Автор: Кишинец Татьяна Викторовна
Должность: Учитель обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа № 1 имени Ю.А. Гагарина
Населённый пункт: г. Гагарин Смоленская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Педагогические образовательные технологии через гражданско - патриотическое воспитание на уроках обществознания».
Раздел: среднее образование
МБОУ "Средняя школа № 1 имени Ю.А. Гагарина
Кишинец Татьяна Викторовна
Учитель обществознания
«Педагогические образовательные технологии через гражданско - патриотическое
воспитание на уроках обществознания».
Важную роль в обучении обществознания играет методическое обеспечение учебного
процесса.
Кабинет
обществознания
оснащён
картами,
атласами,
таблицами,
электронными пособиями по всем разделам. Я постоянно работаю над пополнением
учебно-методического материала. С учётом потребностей обучающихся я разработала:
алгоритмы
выполнения
заданий
(памятки,
инструкции,
логические
схемы),
дифференцированные задания по темам, задания для практической и самостоятельной
работы, задания повышенной сложности для дополнительной подготовки учащихся,
материалы для контроля знаний и умений учащихся (срезы, тесты, вопросы к зачёту и
др.).
В
своей
педагогической
деятельности
использую
УМК
издательства:
«Просвещение» и «Русское слово». Основанием для выбора данных учебно-методических
комплексов послужило: адаптивность содержания учебного материала к требованиям
ФГОС
ООО,
итоговой
государственной
аттестации,
наличие
разнообразных
методических
пособий
для
учителя
и
ученика,
диагностирующих
материалов,
обеспечение преемственности в обучении и соответствие возрастным особенностям
обучающихся. На основе УМК и требований ФГОС я разработала рабочие и профильные
учебные программы по обществознанию.
В основе моей педагогической деятельности лежит системно-деятельностный подход
.
В
рамках
этого
подхода
я
применяю
современные
педагогические
технологии,
ориентированные на применении активных форм и методов обучения:
-
личностно - ориентированное обучение;
-
проблемное обучение;
-
разноуровневое обучение;
-
исследовательский метод;
-
блочно - модульное обучение;
-
технология проектного обучения;
-
технология игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
-
технология сотрудничества (парная, групповая работа);
-
информационно - коммуникационные технологии;
-
здоровьесберегающие технологии;
-
традиционные технологии и др.
Технология личностно - ориентированного обучения
ориентирует учителя на поиск и
применение
различных
приёмов
с
целью
создания
благоприятной
развивающей
образовательной среды и реализации ФГОС нового поколения. Таким образом, я
выстраиваю образовательный процесс с учётом индивидуальных способностей учащихся.
Дети становятся соавторами урока и равноправными партнёрами, они проектируют цели
урока, самостоятельно осваивают учебный материал, решают учебные задачи, оценивают
себя и своих товарищей. Главным условием применения личностно - ориентированного
подхода является опора на индивидуальные особенности учеников, учёт специфики их
памяти, мышления, интересов и познавательных потребностей. Стараюсь на каждом уроке
создать
положительный
эмоциональный
настрой,
выстраиваю
индивидуальный
образовательный маршрут для каждого ученика.
Применяя
технологию
проблемного обучения
,
я ввожу в урок проблемные вопросы в
виде «незаконченного предложения» или «ситуативной задачи». Например: «Октябрьский
переворот или…», «Сталин вождь народов или...», «Распад или развал СССР…».
Например: с целью активизации познавательного процесса, я применяю методы:
«мозговой штурм», метод синквейна, кластер, дебаты, методика «толстых и тонких
вопросов». На проблемном уроке
создаётся обстановка, в которой у обучаемых
возникают интеллектуально - психологические затруднения, преодоление которого
требует поиска новых знаний, новых подходов, поиск путей решения. Поводом к
дискуссии могут быть: легенды, притчи и афоризмы, как источники вариантов мнений.
В проблемном обучении особое значение уделяется применению исследовательских
методов обучения, когда учащиеся знакомятся с элементами научных методов добывания
знаний, овладевают умениями самостоятельно добывать новые знания, планировать поиск
и открывать новую информацию. В этом случае проблемное задание содержит
недостаточное количество данных для его решения. На уроке организуется мини -
исследование. Исследовательский метод реализуется через приём: «реконструкции
прошлого»,
когда
учащимся
предлагается
воссоздать
исторический
период
по
фотографии, предмету быта, семейной реликвии, историческому памятнику и т.д.
Изучение истории на примере конкретных людей, предполагает проведение урока -
конференции, где учащиеся представляют учебные исследования, защищают визитки -
портреты своих известных родственников, членов семьи, земляков - участников
исторических событий. Это позволяет мне создать ситуацию успеха на своих уроках,
привлечь ребят к изучению актуальных вопросов исторической науки.
Работая в старших классах, применяю блочно - модульное обучение
.
