Напоминание

"Правописание слов с разделительным мягким знаком" русский язык2-й класс


Автор: Грачева Елена Валентиновна
Должность: МКОУ СОШ д.Хвощи
Учебное заведение: МКОУ СОШ д.Хвощи
Населённый пункт: д.Хвощи,Износковский район,Калужская область
Наименование материала: Методическая разработка плана-урока
Тема: "Правописание слов с разделительным мягким знаком" русский язык2-й класс
Раздел: начальное образование





Назад




Правописание слов с разделительным мягким

знаком. 2-й класс

Грачева

Елена Валентиновна

, учитель начальных классов

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Класс: 2. Учебник (УМК): «Русский язык». 2 класс, авт. Канакина В.П., Горецкий; УМК

«Школа России».

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цель: Создание проблемной ситуации и ее разрешение.

Задачи:

Провести исследовательскую работу по теме «Разделительный мягкий знак».

Развивать умение употреблять в словах разделительный мягкий знак, обозначать

звук [й'] после согласных перед гласными с помощью ь, определять его функцию и

писать слова с разделительным ь.

Воспитывать интерес к изучению русского языка, к исследовательской работе.

o

предметные – умение писать слова с разделительным мягким знаком, знание

алгоритма правописания;

o

личностные – понимание того, что правильная устная и письменная речь есть

показатели индивидуальной культуры человека;

o

метапредметные – стремление к более точному выражению собственного

мнения и позиции.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, интерактивная доска, компьютер, презентация,

карточки с заданиями, смайлики.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые

результаты УУД

I. Организационно-

мотивационный этап.

Цель: мотивировать к

учебной деятельности

2 мин

Здравствуйте,

ребята! Вот

опять звенит

звонок,

начинается урок.

Мы хороший

дружный класс

И всё получится

у нас!

Проверь,дружок,

Готов ли ты

начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

В некотором

царстве, в

дружном

школьном

государстве

жил да был 2

класс.

Слышите

ребята, я про

вас!

Хорошо ли в

царстве жить?

Кто с работой

дружен, нам

сегодня

нужен? …

Нужен!

Личностные УУД:

самоопределение к

деятельности;

включенность в учебную

деятельность;

Познавательные

УУД: самостоятельное

выделение правил.

Книжка ,ручка и

тетрадка.

(Поднимите руки

кто готов к

уроку)

Для чего мы

проверяем

готовность к

уроку?( не

отвлекаться. С

чего мы

начинаем наш

урок?

Кто с учебой

дружен, нам

сегодня

нужен?...

Нужен!

С русским

языком кто

дружен, нам

сегодня

нужен?

Нужен!

Таким ребятам

хвала и честь,

такие ребята в

классе есть?

Есть!

II. Мобилизующий

этап. Актуализация

знаний. Формирование

обучающимися

темы и цели урока.

3 мин

Цель – создание

условий для

определения темы,

формулирования цели и

учебных задач урока

1.Минутка

чистописания.

Запишите число,

классная работа.

(выделим

ошибкоопасные

места)

Наша Мудрая

сова приготовила

для вас задание:

она зашифровала

слово [П Э Н]

-пень;

-Сколько звуков

в слове пень;

Сколько букв в

слове пень?

-Какая буква не

обозначает

звука;

Что за буква?

Что вы о ней

знаете? Какую

работу

выполняет в

русском языке

буква мягкий

знак?(обозначает

мягкость

предшествующег

о согласного)

Бывает ли

мягкий знак

- Она не

обозначает

звука

- между

согласными,

на конце слова

- Ь знак -

указывает на

мягкость

согласного

звука.

Вывод:

Значит, эта

буква

необходима,

чтобы указать

на мягкость

предшествую

щего

согласного

звука.

.

Совместная

работа с

учителем при

составлении

схемы.

Прогнозирова

ние целей

урока.

Формулирую

Личностные УУД:

сохранение мотивации к

получению знаний

Познавательные УУД:

представление

информации в виде

схемы; развитие

орфографической

зоркости, мышления,

речи, внимания

Регулятивные

УУД: принятие и

сохранение учебной

задачи; умение

определять и

формулировать цель

урока

( 5 мин)

заглавной

буквой?(Нет)

Из каких

элементов

состоит мягкий

знак (из

наклонной линии

и овала)

Вспомним

написание ь

знака. Сначала я

напишу, а потом

вы. Начинаем

писать чуть ниже

середины

рабочей строки,

ведём

наклонную

линию до

нижней линии

рабочей строки,

ведём

закругление

вправо ,закругля

ем влево до

середины

наклонной

линии.

