Напоминание

Защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.


Автор: Жилякова Тамара Ивановна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МОГКУ "Детский дом им. А.Н.Логунова"
Населённый пункт: пгт. Ола, Магаданская область
Наименование материала: статья
Тема: Защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.
Раздел: дополнительное образование





Назад




МОГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Детский дом им.А.Н.Логунова»

_____________________________________________________________________

Защита прав и законных интересов детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа,

нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.

Автор:

Жилякова Тамара Ивановна

социальный педагог

пгт. Ола 2025 год

В Государственном казенном учреждении «Магаданский областной детский

дом»

воспитываются

дети,

имеющие

статус

«ребенок-сирота»

и

«ребёнок,

оставшийся без попечения родителей». Эти дети имеют право на обеспечение

жилыми помещениями. На временных и усыновленных детей это право не

распространяется.

В своей работе по включению воспитанников в список, нуждающихся в

жилом помещении мы руководствуемся следующим документами:

1. Жилищный Кодекс РФ;

2. Федеральный Закон № 159-ФЗ от 21.12.21996 года (ред. от 14.07.2022 года)

«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей»;

3. Постановление Правительства РФ № 481 от 24.05.2014 года (в ред. от

19.04.2022 года) «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей, и об устройстве н них детей, оставшихся без попечения

родителей»;

4 Закон Магаданской области от 30.12.2004 года (с изменениями на 17.03.2023

года) «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей, в также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей в Магаданской области»;

5. Постановление администрации Магаданской области № 99-па от 11.02.2013

года;

6. Постановление правительства Магаданской области № 828-пп от 09.12.2019

года «Об утверждении порядка осуществления контроля за использованием и

сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по

договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты

и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего

санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществления

контроля за распоряжением ими»;

7. Постановление правительства Магаданской области № 310-пп от 08.04.2022

года «Об утверждении Порядка и условий освобождения от платы за жилое

помещение и коммунальные услуги (включая взнос на капитальный ремонт общего

имущества в многоквартирном доме) и освобождения от задолженностей по оплате

жилого помещения и коммунальных услуг (включая взнос на капитальный ремонт

общего имущества в многоквартирном доме) детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей,

являющихся

нанимателями

жилых

помещений

по

договорам

социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору

социального найма либо собственниками жилых помещений».

Дети, имеющие статус имею право на получение жилья в следующих случаях:

- если им не принадлежит жилое помещение на праве собственности;

- если они не являются нанимателями или члена семьи нанимателя

муниципального жилья;

- если жилье у ребенка имеется, но установлен местной администрацией факт

невозможности проживания.

Для получения жилья в будущем ребенок детского дама сначала должен быть

поставлен на учет, как нуждающийся в жилом помещении. Для этого, по

достижении 14-летнего возраста нами, социальными педагогами, собирается пакет

документов,

подтверждающих

один

из

вышеперечисленных

факторов,

доказывающий право ребенка на получение жилья. И главное – документы,

подтверждающие статус воспитанника. В статье 1 Федерального Закона № 15—ФЗ

определены понятия статуса ребенка:

- сирота - ребенок, у которого в возрасте до восемнадцати лет умерли оба или

единственный родитель;

- оставшийся без попечения родителей - ребенок, который в возрасте до

восемнадцати лет остался, по каким-то причинам, без попечения единственного или

обоих родителей (лишение родительских прав, ограничение в родительских правах,

признание родителей (ля) безвестно отсутствующим, признание родителей (ля)

недееспособными, объявление родителей (ля) умершими, отбывание родителями

(лем) наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы,

уклонение родителей (ля) от воспитания детей, отказ родителей (ля) взять детей из

государственных учреждений и т.д.);

- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

лица, в возрасте от восемнадцати до двадцати трех лет, которые в возрасте до

восемнадцати лет находились в государственном учреждении и имели статус

«сирота» или «оставшийся без попечения родителей». Однако следует заметить, что

случаи постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении указанных

лиц встречаются крайне редко, поскольку все нуждающиеся лица находятся на

контроле

и

своевременно

включаются

в

список

по

достижении

четырнадцатилетнего возраста.

Для подтверждения статуса необходимы следующие документы:

1.

свидетельства о смерти родителей;

2.

решение суда о лишении родителей (ля) в родительских прав

3.

решение суда о признании гражданина умершим или пропавшим без вести;

4.

справка о рождении (с указанием. что отец в свидетельство о рождении

записан со слов матери);

5.

справка из мест лишения свободы.

