Напоминание

патриотическое воспитание


Авторы: Жмайлик Любовь Владимировна, Сидорова Анастасия Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 18
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: Дидактическая разработка
Тема: патриотическое воспитание
Раздел: дошкольное образование





Назад




М

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.

Мурманска № 18

Мурманск 2025

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ

ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЕЙ

СРЕДНЕЙ

ГРУППЫ

Разработали: воспитатели

МБДОУ г. Мурманска № 18

Жмайлик Л. В.

Сидорова А. Л.

Введение

Проблема патриотического воспитания детей на современном этапе

развития общества достаточно актуальна. Мы живём в очень сложное время,

когда отклонения в поведении детей и подростков становятся нормой. В связи

с социально-экономическими изменениями, происходящими в обществе в

перестроечные годы у молодого поколения были утеряны духовные

ориентиры, предана забвению русская культура и национальные традиции.

А это - наша многовековая история и культура. Каждый народ должен

гордиться своей Родиной, её историей. Ведь без прошлого у народа нет и

будущего.

Как помочь родителям сохранить нашу национальную самобытность,

передать её потомкам, научить детей любить свою семью, родной дом, малую

Родину, Отечество? По признанию педагогов и психологов (А.Г.Асмолов,

Л.С.Выготский,

А.В.Запорожец,

Т.С.Комарова,

В.А.Сухомлинский,

К.Д.Ушинский и др.) период от рождения до поступления в школу имеет

решающее значение для дальнейшего развития ребёнка. В этом возрасте

интенсивно

происходит

его

психическое

и

физическое

развитие,

закладываются основы личности. Поэтому дошкольников нужно воспитывать

полноправными гражданами, участниками культурно-исторической жизни

страны.

Актуальность и значимость проблемы патриотического воспитания

определили

цель

нашей

работы

с

детьми

дошкольного

возраста

-

формирование патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с

семьёй, родным городом, краем, страной.

Дидактическая разработка по патриотическому воспитанию для

средней группы (4–5 лет)

Цели:

сформировать первичные представления о Родине;

воспитать уважительное отношение к символам страны и малой

родине;

развить интерес к культуре и традициям своего народа.

Задачи:

познакомить детей с государственными символами России (флаг,

герб, гимн);

расширить

знания

о

родном

городе/посёлке,

его

достопримечательностях;

приобщить к народным традициям и промыслам;

сформировать чувство гордости за свою страну и малую родину;

развивать речь, память, внимание через патриотический контент.

Формы работы:

тематические занятия;

дидактические игры;

рассматривание иллюстраций и фотографий;

чтение художественной литературы;

продуктивная деятельность (рисование, аппликация);

музыкальные занятия (прослушивание гимна, народных песен);

прогулки

по

ближайшим

улицам

с

обсуждением

достопримечательностей.

Дидактические игры

1.

«Флаг России»

Цель:

закрепить знание цветов и порядка полос флага РФ.

Материал:

полоски

красного,

синего

и

белого

цвета.

Ход:

дети

выкладывают

полоски

в

правильном

порядке,

объясняют значение каждого цвета.

2.

«Найди тень: символы России»

Цель:

познакомить с неофициальными символами страны,

развить

внимание.

Материал:

цветные карточки с изображениями (матрёшка,

балалайка, берёза, медведь и др.) и их теневые силуэты.

Ход: ребёнок подбирает карточку к тени, называет предмет.

3.

«Куб России»

Цель:

закрепить

знания

о

стране,

её

символах

и

достопримечательностях.

Материал: куб с гранями, на которых размещены изображения

(флаг,

герб,

Кремль,

президент,

народные

промыслы).

Ход: дети по очереди бросают куб, называют то, что выпало,

делятся знаниями.

4.

«Моя семья»

Цель: сформировать представление о семье как части Родины.

Материал: фотографии семей детей, карточки с изображениями

членов

семьи.

Ход: дети рассказывают о своей семье, составляют семейное

древо из карточек.

5.

«Достопримечательности родного города»

Цель:

познакомить с местными памятниками и знаковыми

местами.

Материал:

альбом

с

фотографиями

городских

объектов.

Ход: воспитатель показывает фото, дети называют место, делятся

впечатлениями.

Тематические занятия (примеры)

1.

«Наша Родина — Россия»

беседа о стране, её размерах, природе;

рассматривание карты России;

знакомство с флагом и гербом;

прослушивание гимна (отрывок);

рисование «Российский флаг».

2.

«Мой город (посёлок)»

просмотр фотографий местных достопримечательностей;

рассказ о названии города/посёлка;

аппликация «Улица, на которой я живу».

3.

«Народные промыслы»

знакомство с гжелью, хохломой, дымковской игрушкой;

раскрашивание шаблонов с узорами;

игра «Угадай промысел».

4.

«Русские народные праздники»

рассказ о Масленице, Пасхе, Иване Купале;

рассматривание костюмов;

подвижная народная игра.

Художественная литература (для чтения и обсуждения):

З. Александрова «Родина»;

К. Ушинский «Наше Отечество»;

Т. Бокова «Родина»;

русские народные сказки («Гуси-лебеди», «Иван-царевич и Серый

волк» и др.).

Музыкальное сопровождение:

гимн России (отрывок);

народные песни («Калинка», «Во поле берёза стояла»);

песни

о

Родине

(«Песня

о

России»

сл. Н. Соколовой,

муз. С. Соснина).

Продуктивная деятельность:

рисование «Флаг России», «Моя улица»;

аппликация «Берёза — символ России»;

лепка «Народные игрушки»;

конструирование «Домик в деревне».

Взаимодействие с родителями:

выставка семейных фотографий «Мои родные — моя гордость»;

совместный проект «Герб нашей семьи»;

экскурсия по городу с родителями;

изготовление костюмов для праздников.

Критерии оценки результатов:

знает название страны, города/посёлка;

называет государственные символы России;

проявляет интерес к народным традициям;

с уважением говорит о своей семье и Родине;

участвует в тематических играх и занятиях

Заключение

Данные дидактические игры мы начала проводить и внедрять в

практику с детьми в течение 2025 учебного года. В результате использования

авторской дидактической разработки повысилась познавательная активность

и творческий потенциал дошкольников. В совместной деятельности детей и

родителей созданы различные продукты по патриотическому воспитанию:

фотоальбомы, макеты, книги – энциклопедии, музей в чемодане и др. Дети

участвуют в различных конкурсах по патриотическому воспитанию. Опыт

использования игровых технологий по патриотическому воспитанию на тему:

«Герои прошлого» был предоставлен нами на городской ноябрьской

педагогическом вебинаре в ГИМЦРО «Формы реализации образовательной

программы в соответствии с видами детской деятельности и возрастными

особенностями детей» (в г. Мурманск).



В раздел образования