До середины

рабочей строки

пишем ь знак.

В какой части

слова пишется ь

знак( в середине

слова и в конце).

Какие два вида

соединения с

мягким знаком

вы знаете? Какие

два вида

соединения вы

знаете?

ья(нижнее

соединение),

ьй(верхнее

соединение)

напишите

тему урока.

2.Словарная работа

(5 мин)

буквосочетания

ь с

соединениями

ещё половина

строки чередуя.

Лучшее

буквосочетание

или букву

подчеркните.

Для чего мы с

вами повторяли

написания буквы

ь

Мне сегодня под

дверь

подбросили

письмо, но

к сожалению его

не подписали, я

его сейчас

прочитаю.

«Ученики ,вам

нужно по

диктовку

записать

словарные слова,

а затем сравнить

свой ответ ,с

ответом на

доске.»

Вспомним как

работаем со

словарными

словами.

(Записываем,

ставим ударение,

подчёркиваем

буквы, которые

нужно

запомнить).

Пишем слово

словарь с

красной строки.

Словарь: яблоко,

воробей, ягода,

дежурный,

Дети сравнивают

свои ответы с

ответами на

доске (если все

слова написаны

правильно

поставьте за

красной линией

+

Переворачиваю

конверт -А я и не

заметила на

конверте запись,

здесь ребус , кто

догадался что за

слово написано

на конверте

(обезьяна),она

хотела чтобы мы

изучили слово-

это новое

словарное слово

и научились его

писать.(показ

картинки)

А кто такая

обезьяна?(это

млекопитающее

животное, по

строению схоже

с человеком,

которое живёт в

тёплых странах.

Кто знает как

записать это

слово?

Сколько слогов в

слове

Обезьяна? На

какой слог

падает ударение?

Что нужно

сделать, чтобы

правильно

написать это

слово?

Это слово

проверить нельзя

безударные

гласные нужно

запомнить.

Сколько слогов в

слове обезьяна,

куда падает

ударение, как

проверить-нельзя

нужно

запомнить.

Среди этих слов

есть два слова , в

котором есть

буква, которая

обозначает два

звука я (й а).

3. Создание

проблемной ситуации.

3 мин

Работа с

интерактивной

доской

Прочитайте

слова.

1.Соедините

звуковую запись

с буквенной.

[л а й к а] Лайка

[л э й к а] Лейка

(один ученик

работает у доски,

остальные

проверяют).

На доске

появляется

запись ( схема)

[й]-на письме

какой

обозначается

буквой Й,й.

(ведет стрелка 1)

2.прочитайте

звуковую запись

на доске и

запишите

буквенной.(Один

у доски,

Дети

оценивают

свою работу.

Мы знаем

правило, буква

ь знак –

показатель

мягкости. Ь

пишется в

конце слова

после букв

согласных и в

середине слова

между

буквами

согласных.

ЛичностныеУУД:

умение проводить

самооценку

ПознавательныеУУД:

умение ориентироваться

в своей системе знаний.

КоммуникативныеУУ

Д: умение оформлять

свои мысли в

письменной форме.

Регулятивные

УУД: сохранение

учебной задачи,

осуществление

контроля, выполнение

учебного действия.

IV. Работа по теме

урока.

1.Пастановка учебной

задачи

2. Сейчас мы проведем

с вами исследование

на тему “ Правописание

слов с

разделительным мягким

знаком ” и попытаемся

ответить на ваши

вопросы.

«Лучший способ изучить

что-либо – это открыть

самому».

(5мин)

остальные в

тетрадях).Пишем

с красной

строки.

[м а й а к]-маяк

[й о ж ы к]-ёжик

Давайте

проверим если у

вас так за

красной чертой

поставим +

В данном случае

какими буквами

обозначается

звук [й ]

буквами я и ё.

А какими ещё

буквами

обозначается

звук (й) и в

каких случаях?

(ю,е)

Появляется

схема таблички:

в начале слова и

после гласного

обозначается

буквами: я, ё, ю,

е.

