Напоминание

Эффективное применение информационно коммуникационных технологий на уроках математики


Автор: Габдрахманова Лилия Фаризовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 с.Чекмагуш
Населённый пункт: село Чекмагуш
Наименование материала: статья
Тема: Эффективное применение информационно коммуникационных технологий на уроках математики
Раздел: начальное образование





Назад




Эффективное применение информационно коммуникационных технологий

на уроках математики

На

современном

этапе

развития

трудно

представить

общество

без

компьютеров, поэтому одной из основных задач образования является введение

человека в информационное пространство. Основной задачей современной школы

является повышение эффективности и качества образования, формирование

информационной культуры как основы информатизации общества в целом,

формирование

творческой,

всесторонне

развитой

личности.

Для

обучения,

развития и воспитания современных детей недостаточно традиционной системы

обучения. Необходимо использовать такие методы, приемы и средства обучения,

чтобы ребятам на уроке было интересно. Только в этом случае повышается

познавательная активность школьников, мышление начинает работать более

продуктивно и творчески. Одним из средств повышения мотивации к учению,

интереса к предмету, уровня знаний является применение информационных

технологий.

Информационные технологии помогают нам отправиться хоть на край света, где

ученики превращаются в пытливых искателей знаний.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-

4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их

обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала,

вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции,

воображение.

Главные цели:

Во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию

обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.

Во-вторых, использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком

эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение

большого количества дидактического материала.

В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;

обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти

индивидуализация).

В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности;

формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.

В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным

библиотекам, другим информационным ресурсам.

На уроках, в зависимости от его целей, используем разнообразные дидактические

средства обучения: использование цифровых ресурсов при объяснении нового

материала: презентации, информационные Интернет-сайты, информационные

ресурсы на дисках.

Использование ЦОРов (цифровых образовательных ресурсов) при отработке и

закреплении навыков: компьютерные обучающие программы, компьютерные

тренажеры, ребусы, компьютерные игры, печатный раздаточный материал

(карточки, задания, схемы, таблицы, кроссворды без автоматической обработки

результатов) — (цифровые таблицы), печатный иллюстративный материал.

Использование ЦОРов на этапе контроля знаний: компьютерные тесты

(открытые, закрытые), кроссворды (с автоматической обработкой результата).

Использование ЦОРов для самостоятельной работы учащихся: цифровые

энциклопедии, словари, справочники, таблицы, шаблоны, электронные учебники,

интегрированные задания.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету –

дидактическая игра:

помогает снять чувство усталости;

раскрывает способности детей, их индивидуальность;

усиливает непроизвольное запоминание

Курс математики в начальной школе содержит большое количество

абстрактных

понятий,

требующих

осознанного

глубокого

усвоения:

величина, форма, число и многие другие. Здесь на помощь учителю может

прийти мультимедия со всеми ее возможностями: цвет, форма, пропорции,

направление

движения,

пространственные

отношения,

совокупности

множеств и многие другие понятия увидеть своими глазами. Таким образом,

компьютерные технологии обеспечивают высокий уровень наглядности по

сравнению с традиционными схемами, таблицами, моделями.

Путешествуя по необъятным просторам Интернет, можно пользоваться и

готовыми ЦОРами. Они разработаны по каждому уроку математики по

программе «Школа России», где представлен весь материал учебника в

электронном виде и учитель может не выносить на доску материал, а

пользоваться интернет ресурсами. Этим и другим материалом могут

пользоваться учителя, работающие и по другим программам.

Эффективность уроков с использованием ИКТ очень высока. Ведь именно

посредством

зрения

мы

получаем

большую

часть

информации

об

окружающем мире. Презентации позволяют учителю сделать урок более

интересным;

регулировать объем и скорость выводимой информации

посредством анимации; повышать познавательную активность обучающихся;

обогащать словарный запас детей.

В учебниках к задачам на движение приводятся рисунки, но не хватает в них

самого главного движения. С помощью презентации PowerPoint можно

создавать не просто презентацию – сопровождение для урока математики, а

интерактивную модель для демонстрации текстовых задач. Применение

интерактивных моделей и динамичных презентаций является одним из

наиболее эффективных способов использования новых информационных

технологий в образовательном процессе. Мультимедийная составляющая не

должна представлять набор иллюстраций и использоваться на уроке в

качестве наглядности. Возможные анимации позволили показать учащимся

различные виды движения: навстречу друг другу, в противоположных

направлениях, вдогонку, с отставанием.

Тесты

Применение ИКТ на уроке математики также способствует развитию

навыков

контроля

и

самоконтроля.

Проверка

работы

по

эталону

осуществляется легко и быстро. Тестирование с помощью компьютера

позволяет быстро оценить уровень знаний учащихся класса и в то же время

способствует овладению учащимися действий с мышью, клавиатурой

Работа с электронными энциклопедиями

Современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную

информацию, находящуюся на разных носителях. Компьютер позволяет

отбирать и анализировать информацию. Для эффективного поиска

информации необходимо научиться правильно формулировать вопросы и

пользоваться поисковыми системами.

Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность,

сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе.

(Например: выбрав в электронной библиотечке имя автора, быстро найти

нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из

любой области знаний.)

Учитель должен помнить о целесообразности проведения данного урока с

применением ИКТ, ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент

учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности

младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко

продумана и дозирована. Таким образом, применение ИКТ на уроках должно

носить щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе,

учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования

ИКТ.

ИКТ может использоваться на различных этапах урока: на этапе подготовки

учащихся к усвоению новых знаний, усвоению новых знаний, закреплению

новых знаний, подведению итогов урока, домашнего задания.

Но кроме сильных сторон, есть и слабые стороны применения ИКТ на уроках.

Это:

Перегруженность визуального канала восприятия информации.

Уменьшается время "живого" общения на уроке.

Большая затрата времени на подготовку к урокам.

Подводя итог своему выступлению, хочется отметить, что все технические

средства не стоят ровным счётом ничего, если педагоги не в состоянии их

использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя. Именно педагоги делают

уроки интересными, детей – заинтересованными, а интерактивная доска – это

только инструмент. И важно понимать, что эффективность работы с доской именно

во многом зависит от нас самих, от того как мы используем те или иные её

возможности.



В раздел образования