Статус ребенка в некоторых случаях может подтверждаться постановлением

органа местного самоуправления о назначении опеки или о помещении ребенка в

специализированое образовательное учреждение.

Согласно статьи 8 Федерального Закона №159-ФЗ, детям-сиротам однократно

предоставляются

благоустроенные

жилые

помещения

специализированного

жилищного фонда под договорам найма специализированных жилых помещений.

Такие помещения должны отвечать следующим требованиям - иметь:

- электроснабжение;

- водопровод;

- канализация;

- отопление;

- ванная или душевая комната;

- газовая или электрическая плита;

- горячее и холодное водоснабжение;

- т.п.

Все перечисленное должно находиться в исправном состоянии. В противном

случае жилье считается непригодным для проживания по закону, и сирота может от

него отказаться.

Пример 1: Воспитаннице К., в целях реализации ее прав на получение жилого

помещения,

была

предложена

отдельная

однокомнатная

квартира

по

пер.

Марчеканскому, гор. Магадан. При осмотре квартиры обнаружилось отсутствие

унитаза в ванной комнате, в результате чего воспитанница К. отказалась от данной

квартиры.

Пример 2: Воспитаннику Е., в целях реализации его прав на получение

жилого помещения, была предложена отдельная однокомнатная квартира по пер.

Речному в п. Ола Магаданской области. При осмотре квартиры обнаружились

перебои в электроснабжении. После проверки оказалось, что проводка находится в

неудовлетворительном состоянии, в результате чего воспитанник Е. отказалась от

данной квартиры.

Согласно Постановления администрации Магаданской области от 11.02.2013

года № 99-па лицам, включенным в список детей-сирот, благоустроенные жилые

помещения специализированного государственного жилого фонда Магаданской

области предоставляются по норме площади жилого помещения по договору

социального найма, установленной в размере 13 кв.м. общей площади жилого

помещения на одного человека без учета членов семьи, по месту их жительства на

территории области в виде отдельной квартиры.

Пример 1: Воспитанник С. поступил в детский дом вместе с двумя братьями и

двумя сестрами. По достижении им четырнадцатилетнего возраста в целях

выявления сведений, является ли несовершеннолетний собственником или членом

семьи нанимателя и реализации прав на получение жилого помещения была

запрошена выписка из ФЛС в п. Омсукчан, где воспитанник был зарегистрирован и

выписка из ЕГРН. Из полученных документов выяснилось, что воспитанник, наряду

со своими братьями и сестрами, является собственником 1/5 доли квартиры,

расположенной в п. Омсукчан, площадью 40 кв.м. Норма жилья, приходящаяся на

его долю меньше предусмотренной нормы жилья на одного человека в Магаданской

области. По его заявлению жилье было признано непригодным для проживания и

администрацией Омсукчанского муниципального округа вынесено постановление о

невозможности проживания на данной жилой площади. На основании этого

постановления несовершеннолетний был включен в список нуждающихся в жилом

помещении.

Жилье должно находится в пределах того населенного пункта где сирота

проживает или находился в детском доме.

Пример 1. Воспитаннице А. в целях реализации ее прав на жилое помещение

была предложена отдельна квартира, находящаяся в п. Снежный Магаданской

области. Воспитанница А. на тот момент проживала и училась в г. Магадане. От

квартиры воспитанница отказалась и потребовала замены. Позже ей была

предоставлена квартира в черте города Магадана.

Пример 2: Воспитанник Д. проживал и учился в городе Магадане, однако в

целях реализации его прав на жилое помещение ему была предложена отдельная

квартира, находящаяся в п. Ола Магаданской области. Квартира находилась в

отличном состоянии (с ремонтом и укомплектована необходимой мебелью).

Квартира воспитаннику понравилась и была предоставлена для дальнейшего

проживания.

Сроки выполнения административных процедур при принятии заявления и

документов для включения в список для детей сирот, нуждающихся в жилом

помещении

определяет

административный

орган

КУМИ

Ольского

муниципального органа. Перечень необходимых документов для включения в

список,

нуждающихся

в

жилом

помещении

закреплен

в

постановлении

администрации Магаданской области № 99-па от 11.02.2013 года. Жилье

предоставляется по договору социального найма, согласно которому сироты не

могут

приватизировать

это

жилое

помещение

и

каким-либо

образом

им

распорядится (продать, подарить, сдать в аренду и т.д.). Срок действия данного

договора составляет пять лет. По истечении этого срока возможна приватизация

жилого помещения либо продление договора специализированного найма еще на

пять лет. В Государственном казенном учреждении для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей «Магаданский областной детский дом»

постановка детей-сирот на жилищный учет происходит по наработанной схеме.

