Напоминание

Повышение уровня информационной культуры педагогов посредством работы над самообразованием


Автор: Мотовилова Татьяна Александровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ-СОШ №2 с.Кизляр Моздокского района РСО-Алания
Населённый пункт: г.Моздок Республика Северная Осетия-Алания
Наименование материала: статья
Тема: Повышение уровня информационной культуры педагогов посредством работы над самообразованием
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 2 с.Кизляр

Моздокского района РСО-Алания

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА КАК

УСЛОВИЕ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА

подготовила

Мотовилова Т.А

Отличительными чертами современного общества становятся резкое увеличение

объема информации, ее форм, видов и источников, стремительное распространение и

совершенствование

информационных

и

коммуникационных

технологий,

компьютерной техники. Одними из важных социальных результатов информатизации

общества

являются

резкое

увеличение

творческого

содержания

деятельности

расширение информационных потребностей. Все большее число людей оказываются

вовлеченными

в

информационное

взаимодействие

не

только

как

пассивные

потребители информации, но и как производители информационных ресурсов и услуг.

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»

нормативно оформила требования к выпускнику общеобразовательного учреждения

как к личности, обладающей высоким уровнем общей культуры и сформированными

социальными

компетенциями,

необходимыми

для

успешной

адаптации

и

социализации в постиндустриальном правовом демократическом обществе. Подчеркну

постиндустриальном,

то

есть

информационном.

С

этой

точки

зрения,

основополагающей

компетентностью

выпускника

является

компетентность

информационная.

Национально-региональный компонент Свердловской области Государственного

образовательного стандарта предлагает достижение информационной компетентности

через

реализацию

требований

к

содержанию

образовательных

программ

по

информационно-методологической линии содержания образования. Результатом ее

реализации должен стать выпускник, понимающий значение информации для

профессиональной,

общественной

и

бытовой

деятельности,

способный

к

индивидуальной ориентации и самоопределению в информационном поле, умеющий

оценивать и отбирать информацию для решения разного рода задач.

Но для

достижения этой цели необходим высокий уровень информационной культуры самого

учителя.

Поэтому одна из приоритетных задач методической работы школы -

формирование информационной культуры педагогов.

Для

реализации

этой

задачи

и

в

соответствии

с

Концепцией

единого

информационно-образовательного пространства Свердловской области, творческой

группой педагогов был разработан целевой проект «Информационно-образовательный

центр как ресурс самообразования» на 2006 – 2009гг.

Понятие информационная культура подразумевает готовность человека к жизни

и деятельности в высокоразвитой информационной среде, умение эффективно

использовать ее возможности и защищаться от ее негативных воздействий.

Если говорить об информационной культуре педагога, то она отличается четкой

направленностью

на

использование

информационных

технологий

в

своей

профессиональной деятельности со следующими целями:

применение методов и приемов обучения с использованием современных

компьютерных программных продуктов, их демонстраций;

– организация учебно-познавательной деятельности учащихся с применением

информационных технологий;

– реализация эмоционально-ценностного компонента содержания образования с

помощью демонстрации возможностей информационной образовательной среды в

получении и переработке, трансформации и хранении информации

(увеличение

объема информации, ее наглядность, оперативность ее получения из различных

источников и пр.);

– установление за счет собственного информационного поведения более тесного

контакта и взаимопонимания с учащимися и коллегами, что способствует усилению

педагогического воздействия;

– повышение не только уровня собственной профессиональной деятельности, но и

качества обучения, воспитания и развития учащихся;

создание условий для развития

у учащихся потребности в применении

информационных технологий на практике.

Формирование

информационной

культуры

педагогов

нашей

школы

осуществлялось поэтапно.

1.

Подготовительный этап

(2006-2007 уч.г).

Подготовительная работа фактически была начата с 2005 года, когда мной на базе

компьютерного класса школы были проведены курсы повышения квалификации 11

учителей по теме «Информационная компетентность педагога».

Также на данном этапе внесены изменения в локальные акты, произведена

компьютеризация школьной библиотеки, методическая работа была направлена на

теоретическую подготовку педагогов и овладение навыками работы с ПК, а у

отдельных учителей совершенствование данных навыков, различными программами.

Для этого, были организованны методические учебы (например: «Формирование

ИКТ-компетентности

учащихся».

Цель

сформировать

понятие

ИКТ-

компетентности, мотивировать на использование информационных (не обязательно

компьютерных) технологий на уроках), работа в творческих группах, ШМО

объединениях, курсовая подготовка учителей в ИРРО, индивидуальные консультации,

практическое обучение по использованию различных форм и методов работы на уроке

с применением ИКТ (трехдневный семинар-практикум «ИКТ в обучении». Цель –

помочь педагогам освоить методику проектирования уроков с использованием

презентаций, готовых ЦОР).