3.Усложняю

задание. На

доске слова;

[К о л й а]

[В й у н о к ]

Запишите слова

один у доски,

остальные в

тетрадях,

продолжаем

через запятую. А

я пройду

проверю. Я

прошла по

классу,

посмотрела и у

всех получились

разные слова.

А во

втором…?

Слова с разд.

ь знаком.

не можем

объяснить,

почему эти

слова пишутся

с

разделительны

2.Работа по ученику.

На доске

звуковая запись:

(к о л й а)

(в й у н о к), а

радом слова

Коля и Колья.

Почему у нас

получились

разные записи:

Коля и Колья?

Мнения наши

разошлись , кто

прав,давайте

вместе думать.

Вьюнок и Вюнок

Давайте

подумаем :

Какая буква

обозначает два

звука? В

звуковой записи:

(в й у н о к)-ю

(к о л й а)- я.

Учитель пишет

над звуковой

записью: у и ю.

Скажите, а разве

буква я

обозначает два

звука после

согласного?(нет)

Значит чего-то

здесь не хватает?

(ь)

Какую роль

выполняет

мягкий знак в

данном случае.

Какую роль

выполняет ь?

Вы догодались, о

чем мы сегодня

будем с вами

говорить?

Знаем какую

м ь.

3.Физкультминутка (2

мин)

3. Вывод по

исследовательской

работе

Где пишется

разделительный ь

знак?

работу

выполняет

мягкий ь?

Чему мы должны

сегодня

научиться на

уроке?

Узнать какую

работу выполяет

мягкий знак.

Чему будем

учиться?

Познакомимся с

работой

разделительного

ь знака.

Открывем

учебник стр.31

Прочитаем тему

урока

(Разделительный

мягкий ь).

Ниже читаем.

Когда в словах

пишется

разделительный

ь.

Значит мы

сегодня это

узнаем.

Что такое :колья-

палки

заострённые

внизу.

Давайте

посмотрим ,если

я из слова Колья

заберу ь знак,

получилось

новое слово Коля

Если из слова

убрать мягкий

знак,получатся

новые слова и

теряется

4.Упражнение на слух

звука (й)

значение слова

( Коля – это имя,

вюнок – такого

слова нет.)

Мы не должны

терять ь знак.

Перед какими

буквами пишется

мягкий знак.

Перед буквами:

е,ё,ю,я,и. Какие

звуки

обозначаются

этими буквами:

[й.э] ,[й.о],[й,у] ,

[й,а] ,[й.и].

Мы с вами

сейчас, как

маленькие

исследовали,

давайте сравним

наш вывод с

выводом автора

стр.32.

Что нам хочет

сказать Мудрая

сова. (читают

правило)

Совпали наши

выводы с

выводами автора

(совпали).

Так для

обозначения

какого звука

перед буквами:

ё,е,ю,я,и

пишется ь знак.

[й о], [й э] [й у]

[й а] [й и].

Совпали наши

выводы с

выводами автора

(совпали).

Цель:

Наблюдение над

написанием ь в словах

Если после

согласного

звука слышим

звук [й’], а потом

идёт гласная

буква, то

пишется

…..разделитель

ный мягкий

знак.

Послушайте

стихотворение. (

читает ученик)

Слева от меня-

согласный,

Справа-

е,ё,и,ю,я,

Чтобы не было

слиянья,

Разделил их

ловко я.

Давайте

потренируемся

слышать в каких

словах прячется

наш звук. (й)

На доске слова :

семя- семья (й

а),колье (й

э),варенье (й э).

Какими буквами

на письме

обозначен этот

звук ь и я; ь и е

5.Письмо по памяти

(1 мин)

Выполним

упр.55

Читаем задание :

Почему в этих

словах надо

писать

разделительный

ь?Для

Карточки

В каждой

группе есть

ученики-

консультанты,

которые

справившись

первыми с

заданием,

проверяют

остальных и

ЛичностныеУУД:

умение проводить

самооценку;

ориентирование на

понимание причин

успеха в учёбе.

ПознавательныеУУД:

умение ориентироваться

в своей системе знаний;

умение высказываться в

устной и письменной

форме.

6.Работа в парах

(4 мин)

7.Работа с правилом

8.Самостоятельная

работа

Задание по карточкам

обозначения

каких звуков

нужны нам

нужны

буквосочетания ь

знак и буквы

е,ё,ю,я,и (й а) и

т.д.

