Автор: Филиппова Алена Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ города Кургана "Гимназия № 30"
Населённый пункт: город Курган
Наименование материала: Конспект урока
Тема: И. А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"
Раздел: начальное образование
Урок литературного чтения в 3 классе
Тема урока: И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
I.Организационны
й момент
- Сегодня урок литературного чтения проведу я. Прошу улыбнуться
тех, кто пришёл на урок с хорошим настроением.
- Поднимите руку те, кому нравится общаться.
- Если вы не любите конфликтовать и спорить по пустякам, то
хлопните в ладоши.
- Поднимите левую руку те, кто готов трудиться ради новых знаний.
II. Актуализация
знаний
- Работать будем по группам. Я предлагаю начать урок с игры
«Карандаши». Каждый возьмите КАРАНДАШ и встаньте в кружок.
Карандаши зажмите
между подушечками указательных пальцев
соседей. Не отпуская карандашей, выполните задания:
-Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы
карандаши не падали?
(работать слаженно, думать не только про себя, но и про других в
группе)
- Что должны делать члены группы, чтобы добиться успеха?
- К чему приводит неумение договариваться?
- Может такая ситуация стать сюжетом для басни?
III. Сообщение
темы и цели урока
(на экране: Нави
Волырк)
-
(презентация, сл.1)
Посмотрите на имя автора, вам знакомо оно?
Почему так странно написано? Именно так подписывал свои басни
И.А. Крылов.
- Как думаете, какая будет тема урока? (Басни Крылова).
–
(презентация, сл.2)
13 февраля исполнится 250 лет со дня рождения
великого баснописца. А мы до сих пор читаем его басни. Сегодня на
уроке учимся житейской мудрости и продолжаем изучать, почему
же басни И.А. Крылова актуальны в настоящее время. Это и будет
целью урока
(презентация, сл.3).
-Сформулируем задачи урока.
IV. Работа над
басней.
1. Работа с
иллюстрацией.
(презентация, сл.4)
Рассмотрите иллюстрацию. Кто будет персонажами
басни? Басня так и называется «Лебедь, Щука и Рак».
- Что пытаются сделать герои?
- Ваши предположения…Получится ли у них?
2. Прослушивание
басни
- Давайте послушаем и узнаем, подтвердится ли ваша гипотеза?
… Прозвучала басня в исполнении мастера художественного слова,
советского актёра, режиссёра театра и кино Игоря Владимировича
Ильинского.
(Если 1 гипотеза была)
: - Если ваша гипотеза подтвердилась – хлопните
в ладоши.
Если 2 гипотезы: -
Поднимите руку, чья гипотеза подтвердилась? Какая гипотеза
подтвердилась?
3.Самостоятельно
е чтение
Словарная работа
– А сейчас вы будете вдумчивыми читателями. Прочитайте басню
про себя. Найдите слова, значение которых вам незнакомо.
-Какие слова остались незнакомыми?
Согласие - единство, общность точек зрения, единомыслие.
Лад – хорошие взаимоотношения, согласие, мир, дружба
Мука - сильное физ. или нравственное страдание
Поклажа- вещи, груз, багаж
Воз - повозка или сани с какой-либо поклажей
Судить – составить мнение о ком-то; Впряглись – запрячься в
повозку
4.Анализ басни
- Выясним, почему у героев ничего не получилось? Найдите глаголы,
которые помогают представить, как они выполняют своё дело
(презентация, сл.5)
1 гр.- лебедь
2 гр. – рак
3 гр. щука
- Найдите фразу в тексте, как они делают своё дело.
- Объясните выражение «Из кожи лезут вон» (стараются изо всех
сил)
- Найдите строчки, которые говорят, что у них получилось в итоге? (А
воз и ныне там)
- Очень часто эти выражения можно услышать в жизни. Они стали
крылатыми. Это такие высказывания, у которых образовались крылья,
т.е. они полетели в народ, стали широко использоваться в жизни.
Только в другом контексте. Когда говорят так: А воз и ныне там?
-Что главное они не сделали?
- Подтвердите свои слова моралью басни. Из чьих уст мы её слышим?
