Напоминание

Формирование читательской грамотности младших школьников


Автор: Юдина Диана Александровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СШ №1 им. М. Аверина, г. Валдай
Населённый пункт: НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ, ВАЛДАЙ
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование читательской грамотности младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование читательской грамотности младших школьников

Развитие читательской грамотности является одной из ключевых целей

начального

образования.

Современные

дети

живут

в

мире

цифровых

технологий, однако умение понимать прочитанное остается основой успешной

учебной деятельности и социальной адаптации. Читательская грамотность

подразумевает не только способность читать, но и понимание текста,

интерпретацию, применение знаний и критическое осмысление.

Для

эффективного

формирования

читательской

грамотности

учителя

используют разнообразные методы и приёмы:

Чтение вслух

Учитель читает книгу ученикам, комментируя и поясняя незнакомые слова и

выражения. Это помогает развивать слуховую память и обогащает словарный

запас детей.

Совместное чтение

Дети читают вместе с учителем или друг с другом, обсуждая сюжет и

персонажей

произведения.

Такой

метод

способствует

развитию

коммуникативных навыков и способности аргументированно высказывать свою

точку зрения.

Совместное чтение книг дома играет важную роль в развитии читательской

грамотности ребенка. Родители могут выбирать интересные и подходящие

возрасту книги, обсуждать героев и события, помогать ребенку формировать

собственное мнение. Этот процесс укрепляет эмоциональную связь между

ребенком и взрослыми, стимулирует желание учиться новому и развивает

любовь к литературе.

Например, родители могут прочитать произведение Н.Носова «Незнайка на

Луне» и обсудить следующие вопросы:

- Кто стал инициатором путешествия Незнайки на Луну?

- Чем занимались жители Луны?

- Какими качествами обладали главные герои сказки?

Такое обсуждение позволяет развить навыки анализа текста, критического

мышления и умения выразить свое отношение к персонажам и событиям.

Анализ текста

Ученики выполняют задания на выделение главной мысли, составление плана

рассказа, пересказ текста своими словами. Эти упражнения развивают

внимание, память и логику.

Творческие задания

Создание собственных рассказов, иллюстраций к книгам, постановка сценок по

мотивам произведений способствуют развитию воображения и творческих

способностей.

Пример заданий для анализа повести:

Прочитайте повесть А.П.Гайдара «Чук и Гек». Объясните смысл названия

повести. Составьте список приключений мальчиков во время путешествия.

Расскажите, чему научились мальчики благодаря своему путешествию.

Подобные

задания

позволяют

углубленно

проработать

текст,

закрепить

полученные знания и стимулировать творческое самовыражение учеников.

Пример заданий для анализа стихотворения:

Прочитайте стихотворение Сергея Михалкова «Про мимозу». Определите

основную тему стихотворения. Найдите рифму к слову «мимоза». Подберите

синонимы к словам «ласковая», «нежная».

Подобные

задания

стимулируют

развитие

ассоциативного

мышления

и

расширяют лексический запас учащихся.

Заключение

Формирование

читательской

грамотности

младших

школьников

требует

комплексного подхода, включающего использование различных методов и

приёмов. Важно помнить, что процесс чтения должен приносить удовольствие

ребёнку, ведь именно положительные эмоции формируют устойчивый интерес к

книге и чтению. Регулярная работа над развитием читательских навыков

позволит подготовить ребёнка к успешному обучению в средней школе и

дальнейшему профессиональному росту.



В раздел образования