Напоминание

«Использование приемов мнемотехники в формировании математических представлений у детей с интеллектуальными нарушениями»


Автор: Сердечная Марина Николаевна
Должность: учитель индивидуального обучения
Учебное заведение: ГБОУ РХ «Черногорская школа-интернат»
Населённый пункт: Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: «Использование приемов мнемотехники в формировании математических представлений у детей с интеллектуальными нарушениями»
Раздел: начальное образование





Назад




«Использование приемов мнемотехники в формировании математических

представлений у детей с интеллектуальными нарушениями»

Сердечная М.Н., учитель индивидуального обучения

ГБОУ РХ «Черногорская школа-интернат», г. Черногорск

В настоящее время формирование и развитие математических способностей – одна из

распространенных на сегодня методических проблем начального образования. Характерные

особенности развития детей с интеллектуальными нарушениями сказываются на качестве

усвоения ими математических представлений, приобретения умений и навыков. Решение

коррекционных задач требует соблюдения как дидактических условий (принципы обучения,

методы, средства), так и специальных подходов к обучению.

Особенности

формирования

математических

представлений

у

детей

с

интеллектуальными нарушениями состоит в применении принципов коррекции речевых

паталогий. Это прежде всего положение о тесной взаимосвязи развития речи и познавательных

процессов.

Поэтому актуальным становится использование таких методик, которые помогли бы

ребёнку усвоить способы познания мира, способы получения и обработки информации. Важно

развить общие способности ребёнка, его интеллект, внимание, память. В этом случае приходит

на помощь методика - мнемотехника, уже давно вошедшая в практику работы педагогов.

Мнемотехника - это искусство запоминания. Названа методика по имени древнегреческой

богини памяти Мнемозины - матери девяти муз. Именно мнемотехника как методика, решает

задачи развития интеллектуальных способностей ребёнка.

Цель: создание условий для формирования и развития у детей с интеллектуальными

нарушениями простейших логических структур мышления и математических представлений,

создание условий для усвоения и закрепления знаний детей через использование мнемотехники

в организованной и самостоятельной деятельности детей.

Задачи:

- способствовать закреплению умения детей решать простейшие арифметические задачи с

помощью мнемотаблиц и мнемодорожек;

- способствовать закреплению умения узнавать и называть геометрические фигуры;

- содействовать развитию речи и мыслительных операций: логического мышления, смекалки,

зрительной памяти, воображения, умения сравнивать и анализировать;

- способствовать воспитанию самостоятельности, умения понимать учебную задачу и

выполнять ее самостоятельно.

В настоящее время разработано большое количество методов и приёмов, облегчающих

запоминание.

Методы мнемотехники:

метод «крокирования» (от франц. croquis- чертеж, схема, набросок) - метод символизации

или метод рисуночного письма, когда дети рисуют кроки-схемы предметов, животных,

людей, явлений, понятий, они легко восстанавливают в памяти всё, что зарисовали.

метод, использующий образное мышление (эйдетизм)

– это своеобразная разновидность

образной памяти, заключающаяся в возможности воспроизведения яркого наглядного

образа предмета по прекращении его воздействия на органы чувств;

метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»)

то слова связываются одно с другим в

небольшой смешной рассказ (слова 1-ое со 2-м, 2-ое с 3-им и т.д., не перескакивая);

метод трансформации (превращения) - основывается на умении устанавливать причинно-

следственные связи (слова вытекают одно из другого, между ними существует что-то общее,

то, что их связывает);

метод Цицерона (увязка информации в пространстве) - воображаемое размещение образов в

конкретном месте или комнате;

метод опор (численно-буквенный метод) - дети запоминают информацию при помощи

связывания по смыслу определенных слов, звуков, цифр и т.д.

Этапы работы с мнемотаблицами:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных

символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

Использование мнемотаблиц и мнемодорожек в свободной игровой деятельности

придает математическому материалу игровые элементы и занимательность, вызывает у детей

интерес, облегчает и ускоряет процесс запоминания, формирует приемы работы с памятью и

мышлением, которые в наглядной и доступной форме помогают детям.



В раздел образования