Слова Лебедь, Щука и Рак написаны с большой буквы. Давайте
выясним, почему? К кому обращается баснописец? (к людям). Так,
что же хотел сказать баснописец людям?
- Сейчас мы знаем, чтобы был успех, надо, чтобы было согласие в
группе. Попробуйте продемонстрировать – как слаженно вы
работаете. Проведём ещё раз игру «Карандаши».
Кто считает, что во 2 раз игра получилась лучше? Почему так
считаете? Да, действительно ориентировались на всех, слаженно
работали и справились с задачей.
V. Работа в
группах.
- А
теперь мы будем работать в группах.
(презентация, сл.6)
Переверните таблички, которые у вас на партах. Посмотрите свои
роли и возьмите задания под табличкой. Приступайте к работе.
Группа «Литераторы».
Выбрать пословицу, относящуюся к басне.
Объяснить её. В каких жизненных ситуациях её можно применить?
(презентация, сл.7).
Группа «Озвучка». Озвучить мультфильм словами басни
Группа «Журналисты».
Взять интервью у Лебедя, Щуки и Рака.
Почему не получилось сдвинуть воз?
Группа «Актёры». Представьте, что герои басни заговорили. Что им
надо сказать друг другу, чтобы воз сдвинулся?
VI.Выступление
групп.
VII. Итог урока
- Вернёмся к цели урока
(презентация, сл.9
)
- Почему басни И.А. Крылова актуальны до сих пор? (Учит людей
узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки, подсказывает,
как избавиться от них, учит мудрости жизни).
Д/з: приготовить чтение басни выразительно, по желанию –
можно выучить.
VIII. Рефлексия
(оценивают
работу группы)
- Сейчас вы оцените работу группы
(презентация, сл.10).
Выберите 1
мешок с надписью, которая помогла вашей группе добиться успеха
сегодня. (выбирают). Представители от групп выйдите и прикрепите
мешки на воз. Озвучьте свой выбор.
- Успех каждой группы привёл к успеху весь класс. И я вместе с
вами пришла к успеху.
(оценивают свою
работу в группе)
- Сейчас оцените себя, своё умение работать в группе.
- Прошу детей, которым было легко и интересно работать в группе
встать… (Очень хорошо, что вы умеете и любите работать в группе.
Это вам помогает добиться успеха).
- Кому интересно, но трудно работать в группе …. Почему? (Да, я
согласна с вами, не всегда бывает легко договориться в группе. Но вы
молодцы, вы пробовали сегодня это сделать. Идите вперёд,
я
уверена, что у вас это получится).
-
Кто
предпочитает
работать
1….
(Хорошо,
что
ты
такой
самостоятельный. Да, есть такие люди, которые предпочитают
работать в одиночестве. Но бывают такие задания, с которыми в
одиночку не справиться. Например, задание для Журналистов-можно
выполнить одному? Да, бывает. Тогда на помощь тебе обязательно
придут твои друзья и учитель.)
- Мне тоже было комфортно сегодня общаться с вами на уроке. У нас
получилось сотрудничество. Благодарю вас за урок.
- Предлагаю вам взять из воза поклажу, а что там, узнаете, когда
придёте в класс.
Самоанализ урока
1). Тема: И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»
Тип урока: изучение нового материала.
Форма: проблемный урок
Это 9 урок в разделе «Набираемся житейской мудрости». Дети знакомы с
понятиями: басня, мораль, крылатые выражения, поэтому подробно на них не
останавливалась.
2). Цель урока: создать условия для формирования коммуникативных УУД
посредством изучения басни Крылова «Лебедь, Щука и Рак».
Формирование личностных УУД осуществлялось через решение задачи:
- формировать умение соотносить поступки героев с принятыми этическими
принципами, учить выделять нравственный аспект поведения.
Задача решалась: при объяснении морали басни, при анализе результата
выполнения задания в группе, анализе причины успеха.
- ученики
соотнесли поступки героев с нравственными нормами,
в групповой
работе нашли и объяснили пословицу, привели жизненную ситуацию, в конце
урока сделали вывод-чему учит басня.
