Напоминание

И. А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"


Автор: Филиппова Алена Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ города Кургана "Гимназия № 30"
Населённый пункт: город Курган
Наименование материала: Конспект урока
Тема: И. А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок литературного чтения в 3 классе

Тема урока: И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

I.Организационны

й момент

- Сегодня урок литературного чтения проведу я. Прошу улыбнуться

тех, кто пришёл на урок с хорошим настроением.

- Поднимите руку те, кому нравится общаться.

- Если вы не любите конфликтовать и спорить по пустякам, то

хлопните в ладоши.

- Поднимите левую руку те, кто готов трудиться ради новых знаний.

II. Актуализация

знаний

- Работать будем по группам. Я предлагаю начать урок с игры

«Карандаши». Каждый возьмите КАРАНДАШ и встаньте в кружок.

Карандаши зажмите

между подушечками указательных пальцев

соседей. Не отпуская карандашей, выполните задания:

-Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы

карандаши не падали?

(работать слаженно, думать не только про себя, но и про других в

группе)

- Что должны делать члены группы, чтобы добиться успеха?

- К чему приводит неумение договариваться?

- Может такая ситуация стать сюжетом для басни?

III. Сообщение

темы и цели урока

(на экране: Нави

Волырк)

-

(презентация, сл.1)

Посмотрите на имя автора, вам знакомо оно?

Почему так странно написано? Именно так подписывал свои басни

И.А. Крылов.

- Как думаете, какая будет тема урока? (Басни Крылова).

(презентация, сл.2)

13 февраля исполнится 250 лет со дня рождения

великого баснописца. А мы до сих пор читаем его басни. Сегодня на

уроке учимся житейской мудрости и продолжаем изучать, почему

же басни И.А. Крылова актуальны в настоящее время. Это и будет

целью урока

(презентация, сл.3).

-Сформулируем задачи урока.

IV. Работа над

басней.

1. Работа с

иллюстрацией.

(презентация, сл.4)

Рассмотрите иллюстрацию. Кто будет персонажами

басни? Басня так и называется «Лебедь, Щука и Рак».

- Что пытаются сделать герои?

- Ваши предположения…Получится ли у них?

2. Прослушивание

басни

- Давайте послушаем и узнаем, подтвердится ли ваша гипотеза?

… Прозвучала басня в исполнении мастера художественного слова,

советского актёра, режиссёра театра и кино Игоря Владимировича

Ильинского.

(Если 1 гипотеза была)

: - Если ваша гипотеза подтвердилась – хлопните

в ладоши.

Если 2 гипотезы: -

Поднимите руку, чья гипотеза подтвердилась? Какая гипотеза

подтвердилась?

3.Самостоятельно

е чтение

Словарная работа

– А сейчас вы будете вдумчивыми читателями. Прочитайте басню

про себя. Найдите слова, значение которых вам незнакомо.

-Какие слова остались незнакомыми?

Согласие - единство, общность точек зрения, единомыслие.

Лад – хорошие взаимоотношения, согласие, мир, дружба

Мука - сильное физ. или нравственное страдание

Поклажа- вещи, груз, багаж

Воз - повозка или сани с какой-либо поклажей

Судить – составить мнение о ком-то; Впряглись – запрячься в

повозку

4.Анализ басни

- Выясним, почему у героев ничего не получилось? Найдите глаголы,

которые помогают представить, как они выполняют своё дело

(презентация, сл.5)

1 гр.- лебедь

2 гр. – рак

3 гр. щука

- Найдите фразу в тексте, как они делают своё дело.

- Объясните выражение «Из кожи лезут вон» (стараются изо всех

сил)

- Найдите строчки, которые говорят, что у них получилось в итоге? (А

воз и ныне там)

- Очень часто эти выражения можно услышать в жизни. Они стали

крылатыми. Это такие высказывания, у которых образовались крылья,

т.е. они полетели в народ, стали широко использоваться в жизни.

Только в другом контексте. Когда говорят так: А воз и ныне там?

-Что главное они не сделали?

- Подтвердите свои слова моралью басни. Из чьих уст мы её слышим?

