Напоминание

Методика обучения игре в воротах для футболистов 12-18 лет.


Автор: Рыбаков Сергей Евгеньевич
Должность: старший тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ФСН "Озёры"
Населённый пункт: г.о. Коломна, Московская область
Наименование материала: Учебно-методическая публикация
Тема: Методика обучения игре в воротах для футболистов 12-18 лет.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка

Тема: Методика обучения игре в воротах для футболистов 12-18 лет.

Автор-составитель: Рыбаков Сергей Евгеньевич, старший тренер-преподаватель МБУ ДО ФСН «Озеры»

Цель разработки: Создать системный подход к подготовке вратарей, охватывающий технику, тактику, физическую и психологическую

подготовку, с учетом специфики и этапов многолетнего спортивного совершенствования.

Актуальность: Вратарь — ключевая и самая уязвимая позиция на поле. Ошибки, допущенные в методике его подготовки, ведут не только к

спортивным неудачам, но и к серьезным психологическим травмам. Современный вратарь — это не просто «отбивающий», а первый

атакующий игрок команды, организатор обороны, лидер. Обучение должно быть комплексным и поэтапным.

1. Философия подготовки современного вратаря

Подготовка строится на четырех взаимосвязанных столпах:

1.

Техника: Основа безошибочной игры (стойка, перемещение, ловля, отбивание).

2.

Тактика: Умение «читать» игру, руководить защитой, выбирать позицию.

3.

Физика: Развитие специфических качеств: взрывная реакция, прыгучесть, координация.

4.

Психология: Устойчивость к стрессу, лидерство, умение концентрироваться и забывать об ошибках.

2. Возрастные этапы и акценты в подготовке

12-14 лет (Этап начальной специализации): Базовая техника и любовь к амплуа. Снятие страха перед мячом и падением. Акцент

на ловле, правильной стойке, простейших тактических установках (игра на выходах при низких передачах). Минимум теории,

максимум игровых упражнений.

15-16 лет (Этап углубленной тренировки): Совершенствование техники и начало тактической подготовки. Интенсивная работа

над сложными элементами (игра ногами, удары в падении через себя, игра на перехватах). Изучение позиционирования, начал

командной тактики.

17-18 лет (Этап спортивного совершенствования): Интеграция и индивидуализация. Вратарь — полноправный тактический

игрок. Акцент на игре ногами (как защитника), организации атаки от ворот, психологической устойчивости. Работа над «коронными»

элементами и устранением персональных слабостей.

3. Ключевые технические компоненты и методика их обучения

А. Стойка и перемещения (основа всего)

Стойка: Ноги на ширине плеч, слегка согнуты, вес на носках. Руки полусогнуты перед корпусом ладонями вперед. Корпус немного

наклонен вперед. Голова «на шарнире», не опущена.

Упражнения: «Зеркало» (повтор за тренером), перемещение приставными шагами по сигналу с фиксацией стойки. Перемещение по

конусам «восьмеркой» с удержанием низкой/высокой стойки.

Б. Ловля мяча (главный навык)

Принцип: Мяч нужно ловить, а не отбивать (если это возможно). За мячом идут руки, а не тело.

Виды и методика:

1.

Ловля на уровне живота/груди: Руки образуют «ковш» (ладони к мячу, пальцы вверх), мяч прижимается к

груди. Упражнение: Навес от тренера с близкой дистанции.

2.

Ловля катящегося мяча («шведская» ловля): Низкая стойка, одна нога согнута и ложится коленом на землю, образуя с

голенью второй ноги «заборчик». Руки мягко ловят мяч. Упражнение: Тренер катит мяч в разные углы.

3.

Ловля высокого мяча в прыжке: Правильный расчет, отталкивание одной ногой, ловля в высшей точке с последующим

группировкой. Упражнение: Ловля мяча, подвешенного на веревке.

В. Отбивание мяча (когда ловля невозможна)

Принцип: Мяч отбивается далеко и в сторону от ворот. Ладонью, сжатой в кулак (двумя кулаками на дальних штангах).

Упражнения: Отбивание тяжелого мяча от стены, работа на реакцию с теннисными мячами, отбивание в парах с неудобных рук.

Г. Перевод мяча (через перекладину)

Техника: Часто требует прыжка с двух ног и выноса рук над головой. Мяч поднимается кончиками пальцев.