- Он нужен,

чтобы показать,

что за согласным

произносится

звук [й'].

-За буквами

гласных я, ю, е,

ё, и.

Запишите по

памяти три

любых слова (1

мин)

Запишите

упражнение 55

Проверьте свои

слова по

учебнику.

Если правильно

выполнили на

полях поставьте

зелёной ручкой.

+

Предлагаю вам

поработать в

парах

Упр.56

Выполняем по

заданию ,на

выполнение даю

вам (4 мин.)

Подчеркните

разделительный

мягкий знак

одной чертой, а

следующую

букву после ь

помогают.

В каждой

паре есть

ученики-

консультанты,

которые

справившись

первыми с

заданием,

проверяют

остального и

помогают.

КоммуникативныеУУ

Д: умение оформлять

свои мысли в

письменной форме;

формулирование

собственного мнения,

контролирование

действия товарищей.

Регулятивные

УУД: сохранение

учебной задачи,

осуществление

контроля, выполнение

учебного действия

(5 мин)

9.Подведение итога

10.

Закрепление знаний

в знакомой ситуации.

11.Оценка работы

учащихся

V.Итог урока.

Рефлексия.

3 мин

знака двумя

чертами.

Проверьте свой

ответ с ответом

на доске.

Платье,, воробьи,

колосья.

Если вы

написали

правильно

поставьте на

полях +

Стр.33

Мудрая сова нам

хочет сказать,

что

разделительный

ь знак –это

орфограмма. Вы

согласны? Что

такое

орфограмма?

Работа по

карточкам(5

минут)

Изменение по

числам:

Прочитайте

задание и

выполните по

образцу задание

на карточках.

Потом проверю.

С какой

орфограммой мы

сегодня

познакомились

на уроке?

(разделительный

Поменяйтесь

карточками и

проверьте

соседа по

образцу и

оцените его.

Оцените друг

друга

смайликом.

ь знак).

Для чего он

нужен в словах?

Для обозначения

каких звуков нам

с вами нужны

буквосочетания

мягкий знак и

буквы е,ё,ю,я,и.

Для обозначения

каких звуков?(й

а),(й у),(й э),(й

и),(й о).

Повторим: у нас

три стрелочки

1.Звук (й) на

письме

обозначается

буквой Й,й

2.Звук (й)

обозначается

буквами: е,ё,ю,я.

3.Звук (й) на

письме

обозначается

(согл.) ь +

е,ё,ю,я,и.только

тогда они вместе

они не разлучны.

Отметить кто

хорошо работал.

У некоторых

ребят стоят

минусы ,не надо

расстраиваться.

Какие трудности

возникали?

(перевести из

звуковой в

буквенные)

Если вы

довольны своей

работай

нарисуйте

улыбающийся

V.Домашнее задание

смайлик, нет

грустный.( на

полях)

Назвать имена

детей активных

на уроке.

Откройте

дневники и

запишите

задание: выучить

правило на

стр.32,повторить

словарные слова.

Если останется

время Игра

«Будьте

внимательны»

если

разделительный

ь знак

хлопаете,если

нет хлопаете:

Пальто, ручьи,

пальцы,

соловьи, камень,

вьюга, метель,

кольцо, листья,

семья, пень,

день, сучья,

камень, стулья,

счастье.

Выполняют

задание

Личностные

УУД: умение проводить

самооценку,

самоконтроль.

Познавательные

УУД: развитие

орфографической

зоркости, мышления,

речи, внимания; умение

сравнивать.

Регулятивные

УУД: принятие и

сохранение учебной

задачи; планирование

своих действий.

Регулятивные УУД:

осуществляют

самоконтроль.

Познавательные УУД

умеют применять

правило.

.

Личностные

УУД: умение оценивать

результат своей работы.

Познавательные

УУД: прогнозирование

дальнейшего

использования

полученных на уроке

знаний.

Коммуникативные

УУД:

формирование

собственного мнения и

позиции в

высказываниях.

Регулятивные УУД:

осуществление

познавательной и

личностной рефлексии.

Личностные УУД:

сохранение мотивации.

Познавательные УУД:

осуществление поиска

информации; умение

ориентироваться в своей

системе знаний.

Коммуникативные

УУД:

умение работать с

информацией.

Регулятивные УУД:

планирование своих

действий.



В раздел образования