Слова Лебедь, Щука и Рак написаны с большой буквы. Давайте

выясним, почему? К кому обращается баснописец? (к людям). Так,

что же хотел сказать баснописец людям?

- Сейчас мы знаем, чтобы был успех, надо, чтобы было согласие в

группе. Попробуйте продемонстрировать – как слаженно вы

работаете. Проведём ещё раз игру «Карандаши».

Кто считает, что во 2 раз игра получилась лучше? Почему так

считаете? Да, действительно ориентировались на всех, слаженно

работали и справились с задачей.

V. Работа в

группах.

- А

теперь мы будем работать в группах.

(презентация, сл.6)

Переверните таблички, которые у вас на партах. Посмотрите свои

роли и возьмите задания под табличкой. Приступайте к работе.

Группа «Литераторы».

Выбрать пословицу, относящуюся к басне.

Объяснить её. В каких жизненных ситуациях её можно применить?

(презентация, сл.7).

Группа «Озвучка». Озвучить мультфильм словами басни

Группа «Журналисты».

Взять интервью у Лебедя, Щуки и Рака.

Почему не получилось сдвинуть воз?

Группа «Актёры». Представьте, что герои басни заговорили. Что им

надо сказать друг другу, чтобы воз сдвинулся?

VI.Выступление

групп.

VII. Итог урока

- Вернёмся к цели урока

(презентация, сл.9

)

- Почему басни И.А. Крылова актуальны до сих пор? (Учит людей

узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки, подсказывает,

как избавиться от них, учит мудрости жизни).

Д/з: приготовить чтение басни выразительно, по желанию –

можно выучить.

VIII. Рефлексия

(оценивают

работу группы)

- Сейчас вы оцените работу группы

(презентация, сл.10).

Выберите 1

мешок с надписью, которая помогла вашей группе добиться успеха

сегодня. (выбирают). Представители от групп выйдите и прикрепите

мешки на воз. Озвучьте свой выбор.

- Успех каждой группы привёл к успеху весь класс. И я вместе с

вами пришла к успеху.

(оценивают свою

работу в группе)

- Сейчас оцените себя, своё умение работать в группе.

- Прошу детей, которым было легко и интересно работать в группе

встать… (Очень хорошо, что вы умеете и любите работать в группе.

Это вам помогает добиться успеха).

- Кому интересно, но трудно работать в группе …. Почему? (Да, я

согласна с вами, не всегда бывает легко договориться в группе. Но вы

молодцы, вы пробовали сегодня это сделать. Идите вперёд,

я

уверена, что у вас это получится).

-

Кто

предпочитает

работать

1….

(Хорошо,

что

ты

такой

самостоятельный. Да, есть такие люди, которые предпочитают

работать в одиночестве. Но бывают такие задания, с которыми в

одиночку не справиться. Например, задание для Журналистов-можно

выполнить одному? Да, бывает. Тогда на помощь тебе обязательно

придут твои друзья и учитель.)

- Мне тоже было комфортно сегодня общаться с вами на уроке. У нас

получилось сотрудничество. Благодарю вас за урок.

- Предлагаю вам взять из воза поклажу, а что там, узнаете, когда

придёте в класс.

Самоанализ урока

1). Тема: И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

Тип урока: изучение нового материала.

Форма: проблемный урок

Это 9 урок в разделе «Набираемся житейской мудрости». Дети знакомы с

понятиями: басня, мораль, крылатые выражения, поэтому подробно на них не

останавливалась.

2). Цель урока: создать условия для формирования коммуникативных УУД

посредством изучения басни Крылова «Лебедь, Щука и Рак».

Формирование личностных УУД осуществлялось через решение задачи:

- формировать умение соотносить поступки героев с принятыми этическими

принципами, учить выделять нравственный аспект поведения.

Задача решалась: при объяснении морали басни, при анализе результата

выполнения задания в группе, анализе причины успеха.

- ученики

соотнесли поступки героев с нравственными нормами,

в групповой

работе нашли и объяснили пословицу, привели жизненную ситуацию, в конце

урока сделали вывод-чему учит басня.

