Воспитание дошкольников на основе мордовской национальной культуры.
Автор: Кинякина Нина Викторовна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеёк" комбинированного вида" Населённый пункт: Республика Мордовия п.Зубова поляна Наименование материала: Методическая разработка Тема: Воспитание дошкольников на основе мордовской национальной культуры. Раздел: дошкольное образование
Воспитание дошкольников на основе
мордовской национальной культуры.
Приобщение дошкольников к мордовской национальной культуре становится
актуальным, так как каждый народ не просто хранит традиции и обычаи, но и
стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить национального лица и
самобытности.
Формирование
чувства
собственного
достоинства
у
ребенка,
как
представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим
корням и национальным истокам мордовского народа.
Возрождение
культурного
наследия
начинается
с
воспитания
чувства
гордости и любви к своей Родине, своей национальности у подрастающего
поколения.
Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь
воспитательную
ценность,
способствовать
формированию
нравственных
чувств.
И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных
традиций
и
обычаев;
сохранить,
преумножить
и
передать
их
будущим
поколениям.
Основной
задачей
работы
по
этнокультурному
компоненту
-
это
формирование
духовно-нравственного
отношения
к
своей
семье,
городу,
республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего
народа.
Действенное
отношение
к
окружающему
миру
проявляется
в
игре,
творческой
деятельности,
общении,
повседневной
жизни.
Гармоничное
развитие личности представляется нам возможным только через выражение
себя в различных видах деятельности.
Поэтому старалась использовать наиболее оптимальные методы и приемы,
сочетающие
в
себе
все
методическое
разнообразие
работы
с
дошкольниками
-
это
беседы,
подвижные
игры,
народные
игры.
Так
как
именно
они
позволяет
интегрировать
самые
различные
виды
детской
деятельности.
Использовала наглядный материал (презентацию) о жизни и труде мордвы,
который помог развивать у детей логическое мышление, внимание, память,
умение анализировать.
В
своей
работе
использую
рекомендации
программы
«Валдоня»
(«Светлячок»), которая помогает приобщать детей к культурному наследию
родного
края,
а
также
примерную
региональную
программу
«
Мы
в
Мордовии живем» и «Серебряные цепочки» - литературная обработка В.С.
Брыжинского.
С большим интересом дети играют в различные игры, которые развивают
физические
качества
(силу,
ловкость,
быстроту,
меткость)
и
творческие
способности. А ведь этому уделяли большое внимание ещё наши предки. С
детьми
старшего
возраста
играли
в
игры
«В
горшочки»,
«В
капусту»,
«Мышиные
забавы»
,
а
также
разучивали
танец
с
платками
под
муз.
Кошелевой «Лайме порась», песню »Грустно без мамы», «Понарошкин мир»,
«Листопад»,»
Зонтики»,
«Мордовская
зима»,
танцы
:
«Кштема»,
«
Мордовские матрешки» , «Луганяса келунясь»
Чтобы у детей были сформированы знания о нашем мордовском крае, о
коренных жителях Мордовии, их традициях, обычаях, изучала
- этнографическую, и научно-художественную литературу;
- формировала уважение к традициям и обычаям;
- знакомила с устным народным творчеством;
- воспитывала любовь к мордовскому краю;
Залогом
гармоничного
развития
личности
является
воспитание
детей,
сочетающее
в
себе
духовное
богатство,
моральную
чистоту,
физическое
совершенство и крепкое здоровье.
К
1000-летию
единения
мордовского
народа
с
народами
Российского
государства был подготовлена презентация с участием детей «Край мой!
Любимая Русь и Мордва»