Особое внимание
уделяю первому уроку темы, где происходит актуализация знаний,
даётся общее
представление об изучаемом событии в контексте различных мнений, выделяются
проблемные вопросы, предлагаются виды зачётных работ по теме (сообщение,
презентация, творческая работа и др.). Очень важно привлечь учащихся к изучению
данной темы, вывести на диалог, дискуссию. С целью отработки исторических и
обществоведческих понятий применяю метод ассоциаций:
- каким цветом понятие
- как оно звучит
- на какое природное явление похоже
Используя созданные образы, учащиеся выделяют значимые характеристики какого-либо
события (например: к слову «война»: агрессия, боль, потеря близких, разруха и т.д.). При
изучении основного содержания темы применяю активные формы учебных занятий на
развитие монологической речи ученика: лабораторные работы, практикумы, «круглые
столы», семинары, конференции, уроки - презентации.
Для закрепления и усвоения знаний, я предлагаю учащимся выполнить следующие
задания: составить исторический портрет личности, кластер или опорную схему,
заполнить сравнительную таблицу, описать события по плану или логической схеме,
составить исторический календарь, написать статью от лица современника или участника
событий, эссе, выполнить зачётную, тестовую работу и др.
Как в урочной, так и во внеурочной деятельности применяю технологию
проектного
обучения.
Данная
технология
предполагает выполнение
практических
заданий
по
заданной тематике. Например: на обобщающих уроках истории и обществознания можно
предложить учащимся создать проект жилища древнего человека, герба своей семьи,
составить
проект
Конституции,
правового
демократического
государства
или
смонтировать социальный видеоролик т.д. Проекты могут быть как индивидуальные, так
и групповые.
Одним
из
требований
современного
урока
является
применение
игровых
технологий. Моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых, деловых игр
на уроках позволяет раскрыть творческие способности ученика. Например: на уроках
обществознания, при изучении основ избирательного права, я провожу деловую игру
«Если бы я был мэром нашего села?». Учащимся предлагается составить и защитить
собственную избирательную программу, войти в роль руководителя, спроектировать
жизненную ситуацию. Например, на уроке истории в 9 классе предлагаю ролевую игру:
«Политические деятели второй половины XX века». Каждой творческой группе
необходимо составить политический коллаж, где они публично представляют ту или иную
личность, основные мероприятия, роль в истории государства.
Для контроля и самопроверки знаний можно использовать интерактивные игры: «Брейн -
ринг», «Колесо обществознания», «Своя игра» и др.
Игровые
технологии позволяют
активно
развивать
коммуникационные
навыки
у
учащихся, повышают интерес к изучению предмета.
Важная роль в деятельностном подходе отводится технологии сотрудничества. При
организации работы по этой технологии использую парную и групповую формы работы
(работа в малых группах). Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе и
обучать других. Эффективно применение парной работы на уроках контроля и коррекции
знаний, зачётах, когда применяется метод взаимопроверки. При групповой работе вся
команда должна знать, чего достиг в совместной работе каждый её участник. Учащиеся в
группах работают с историческими источниками, документами, законами (Конституция,
кодексы) а затем представляют результаты совместной работы.
В связи с расширением информационных возможностей, на каждом уроке актуально
применение информационно
-
коммуникативных
технологий. Информационный
ресурс
мультимедийных
материалов,
позволяет
разнообразить
урок
элементами
аудиовизуального ряда: интерактивные игры и презентации в программе Microsoft Power
Point, видеофильмы, контролирующие и методические материалы. Это позволяет создать
эффективную
образовательную
среду
в
урочной
деятельности.
Технологии
деятельностного подхода позволяют, в рамках одного урока,
применять различные
формы учебной деятельности.
Нельзя забывать и о необходимости внедрения здоровьесберегающих технологий в
процесс обучения. Условиями данной деятельности являются: применение двигательной
активности, чередование форм и приёмов обучения, видов работ. Начиная с первых
уроков в 5 классе, на каждом уроке я слежу за осанкой детей, провожу физкультминутки,
упражнения на релаксацию. Иногда физические паузы провожу не в середине, а в начале
урока, т.к. это помогает сосредоточить внимание детей, нацелить их на работу, снять
напряжение и усталость. На каждой перемене обязательно проветривается кабинет.
Индивидуальное
дозирование
объёма
учебного
материала,
его
рациональное
распределение с учётом индивидуальных особенностей учащихся также позволяет
реализовать принцип здоровьесбережения. Использование на уроках разноуровневых
заданий
способствует
сохранению
здоровья
обучающихся.
Стараюсь вызывать
положительное отношение к предмету, общаюсь с детьми доброжелательным и
эмоциональным тоном.
Заключение
Проведение уроков с применением технологий системно - деятельностного подхода
предполагает развитие у учащихся внутренних мотивов учебной деятельности, что даёт
позитивные личностные изменения в процессе учения. Данные технологии предполагают
также формирование универсальных способов действий и практических навыков.
Деятельностный подход предполагает активное участие школьников в проверке и
обсуждении результатов работы.
Литература:
Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового
поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22.
Митяева
А.М.
Здоровьесберегающие
педагогические
технологии:
Учебное
пособие/ А.М. Митяева- М.: Академия, 2018г.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.:
Народное образование, 2004г.
Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-
воспитательного и методического процессов в школе. Издательство «Учитель»,
Волгоград, 2008.
Эрганова
Н.Е.
Педагогические
технологии
в
профессиональном
обучении:
Учебник/ Н.Е. Эрганова- М.: Академия, 2018г.
Колеченко
А.К. Энциклопедия
педагогических
технологий:
пособие
для
преподавателей. СПб.: КАРО, 2005г.
Интернет-ресурсы.