Упражнения: Перевод мяча, наброшенного тренером сразу под перекладину. Эстафеты у стены с касанием высокой метки.

Д. Игра на выходах и игра ногами

Принцип: Решительность и скорость. Решение принимается до начала передачи соперника.

Упражнения:

1.

«Полтора против вратаря»: Вратарь выходит из ворот на пас защитнику, получает обратный пас и должен сыграть ногой

(очистить или начать атаку) под давлением нападающего.

2.

Игра в квадрате: Вратарь участвует в игре в квадрате 4х2, отрабатывая короткие и средние передачи низом.

4. Тактическая подготовка вратаря

1.

Позиционирование: Умение занимать правильную позицию относительно мяча и ворот («резать угол»). Обучение через упражнения

с конусами, обозначающими оптимальную траекторию движения.

2.

Организация обороны: Команды голосом. Вратарь должен видеть всю картину и подсказывать защитникам. Отрабатывается в играх

4х4, 5х5 с обязательным требованием к вратарю руководить.

3.

Выбор решения (Ловлю/Бью/Иду ногами): Моделирование игровых ситуаций с ограничением времени на принятие решения.

4.

Стандартные положения: Четкое знание своих действий и организации «стенки» при штрафных, расположение при угловых.

5. Специальная физическая подготовка (СФП) вратаря

Взрывная сила и прыгучесть: Плиометрика (прыжки на тумбу, запрыгивания), выпрыгивания из приседа.

Реакция и ловкость: Работа с реактивными мячами, ловля нескольких мячей подряд, упражнения на координационных лестницах.

Сила мышц кора и ног: Необходима для мощного выброса тела и прыжка. Планки, выпады, приседания.

Гибкость: Растяжка паховой области, плечевого пояса, спины для предотвращения травм при падениях.

6. Психологическая подготовка

Концентрация: Умение «включаться» на 90 минут. Упражнения с длительными паузами между ударами.

Устойчивость к ошибкам: Отработка сценария «после пропущенного гола»: следующее же действие должно быть безупречным.

Тренер после гола сразу подает сложный мяч, который нужно взять.

Лидерство и коммуникация: Назначение капитаном в контрольных играх, поручение проводить часть разминки.

7. Структура типичной вратарской тренировки (90 мин)

1.

Разминка (15 мин): Общефизическая + специфическая (работа с мячом в руках, перекаты, имитация падений).

2.

Технический блок (40 мин):

o

Работа на реакцию (теннисные мячи) – 10 мин.

o

Отработка ключевого элемента (напр., ловля высоких мячей в прыжке) – 15 мин.

o

Комбинированное упражнение (напр., выход на ноги, затем срез и ловля) – 15 мин.

3.

Тактико-игровой блок (25 мин):

o

Участие в позиционной игре команды (6х6) с конкретными установками (играть низом, руководить защитой).

o

Отработка стандартов.

4.

Заминка и анализ (10 мин): Растяжка + краткий разбор действий с тренером по видеозаписи или на схеме.

8. Критерии оценки эффективности подготовки

1.

Технический: Стабильность в ловле стандартных ударов (не менее 90%).

2.

Тактический: Количество грамотных выходов и перехватов, снижение количества «неигранных» голов из-за ошибок

позиционирования.

3.

Игровой (интегральный): Умение спасать «неберущиеся» мячи, процент отраженных пенальти в тренировках, лидерские качества в

игре.

9. Типичные ошибки в методике обучения

Ранняя специализация на отбивании: Ведет к формированию «отбивающего», а не ловящего вратаря.

Пренебрежение игрой ногами: Делает вратаря «одноногим» в современном футболе.

Отсутствие психологической работы: Приводит к «ломающимся» вратарям в ответственных матчах.

Изолированная подготовка: Вратарь должен тренироваться как отдельно, так и в общей группе для интеграции навыков.

10. Заключение

Подготовка вратаря — это искусство, требующее от тренера глубоких знаний, терпения и индивидуального подхода. Не существует двух

одинаковых вратарей. Данная методика предоставляет структуру и инструменты для построения тренировочного процесса, который

позволит развить не просто «человека в воротах», а ключевого игрока, способного принести команде дополнительные очки и стать ее

надежной опорой. Системность, безопасность и постоянная связь техники с тактикой — залог успеха.



В раздел образования