Напоминание

"Психологические особенности обучения иностранным языкам детей раннего возраста"


Автор: Шишкина Наталья Егоровна
Должность: Учитель немецкого языка
Учебное заведение: МБОУ "Сорокинская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза Е. Ф. Поданева"
Населённый пункт: Красногвардейский район Белгородская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Психологические особенности обучения иностранным языкам детей раннего возраста"
Раздел: начальное образование





Назад




«Психологические особенности обучения иностранным языкам детей

раннего возраста»

Большинство исследователей сходится во мнении, что специальные занятия

иностранным языком можно проводить с детьми 3 – 10 лет, до 3 – бессмысленно, после

10 – бесполезно надеяться на положительный результат, который возможен лишь для

незначительной

части

учеников,

тех,

кто

обладает

коммуникативными

и

лингвистическими особенностями выше среднего уровня. Лучше всего изучать

иностранный язык в 5 – 8 лет, когда система родного языка ребенком уже достаточно

хорошо усвоена, а к новому языку он относится сознательно. Именно в этом возрасте

еще мало штампов речевого поведения, легко по-новому “кодировать” свои мысли, нет

больших трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке. Если

методическая система построена достаточно грамотно с лингводидактической и

психолингвистической

точки

зрения,

то

успех

в

овладении

предлагаемым

ограниченным языковым материалом и создание необходимых предпосылок для

дальнейшего усвоения любого иностранного языка обеспечен практически всем детям.

Итак, разными авторами обозначается различный возраст, в котором необходимо

начинать изучение иностранного языка. Однако в рекомендациях Международного

семинара при Совете Европы (г. Грац, 1998) отмечено, что раннее изучение

иностранного языка в начальной школе предпочтительно начинать с наиболее

благоприятного возраста - с 6 лет.

Зарубежными исследователями наиболее часто цитируются следующие качества,

присущие детям младшего школьного возраста:

- низкая концентрация внимания;

- предрасположенность к кинестетическим формам работы;

- предпочтение изучать целое, а не частное;

- концентрация внимания происходит здесь и сейчас;

-понимание ситуации опережает понимание использования иностранного языка;

- быстрое запоминание сопровождается быстрым забыванием;

- механическая память преобладает над логической;

- отсутствие сдерживающих факторов при говорении;

- отсутствие боязни делать ошибки и готовность работы над ними;

Очень важное преимущество дошкольного и младшего школьного возраста

заключается в глобально действующей у детей игровой мотивации, которая позволяет

естественно и эффективно организовать обучение иностранным языкам как средству

общения и строить его как процесс, максимально приближенный к естественному

процессу использования родного языка. Это становится возможным, поскольку с

помощью специальным образом организованной игры в учебном процессе можно

сделать коммуникативно ценными практически любые языковые единицы. И тогда

эффективность формирования у младших школьников способности к общению на

новом языке повышается за счет взаимодействия игровой мотивации и интереса к

школьному обучению.

Как известно, каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей

деятельности. Под ведущей деятельностью понимается такая деятельность, развитие

которой

обусловливает

главнейшие

изменения

в

психических

процессах

и

психологических особенностях ребенка на данной стадии. Ведущая деятельность

подготавливает переход ребенка к новой, высшей ступени его развития. Так в

шестилетнем возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности: переход от

игровой деятельности к учебной. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. С одной

стороны, у детей появляется активный интерес к новой учебной деятельности, к школе в

целом, а с другой - игровая потребность не ослабевает. Известно, что дети продолжают

играть до 9-10 лет.

Одно из основных направлений формирования личности в шестилетнем возрасте - это

формирование мотивов учения. Исследуя мотивы, побуждающие шестилетних детей

учиться, психологи выяснили, что наиболее распространенными из них являются

следующие: широкие социальные, познавательные учебные мотивы (интерес к знаниям,

стремление научиться чему-то новому) и игровые мотивы. Полноценное развитие учебной

деятельности происходит за счет действия первых двух мотивов, но они формируются у

шестилеток тогда, когда удовлетворяется игровой мотив. Более того, если потребности

детей в игре не удовлетворяются, то развитию их личности наносится, значительный

ущерб, обучение становится формальным и интерес к учению угасает.

Из теории речевой деятельности известно, что речь своими мотивационными и

целевыми сторонами уходит в другие виды деятельности - интеллектуальную, трудовую,

коммуникативную, игровую. С одной речью, как правильно заметил известный

отечественный психолог А. А. Леонтьев, человеку делать нечего. Говорение ради

говорения - процесс психологически неоправданный.

