Напоминание

"Проектная деятельность на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе"


Автор: Южакова Светлана Георгиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: село Южаково,
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ И ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Введение: Актуальность проектной деятельности в контексте

новых образовательных стандартов

Современная парадигма начального общего образования,

регламентируемая Федеральным государственным образовательным

стандартом (ФГОС НОО), определяет в качестве целевых ориентиров

не только освоение предметных знаний, но и формирование

универсальных учебных действий (УУД) и ключевых компетенций,

обеспечивающих способность к саморазвитию и непрерывному

обучению. В этом контексте проектная деятельность перестает быть

инновационной экзотикой и становится обязательным,

системообразующим элементом основной образовательной

программы, интегрированным как в урочную, так и во внеурочную

работу. Ее актуальность обусловлена необходимостью преодоления

пассивно-репродуктивной модели обучения в пользу деятельностной,

личностно-ориентированной, где ученик выступает субъектом

познания. Однако широкое декларирование проектного метода на

практике зачастую сталкивается с формализмом, поверхностным

пониманием его сущности и методической неподготовленностью

педагогов. Таким образом, центральная проблема заключается в

переходе от имитации проектов к построению целостной,

психологически и педагогически выверенной системы проектной

деятельности, адаптированной к специфике младшего школьного

возраста и органично вплетенной в учебный процесс.

Глава 1. Сущность и дидактический потенциал проектной

деятельности в начальной школе

Проектная деятельность в начальном образовании представляет

собой специально организованную педагогом совместную учебно-

познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся,

имеющую общую цель, согласованные методы и способы

деятельности, направленную на достижение общего результата –

решения значимой для детей проблемы, оформленного в виде

конкретного продукта.

Критически важно разграничить понятие «проект» от смежных форм

работы. В отличие от традиционного реферата или доклада, проект

обязательно содержит исследовательский или проблемный

компонент и ориентирован на создание продукта. В отличие от

творческой поделки, он подразумевает целенаправленную,

поэтапную деятельность по плану. В отличие от спонтанной игры,

он требует рефлексии и осмысления результата. Дидактический

потенциал метода раскрывается через его способность решать

комплекс задач:

Метапредметные и личностные результаты: Проект является

естественной средой для формирования всех видов УУД.

Регулятивные УУД (планирование, целеполагание, контроль,

коррекция) формируются на этапах разработки и реализации плана.

Познавательные УУД (поиск информации, структурирование,

логические действия) составляют основу содержательной работы.

Коммуникативные УУД (сотрудничество, умение договариваться,

презентация) пронизывают весь процесс от начала до конца.

Личностные результаты (самоопределение, смыслообразование,

нравственно-этическая оценка) актуализируются при выборе значимой

для ребенка темы и осмыслении социальной или практической

ценности продукта.

Мотивационный аспект: Проектная деятельность, построенная на

интересе и личном выборе ученика, обеспечивает высокий уровень

внутренней мотивации, переводя обучение из внешне навязанной

необходимости в личностно значимую деятельность.

Интеграция знаний: Проект по своей природе междисциплинарен,

позволяя преодолеть искусственную разобщенность школьных

предметов, показать знания в их единстве и применении для решения

реальных задач.

Глава 2. Психолого-возрастные особенности младших

школьников как основа для проектирования

Эффективность проектной деятельности напрямую зависит от ее

соответствия психологическим возможностям детей 7-11 лет.

Ключевые особенности, которые необходимо учитывать:

Доминирование наглядно-образного мышления, постепенный

переход к словесно-логическому. Это определяет характер тем и

продуктов проекта: они должны быть тесно связаны с жизненным

опытом ребенка, иметь зримое, осязаемое воплощение (макет, газета,

спектакль, коллекция, простой эксперимент с наглядным

результатом).

Ограниченность сферы социального опыта и кругозора. Темы

проектов должны быть локальными, доступными для исследования:

«Моя родословная», «История нашей улицы», «Птицы школьного

двора», «Загадки посуды».

