Автор: Габдрахманова Лилия Фаризовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 с.Чекмагуш
Населённый пункт: село Чекмагуш
Наименование материала: статья
Тема: Эффективное применение информационно коммуникационных технологий на уроках математики
Раздел: начальное образование
Эффективное применение информационно коммуникационных технологий
на уроках математики
На
современном
этапе
развития
трудно
представить
общество
без
компьютеров, поэтому одной из основных задач образования является введение
человека в информационное пространство. Основной задачей современной школы
является повышение эффективности и качества образования, формирование
информационной культуры как основы информатизации общества в целом,
формирование
творческой,
всесторонне
развитой
личности.
Для
обучения,
развития и воспитания современных детей недостаточно традиционной системы
обучения. Необходимо использовать такие методы, приемы и средства обучения,
чтобы ребятам на уроке было интересно. Только в этом случае повышается
познавательная активность школьников, мышление начинает работать более
продуктивно и творчески. Одним из средств повышения мотивации к учению,
интереса к предмету, уровня знаний является применение информационных
технологий.
Информационные технологии помогают нам отправиться хоть на край света, где
ученики превращаются в пытливых искателей знаний.
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-
4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их
обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала,
вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции,
воображение.
Главные цели:
Во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию
обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
Во-вторых, использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком
эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение
большого количества дидактического материала.
В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;
обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти
индивидуализация).
В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности;
формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.
В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным
библиотекам, другим информационным ресурсам.
На уроках, в зависимости от его целей, используем разнообразные дидактические
средства обучения: использование цифровых ресурсов при объяснении нового
материала: презентации, информационные Интернет-сайты, информационные
ресурсы на дисках.
Использование ЦОРов (цифровых образовательных ресурсов) при отработке и
закреплении навыков: компьютерные обучающие программы, компьютерные
тренажеры, ребусы, компьютерные игры, печатный раздаточный материал
(карточки, задания, схемы, таблицы, кроссворды без автоматической обработки
результатов) — (цифровые таблицы), печатный иллюстративный материал.
Использование ЦОРов на этапе контроля знаний: компьютерные тесты
(открытые, закрытые), кроссворды (с автоматической обработкой результата).
Использование ЦОРов для самостоятельной работы учащихся: цифровые
энциклопедии, словари, справочники, таблицы, шаблоны, электронные учебники,
интегрированные задания.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету –
дидактическая игра:
помогает снять чувство усталости;
раскрывает способности детей, их индивидуальность;
усиливает непроизвольное запоминание
Курс математики в начальной школе содержит большое количество
абстрактных
понятий,
требующих
осознанного
глубокого
усвоения:
величина, форма, число и многие другие. Здесь на помощь учителю может
прийти мультимедия со всеми ее возможностями: цвет, форма, пропорции,
направление
движения,
пространственные
отношения,
совокупности
множеств и многие другие понятия увидеть своими глазами. Таким образом,
компьютерные технологии обеспечивают высокий уровень наглядности по
сравнению с традиционными схемами, таблицами, моделями.
Путешествуя по необъятным просторам Интернет, можно пользоваться и
готовыми ЦОРами. Они разработаны по каждому уроку математики по
программе «Школа России», где представлен весь материал учебника в
электронном виде и учитель может не выносить на доску материал, а
пользоваться интернет ресурсами. Этим и другим материалом могут
пользоваться учителя, работающие и по другим программам.
Эффективность уроков с использованием ИКТ очень высока. Ведь именно
посредством
зрения
мы
получаем
большую
часть
информации
об
окружающем мире. Презентации позволяют учителю сделать урок более
интересным;
регулировать объем и скорость выводимой информации
посредством анимации; повышать познавательную активность обучающихся;
обогащать словарный запас детей.
В учебниках к задачам на движение приводятся рисунки, но не хватает в них
самого главного движения. С помощью презентации PowerPoint можно
создавать не просто презентацию – сопровождение для урока математики, а
интерактивную модель для демонстрации текстовых задач. Применение
интерактивных моделей и динамичных презентаций является одним из
наиболее эффективных способов использования новых информационных
технологий в образовательном процессе. Мультимедийная составляющая не
должна представлять набор иллюстраций и использоваться на уроке в
качестве наглядности. Возможные анимации позволили показать учащимся
различные виды движения: навстречу друг другу, в противоположных
направлениях, вдогонку, с отставанием.
Тесты
Применение ИКТ на уроке математики также способствует развитию
навыков
контроля
и
самоконтроля.
Проверка
работы
по
эталону
осуществляется легко и быстро. Тестирование с помощью компьютера
позволяет быстро оценить уровень знаний учащихся класса и в то же время
способствует овладению учащимися действий с мышью, клавиатурой
Работа с электронными энциклопедиями
•
Современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную
информацию, находящуюся на разных носителях. Компьютер позволяет
отбирать и анализировать информацию. Для эффективного поиска
информации необходимо научиться правильно формулировать вопросы и
пользоваться поисковыми системами.
•
Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность,
сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе.
(Например: выбрав в электронной библиотечке имя автора, быстро найти
нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из
любой области знаний.)
•
Учитель должен помнить о целесообразности проведения данного урока с
применением ИКТ, ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент
учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности
младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко
продумана и дозирована. Таким образом, применение ИКТ на уроках должно
носить щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе,
учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования
ИКТ.
ИКТ может использоваться на различных этапах урока: на этапе подготовки
учащихся к усвоению новых знаний, усвоению новых знаний, закреплению
новых знаний, подведению итогов урока, домашнего задания.
Но кроме сильных сторон, есть и слабые стороны применения ИКТ на уроках.
Это:
•
Перегруженность визуального канала восприятия информации.
•
Уменьшается время "живого" общения на уроке.
•
Большая затрата времени на подготовку к урокам.
Подводя итог своему выступлению, хочется отметить, что все технические
средства не стоят ровным счётом ничего, если педагоги не в состоянии их
использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя. Именно педагоги делают
уроки интересными, детей – заинтересованными, а интерактивная доска – это
только инструмент. И важно понимать, что эффективность работы с доской именно
во многом зависит от нас самих, от того как мы используем те или иные её
возможности.