После получения воспитанником паспорта и ИНН в случае необходимости,

начинается сбор необходимых документов и, если все документы есть в наличии, то

эти документы, вместе с заявлением законного представителя о включении в список

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения в администрацию Ольского муниципального

округа. После проверки выносится постановление администрации Ольского

муниципального округа о постановке воспитанника на жилищный учет.

Однако, не редки случаи, когда в ранее предоставленном родителям

воспитанника по договору социального найма либо в помещении, долевым

собственником которого является несовершеннолетний, при достаточной для

проживания площади жилого помещения, проживает родитель воспитанника,

лишенный родительских прав вступившим в законную силу решением суда (при

наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном

обмене жилого помещения соответствии с ч. 3 ст. 72 ЖК РФ). Такая ситуация

предусмотрена в статье 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ как основание для

признания невозможным проживания детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или

членами семей нанимателей по договорам социального найма, либо собственниками

которых они являются, как противоречащая интересам указанных лиц. Однако

подача искового заявления о принудительном обмене сопряжена с некоторыми

трудностями, в частности необходимостью предложить опекуном возможные

варианты обмена, которые невозможно найти.

Еще одним основанием для признания невозможным проживания детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей в ранее занимаемых жилых

помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам

социального

найма,

либо

собственниками

которых

они

являются,

как

противоречащая интересам указанных лиц, является проживание в указанном

помещении лиц, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в

соответствии с указанным в п. 4 ч. 1 статьи 51 ЖК РФ перечнем, при котором

совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно.

Пример 1: Воспитанник Г. являлся членом семьи нанимателя жилого

помещения, расположенного в п. Усть-Омчуг Магаданской области. Нанимателем

жилого помещения являлась мать воспитанника, лишенная родительских прав и

фактически проживающая там. При поступлении несовершеннолетнего в детский

дом социальным педагогом был запрошен акт сохранности жилого помещения для

определения пригодности жилого помещения к проживанию. Органом опеки после

осмотра данного помещения был сделан вывод о непригодности его для

дальнейшего использования, но многоквартирный дом, в котором находилось жилое

помещение, пригоден, имеет все коммуникации. После этого в администрацию

Усть-Омчуга социальным педагогом было направлено заявление о создании

комиссии для более детального рассмотрения жилого помещения и определения его

пригодности для проживания. На заявление законного представителя был направлен

протокол заседания комиссией был сделан вывод о неудовлетворительном

состоянии жилого помещения, но удовлетворительном состоянии многоквартирного

жилого дома и воспитаннику Г. было предложено сделать ремонт и использовать

жилое помещение по назначению.

Обратившись в прокуратуру в поисках возможного решения социальный

педагог выяснил, что лишенная родительских прав мать воспитанника Г. находилась

на

психоневрологическом

учете

в

городе

Магадане

и

страдала

тяжелым

психическим заболеванием. На основании справки из психоневрологического

диспансера был признан факт невозможности проживания совместно с матерью в

одном жилом помещении и воспитанник Г. был поставлен на жилищный учет.

Наряду с воспитанниками которые ставятся на жилищный учет, в детском

доме имеются воспитанники, которые являются членами семьи нанимателя либо

собственниками

жилых

помещений.

Согласно

постановления

правительства

Магаданской области № 828-пп от 09.12.2019 года, в целях контроля за

использованием и сохранностью жилых помещений, за обеспечением надлежащего

санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществления

контроля за распоряжением ими законным представителем детского дома в

соответствии с графиком плановых проверок в орган опеки и попечительства

соответствующего муниципального образования по месту нахождения жилого

помещения, направляется запрос акта проверки жилого помещения.

Согласно постановления правительства Магаданской области № 310-пп от

08.04.2022 года в отношении детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения

родителей, находящихся в ГКУ «Магаданский областной детский дом», которые

являются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального

найма

либо

собственниками

жилых

помещений

законным

представителем

направляются заявления в органы опеки и попечительства по месту нахождения

жилого помещения об освобождении от платы за жилое помещение и коммунальные

услуги за весь период их нахождения под опекой (попечительством), а также за

период нахождения в приемной семье, пребывания в образовательных организациях

социального обслуживания граждан, медицинских организациях, обучения в

профессиональных образовательных организациях высшего образования по очной

форме обучения независимо от форм собственности, прохождения поенной службы

по призыву.