Для формирования регулятивных УУД были поставлены такие задачи:
- учить целеполаганию; планированию работы, оцениванию результата
работы;
- Задачи достигались через решение проблемных ситуаций.
Дети смогли сформулировать тему, цель, задачи урока. В группе составили
план и последовательность действий;
пытались подобрать жизненную
ситуацию, подходящую к крылатому выражению;
Через игру «Карандаши»,
где дети оценивали успех и неуспех своей
деятельности;
Через анализ работы своей группы и других групп.
Познавательные:
-
формировать
умение
находить
и
выделять
информацию,
представленную в разных формах, учить смысловому чтению
- Задача была решена через работу с иллюстрацией и словарную работу,
дети сделали предположение о героях новой басни, смогли объяснить
значение непонятных слов, опираясь на свой житейский опыт;
При анализе басни нашли глаголы, которые помогали представить, как
персонажи выполняли дело; пополняли свой активный словарный запас;
Коммуникативные:
-
развивать
умение
учебного
сотрудничество
с
учителем
и
сверстниками,
Решалась на каждом этапе.
Урок построен так, что
вызывает
необходимость общения и потребность в общении.
сотрудничество между учениками - Игра «Карандаши» - невербально.
При работе в группе;- были представлены мини-проекты: озвучивание,
интервью, театрализация.
- сотрудничество с учителем - выдвижение гипотезы, словарная
работа,
представление
результатов,
анализ
работы
группы,
рефлексия;
Отмечаю, что не все (или все)
ребята включились в самостоятельное
взаимодействие. Кто – то в группе взял на себя роль лидера и помогал
остальным установить контакт, вовлекал всех в процесс обсуждения.
- формировать умение выражать свои мысли в соответствии с задачами
и
условиями
коммуникации;
владение
монологической
и диалогической речью.
При работе в группе дети высказывали своё мнение, учились слушать
друг друга, принимать мнение других, выстраивать общее мнение в
монологическую речь и транслировать её.
Ученики выступая, проявляли навыки публичного выступления:
- эмоциональность речи
-
невербальные
средства
при
выступлении
(вообще
не
включала
жестикуляция, поза, визуальный контакт)
-
вербальные
средства
речи
(громкость
речи,
четкость,
ясное
формулирование мыслей)
Считаю, что сотрудничество в группах было эффективным, дети смогли
выполнить учебные задачи.
Были поставлены следующие предметные задачи:
познакомить с новой басней И.А. Крылова;
учить видеть в басне скрытый смысл
Учить размышлять о характере и поступках героя;
Предметные планируемые результаты были достигнуты через работу над
проблемными вопросами и в ходе работы над групповыми заданиями.
Для достижения цели урока я использовала активные методы обучения.
Я выбрала групповую форму работы, что способствовало
активному
включению каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
В
целом
класс
показал
высокий
уровень
знаний,
стабильную
работоспособность, быстрый и продуктивный темп учебной деятельности,
выраженный и стойкий интерес к заданиям.
На протяжении всего урока дети учились выполнять дело сообща,
договариваться, уважать мнение других – это, я считаю, является и
воспитательным аспектом урока, и формированием коммуникативных УУД.
Цель урока достигнута.
Урок прошёл на высоком эмоциональном и интеллектуальном подъеме. От
работы некоторых групп – появилось чувство удовлетворения от совместной
работы.
Методы
мотивировали
процесс
познания
и
стимулировали
поисковую деятельность детей. Активность учащихся была адекватна
запросам учебного процесса. Работа в группе актёров – носила развивающий
характер в коммуникативной, творческой, познавательной сферах), когда
нашли выход и смогли сдвинуть воз.
Я поощряла инициативу учащихся, создавала условия для эмоциональной
открытости, доверия. Предложенные задания давали возможность для
самореализации личности. Я старалась служить позитивным примером для
подражания, контролировала и ненавязчиво корректировала деятельность
уч-ся. Развивала навык самоанализа и самоконтроля. Материал урока усвоен
большей частью учащихся.