Уникальность шестилетнего возраста состоит в том, что именно в это время

возможно включение процесса изучения иностранного языка в контекст игровой

деятельности с целью создания внутренней мотивации и интереса к овладению новым

языком в условиях, когда естественной потребности у детей в общении на изучаемом

языке нет. По меткому определению И. А.Зимней, новая игра (с новыми сказочными

персонажами, зверушками, которые говорят только на новом иностранном языке),

является психологическим оправданием для перехода на новый язык в условиях, когда все

задачи общения могут быть решены на родном языке и нет нужды в иностранном [Зимняя

1985]. Посредством игры развивается интерес к иностранному языку и происходит первое

соприкосновение

с

языковым

миром

другой

страны.

С

помощью

игры

легче

сосредоточить внимание детей, привлечь их к активной работе. Это связано с

психологическими особенностями детского организма. Игра дает возможность сделать

процесс повторения лексики и грамматических конструкций увлекательным для

учащихся. Использование развивающих игр, дающих возможность активно мыслить,

решать

постепенно

усложняющиеся

задачи

самостоятельно,

успешно

развивают

способности, заложенные в ребенке от природы. Поэтому именно этот возраст

представляет уникальные возможности для реализации коммуникативного подхода к

обучению иностранному языку за счет глобально действующей игровой мотивации,

которая позволяет обеспечить создание естественных мотивов всех речевых действий

учащихся,

сделать

осмысленными

и

интересными

даже

самые

элементарные

высказывания.

Что касается развития таких психических процессов детей, как память, внимание,

восприятие, то их основная характеристика - произвольность. Так, при восприятии

материала шестилетки склонны обращать внимание на его яркую подачу, эмоциональную

окраску. Однако их внимание отличается при этом неустойчивостью: они умеют

сосредоточиться лишь на несколько минут. Дети не воспринимают длительных (более 2-3

минут) монологических объяснений учителя, поэтому любое объяснение целесообразно

строить в форме беседы. Шестилетки очень импульсивны, им трудно сдерживать себя,

они не умеют управлять своим поведением, поэтому быстро утомляются. Спад

работоспособности наступает уже через 10 минут после начала урока.

При первых признаках снижения внимания учителю рекомендуется

провести с детьми подвижную игpy (желательно под музыку) и сменить вид работы.

Развитие произвольного внимания детей возможно за счет организации разнообразной

интересной деятельности с четким переходом от одного вида работы к другому, с

конкретными указаниями, на что им следует обратить внимание.

Мнемическая деятельность шестилеток также несовершенна. У них преобладает

непроизвольное запоминание, то есть хорошо и быстро ими запоминается то, что

интересно и вызывает эмоциональный отклик. Непроизвольное усвоение материала

возможно в процессе увлекательного взаимодействия детей друг с другом. Широкое

использование игрушек и картинок будет способствовать развитию образной и

ассоциативной памяти, а четкая постановка задач общения и организация их решения -

словесно-логической.

Воображение шестилетнего ученика достаточно развито и носит не только

воспроизводящий, но и творческий характер. В свою очередь, развитие мышления идет

от

наглядно-действенного

к

наглядно-образному.

Наглядно-образное

логическое

мышление развивает следующие умения детей:

-самостоятельно анализировать языковые явления, опираясь на речевой опыт в родном

языке;

- выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи;

- сознательно применять знания и усвоенные способы действий в самостоятельной

иноязычно-речевой деятельности.

Дети шестилетнего возраста очень общительны и любят находиться в группе

сверстников.

Из

различных

видов

общения

ребенка

со

взрослыми

(делового,

познавательного, личностного) в рассматриваемом возрасте преобладает личностное

общение. Общаясь со взрослыми, дети лучше узнают самих себя, так как они стремятся

получить оценку своей личности.

Среди шестилетних детей наблюдаются весьма значительные индивидуальные

различия в психическом развитии (эмоционально-волевой сферы, памяти, внимания,

мышления и т. д.), что определяется различным опытом их жизни и деятельности в

семье и детском саду. По-разному происходит и процесс привыкания детей к школе.

Одни дети ведут себя уверенно, другие испытывают состояние тревоги, третьи

капризны и т. д. Некоторые дети испытывают затруднения в процессе общения и на

родном языке. Эти дети либо излишне импульсивные, нетерпеливые, либо, наоборот,

пассивные и робкие.

