Автор: Казиева Барият Яхьяевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ ДС "Цветок Уренгоя" Населённый пункт: ЯНАО г .Новый Уренгой Наименование материала: статья Тема: "Роль игры в развитии речи у детей" Раздел: дошкольное образование
Роль игры в развитии речи детей.
Одной из важнейших конечных целей обучения и воспитания
в дошкольном учреждении – является формирование связной речи ребенка.
Большую помощь в формировании красивой, грамматически правильной
речи детей оказывает использование на всех видах занятий речевых игр .
Игра - это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Она
является определяющим фактором в развитии личности, в том числе и
влияет на один из важнейших познавательных процессов человека - речь.
Игра невозможна без речевого общения. Хорошо развитая речь является
необходимым условием успешного обучения в школе. Обладая развитой
связной речью, дети могут давать развёрнутые ответы на вопросы,
аргументировано и логично излагать свои суждения. В старшем
дошкольном возрасте залогом успешного обучения связной речи является
интенсивное развитие активного словаря и развитие грамматического
строя речи детей (умение строить словосочетания и предложения,
согласовывать слова, правильно употреблять падежные окончания,
предлоги).
Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок
свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре
нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и
обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот что
необходимо ребёнку».Игра - это творческая деятельность, имеющая
внутреннюю мотивацию. Игра нравиться самому играющему, она –
самоцель, и поэтому выбирается свободно, «по наитию».
Умение играть – это особая область искусства бытия, сочетающего в себе
способность к комбинированию, преобразованию и творческому
осмыслению действительности. Игра – есть особая форма общения,
сотрудничества, содружества, которая выводит интересы ребёнка на более
высокий уровень – на уровень мыслящей, творческой личности.
Наблюдение за поведением ребёнка во время игры очень многое может
поведать взрослому об индивидуальности ребёнка и предоставить
возможность направить воспитательные усилия в нужное русло.
Детский
мозг обладает прекрасной способностью впитывать информацию. Малыш
с жадностью запоминает то, что ему интересно. Он обожает, когда вы
читаете ему сказки, стихи, небольшие рассказы о животных, о растениях, о
таких же девочках и мальчиках, как он сам.
Ваш ребенок слушает их по многу раз и запоминает. Если вы читаете или
рассказываете торопливо, невнимательно, малыш поправляет вас. Затем
ему становится интересна какая-нибудь одна история, и он хочет прочитать
ее сам. Сопоставляя услышанную историю с картинками в книжке, он
«читает» книжку, аккуратно следуя за буквами, которых еще не знает.
Игры, применяющиеся при развитии речи, подразделяются на несколько
видов: сюжетно-ролевые, строительные, на бытовые темы и
театрализованные. Так же существуют разнообразные подвижные игры.
Например, игры, которые используют на прогулке – при помощи считалки
дети выбирают водящего или несколько раз повторяют четверостишия.
Именно благодаря лингвистическим играм у детей происходит формирование
культуры общения и речи: правильность постановки ударений в словах,
чёткость произношения, способность правильно формулировать предложения
и свою мысль в целом.
Роль игр в развитии речи колоссальна – с их помощью
пополняется и формируется словарный запас. К таким можно отнести игру, в
которой дети по очереди называют слова. Причем каждый последующий
игрок называет слово на ту букву, на которую у предыдущего закончилось
слово.
По мнению педагогов роль игры в развитии речи занимает важное место еще
и потому, что игра – это не только развлечение, а и творческий труд ребенка,
это то с чего он начинает свою жизнь. В процессе игры дети изучают не
только окружающий их мир, но и самого себя, своё место в мире.