Недостаточная сформированность общеучебных

навыков. Младшие школьники не владеют в полной мере навыками

самостоятельного поиска информации, анализа, целеполагания,

распределения времени. Следовательно, проект в начальной школе

всегда является учебным и требует максимально плотного, но

ненавязчивого педагогического сопровождения (тьюторства),

поэтапного обучения отдельным операциям.

Высокая эмоциональная вовлеченность и зависимость от оценки

взрослого. Важно создавать ситуацию успеха, акцентировать

ценность процесса и усилий, а не только идеальности конечного

продукта. Публичная презентация должна быть максимально

комфортной.

Потребность в игровой деятельности. Для учащихся 1-2 классов

проекты часто носят характер творческо-игровых с элементами

ролевого поведения («Путешествие в Страну Здоровья», «Открываем

кафе для литературных героев»).

Глава 3. Типология проектов в начальной школе и их интеграция

в учебный процесс

Классификация проектов может быть проведена по нескольким

основаниям, что помогает учителю грамотно выбирать формат.

По доминирующей деятельности выделяют:

1. Исследовательские проекты (наиболее соответствующие духу

ФГОС): подразумевают доказательство или опровержение гипотезы

по структуре, приближенной к научному исследованию: постановка

проблемы, определение методов (наблюдение, эксперимент, опрос),

сбор и обработка данных, формулировка выводов. Пример: «Влияет

ли полив на рост лука?», «Какие сказки любят наши

третьеклассники?».

2. Творческие проекты: направлены на создание продукта в рамках

художественно-эстетической деятельности (спектакль, видеофильм,

газета, праздник, книга-самоделка). Пример: «Выпуск классной газеты

к 8 Марта», «Создание аудиоспектакля по басням Крылова».

3. Информационно-познавательные (ознакомительно-

ориентировочные) проекты: сбор и систематизация информации по

интересующей теме с целью ее презентации широкой аудитории

(доклад с иллюстрациями, создание альбома, экскурсия). Пример:

«Красная книга нашего региона», «Профессии наших родителей».

4. Практико-ориентированные (социально значимые)

проекты: нацелены на решение социальной задачи, полезной для

конкретной аудитории. Пример: «Организация «Почты добра» для

ветеранов», «Создание памятки по энергосбережению для

школьников».

По предметно-содержательной области проекты делятся

на монопроекты (в рамках одного предмета, например, «Математика

вокруг нас: числа в пословицах») и межпредметные (интегрирующие

знания из разных областей, например, «Что в имени тебе моем?» –

русский язык, история, информатика).

По продолжительности выделяют мини-проекты (один урок или

два), краткосрочные (неделя), среднесрочные (месяц), долгосрочн

ые (четверть, полугодие, год). В урочной практике доминируют мини-

и краткосрочные проекты.

Интеграция в урок может осуществляться на разных этапах: как

способ мотивации при введении новой темы, как форма закрепления и

применения знаний, как итоговая работа по разделу. Например, на

уроке окружающего мира по теме «Города России» инициируется

мини-проект по созданию туристического буклета; на уроках

технологии и изо ведется работа над продуктом творческого проекта.

Глава 4. Методика организации и этапы реализации проекта

Успешность проектной деятельности обеспечивается четкой

структурой, прохождением всех этапов, каждый из которых имеет свои

задачи и формы организации.

Этап 1. Подготовительный (проблемно-целеполагающий).

Учитель создает ситуацию, ведущую к осознанию проблемы, или

предлагает на выбор несколько тем, значимых для детей. Происходит

формулировка цели проекта («Что мы хотим сделать?») и

определение его продукта («Что получится в итоге?»). На данном

этапе для младших школьников критически важна мотивационная

основа – личная или групповая заинтересованность. Методы:

мозговой штурм, обсуждение, проблемная беседа, демонстрация

образца продукта.

Этап 2. Планировочный (проектировочный).

Определяются задачи («Что для этого нужно сделать?»),

вырабатывается план действий, распределяются роли в группе (при

групповой форме), выбираются источники информации и методы

работы. Учитель выступает в роли консультанта, помогая

структурировать деятельность, но не навязывая готовый план.

Результатом этапа становится письменный или схематичный план

(лист планирования), который является для ребенка инструментом

организации.