Очень важно найти индивидуальный подход к каждому ученику, и в этом могут помочь

постоянные контакты учителя иностранного языка с учителем начальной школы, с

родителями и координация их действий. Большое значение будет иметь и первая встреча

с детьми (как, впрочем, и с учащимися любого возраста), ласковый голос и приветливая

улыбка учителя, его доброе отношение к ученикам.

Статья приводит доводы в пользу обучения учащихся иностранному языку в раннем

возрасте, а также перечисляет методические отличия при работе с младшими

школьниками,

обусловленные

их

психологическими

особенностями.

Выделяется

проблема подготовки учителей иностранного языка для начальной школы. Также

отмечается, что необходимость раннего обучения иностранному языку, наконец,

официально признана государством. Каменская А.Г. пишет: «Ни у кого не вызывает

сомнений тот факт, что интеллект человека прогрессирует наиболее быстро в детском

возрасте – от рождения до 12 лет. Оптимальные условия для развития речи на языке, как

на родном, так и на иностранном, существуют уже до начала созревания ребенка, и

развитие здесь идет вместе с созреванием – синхронно. Ребёнок оказывается способным к

успешному овладению иностранными языками, в отличие от взрослых». Психологические

особенности младших школьников дают им преимущества при изучении иностранного

языка. Дети 7-10 лет впитывают иностранный язык как губка опосредованно и

подсознательно. Они понимают ситуацию быстрее, чем высказывание на иностранном

языке по данной теме. Объем внимания и время сосредоточенности очень коротко, но с

возрастом они увеличиваются. У младших школьников хорошо развита долговременная

память. Самым лучшим стимулом для дальнейшего обучения для учащихся 1-4 классов

является чувство успеха. Пути получения и усвоения информации у детей тоже разные:

визуальные, аудиальные, кинестетические. Прежде всего, учителям необходимо всегда

учитывать при планировании урока уровень языкового развития ребенка в родном языке,

тогда обучение второму языку будет идти более успешно. Считается, что пока ребенок не

созрел, чтобы сделать шаг вперед в языковом развитии, бесполезно пытаться учить его

делать этот шаг. Познавательное развитие связано с общим интеллектуальным развитием

ребенка. Понятия, усвоенные в родном языке, могут быть перенесены на иностранный

язык и усвоены быстрее тех, с которыми ребенок не был знаком в родном языке, а узнал

их на уроках иностранного языка. Кроме того, из-за индивидуальных особенностей детей

в познавательном развитии учить весь класс одинаково нецелесообразно, лучше поделить

их на малые группы, и уже в группах осуществлять индивидуальный подход к каждому

ребенку. Каменская А.Г. отмечает: «Также необходимо учитывать и особенности

физического развития детей 7-10 лет. Развитие мускулатуры влияет на умение ребенка

сконцентрировать взгляд на странице, строчке или слове, что необходимо для умения

читать. Оно также влияет на умение держать карандаш или ручку, ножницы, кисточку.

Чтобы ученики могли достичь тонкой моторной координации, а также координации

между визуальным восприятием и механическим движением, их руки нуждаются в

постоянной тренировке, Маленькие дети не могут подолгу сидеть спокойно из-за

недостатка контроля над двигательными мышцами. Поэтому желательно во время урока

давать им такие задание, которые позволяли бы детям двигаться по классу (игры, песни с

движениями, танцы)».

При обучении иностранному языку младших школьников большую роль играет

эмоциональный фон. Дети в этом возрасте отличаются повышенной эмоциональностью,

подвижностью и активным творчеством. Для успешного обучения очень важно учитывать

психологические возрастные особенности. Вовлекая детей в те виды и формы

деятельности, которые отвечают их эмоциональному состоянию, учитель создает

психологический комфорт радостного восприятия нового, а именно помогает усвоить

лексику, овладеть основами грамматики и фонетики, а главное развить коммуникативные

способности на иностранном языке.

На основе изучения литературы по возрастным особенностям младшего школьника,

можно сделать вывод, что видами деятельности, которые способствуют созданию

благоприятного эмоционального фона, являются: игровая, музыкальная и театральная.

Именно эти виды деятельности считаются ведущими в этом возрасте. Они помогают

детям раскрепоститься, выплеснуть свои эмоции и тем самым реализовать себя как

творческую личность.



В раздел образования