К концу 2006-2007 учебного года 52% педагогов владеют ПК на достаточно

хорошем уровне, 18% - на уровне набора текста.

Проведенная

методическая

работа

в

2006-2007

уч.г.

способствовала

формированию интереса педагогического коллектива к данным технологиям, желанию

апробировать их в педагогической практике. Так за 2006-2007 уч.г. учителями были

проведены уроки с использованием электронных учебников по предметам математика,

история, литература, МХК, уроки с использованием тренажеров по русскому языку и

математике. Наряду с использованием электронных учебников учителя начали сами

создавать презентации уроков. Такие уроки были разработаны и проведены учителями

Глубоковой В.В., Рязановой Н.А., Уткиной Ю.С., Шарафиевой Л.В. (все цифры без

уроков информатики).

2.

Этап внедрения (2007-2008 уч.г)

.

Методическая работа была направлена на внедрение и развитие использования

ИТ в образовательном процессе. Одним из компонентов информационной культуры

педагога

является

владение

технологией

рационального

использования

информационных ресурсов общества. Интернет обеспечивает быстрый удаленный

доступ к многочисленным источникам информации, что делает навыки работы в

Интернет важным компонентом информационной культуры личности. В связи с этим в

практике работы – организация семинаров-практикумов по вопросам работы с

ресурсами сети. За 2007-2008 года было проведено:

- 6 практических занятия по использованию ресурсов сети Интернет,

-

мастер-класс

«Использование

возможностей

Power

Point

в

обучении

математике» с целью передать опыт использования Power Point в уроке и

самостоятельной

деятельности

учащихся

и

обучить

педагогов

некоторым

эффективным приемам в Power Point;

- Педсовет «Повышение качества образования через использование ИКТ» с целью

проанализировать,

на

какой

ступени

развития,

освоения

и

применения

информационных технологий стоим мы сегодня, также найти ответит на вопрос – как

повышается качество образования, что меняется в самом процессе преподавания, что

меняется в детях?).

В апреле 2008 года ученицей 10 класса был создан школьный сайт, основные

задачи которого:

1) своевременно освещать школьную жизнь;

2) доводить важную информацию до учащихся и их родителей;

3) доводить общешкольную информацию до сведения учителей;

4) создание методической копилки учителей;

5) общение участников образовательного процесса по интересам (форум).

3. Оценочный этап (2008-2009 уч.г).

Методическая работа направлена на активный обмен опытом на различных

уровнях, на аналитическую деятельность

педагогов и всего педагогического

коллектива школы. На протяжении всего учебного года учителя дают открытые уроки

с целью представления опыта, наработанного за два года. Также в мае планируется

провести

школьный семинар, на котором планируется

подвести итоги работы по

формированию информационной культуры педагогов за 2006-2009 уч.г.

В этом учебном году учителя стали активно использовать возможности

школьного сайта, у 40% учителей есть личные страницы, на которых размещаются

разработки открытых уроков, внеклассных мероприятий, сообщения по вопросам

обучения и воспитания учащихся.

Уровень сформированности информационной культуры учителя мы

рассматриваем по следующим показателям:

1.

знания об информационных процессах, информационных потоках в области

образования, современных средствах коммуникации;

2.

практические умения по сбору, обработке и передаче информации, по решению

задач образования детей с использованием информационных и компьютерных

технологий,

по

разработке

и

оформлению

учебно-программных,

учебно-

методических и других материалов;

3.

наличие потребностей в использовании информационных и компьютерных

технологий при решении профессиональных задач, в постоянном повышении

своего профессионального уровня в области информационной культуры;

4.

активность в использовании информационных и компьютерных технологий в

педагогической деятельности.

На сегодняшний день учителя нашей школы успешно применяют НИТ в учебном

процессе в различных формах:

Используют электронные учебники на уроке и вне урока.

Используют тренажеры.

Создают собственные презентации к урокам, электронные тесты.

Разрабатывают исследовательские задания по поиску информации в Интернете.

Используют в своей деятельности проектный метод обучения.

Апробируются новые формы дистанционного обучения:

Участие в российских дистанционных эвристических олимпиадах портала

Эйдос, олимпиаде УрФО по основам наук.

Постоянно пополняется банк программно-методических разработок учителей.

Разработаны

модели

уроков

химии,

математики,

биологии,

географии,

иностранного языка, русского языка и литературы, истории, музыки, МХК с

компьютерной поддержкой.

Подготовка к участию в фестивалях, олимпиадах, конкурсах не обходится без

использования всех ресурсов школы и возможности сети Интернет.

Создается

база

образовательных

программ

и

элективных

курсов,

востребованных учащимися и их родителями.

Ведение всей отчетности в «1С: Школа-ХроноГраф».