Дополнительно

хочется

остановится

на

вопросе

о

вступлении

несовершеннолетними в наследство по закону или завещанию. Дети-сироты от 0 до

14 лет считаются малолетними. Они не могут самостоятельно представлять свои

интересы при вступлении в наследство. Поэтому оформляет документы и защищает

детские имущественные интересы его законный представитель – директор детского

дома. Он пишет заявление о принятии собственности или о выдаче свидетельства о

праве на наследство. Это свидетельство необязательно, но его необходимость

возникает при регистрации имущества в собственность. Дети с 14 до 18 лет

являются несовершеннолетними. В таком возрасте ребенок вправе самостоятельно

подать заявление о вступлении в наследство, но нотариальное оформление этого

факта возможно лишь с одобрения законного представителя – директора детского

дома. Он должен написать и представить нотариусу согласие на совершение

наследственной сделки. Делается этот как правило одновременно с подачей

заявления ребенком, или немного позднее, но в рамках установленных шести

месяцев. Наследникам для принятия имущества умершего отведено шесть месяцев.

Данный срок исчисляется со дня открытия наследства. В случае, если этот срок

пропущен по уважительным причинам то преемник вправе восстановить его в суде.

Для этого законный представитель несовершеннолетнего подает в суд исковое

заявление. Если суд сочтет доводы заявителя обоснованными и достоверными,

наследственные права несовершеннолетнего будут восстановлены.

При наследовании имуществ умершего переходит к несовершеннолетнему в

порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое

целое и в один и тот же момент. Это значит, что несовершеннолетний, приняв

имущество умершего, не может отказаться от его долгов, то есть он наследует и

имущество и долги. Ответственность по долгам несут наследники как по закону, так

и по завещанию. Отказ от наследства несовершеннолетним возможен только с

предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Такое разрешение

дается только в том случае, если оценочная стоимость наследуемого жилого

помещения меньше суммы долгов. Но в нашей практике таких случаев не было,

обычно стоимость жилья превышает сумму долгов, а в некоторых случаях жилое

помещение находится в районах, отдаленных от города Магадана. Как правило

несовершеннолетний обучается и трудоустраивается в городе Магадане и ему

сложно проживать в таком отдалении от города.

Такая же ситуация возникает и в отношении детей-сирот, являющихся

членами

семьи

нанимателя.

Они,

наряду

с

остальными

членами

семьи,

зарегистрированными на жилой площади, обязаны выплачивать задолженности по

оплате коммунальных платежей по достижении восемнадцати лет. Родители таких

детей, как правило лишены родительских прав, либо ограничены в родительских

правах и ведут асоциальный образ жизни. Соответственно долги по коммунальным

платежам растут ежедневно, так как родители не платят за коммунальные услуги и

все бремя оплаты долгов ложится на плечи несовершеннолетнего.

Пример: Несовершеннолетняя С. поступила в детский дом в 2021 году. Из

выписки из ФЛС следовало, что воспитанница С. фактически вступила в наследство

после

смерти

матери.

Социальным

педагогом

был

направлен

запрос

в

коммунальные организации о предоставлении информации о наличии долгов по

коммунальным платежам. Из ответа следовало, что общая сумма долгов составила

500 тысяч рублей. Рыночная стоимость наследуемой квартиры составляет примерно

800 тысяч рублей. Из акта проверки жилого помещения следовало что квартира

находится в удовлетворительном состоянии. В результате несовершеннолетняя С.

приобрела в наследство и квартиру и доги, которые ей необходимо будет выплатить

по достижении восемнадцати лет.

В заключение хочется сказать, что дети-сироты и дети, оставшиеся без

попечения родителей – это наиболее незащищенная социальная группа людей.

Поэтому для них государством предусмотрен ряд гарантий, основной из которых

является гарантия по обеспечению благоустроенным жильем. Однако, как следует

из вышеизложенного, таким правом могут воспользоваться не все дети-сироты, а

только те, которые не являются нанимателями или членами семей нанимателей по

договорам социального найма, либо собственниками жилых помещений. А

категория

детей-сирот

являющихся

членами

семьи

нанимателя

либо

собственниками жилого помещения с наличием жилья приобретает и множество

проблем связанных с долгами по коммунальным платежам.

Вопрос о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без

попечения родителей наиболее остро сейчас стоит на повестке дня у государства.

Государство обязано заботиться о самых незащищенных категориях граждан,

Считаем, что в Магаданской области соблюдаются все права и гарантии по

обеспечению жилыми помещениями самой незащищенной категории граждан.



В раздел образования