Для формирования регулятивных УУД были поставлены такие задачи:

- учить целеполаганию; планированию работы, оцениванию результата

работы;

- Задачи достигались через решение проблемных ситуаций.

Дети смогли сформулировать тему, цель, задачи урока. В группе составили

план и последовательность действий;

пытались подобрать жизненную

ситуацию, подходящую к крылатому выражению;

Через игру «Карандаши»,

где дети оценивали успех и неуспех своей

деятельности;

Через анализ работы своей группы и других групп.

Познавательные:

-

формировать

умение

находить

и

выделять

информацию,

представленную в разных формах, учить смысловому чтению

- Задача была решена через работу с иллюстрацией и словарную работу,

дети сделали предположение о героях новой басни, смогли объяснить

значение непонятных слов, опираясь на свой житейский опыт;

При анализе басни нашли глаголы, которые помогали представить, как

персонажи выполняли дело; пополняли свой активный словарный запас;

Коммуникативные:

-

развивать

умение

учебного

сотрудничество

с

учителем

и

сверстниками,

Решалась на каждом этапе.

Урок построен так, что

вызывает

необходимость общения и потребность в общении.

сотрудничество между учениками - Игра «Карандаши» - невербально.

При работе в группе;- были представлены мини-проекты: озвучивание,

интервью, театрализация.

- сотрудничество с учителем - выдвижение гипотезы, словарная

работа,

представление

результатов,

анализ

работы

группы,

рефлексия;

Отмечаю, что не все (или все)

ребята включились в самостоятельное

взаимодействие. Кто – то в группе взял на себя роль лидера и помогал

остальным установить контакт, вовлекал всех в процесс обсуждения.

- формировать умение выражать свои мысли в соответствии с задачами

и

условиями

коммуникации;

владение

монологической

и диалогической речью.

При работе в группе дети высказывали своё мнение, учились слушать

друг друга, принимать мнение других, выстраивать общее мнение в

монологическую речь и транслировать её.

Ученики выступая, проявляли навыки публичного выступления:

- эмоциональность речи

-

невербальные

средства

при

выступлении

(вообще

не

включала

жестикуляция, поза, визуальный контакт)

-

вербальные

средства

речи

(громкость

речи,

четкость,

ясное

формулирование мыслей)

Считаю, что сотрудничество в группах было эффективным, дети смогли

выполнить учебные задачи.

Были поставлены следующие предметные задачи:

познакомить с новой басней И.А. Крылова;

учить видеть в басне скрытый смысл

Учить размышлять о характере и поступках героя;

Предметные планируемые результаты были достигнуты через работу над

проблемными вопросами и в ходе работы над групповыми заданиями.

Для достижения цели урока я использовала активные методы обучения.

Я выбрала групповую форму работы, что способствовало

активному

включению каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

В

целом

класс

показал

высокий

уровень

знаний,

стабильную

работоспособность, быстрый и продуктивный темп учебной деятельности,

выраженный и стойкий интерес к заданиям.

На протяжении всего урока дети учились выполнять дело сообща,

договариваться, уважать мнение других – это, я считаю, является и

воспитательным аспектом урока, и формированием коммуникативных УУД.

Цель урока достигнута.

Урок прошёл на высоком эмоциональном и интеллектуальном подъеме. От

работы некоторых групп – появилось чувство удовлетворения от совместной

работы.

Методы

мотивировали

процесс

познания

и

стимулировали

поисковую деятельность детей. Активность учащихся была адекватна

запросам учебного процесса. Работа в группе актёров – носила развивающий

характер в коммуникативной, творческой, познавательной сферах), когда

нашли выход и смогли сдвинуть воз.

Я поощряла инициативу учащихся, создавала условия для эмоциональной

открытости, доверия. Предложенные задания давали возможность для

самореализации личности. Я старалась служить позитивным примером для

подражания, контролировала и ненавязчиво корректировала деятельность

уч-ся. Развивала навык самоанализа и самоконтроля. Материал урока усвоен

большей частью учащихся.



В раздел образования