Этап 3. Исследовательско-деятельностный (основной).

Учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют

намеченные планом действия: собирают информацию (из книг,

интернета, путем опроса, наблюдения), экспериментируют,

конструируют, создают эскизы. Роль учителя: фасилитатор,

наблюдатель, координатор, оказывающий оперативную помощь в

преодолении трудностей, контролирующий безопасность и этичность

процесса.

Этап 4. Этап оформления результатов и подготовки к

презентации.

Собранная информация анализируется, обобщается; продукт проекта

приобретает завершенную форму (оформляется макет, пишется

сценарий, готовится отчет). Ведутся подготовка к публичному

представлению: разработка сценария выступления, создание

презентации, плакатов, репетиция.

Этап 5. Презентация (защита) проекта.

Публичное предъявление итогов работы перед одноклассниками,

родителями, другой аудиторией. Формы могут быть разнообразны:

научная конференция, выставка, спектакль, демонстрация

видеофильма, рекламная акция. Важно научить детей кратко излагать

мысли, аргументировать выводы, отвечать на вопросы.

Этап 6. Рефлексивно-оценочный.

Коллективное обсуждение процесса и итогов работы: что удалось,

какие были трудности, что нового узнали, как работалось в команде.

Оценка должна быть многокритериальной и включать не только

оценку продукта учителем, но и самооценку ученика, а также

взаимооценку в группе. Акцент делается на приращении

компетенций, а не только на эстетике продукта.

Глава 5. Особенности организации внеурочной проектной

деятельности

Внеурочная деятельность предоставляет для проектирования более

широкие временные и содержательные рамки. Она является

идеальной средой для долгосрочных, междисциплинарных,

социально-ориентированных проектов, требующих экскурсий, встреч с

экспертами, работы вне школы. Кружки, факультативы, деятельность

в рамках социального или научного направления внеурочки могут

быть полностью построены на проектной основе. Здесь выше доля

самостоятельности детей, возможна работа в разновозрастных

группах, тесная связь с жизнью местного сообщества (проекты

благоустройства, экологические акции, исторические исследования).

Важным ресурсом становится привлечение родителей не как

исполнителей, а как консультантов-экспертов в своей

профессиональной области.

Глава 6. Критерии оценки и типичные риски методического

характера

Оценка проектной работы должна быть формализована через

прозрачные для ученика критерии, сфокусированные на процессе и

метапредметных результатах:

1. Самостоятельность и управление деятельностью (умение

следовать плану, распределять время).

2. Содержательность и логика (глубина раскрытия темы,

аргументированность).

3. Коммуникация и сотрудничество (работа в группе, культура

ведения диалога).

4. Презентация (ясность, убедительность, наглядность).

5. Творчество и практическая значимость продукта.

К типичным рискам и ошибкам относятся:

Подмена проекта репродуктивным докладом или поделкой.

Избыточная опека учителя или, наоборот, полное устранение от

руководства.

Несоответствие темы возрасту и возможностям детей.

Недооценка этапов планирования и рефлексии.

Формальное отношение к презентации и оценке.

Неравномерное распределение нагрузки в группе.

Заключение

Проектная деятельность в начальной школе, при ее грамотной

методологической и методической организации, представляет собой

мощный инструмент достижения новых образовательных результатов.

Она трансформирует роль ученика из пассивного слушателя в

активного исследователя, а роль учителя – из транслятора знаний в

организатора, тьютора и соучастника познавательного процесса.

Системное применение проектного метода как в урочной, так и во

внеурочной деятельности создает образовательную среду,

адекватную вызовам времени, где формируется не сумма знаний, а

способность ставить цели, искать ресурсы, работать в команде и

создавать востребованный продукт. Именно эти компетенции

становятся фундаментом для успешного обучения на последующих

ступенях и для будущей социальной адаптации выпускника. Ключевой

задачей педагогического сообщества является не механическое

увеличение количества проектов, а выстраивание преемственной,

развивающей системы проектной деятельности, основанной на

понимании ее сущностных характеристик и возрастных возможностей

младших школьников.



В раздел образования