Автор: Мотовилова Татьяна Александровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ-СОШ №2 с.Кизляр Моздокского района РСО-Алания
Населённый пункт: г.Моздок Республика Северная Осетия-Алания
Наименование материала: статья
Тема: Повышение уровня информационной культуры педагогов посредством работы над самообразованием
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 2 с.Кизляр
Моздокского района РСО-Алания
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА КАК
УСЛОВИЕ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА
подготовила
Мотовилова Т.А
Отличительными чертами современного общества становятся резкое увеличение
объема информации, ее форм, видов и источников, стремительное распространение и
совершенствование
информационных
и
коммуникационных
технологий,
компьютерной техники. Одними из важных социальных результатов информатизации
общества
являются
резкое
увеличение
творческого
содержания
деятельности
расширение информационных потребностей. Все большее число людей оказываются
вовлеченными
в
информационное
взаимодействие
не
только
как
пассивные
потребители информации, но и как производители информационных ресурсов и услуг.
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»
нормативно оформила требования к выпускнику общеобразовательного учреждения
как к личности, обладающей высоким уровнем общей культуры и сформированными
социальными
компетенциями,
необходимыми
для
успешной
адаптации
и
социализации в постиндустриальном правовом демократическом обществе. Подчеркну
постиндустриальном,
то
есть
информационном.
С
этой
точки
зрения,
основополагающей
компетентностью
выпускника
является
компетентность
информационная.
Национально-региональный компонент Свердловской области Государственного
образовательного стандарта предлагает достижение информационной компетентности
через
реализацию
требований
к
содержанию
образовательных
программ
по
информационно-методологической линии содержания образования. Результатом ее
реализации должен стать выпускник, понимающий значение информации для
профессиональной,
общественной
и
бытовой
деятельности,
способный
к
индивидуальной ориентации и самоопределению в информационном поле, умеющий
оценивать и отбирать информацию для решения разного рода задач.
Но для
достижения этой цели необходим высокий уровень информационной культуры самого
учителя.
Поэтому одна из приоритетных задач методической работы школы -
формирование информационной культуры педагогов.
Для
реализации
этой
задачи
и
в
соответствии
с
Концепцией
единого
информационно-образовательного пространства Свердловской области, творческой
группой педагогов был разработан целевой проект «Информационно-образовательный
центр как ресурс самообразования» на 2006 – 2009гг.
Понятие информационная культура подразумевает готовность человека к жизни
и деятельности в высокоразвитой информационной среде, умение эффективно
использовать ее возможности и защищаться от ее негативных воздействий.
Если говорить об информационной культуре педагога, то она отличается четкой
направленностью
на
использование
информационных
технологий
в
своей
профессиональной деятельности со следующими целями:
–
применение методов и приемов обучения с использованием современных
компьютерных программных продуктов, их демонстраций;
– организация учебно-познавательной деятельности учащихся с применением
информационных технологий;
– реализация эмоционально-ценностного компонента содержания образования с
помощью демонстрации возможностей информационной образовательной среды в
получении и переработке, трансформации и хранении информации
(увеличение
объема информации, ее наглядность, оперативность ее получения из различных
источников и пр.);
– установление за счет собственного информационного поведения более тесного
контакта и взаимопонимания с учащимися и коллегами, что способствует усилению
педагогического воздействия;
– повышение не только уровня собственной профессиональной деятельности, но и
качества обучения, воспитания и развития учащихся;
–
создание условий для развития
у учащихся потребности в применении
информационных технологий на практике.
Формирование
информационной
культуры
педагогов
нашей
школы
осуществлялось поэтапно.
1.
Подготовительный этап
(2006-2007 уч.г).
Подготовительная работа фактически была начата с 2005 года, когда мной на базе
компьютерного класса школы были проведены курсы повышения квалификации 11
учителей по теме «Информационная компетентность педагога».
Также на данном этапе внесены изменения в локальные акты, произведена
компьютеризация школьной библиотеки, методическая работа была направлена на
теоретическую подготовку педагогов и овладение навыками работы с ПК, а у
отдельных учителей совершенствование данных навыков, различными программами.
Для этого, были организованны методические учебы (например: «Формирование
ИКТ-компетентности
учащихся».
Цель
–
сформировать
понятие
ИКТ-
компетентности, мотивировать на использование информационных (не обязательно
компьютерных) технологий на уроках), работа в творческих группах, ШМО
объединениях, курсовая подготовка учителей в ИРРО, индивидуальные консультации,
практическое обучение по использованию различных форм и методов работы на уроке
с применением ИКТ (трехдневный семинар-практикум «ИКТ в обучении». Цель –
помочь педагогам освоить методику проектирования уроков с использованием
презентаций, готовых ЦОР).