В электронном виде ведется мониторинг по: успеваемости (итоги за четверть по

каждому учащемуся); посещаемости (по каждому классу); качество обученности и

качество знаний (каждую четверть для каждого учителя). Для реализации использована

технология электронных таблиц – Microsoft Excel.

Разработана база данных «Микрорайон»

Многие учителя

используют

информационные технологии

для обобщения

своего опыта, становясь участниками различных конкурсов:

2007 – 2008 уч.г.

- педагогические чтения: школьный этап – 5 чел, городской – 2 чел.;

- городской конкурс «Учебно-методической продукции» - 3 чел. Результат 1 и 2

места;

- областной конкурс «Учебно-методической продукции» - 2 чел.;

- выступление на региональной конференции Информационные технологии в

системе образования Свердловской области и публикация тезисов в сборнике и на

сайте конференции института развития регионального образования;

- участие в республиканском конкурсе лучших учителей - 1 чел.;

- участие в муниципальном конкурсе «Лучший по профессии» в номинации

«Лучший учитель» с результатом 1 место;

- участие в фестивале творчества специалистов системы образования «Грани

таланта»: городской тур – 5 чел., окружной тур – 4 чел, областной тур – 2 чел.

Результат: дипломы 2 и 3 степени;

Следствием

организации

методической

работы

по

формированию

информационной культуры педагога являются переход на качественно новый

современный

уровень

преподавания,

учитывающий

состояние

и

потребности

общества; повышение уровня самооценки учителей; улучшение взаимопонимания

между учителем и учениками, в большинстве своем хорошо адаптирующимися в

современном информационном мире. Сегодня можно констатировать положительную

динамику роста уровня информационной культуры и профессионального мастерства

педагогов.

Безусловно, положительные показатели профессионального мастерства педагогов

влияют на учащихся, результаты достижений которых также имеют положительную

динамику.

Так, по итогам 2006-2007 учебного года - % качества знаний составил – 35,5 %, в

2007-2008 учебного года – 39,6 %. По окончанию I полугодия 2008 – 2009 уч. года –

40,1 %.

К позитивным результатам можно отнести и итоги единого государственного

экзамена. Средний балл сдачи ЕГЭ по русскому языку составил – 3,14 (по городу

Асбесту – 3,3), по математике – 3,07 (по городу – 2, 79). Из 14 выпускников 11 класса 2

ученика получили золотые медали и 2 учащихся – серебряные.

Вот уже второй год, в марте, в школе проходит НПК в 1 – 4 кл., в этом году

исследовательские работы учащихся отличались от прошлого года глубиной,

аргументированностью, качеством презентации проекта, если в прошлом учебном году

проекты были только индивидуальные, то в 2008-2009 уч.г. были представлены

групповые проекты. Количество детей принявших участие в НПК тоже возросло. Так

же в НПК приняли участие учащиеся 5 класса. Еще одна особенность данной НПК

состоит в том, что учащиеся начальной школы обратились за помощью к учителям

старших классов (история, информатика, география).

За последние три года возросла активность и результативность участия детей в

фестивале «Юные интеллектуалы Среднего Урала». Если раньше наши обучающиеся

не проявляли особого интереса к участию в форуме «Творчество и интеллект», то за

последние два года картина изменилась в положительную сторону:

2007 – 2008 уч.г.

1) Участие в интернет – олимпиаде (4 учащихся);

2) два 3 места в городском туре НПК;

3) участие во всероссийских играх «Русский медвежонок», «Кенгуру»;

2008 – 2009 уч.г.

1)Участие в V

Международной Олимпиаде по основам наук по предметам

английский язык, история, информатика (1 тур – 31 чел., 2 тур – 15 человек, 3 тур – 12

чел.);

2) 2 место в региональном конкурсе мультимедийных презентаций «О нашем крае

– с любовью»;

3) 1 место в городском конкурсе творческих работ «Люблю тебя, мой край

родной!» в номинации «Живи, деревня!»;

4) 1 место в городском конкурсе заочных экскурсионных проектов в номинации

«Лучший видеофильм»;

5) в городском конкурсе проектов «Есть такая профессия – Родину защищать!»

6) участие в областном конкурсе творческих работ «Люблю тебя, мой край

родной!» в номинации «Живи, деревня!» (результат пока не известен);

7) участие во всероссийских играх «Русский медвежонок» (47 человек),

«Кенгуру» (40 человек), «Инфознайка» (23 уч-ся).

Активное внедрение ИКТ в образовательный процесс значительно увеличивает

дидактические возможности, обеспечивая наглядность, аудио- и видеоподдержку и

контроль, что в целом способствует повышению качества образовательного процесса.

И в заключении хочется отметить, что педагог, освоивший информационно -

коммуникационные технологии и обладающий достаточным уровнем информационной

культуры, приобретает качественно новый уровень профессионального мастерства и

конкурентоспособности на рынке труда.



В раздел образования