Автор: Сердечная Марина Николаевна
Должность: учитель индивидуального обучения
Учебное заведение: ГБОУ РХ «Черногорская школа-интернат»
Населённый пункт: Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: «Использование приемов мнемотехники в формировании математических представлений у детей с интеллектуальными нарушениями»
Раздел: начальное образование
«Использование приемов мнемотехники в формировании математических
представлений у детей с интеллектуальными нарушениями»
Сердечная М.Н., учитель индивидуального обучения
ГБОУ РХ «Черногорская школа-интернат», г. Черногорск
В настоящее время формирование и развитие математических способностей – одна из
распространенных на сегодня методических проблем начального образования. Характерные
особенности развития детей с интеллектуальными нарушениями сказываются на качестве
усвоения ими математических представлений, приобретения умений и навыков. Решение
коррекционных задач требует соблюдения как дидактических условий (принципы обучения,
методы, средства), так и специальных подходов к обучению.
Особенности
формирования
математических
представлений
у
детей
с
интеллектуальными нарушениями состоит в применении принципов коррекции речевых
паталогий. Это прежде всего положение о тесной взаимосвязи развития речи и познавательных
процессов.
Поэтому актуальным становится использование таких методик, которые помогли бы
ребёнку усвоить способы познания мира, способы получения и обработки информации. Важно
развить общие способности ребёнка, его интеллект, внимание, память. В этом случае приходит
на помощь методика - мнемотехника, уже давно вошедшая в практику работы педагогов.
Мнемотехника - это искусство запоминания. Названа методика по имени древнегреческой
богини памяти Мнемозины - матери девяти муз. Именно мнемотехника как методика, решает
задачи развития интеллектуальных способностей ребёнка.
Цель: создание условий для формирования и развития у детей с интеллектуальными
нарушениями простейших логических структур мышления и математических представлений,
создание условий для усвоения и закрепления знаний детей через использование мнемотехники
в организованной и самостоятельной деятельности детей.
Задачи:
- способствовать закреплению умения детей решать простейшие арифметические задачи с
помощью мнемотаблиц и мнемодорожек;
- способствовать закреплению умения узнавать и называть геометрические фигуры;
- содействовать развитию речи и мыслительных операций: логического мышления, смекалки,
зрительной памяти, воображения, умения сравнивать и анализировать;
- способствовать воспитанию самостоятельности, умения понимать учебную задачу и
выполнять ее самостоятельно.
В настоящее время разработано большое количество методов и приёмов, облегчающих
запоминание.
Методы мнемотехники:
метод «крокирования» (от франц. croquis- чертеж, схема, набросок) - метод символизации
или метод рисуночного письма, когда дети рисуют кроки-схемы предметов, животных,
людей, явлений, понятий, они легко восстанавливают в памяти всё, что зарисовали.
метод, использующий образное мышление (эйдетизм)
– это своеобразная разновидность
образной памяти, заключающаяся в возможности воспроизведения яркого наглядного
образа предмета по прекращении его воздействия на органы чувств;
метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»)
то слова связываются одно с другим в
небольшой смешной рассказ (слова 1-ое со 2-м, 2-ое с 3-им и т.д., не перескакивая);
метод трансформации (превращения) - основывается на умении устанавливать причинно-
следственные связи (слова вытекают одно из другого, между ними существует что-то общее,
то, что их связывает);
метод Цицерона (увязка информации в пространстве) - воображаемое размещение образов в
конкретном месте или комнате;
метод опор (численно-буквенный метод) - дети запоминают информацию при помощи
связывания по смыслу определенных слов, звуков, цифр и т.д.
Этапы работы с мнемотаблицами:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных
символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.
Использование мнемотаблиц и мнемодорожек в свободной игровой деятельности
придает математическому материалу игровые элементы и занимательность, вызывает у детей
интерес, облегчает и ускоряет процесс запоминания, формирует приемы работы с памятью и
мышлением, которые в наглядной и доступной форме помогают детям.