К концу 2006-2007 учебного года 52% педагогов владеют ПК на достаточно
хорошем уровне, 18% - на уровне набора текста.
Проведенная
методическая
работа
в
2006-2007
уч.г.
способствовала
формированию интереса педагогического коллектива к данным технологиям, желанию
апробировать их в педагогической практике. Так за 2006-2007 уч.г. учителями были
проведены уроки с использованием электронных учебников по предметам математика,
история, литература, МХК, уроки с использованием тренажеров по русскому языку и
математике. Наряду с использованием электронных учебников учителя начали сами
создавать презентации уроков. Такие уроки были разработаны и проведены учителями
Глубоковой В.В., Рязановой Н.А., Уткиной Ю.С., Шарафиевой Л.В. (все цифры без
уроков информатики).
2.
Этап внедрения (2007-2008 уч.г)
.
Методическая работа была направлена на внедрение и развитие использования
ИТ в образовательном процессе. Одним из компонентов информационной культуры
педагога
является
владение
технологией
рационального
использования
информационных ресурсов общества. Интернет обеспечивает быстрый удаленный
доступ к многочисленным источникам информации, что делает навыки работы в
Интернет важным компонентом информационной культуры личности. В связи с этим в
практике работы – организация семинаров-практикумов по вопросам работы с
ресурсами сети. За 2007-2008 года было проведено:
- 6 практических занятия по использованию ресурсов сети Интернет,
-
мастер-класс
«Использование
возможностей
Power
Point
в
обучении
математике» с целью передать опыт использования Power Point в уроке и
самостоятельной
деятельности
учащихся
и
обучить
педагогов
некоторым
эффективным приемам в Power Point;
- Педсовет «Повышение качества образования через использование ИКТ» с целью
–
проанализировать,
на
какой
ступени
развития,
освоения
и
применения
информационных технологий стоим мы сегодня, также найти ответит на вопрос – как
повышается качество образования, что меняется в самом процессе преподавания, что
меняется в детях?).
В апреле 2008 года ученицей 10 класса был создан школьный сайт, основные
задачи которого:
1) своевременно освещать школьную жизнь;
2) доводить важную информацию до учащихся и их родителей;
3) доводить общешкольную информацию до сведения учителей;
4) создание методической копилки учителей;
5) общение участников образовательного процесса по интересам (форум).
3. Оценочный этап (2008-2009 уч.г).
Методическая работа направлена на активный обмен опытом на различных
уровнях, на аналитическую деятельность
педагогов и всего педагогического
коллектива школы. На протяжении всего учебного года учителя дают открытые уроки
с целью представления опыта, наработанного за два года. Также в мае планируется
провести
школьный семинар, на котором планируется
подвести итоги работы по
формированию информационной культуры педагогов за 2006-2009 уч.г.
В этом учебном году учителя стали активно использовать возможности
школьного сайта, у 40% учителей есть личные страницы, на которых размещаются
разработки открытых уроков, внеклассных мероприятий, сообщения по вопросам
обучения и воспитания учащихся.
Уровень сформированности информационной культуры учителя мы
рассматриваем по следующим показателям:
1.
знания об информационных процессах, информационных потоках в области
образования, современных средствах коммуникации;
2.
практические умения по сбору, обработке и передаче информации, по решению
задач образования детей с использованием информационных и компьютерных
технологий,
по
разработке
и
оформлению
учебно-программных,
учебно-
методических и других материалов;
3.
наличие потребностей в использовании информационных и компьютерных
технологий при решении профессиональных задач, в постоянном повышении
своего профессионального уровня в области информационной культуры;
4.
активность в использовании информационных и компьютерных технологий в
педагогической деятельности.
На сегодняшний день учителя нашей школы успешно применяют НИТ в учебном
процессе в различных формах:
Используют электронные учебники на уроке и вне урока.
Используют тренажеры.
Создают собственные презентации к урокам, электронные тесты.
Разрабатывают исследовательские задания по поиску информации в Интернете.
Используют в своей деятельности проектный метод обучения.
Апробируются новые формы дистанционного обучения:
Участие в российских дистанционных эвристических олимпиадах портала
Эйдос, олимпиаде УрФО по основам наук.
Постоянно пополняется банк программно-методических разработок учителей.
Разработаны
модели
уроков
химии,
математики,
биологии,
географии,
иностранного языка, русского языка и литературы, истории, музыки, МХК с
компьютерной поддержкой.
Подготовка к участию в фестивалях, олимпиадах, конкурсах не обходится без
использования всех ресурсов школы и возможности сети Интернет.
Создается
база
образовательных
программ
и
элективных
курсов,
востребованных учащимися и их родителями.
Ведение всей отчетности в «1С: Школа-ХроноГраф».
