убедились, насколько богат и выразителен русский язык, как
ярко, эмоционально можно выражать свои мысли с помощью устойчивых оборотов.
3-ий: И мы желаем вам знать русский язык как свои пять пальцев,
2-ая: Не вешать нос,
1-ая: Не опускать руки перед трудностями,
4-ая: Не терять голову от успехов
Все: И жить со всеми душа в душу
(Музыка)