Автор: Гуляев Сергей Сергеевич
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: ОГБОУ "Школа для обучающихся с нарушениями слуха"
Населённый пункт: г.Томск
Наименование материала: Научная статья
Тема: ОБОБЩЕНИЕ ЛИЧНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Раздел: среднее образование
ОБОБЩЕНИЕ ЛИЧНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА В ОБУЧЕНИИ
ИНФОРМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Гуляев Сергей Сергеевич,
г. Томск, ОГБОУ «Школа – интернат для обучающихся с нарушениями слуха»,
учитель информатики,
email: ser
8411212009@
g
mail.
com
Аннотация: В статье представлен опыт работы учителя информатики с учащимися,
имеющими нарушения слуха. Рассмотрены основные методики и подходы к
обучению, особенности организации учебного процесса, используемые технологии
и инструменты. Особое внимание уделено практическим аспектам работы и
результатам педагогической деятельности.
Ключевые слова: информатизация образования, сурдопедагогика, адаптивное
обучение, цифровые технологии, инклюзивное образование, Microsoft Office,
компьютерные навыки.
В
современных
условиях
развития
образовательной
системы
особую
значимость приобретает разработка эффективных методик обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья [1]. Специфика предмета информатики
требует создания уникальной педагогической модели взаимодействия с учащимися,
имеющими нарушения слуха.
Теоретические основы работы со слабослышащими учащимися базируются
на учёте их психофизиологических особенностей. Основными характеристиками
данной категории обучающихся являются:
преобладание визуального восприятия информации;
необходимость визуализации учебного материала;
потребность в дополнительном времени на обработку информации;
важность тактильных опор в обучении [2].
Методологическая база исследования включает следующие подходы:
дифференцированное обучение;
визуализация учебного материала;
практико-ориентированный подход;
индивидуальный подход к каждому ученику [3].
Практическая реализация образовательного процесса включает несколько
ключевых направлений:
1.
Организация учебного пространства:
оптимальное расположение рабочих мест;
обеспечение хорошей видимости демонстрационного материала;
создание комфортной психологической атмосферы.
2.
Методы и приёмы обучения:
использование наглядных пособий;
применение мультимедийных средств;
работа с интерактивными материалами;
включение элементов игры.
3.
Особенности обучения работе с клавиатурой
Обучение
работе
с
клавиатурой
—
один
из
важнейших
элементов
информатики. В практике используются следующие подходы:
a)
Тактильное знакомство с клавиатурой:
изучение основных групп клавиш через ощупывание;
определение формы и размера клавиш;
запоминание расположения функциональных клавиш.
b)
Визуальные схемы раскладки клавиатуры:
использование цветных обозначений для разных групп клавиш;
создание индивидуальных памяток с крупными изображениями;
применение интерактивных плакатов.
Программная реализация включает использование специализированного
программного обеспечения:
Stamina — система обучения слепому набору текста;
Клавогонки — игровой тренажёр для развития навыков печати;
QWERTY — базовый тренажёр для начинающих;
Microsoft Word — для отработки практических навыков [4].
Образец моего урока с работой по программе Microsoft Word для
слабослышащих учеников.
Тема урока: Создание и форматирование текстового документа в Microsoft
Word
Цель
урока: Формирование
навыков
работы
с
базовыми
функциями
текстового редактора в программе Microsoft Word
Задачи на уроке:
Освоить основные элементы интерфейса
Научиться создавать и сохранять документы
Изучить базовые операции форматирования
Познакомиться с горячими клавишами
Ход урока:
1.
Организационный момент (5 минут):
Проверка готовности рабочих мест и ее комплектация
Демонстрация плана урока на экране интерактивной доске
Раздача печатных инструкций по алгоритму работы на уроке
2.
Теоретическая часть (10 минут):
Знакомство с интерфейсом Microsoft Word
Демонстрация основных элементов Microsoft Word
Объяснение системы меню
3.
Практическая работа (20 минут):
Создание нового документа и название его, «Мой проект»
Набор простого текста (сначала самим придумать, если не получиться
предложить образец)
Форматирование шрифта (материал на листе)
Выравнивание текста (материал на листе)
Сохранение файла
4.
Закрепление материала (10 минут):
Выполнение практического задания, название «Мой проект 2»
Использование горячих клавиш
Создание простого документа по образцу
5.
Подведение итогов (5 минут):
Проверка выполненных работ и оценка за работу учеников
Обсуждение типичных ошибок ели они были допущены( смайлики)
Выдача домашней работы для тренировки и закрепления навыков
Особенности поведения слабослышащих учеников на уроках, вот, на мой
взгляд, основные моменты:
Внимание и утомляемость у учеников
Имеют меньшую устойчивость внимания
Быстрее утомляются из-за необходимости постоянной концентрации на
визуальной информации
Испытывают трудности с одновременным восприятием и записью материала
Требуют больше времени на переключение между заданиями
Познавательные особенности на уроке
Преобладает образная память над словесной
Необходим больший объем времени на запоминание материала
Часто используют механическое запоминание вместо осмысленного
Мышление преимущественно наглядно-образное
Эмоциональная сфера
Могут испытывать трудности в понимании эмоций других людей
Воспринимают эмоции преимущественно через мимику
Иногда искажают понимание ситуаций из-за отсутствия слухового восприятия
Социальное поведение на уроке
Могут иметь завышенную самооценку
Проявляют замкнутость и предпочитают общение с подобными себе
Избегают взаимодействия со слышащими сверстниками из-за страха неудачи
Особенно нуждаются в поддержке и одобрении учителя
Особенности работы на уроке
Требуют больше времени на выполнение заданий
Нуждаются в визуальной поддержке материала
Могут проявлять агрессию при непонимании материала
Важно иметь возможность поворачиваться к говорящему
Необходимы перерывы для отдыха слуха и это в течении 40 минут урока
Результаты
внедрения предложенных
методик
демонстрируют
положительную динамику:
повышение уровня компьютерной грамотности;
развитие алгоритмического мышления;
формирование навыков работы с информацией;
улучшение коммуникативных навыков [5].
Эффективность
образовательного
процесса
обеспечивается
комплексным
применением
современных
педагогических
технологий,
индивидуализацией
обучения и постоянным совершенствованием методических подходов.
Список литературы
1.
Денисова, Е. Н. Цифровые технологии в сурдопедагогике / Е. Н.
Денисова // Педагогический вестник. — 2022. — № 4. — С. 15–23.
2.
Залилова,
С.
Р.
Информационно-образовательная
среда
для
обучающихся
с
нарушениями
слуха
/
С.
Р.
Залилова
//
Современные
образовательные технологии. — 2023. — № 2. — С. 45–52.
3.
Карпов, С. В. Адаптивные методики обучения информатике / С. В.
Карпов // Педагогические инновации. — 2021. — № 5. — С. 78–86.
4.
Марейченко, М. А. Цифровая трансформация образования для детей с
ОВЗ / М. А. Марейченко // Педагогический журнал. — 2024. — № 2. — С. 98–105.
5.
Каретникова, Т. Интеграция ИКТ в коррекционное обучение / Т.
Каретникова // Дефектологический альманах. — 2020. — № 3. — С. 67–74.