В электронном виде ведется мониторинг по: успеваемости (итоги за четверть по
каждому учащемуся); посещаемости (по каждому классу); качество обученности и
качество знаний (каждую четверть для каждого учителя). Для реализации использована
технология электронных таблиц – Microsoft Excel.
Разработана база данных «Микрорайон»
Многие учителя
используют
информационные технологии
для обобщения
своего опыта, становясь участниками различных конкурсов:
2007 – 2008 уч.г.
- педагогические чтения: школьный этап – 5 чел, городской – 2 чел.;
- городской конкурс «Учебно-методической продукции» - 3 чел. Результат 1 и 2
места;
- областной конкурс «Учебно-методической продукции» - 2 чел.;
- выступление на региональной конференции Информационные технологии в
системе образования Свердловской области и публикация тезисов в сборнике и на
сайте конференции института развития регионального образования;
- участие в республиканском конкурсе лучших учителей - 1 чел.;
- участие в муниципальном конкурсе «Лучший по профессии» в номинации
«Лучший учитель» с результатом 1 место;
- участие в фестивале творчества специалистов системы образования «Грани
таланта»: городской тур – 5 чел., окружной тур – 4 чел, областной тур – 2 чел.
Результат: дипломы 2 и 3 степени;
Следствием
организации
методической
работы
по
формированию
информационной культуры педагога являются переход на качественно новый
современный
уровень
преподавания,
учитывающий
состояние
и
потребности
общества; повышение уровня самооценки учителей; улучшение взаимопонимания
между учителем и учениками, в большинстве своем хорошо адаптирующимися в
современном информационном мире. Сегодня можно констатировать положительную
динамику роста уровня информационной культуры и профессионального мастерства
педагогов.
Безусловно, положительные показатели профессионального мастерства педагогов
влияют на учащихся, результаты достижений которых также имеют положительную
динамику.
Так, по итогам 2006-2007 учебного года - % качества знаний составил – 35,5 %, в
2007-2008 учебного года – 39,6 %. По окончанию I полугодия 2008 – 2009 уч. года –
40,1 %.
К позитивным результатам можно отнести и итоги единого государственного
экзамена. Средний балл сдачи ЕГЭ по русскому языку составил – 3,14 (по городу
Асбесту – 3,3), по математике – 3,07 (по городу – 2, 79). Из 14 выпускников 11 класса 2
ученика получили золотые медали и 2 учащихся – серебряные.
Вот уже второй год, в марте, в школе проходит НПК в 1 – 4 кл., в этом году
исследовательские работы учащихся отличались от прошлого года глубиной,
аргументированностью, качеством презентации проекта, если в прошлом учебном году
проекты были только индивидуальные, то в 2008-2009 уч.г. были представлены
групповые проекты. Количество детей принявших участие в НПК тоже возросло. Так
же в НПК приняли участие учащиеся 5 класса. Еще одна особенность данной НПК
состоит в том, что учащиеся начальной школы обратились за помощью к учителям
старших классов (история, информатика, география).
За последние три года возросла активность и результативность участия детей в
фестивале «Юные интеллектуалы Среднего Урала». Если раньше наши обучающиеся
не проявляли особого интереса к участию в форуме «Творчество и интеллект», то за
последние два года картина изменилась в положительную сторону:
2007 – 2008 уч.г.
1) Участие в интернет – олимпиаде (4 учащихся);
2) два 3 места в городском туре НПК;
3) участие во всероссийских играх «Русский медвежонок», «Кенгуру»;
2008 – 2009 уч.г.
1)Участие в V
Международной Олимпиаде по основам наук по предметам
английский язык, история, информатика (1 тур – 31 чел., 2 тур – 15 человек, 3 тур – 12
чел.);
2) 2 место в региональном конкурсе мультимедийных презентаций «О нашем крае
– с любовью»;
3) 1 место в городском конкурсе творческих работ «Люблю тебя, мой край
родной!» в номинации «Живи, деревня!»;
4) 1 место в городском конкурсе заочных экскурсионных проектов в номинации
«Лучший видеофильм»;
5) в городском конкурсе проектов «Есть такая профессия – Родину защищать!»
6) участие в областном конкурсе творческих работ «Люблю тебя, мой край
родной!» в номинации «Живи, деревня!» (результат пока не известен);
7) участие во всероссийских играх «Русский медвежонок» (47 человек),
«Кенгуру» (40 человек), «Инфознайка» (23 уч-ся).
Активное внедрение ИКТ в образовательный процесс значительно увеличивает
дидактические возможности, обеспечивая наглядность, аудио- и видеоподдержку и
контроль, что в целом способствует повышению качества образовательного процесса.
И в заключении хочется отметить, что педагог, освоивший информационно -
коммуникационные технологии и обладающий достаточным уровнем информационной
культуры, приобретает качественно новый уровень профессионального мастерства и
конкурентоспособности на рынке труда.